Презентация на тему "борьба за существование и естественный отбор". Урок биологии на тему "борьба за существование и естественный отбор" Конспект борьба за существование и естественный отбор

Цель урока:

    сформировать представление о борьбе за существование и ее формах;

    научить учащихся правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом;

    воспитывать умение работать в коллективе.

Задачи урока:

    Образовательная : изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.

    Развивающая : развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

    Воспитательная : воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения : проблемный метод изложения материала урока, применение ИКТ, словесный.

Форма организации учебной деятельности : групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник автора А.А.Каменского, В.В.Пасечника п.7.4, таблицы "Форма борьбы за существование", Естественный отбор".дополнительная литература, Интернет.

Ход урока

    Оргмомент

Добрый день, ребята!

II . Актуализация. В чем состоит заслуга Чарльза Дарвина?

Состоит в том, что он раскрыл главные движущие силы эволюции. Он объяснил изменение организмов действием законов природы, без вмешательства сверхъестественных сил. В основу своего объяснения эволюции Ч. Дарвин положил три главных фактора:

    изменчивость организмов;

    борьба за существование;

    естественный отбор.

Считаете ли вы верными эти утверждения? Запишите на карточках (верно или неверно)

    Животные становятся агрессивными из-за нехватки пищи.

    Идет борьба за спаривание внутри вида особей.

    Идет борьба между видами животных за место в популяции.

Ребята! Обратите внимание на экран. После просмотра видеоролика, вы должны ответить на вопрос.

Проблема урока.

В чем причина возникновения борьбы за существование?

Ответы учащихся

    несоответствие между численностью особей в популяции и имеющимися в наличии жизненными ресурсами приводит к борьбе за существование

    чем лучше приспособлен организм к условиям жизни, тем больше у него шансов выжить и оставить потомство

Все живые существа способны производить большее количество потомков, чем их может выжить в реальных условиях.

Например, аскарида продуцирует в сутки до 200 тыс. яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, серая крыса приносит 5 пометов в год (в среднем 8 крысят), одно растение осота дает до 19 тыс. семян, а белена - более 400 тыс.

Почему не наблюдается безудержного роста численности живых организмов?

Плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование.

Ребята! Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема урока: Борьба за существование.

III . Объяснение нового материала

1. Борьба за существование это многообразные взаимоотношения организмов друг с другом и условиями окружающей среды.

1. Дарвин различал 3 формы борьбы за существование:

    внутривидовая

    межвидовая

    борьба с неблагоприятными условиями

    Внутривидовая борьба – это борьба между особями одного вида . Наиболее напряженная. Обостряется при повышении плотности популяции, например у птиц чаек, буревестников.

    Межвидовая борьба – это борьба за существование между организмами, принадлежащими к разным видам (серые и черные крысы, европейская пчела).

    Борьба с неблагоприятными условиями (абиотические факторы) – это выживание тех или иных организмов в изменяющихся условиях среды (температура, влажность, соленость, освещенность, состав воз духа, почвы, воды и др.). Нехватка пищи заставляет окуня переходить на питание собственной молодью.

Задание. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа

Внутривидовая

Это борьба между особями одного вида. Протекает наиболее остро. Организмы конкурируют за ограниченные ресурсы: пищевые, территориальные, борьбы между самцами за оплодотворение самки.

Состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса; при обилии птенцов у некоторых видов птиц более сильные выталкивают из гнезд более слабых и т.д.

Межвидовая

Происходит между особями разных видов. Организмы конкурируют за пищевые и территориальные ресурсы. Это может быть конкуренция или использование одного вида другим.

Конкуренция за пищу между гепардами и гиенами;

Выселение серой крысой черной крысы из ее местообитаний;

Отношения хищник-жертва (волк-косуля, судак-уклея и др.)

Борьба с неблагоприятными физическими условиями

Может усиливать или ослаблять внутри- и межвидовую борьбу. Появляется конкуренция за факторы неживой природы. Наследственная изменчивость, повышающая приспособленность вида к факторам окружающей среды, приводит к биологическому прогрессу.

Борьба с засухой у растений – снижение интенсивности транспирации;

Борьба с холодом – накопление подкожного жира у тюленей и моржей.

3. Закрепление : определение соответствия рисунков по видам формы борьбы за существования.

4. Итог урока: отвечаем на проблему урока: в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов! Мы ответили на вопрос урока?

Оценки за урок.

5. Домашнее задание: 7.4, подготовить ответы на вопросы, стр.206

1. Название синквейна.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Фраза на тему синквейна.

5. Существительное.

Синквейн.

1. Борьба за существование.

2. Жесткая, беспощадная.

3. Борются, погибают, выживают.

4. Многообразие видов.

5. Жизнь.

Конспект по теме «Движущие силы эволюции. Борьба за существование и естественный отбор»

План

    Борьба за существование.

    Формы борьбы за существование

    Естественный отбор - ведущая движущая сила эволюции.

    Формы естественного отбора.

    Творческая роль естественного отбора.

    Половой отбор.

    Борьба за существование.

Борьба за существование - один из факторов эволю­ции и одно из основных понятий в теории эволюции Ч. Дарвина.

Борьба за существование - вся совокупность отноше­ний между особями и различными факторами внешней среды. Эти отношения определяют успех или неуспех данной особи в борьбе за существование.

По Дарвину, борьба за существование - есть резуль­тат, с одной стороны, тенденции к безграничному раз­множению, а с другой, - ограниченности природных ре­сурсов, то есть несоответствие интенсивности размноже­ния и средств жизни приводит к борьбе за существование.

Приведем примеры большой плодовитости видов:

Холерная бацилла за сутки может дать потомство массой 100 т;

Потомство пары птиц величиной с воробья при продолжительности жизни 4 года может покрыть весь земной шар за 35 лет;

Потомство одного одуванчика за 10 лет может по­крыть пространство в 15 раз большее суши земного шара (пример К. А. Тимирязева);

Потомство пары мух съест мертвую лошадь так же скоро, как лев (пример К. Линнея) и др.

Плодовитость вида тем выше, чем выше вероятность истребления потомства.

Потенциал размножения велик, но численность взрос­лых особей вида постоянна. Почему? Потому что боль­шая часть особей погибает, не дожив до возраста половозрелости в борьбе за средства жизни.

Что значит выражение: «Особь достигла успеха в борьбе за существование?». Высшая награда в этом соревнова­нии - оставление потомства, передача генов следующим поколениям, а не только сохранение жизни. Неуспех в борьбе - не всегда гибель данной особи, а чаще неуча­стие в размножении. Следствием борьбы за существова­ние является естественный отбор.

Ч. Дарвин выделял три формы борьбы за существова­ние: внутривидовую, межвидовую, борьбу с неблагопри­ятными условиями среды.

    Формы борьбы за существование

    Внутривидовая – самая жёсткая и острая, т. к. все особи одного вида нуждаются в одних и тех же и к тому же ограниченных ресурсах : пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения.

Вывод: форма этой борьбы обусловливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию.

Пример: Популяция одуванчика.

    Межвидовая – протекает остро, если виды относятся к одному роду и нуждаются в одинаковых условиям существования.

Пример: Серая крыса крупнее и агрессивнее, вытеснила черную крысу в поселениях человека.

Межвидовая борьба включает отношения типа:

хищник →жертва

растение →травоядное животное

Вывод: форма этой борьбы приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Так же она усиливает и обостряет внутривидовую борьбу.

    Борьба с неблагоприятными условиями среды также усиливает внутривидовое состязание, т. к. особи одного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и т. д.

Вывод: Победители – наиболее приспособленные особи (с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами). Если биологические особенности передадутся по наследству, то при этом будут совершенствоваться видовые приспособления к среде обитания.

NB ! Задание №1

Характеристика форм борьбы за существование.

Форма борьбы

Результат борьбы

Примеры из царства животных

Примеры из царства растений

Внутривидовая

Межвидовая

С условиями среды

    Естественный отбор - ведущая движущая сила эволюции .

Рассмотренные нами факторы эволюционного процесса носят ненаправленный, во многом случайный характер. Единственным фактором, имеющим направленный харак­тер, является естественный отбор. Он является следствием разнообразных типов взаимоотношений живых существ между собой и с условиями среды, то есть следствием борь­бы за существование. Что же такое естественный отбор?

Естественный отбор - процесс, в результате которого преимущественно выживают и оставляют потомство наибо­лее приспособленные особи каждого вида и погибают менее приспособленные.

Характеристики отбора:

Необходимая предпосылка - наследственная измен­чивость;

Характер - направленный, он всегда направлен в сторону большей приспособленности к условиям среды обитания;

Фактор отбора - природная среда со своими усло­виями;

Генетическая сущность - заключается в неслучай­ном сохранении в популяции определенных геноти­пов и избирательном участии их в передаче генов следующему поколению;

Результат - преобразование генофонда популяции, формирование приспособленностей;

Следствие - увеличение разнообразия форм орга­низмов; последовательное усложнение организации в ходе прогрессивной эволюции; вымирание менее приспособленных видов.

Таким образом, естественный отбор способен целе­направленно из поколения в поколение отбирать особей, приспособленных в большей степени к условиям среды обитания.

Дарвиновская концепция естественного отбора полу­чила дальнейшее развитие в работах С. С. Четверикова, И. И. Шмальгаузена, Р. Фишера, С. Райта, Ф. Г. Добржанского и др.

Естественный отбор достаточно полно обнаруживает­ся лишь в достаточно больших популяциях, так как по мере сокращения численности возрастает роль случай­ных факторов.

    Формы естественного отбора.

Естественный отбор в природе действует в различных направлениях и соответственно приводит к различным результатам. Поэтому принято различать несколько форм естественного отбора. Дадим их характеристику.

Движущий (направленный, ведущий) отбор - форма отбора, благоприятствующая лишь одному направлению изменчивости и не благоприятствующая всем остальным ее вариантам.

Под контролем движущего отбора генофонд популяции изменяется как целое, то есть не происходит обособления дочерних форм (дивергенции). В результате движущего отбора в генофонде популяции накапливаются и распространяются мутации, обеспечивающие изменение фенотипа в данном направлении. В популяции под дей­ствием движущего отбора от поколения к поколению про­исходит изменение признака в определенном направлении.

Приведем примеры действия движущего отбора. Напри­мер, увеличение размеров тела у лошади (вспомните фило­генетический ряд лошади), уменьшение размеров тела сло­нов на островах Средиземного моря, индустриальный меланизм (потемнение покровов тела животных в промыш­ленных центрах), выработка у насекомых устойчивости к ядохимикатам и др.


Стабилизирующий отбор - наблюдается при длитель­ном сохранении постоянных условий внешней среды.

Ста­билизирующий отбор благоприятствует сохранению в популяции оптимального в данных условиях фенотипа, который становится преобладающим и действующим про­тив проявления фенотипической изменчивости. При этом популяция остается фенотипически однородной, но ее гено­фонд может меняться на основе появления мутаций с тем же значением средней, но с более узкой нормой реакции. Примерами стабилизирующего отбора являются сохране­ние у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка, так как цветки должны соответствовать размерам тела насекомого-опылителя, или сохранение реликтовых видов (гаттерия, латимерия, гинкго и др.) Таким образом, стабилизирующий отбор стоит на страже постоянства ви­дов, обеспечивая их фенотипическую неизменность.



Дизруптивный (от лат. disruptus - разорванный), раз­рывающий отбор - имеет место, когда в различных час­тях ареала данного вида, или популяции, действуют раз­личные условия среды обитания. Данная форма отбора благоприятствует двум или нескольким направлениям из­менчивости (классам фенотипов), но не благоприятствует среднему (промежуточному) фенотипу. При действии раз­рывающего отбора внутри популяции обычно возникает полиморфизм - несколько отчетливо различающихся фенотипических форм. Действие дизруптивного отбора внут­ри вида приводит к изоляции популяций друг от друга, вплоть до обособления их в качестве новых видов. Иног­да дизруптивный отбор рассматривают как частный слу­чай движущего отбора, так как он, в отличие от стабили­зирующего отбора, приводит к изменению фенотипического облика популяции.

Движущий и стабилизирующий отбор действуют в средних по размерам популяциях, а дизруптивный от­бор - в обширных популяциях или ареалах. Движущий и стабилизирующий отбор тесно связаны друг с другом и часто сменяют друг друга.

Например, на океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых, оказывающих сопротивление ветру, и у организмов, с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями, переходящих к ползающему образу жизни.



    Творческая роль естественного отбора.

Критики дарвинизма приписывали отбору роль «сита» или «могильщика», устраняющего или сортирующего имеющиеся в популяциях изменения. Такой результат действия отбора в природе действительно существует. Но отбор не только (!) устраняет менее приспособленных, но и определяет:

направление эволюции;

темпы эволюции.

Один и тот же материал, поставляемый мутациями, волнами жизни и другими факторами эволюции в зависи­мости от направления отбора, может привести к различ­ным результатам. Действуя неограниченное время (мил­лионы и миллиарды лет), естественный отбор вместе с другими эволюционными: факторами, дрейфом генов и изоляцией создал все огромное многообразие видов в живой природе, приспособленных к жизни. В этом про­является творческая роль естественного отбора.

Обстоятельства, благоприятствующие естественному отбору:

Высокая частота проявления неопределённых наследственных изменений

Многочисленность особей вида, повышающая вероятность полезных изменений

Неродственное скрещивание, увеличивающее размах изменчивости в потомстве

Изоляция группы особей, препятствующая их скрещиванию с остальной массой организмов данной популяции

Широкое распространение вида.

6. Половой отбор.

Половой отбор - форма естественного отбора у неко­торых видов животных, основанная на соперничестве од­ного пола за спаривание с особями другого пола.

За счет полового отбора появился половой диморфизм и развились вторичные половые признаки (яркое оперение, разветвленные рога и т. д.). Эти признаки могут быть вредны и для особи, и для вида (например, тяжелые разветвленные рога у оленей, тяжелый яркий хвост у неко­торых птиц). Почему же тог­да отбор сохраняет, а часто и усугубляет эти признаки?



NB ! Задание №2 Пользуясь учебником и другими информационными ресурсами, заполните таблицу в рабочей тетради.

Сравнение искусственного и естественного отбора

Показатели

Искусственный отбор

Естественный отбор

Исходный материал для отбора

Путь благоприятных изменений

Путь неблагоприятных изменений

Характер действия

Результат отбора

Формы отбора

Воспитательные:

« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

  1. Автор первой эволюционной теории. (Ж.Б. Ламарк)

Биологический прогресс

Биологический регресс

  1. Увеличение численности особей
  2. Эволюционная неудача
  3. Эволюционный успех
  4. Вымирание
  5. Увеличение численности видов
  6. Сокращение численности видов
  7. Сокращение численности особей
  8. Сужение занимаемого ареала

Конкурс №3 «Капитанский»

Запись в тетради - под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II . Изучение нового материала:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами).

Конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу

2.Межвидовая борьба - существует между особями разных видов.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная - без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами - взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах - наводнение, ранние заморозки, пожары и др.

4.Итог урока.

5.Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Борьба за существование, ее причины и виды"»

КГУ «Мостикская средняя школа»

Урок биологии на тему:

«Борьба за существование, ее причины и виды»

(9 класс)

Учитель биологии: Голяшова Е.В.

2015-2016 учебный год

Тема урока: Борьба за существование, ее причины и виды.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Изучение причин борьбы за существование и ее видов.

Задачи:

Образовательные:

    изучить борьбу за существование, как одно из главных причин эволюции

    выявить причины борьбы за существование

    сформировать понятие о видах борьбы за существ

Развивающие:

    развить познавательный интерес учащихся

    развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении

    развивать эмоции учащихся (ситуация удивления)

    развивать инициативу, уверенность в своих силах

    развивать свои умения применять на практике

Воспитательные:

    воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям

Методы: Словесно-иллюстративный, демонстрационный

Формы: групповая, индивидуальная, игровая

« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

    Движущая сила эволюции, делающая особей одного вида разнообразными и поставляющая материал для отбора. (изменчивость)

    Ученый, который ввел в систему двойные латинские названия, используемые до сих пор. (К. Линней)

    Учёный, первым верно указавший на роль окружающей среды, определяющей эволюционные изменения организмов. (Ж.Б. Ламарк)

    Процесс постепенного совершенствования живых организмов в течение длительного времени. (эволюция)

    Увеличение численности особей, расширение ареала, эволюционный успех можно назвать (биологический прогресс)

    Учёный, предполагавший, что все полезные изменения, приобретенные в ходе тренировок, передаются по наследству.(Ж.Б. Ламарк)

    Уменьшение численности особей и видов, сужение ареала, эволюционная неудача называются (биологический регресс)

    Свойство организмов походить на своих предков и передавать некоторые признаки потомству.(наследственность)

    Процесс в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями. (естественный отбор)

Установите соответствие между эволюционными понятиями и их определениями.

    Увеличение численности особей

    Расселение на обширных территориях

    Эволюционная неудача

    Эволюционный успех

    Вымирание

    Увеличение численности видов

    Сокращение численности видов

    Сокращение численности особей

    Сужение занимаемого ареала

Даны факты, иллюстрирующие одно из свойств, присущих живому.

Распределите их соответственно.

Конкурс №3 «Капитанский»

    Общее свойство организмов производить потомство больше, чем способно выжить в данных конкретных условиях называют (избыточная численность)

    К чему приводит избыточная численность? (к конкуренции между особями)

    А к чему приводит борьба за существование? (к выживанию тех, кто лучше приспособлен к окружающей среде)

    Дайте определение борьбы за существование.(это совокупность многообразных сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой)

Что служит причиной возникновения борьбы за существование и какие виды борьбы за существование существуют, выясним сегодня на уроке.

Для начала сформулируйте мне ответ, как вы понимаете смысл словосочетания «борьба за существования». (ответы учащихся)

Запись в тетради – под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II . Изучение нового материала:

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: Ещё Чарльз Дарвин считал, что борьба за существование является следствием двух взаимоисключающих причин:

    Неограниченной способности живых организмов к размножению.

    Ограниченности природных ресурсов.

Говоря о борьбе за существование можно выделить три формы борьбы за существование:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами) .

Рассмотрим более подробно каждую форму

1.Внутривидовая борьба протекает между особями одного вида. Примером такой борьбы могут служить брачные турниры оленей, волков, птиц и др. животных.


конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу

Внутривидовая борьба-самая острая форма, в ходе которой погибает больше всего особей.

Вопрос: каковы причины внутривидовой борьбы? (конкуренция за пищу, за внимание самки, за территорию) т.е. особи нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах.

Два зайца удирают от волка. Один из них другому говорит:

-«На что ты надеешься? Тебе все равно не удастся бежать быстрее волка»

-«А мне не нужно бежать быстрее волка, мне нужно бежать быстрее, чем ты: тогда волку достанешься ты, а не я» - отвечает другой.

Зайцы соревнуются в скорости бега не с волками, а друг с другом.

Волк, который гонится за зайцем, соревнуется не с ним, а с другим волком, который в другом лесу гонится за другим зайцем.

Именно на внутривидовом уровне реализуется межвидовая борьба!

2.Межвидовая борьба – существует между особями разных видов.

Вспомним мультфильм «Ну, погоди», между волком и зайцем так же идет межвидовая борьба.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная – без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами – взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах – наводнение, ранние заморозки, пожары и др.

4.Итог урока. Мы рассмотрели различные формы борьбы за существования. Подведите итог, сделайте вывод, к чему мы пришли?

В ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство особи, лучше приспособленные к условиям окружающей среды. Борьба за существование приводит в естественному отбору.

5.Домашнее задание п.26. Ответить устно на вопросы под буквой В стр. 121

Конспект урока

«Борьба за существование и естественный отбор»

(урок с использованием ИКТ). Учитель: Воробьёв Д.С.
Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина; познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора.

Задачи


  1. Образовательная: Сформировать систему знаний о борьбе за существование и естественном отборе и их роли в эволюции.
2. Развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации; оформлять работу в виде схемы-конспекта; публично защищать результаты творческой деятельности;

3. воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;

4. дидактическая: создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: урок применения знаний и умений, коллективные формы работы

Методы обучения : репродуктивный, частично поисковый.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование : персональный компьютер с диапроекто­ром; таблица «Борьба за существование», гербарные экземпляры рас­тений, коллекция насекомых, мультимедийная презентация


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Проверка знаний.

1.Тестирование.

1) Элементарная единица эволюции - это:

а) популяция; б) особь; в) вид; г) биоценоз.

Ответ: а).

2) Элементарный эволюционный материал поставляют:

а) мутации; б) модификации; в) популяционные волны; г) отбор.

Ответ: а).

а) естественного отбора; б) изоляции;

в) миграции; г) мутаций.

Ответ: а).

4) Дрейф генов - это:

а) увеличение численности особей;

6) случайные изменения концентрации генов в популяции;

в) миграции особей из популяции в популяцию;

г) свободное скрещивание между особями в популяции.

Ответ: б).

6) Генетическое равновесие в популяции - это:

а) постоянство численности всех особей популяции;

б) постоянство частот встречаемости различных аллелей;

в) равная численность самок и самцов;

г) баланс рождаемости и смертности в популяции.

Ответ: б).

7) Резкие колебания численности популяций:

а) не влияют на частоту аллелей в генофонде популяции;

б) изменяют генофонд популяции;

в) всегда приводят к потере доминантных аллелей;

г) как правило, связаны с утратой рецессивных аллелей.

Ответ: б).

2. Письменный ответ по карточке. Задание.

Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В разных популяциях одного вида частота мутантных ге­нов одинакова (неодинакова).

2.. И близко расположенные, и отдаленные популяции одного вида не отличаются друг от друга (могут значительно отли­чаться друг от друга).

4. Это объясняется тем, что в популяциях одного вида про­исходят только направленные изменения генофонда (не только направленные, но и ненаправленные, случайные изменения частоты генов).

5. При миграции животных и растений генофонд вновь образованной популяции гораздо больше (меньше) генофонда родительской популяции.

3.Письменный ответ у доски. Задание.

Составьте схему «Причины, нарушающие генетическое рав­новесие в популяциях».


Дифференцированное задание

Уровень А – 1 задание

Уровень В – 2 задание

Уровень С – 3 задание

(индивидуальная, дифференцированная работа)


II. Изучение нового материала

  1. Актуализация знаний на основе повторения о движущих силах эволюции (слайд 1,2)

  2. Постановка целей и задач урока (слайд 3)

  3. Знакомство с формами борьбы за существование
(Слайд 4)

Работа в 3-х группах по разделам (КСО)

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями

Приложение 1,

параграф 57с 206-207

Поиск информации 1.диск «Общая биология 11 класс» Кирилл и Мефодий

2. «Экология 10-11»


III. Закрепление и применение знаний.

Систематизация знаний,полученных учащимися.Приложение 2. Слайды 5-11


Отчеты групп о проделанной работе. Заполнение таблицы- приложение 2

IV. Изучение нового материала

1. Выполнение заданий по группам.

1-я группа знакомится с текстом на с. 233-236 учебника и определяет признаки движущего отбора.

2-я группа знакомится с текстом на с. 236-237 учебника и определяет признаки стабилизирующего отбора.

3-я группа работает с материалом дополнительной литературы (см. список литературы к уроку) и определяет признаки дизруптивного отбора (слайды 12- 17)


Коллективная творческая работа с учетом способностей учащихся

V.Закрепление материала

Заполнить и объяснить


Признаки

Движущий отбор

Стабилизиру

ющий отбор


Дизруп

тивный отбор


Автор

Условия действия

Направленность

Результат действия

Примеры

защитить свою часть схемы-
конспекта на доске или компьютере

VI . Рефлексия усвоения материала.

1.Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

а) плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

б) плодами питаются многие птицы;

в) всходами питаются травоядные животные;

г) топчут люди, автомашины, тракторы;

д.) мешают другие более высокие растения;

е) одуванчики вытесняют друг друга;

ж) семена погибают в пустынях, на скалах;

З.) семена погибают и в средней полосе, если они упадут
в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;

и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.

Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая: ...; межвидовая: ...; борьба с неблагоприятными условиями среды: ...).

2. Определение форм естественного отбора.

Определите, к какой форме естественного отбора можно отнести данные примеры:


  • появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов (движущая);

  • формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки (дизруптивная);

  • соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя (стабилизирующая);

  • кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет (стабилизирующая);

  • возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов (движущая);

  • на океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями (дизруптвная).

Работа с тестом. Проверка результатов.

VII . Домашнее задание: параграф 57, 58 вопросы с.207 №1-3-репродуктивный уровень.

Продвинутый уровень- На основании ваших собственных наблюдений подготовьте примеры, дающие описание борьбы за существование между организмами: а) одного вида; б) разных видов.


Учащиеся записывают домашнее задание в соответствии со своими способностями.

VIII. Оценивание и подведение итогов урока. Достигли ли поставленных целей и задач? Какие затруднения встретились? Самооценка.

Приложение 3


самооценка

Приложение 1

Ч. Дарвин впервые пришел к мысли о том, что движущая сила всего эволюционного процесса есть результат взаимодействия организмов между собой и с внешней средой.

Ч. Дарвин обратил внимание на то, что всем живым организмам присуща способность практически «безграничного» размножения. В качестве иллюстрации он рассматривал пример с размножением слона - одного из наиболее медленно размножающихся животных. Даже в этом случае от одной пары слонов при обычном темпе размножения через 740-750 лет должно появиться около 19 млн животных.

В подавляющем большинстве случаев темп размножения организмов много выше. Например, потомство, которое потенциально способна произвести за лето одна дафния, достигает астрономической величины - более 10 млн особей, что превосходит массу Земли.

Вместе с тем неограниченного роста численности организмов в природе не наблюдается. В чем причина такого явления? Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков. Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида.

Белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок, и только незначительная часть из них проходит полный цикл развития и достигает зрелого возраста. То же относится и к

растениям.

По Дарвину, несоответствие между возможностью беспредельного размножения видов и ограниченностью ресурсов -главная причина борьбы за существование. Гибель потомков происходит по разным причинам. Иногда она может носить случайный характер (лесной пожар, наводнение, вмешательство

человека).

Однако, как правило, гибель избирательна. Не следует думать, что организм с неблагоприятными признаками непременно должен остаться без потомства или погибнуть. Просто существует большая вероятность того, что именно этот организм оставит меньше потомков либо погибнет. Следовательно, с большой вероятностью выживают и эффективнее размножаются организмы, обладающие набором свойств, который сообщает им наибольшую приспособленность к условиям обитания.

2. Формы борьбы за существование.

Дарвин различал три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы.

Ч. Дарвин указывал, что борьба за жизнь особенно упорная между организмами в пределах одного вида, и обосновывал свое утверждение тем, что они обладают сходными признаками и испытывают одинаковые потребности. Яркий пример внутривидовой борьбы - состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса. Самые высокие деревья своими широко раскинутыми кронами перехватывают основную массу солнечных лучей, а их мощная корневая система поглощает из почвы растворенные питательные вещества в ущерб более слабым соседям. Внутривидовая борьба обостряется при повышении плотности популяций. При обилии птенцов у некоторых видов птиц (многие виды чаек, буревестников) более сильные выталкивают из гнезда более слабых, обрекая их на гибель от хищников или голода.

Под межвидовой борьбой следует понимать конкуренцию особей разных видов. Особой остроты межвидовая борьба достигает в тех случаях, когда противоборствуют виды, обитающие в сходных экологических условиях и использующие одинаковые источники питания.

В результате межвидовой конкуренции происходит либо вытеснение одного из противоборствующих видов, либо приспособление видов к разным условиям в пределах одного ареала, либо их территориальное разобщение. Например, серая и черная крысы - разные виды одного рода. В поселениях человека в Европе серая крыса совершенно вытеснила черную крысу, которая теперь встречается в лесных районах и пустынях. Серая крыса крупнее, лучше плавает и, главное, агрессивнее, вследствие чего в схватках с черной одерживает верх.

В лесу под защитой светолюбивых пород - сосны, березы, осины - сначала хорошо развиваются всходы ели, которые вымерзают на открытых участках, но потом по мере смыкания крон молодых елей всходы светолюбивых пород гибнут.

Межвидовая борьба за существование включает одностороннее использование одного вида другим, так называемые отношения типа «хищник - жертва» (рыбы, поедающие планктон).

Примеры борьбы за существование не сводятся к борьбе в прямом смысле. Так, формой борьбы за существование являются и благоприятствование одного вида другому без ущерба для себя (птицы и млекопитающие распространяют плоды и семена), взаимное благоприятствование разных видов друг другу (цветки и их опылители).

В лесу наблюдается и польза от совместного произрастания растений. Здесь по сравнению с открытыми местами создается свой тепловой, водный и воздушный режим: менее резкие колебания температуры, более высокая относительная влажность, - под пологом деревьев верхних ярусов произрастают теневыносливые кустарники, травы, мхи, напочвенные водоросли.

Третья форма борьбы за существование - борьба с неблаго­приятными внешними условиями. Факторы неживой природы оказывают непосредственное влияние на эволюцию живого. Про растения в пустыне говорят, что они «борются с засухой», имея в виду развитие у них многочисленных приспособлений, способствующих добыванию воды и питательных веществ из почвы (особая корневая система) или снижению интенсивности транспирации (особое строение листьев).

Условия неорганического мира оказывают значительное влияние на эволюцию организмов не только сами по себе, их влияние может усиливать или ослаблять изнутри и межвидовые отношения. При недостатке территории, тепла или света внутривидовая борьба обостряется и, наоборот, при избытке необходимых для жизни ресурсов ослабевает.

Приложение 2

Сравнительная характеристика форм борьбы за существование

Приложение 3

Приложение 4 Опорный конспект(так выглядит конспект после презентации:


Признаки

Движущий отбор

Стабилизирующий отбор

Дизруптивный отбор

Автор

Ч. Дарвин

И.И. Шмальгаузен

Несколько авторов

Условия действия

Постепенное и нерезкое изменение условий существования организмов

В неизменных постоянных условиях существования

При резких изменяющихся условиях существования

Направлен­ность

Схемы действия форм естественного отбора

На популяционных кривых элиминированные формы (устранение)


В пользу особей, имеющих отклонения от средней нормы

против особей с возникающими краткими отклонениями от средней нормы

против особей со средними значениями признака

Результат действия

возникновение новой средней нормы признака

сохранение и поддержание значения средней нормы признака

формирование новых средних норм вместо одной

Примеры

- индустриаль­ный механизм;

Устойчивость
насекомых

к ядохимикатам; -микроорга­низмы и анти­биотики


- синдром Дауна;

Устойчивые
размеры цветка
и насекомоядных;

Реликтовые
формы


- полиморфизм;

Раннецветущие
и поздноцветущие растения;

Быстрорастущие
и медленнора­стущие растения


Литература:

1.Каменский А.А.. Общая биология: учебник для 10-11 классов. Дрофа 2009 г

2.Высоцкая, Л. В. Общая биология: учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии /Л. В. Высоцкая, С. М. Гла­голев, А. О. Рувинский и др. - М: Просвещение, 2001. - С. 265-266.

3.Грин, Н. Биология: в 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор; под ред. Р. Сопера. - М: Мир, 1990. - С. 290.

4.Сивоглазов, В. И. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. -М.: Дрофа, 2005.

План - конспект урока

Борьба за существование. Естественный отбор и его формы.

(урок с использованием ИКТ). Учитель: Дрокова Л.В.

Цель урока:

Задачи:

Образовательная: познакомить с формами борьбы за существование и формами естественного отбора, выяснить их роль в эволюции.

Развивающая: продолжить формирование понятий о движущих силах эволюции, составлять схемы.

Воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Тип урока: урок комбинированный

Методы обучения : рассказ, беседа

Оборудование : компьютер с диапроекто­ром; учебник, мультимедийная презентация

Тема урока: Борьба за существование. Естественный отбор и его формы. (Слайд 1)

Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о двух взаимосвязанных процессах.

Оборудование : компьютер, проектор, презентация

Эпиграф:

В борьбе стихий, в развитье
постепенном
Все существа, все формы
создались
И жизнью могучею зажглись!
Э.Дарвин

План урока (Слайд 2)

    Оргмомент

    Проверка домашнего задания.

    Изучение нового материала

Борьба за существование.

Естественный отбор.

    Закрепление.

    Домашнее задание

    Рефлексия.

    Что такое изменчивость и какие ее формы выделил Дарвин?

    В чем особенности модификационной изменчивости?

    Какие виды наследственной изменчивости вы знаете? Каково их значение?

II I . Изучение нового материала.

Актуализация знаний. (слайд 4-6)

Кто не наблюдал, как летят по ветру, подвешенные на парашютиках семянки одуванчика? Задумайтесь, что случилось бы, если каждое семя одуванчика проросло и дало потомство? И так продолжалось бы много лет? Подсчитано, что уже за 10 лет потомство только одного одуванчика покрыло бы нашу планету сплошным слоем толщиной 20 см. Но есть растения, приносящие ещё больше семян. Так, в коробочке мака насчитывается до 3000 семян, а таких коробочек на одном растении бывает до десяти. Нетрудно подсчитать, сколько семян рассеивает только одно растение мака ежегодно.

Плодовиты и многие животные. Осётр живет около 50 лет. Каждый год он мечет почти 300 тыс. икринок, выметывая за свою жизнь более 15 млн. Если ни одна икринка не пропадет, то потомство одной самки осетра достаточно, чтобы заселить все наши реки. Пара слонов – одного из менее плодовитых животных, - дающая за весь период не более 6 детенышей, за 750 лет потенциально может дать потомство, исчисляющееся в 19 млн. особей. Но ни слоны, ни одуванчики не заполняют собой весь земной шар.

Как вы думаете, почему? Это происходит потому, что далеко не каждый организм доживает до половозрелого возраста: большинство особей погибает из-за недостатка места, пищи, влаги, света и других причин. Противоречие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью средств жизни неизбежно приводит к борьбе за существование. Результатом борьбы за существование является естественный отбор. (слайд 7)

Название темы, запись её в тетрадь.

Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о двух взаимосвязанных процессах. (слайд 8)

Изучение нового материала

Под выражением “борьба за существование” Ч. Дарвин понимал сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой. Наградой в такой борьбе являются жизнь и возможность её продолжения в череде последующих поколений. Решающее значение для эволюционных преобразований имеет интенсивность размножения и избирательная гибель особей, плохо приспособленных к меняющимся условиям окружающей среды. Не следует думать, что особь, имеющая неже­лательный признак, непременно должна погибнуть. Просто суще­ствует большая вероятность того, что она либо оставит после себя меньше потомков, либо совсем их не оставит, тогда как нормальная особь - размножится. Следовательно, выживают и размножаются всегда более приспособленные. В этом и заключен главный меха­низм естественного отбора. Избирательная гибель одних и пере­живание других индивидуумов - неразрывно связанные явления.

Именно в таком простом и на первый взгляд очевидном утверж­дении состоит гениальность дарвинской идеи естественного отбора, т.е. размножения более приспособленных особей, побеждающих в борьбе за существование.

Ч.Дарвин различал три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями (запись схемы в тетрадь).

(Слайд 9)

А) внутривидовая борьба (Слайд 10)

И меж растений царствует война. Деревья, травы – вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно А корни их, в земле неся, свой труд, За почву и за влажность спор ведут.
Э. Дарвин

Возникает вследствие того, что особи одного вида нуждаются в сходных источниках питания, которые к тому же ограничены, в сходных условиях для размножения, в одинаковых убежищах. Дарвин считал внутривидовую борьбу самой напряженной. Но в тоже время взаимоотношения особей в пределах вида не ограничиваются борьбой и соревнованием, существует также и взаимопомощь. Взаимопомощь особей, разграничение индивидуальных террито­рий - все это снижает остроту внутривидовых взаимодействий. Наиболее четко взаимопомощь проявляется в семейной и групповой организации животных, когда сильные и крупные особи защищают детенышей и самок, охраняют свою территорию и добычу, способ­ствуя успеху всей группы или семьи в целом, часто ценой своей жиз­ни. Размножение и гибель индивидуумов приобретают избиратель­ный характер через соревнование генетически разнородных особей внутри данной популяции, поэтому внутривидовая борьба - наибо­лее важная причина естественного отбора.

Б) межвидовая борьба (Слайд 11-13)

Охотнице сове средь ночи темной Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка Не посмотрев на прелесть огонька, Светляк же – ночи светоч оживленный Вползая вверх, цветок съедает томный Ч. Дарвин

Под межвидовой борьбой следует понимать борьбу особей разных видов. Особой остроты межвидовая борьба достигает в тех случаях, когда противоборствуют виды, которые живут в сходных экологических условиях и используют одинаковые источники питания. В результате межвидовой борьбы происходит либо вытеснение одного из противоборствующих видов, либо при­способление видов к разным условиям в пределах единого ареала или, наконец, их территориальное разобщение.

Злой овод в теле лошади, быка, Оленя, поселяет червяка Червь роется, грызет под теплой кожей И выросши на свет выходит божий.
Ч. Дарвин

В) борьба с неблагоприятными условиями (Слайд 14)
Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются (суточные и сезонные колебания температуры и влажности), а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности

2. Естественный отбор. ( Слайд 15)
Явление изменчивости было известно давно. Давно была известна и способность организмов размножаться в геометрической прогрессии. Но именно Ч.Дарвин сопоставил эти два явления в природе и сделал гениальный вывод: в процессе борьбы за существование выживают лишь те организмы, которые отличаются какими-то полезными в данных условиях особенностями. Следовательно, вероятность выживания неодинакова: особи, обладающие хотя бы незначительными преимуществами над остальными, имеют больше шансов выжить и оставить потомство. Процесс сохранения одних особей за счет гибели других Ч. Дарвин назвал естественным отбором.

Результатом борьбы за существование является естественный отбор . Естественный отбор - процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями

«Выражаясь метафорически, можно сказать, что естественный отбор ежедневно и ежечасно расследует по всему свету мельчайшие изменения, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно и невидимо, где бы и когда бы ни представился к тому случай, над усовершенствованием каждого органического существа в связи с условиями его жизни, органическими и неорганическими».

Ч. Дарвин (Слайд 16)

Так, чисто белый цвет меха арктического зайца на фоне снега делает его почти незаметным для лисы, песца или другого хищника. Подобная окраска помогает зверьку выжить и размножиться. Аллели генов, контролирующих цвет меха и определяющих его белый цвет, повышают приспособленность популяции в целом, поэтому их доля в генофонде должна возрастать. (слайд 17)

Естественный отбор можно наблюдать в природе, но можно получить и его экспериментальные доказательства. На опушке леса разложили на досках насекомых 200 видов. Птицы склевали лишь тех, которые не имели предостерегающей окраски.

А вот опыты по искусственной мимикрии. Птицы поедали личинок жука мучного хрущака, окрашенных безвкусной краской кармином. Часть таких личинок покрыли смесью краски с хинином или другим неприятным на вкус веществом. Натолкнувшись на этих личинок, птицы переставали клевать всех окрашенных хрущаков.

формы естественного отбора(схема в тетрадь) (Слайд 18)

А) Стабилизирующий отбор (Слайд 19-20)
Приспособленность к определенным условиям среды не означает прекращения действия отбора в популяции. Поскольку в любой популяции всегда осуществляется мутационная и комбинативная изменчивость, то постоянно возникают особи с существенно отклоняющимися от среднего значения признаками.
Стабилизирующая форма отбора , направлена в пользу установившегося в популяции среднего значения признака. При стабилизирующем отборе устраняются особи, существенно отклоняющиеся от среднего значения признаков, типичного для популяции или вида.
Наблюдаемое в любой популяции животных или растений боль­шое сходство всех особей - результат дей­ствия стабилизирующей формы естествен­ного отбора.

    Действует в постоянных условиях среды.

    Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства.

    Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

Примеры:

    Латимерия – палеозойская (девон) 570 млн. лет

    Наутилус – мезозойская (триас)

    Черепахи – триас 200 млн. лет

    Гаттерия – юрский период 165 млн. лет

    Действием этой формы естественного отбора объясняется устойчивость размеров и формы цветков у насекомоопыляемых растений.

Теорию о стабилизирующем отборе разработал И. И. Шмальгаузен.

Б) Движущий отбор (Слайд 21)
Но окружающий мир меняется и организмы, чтобы выжить тоже должны приспосабливаться к новым условиям и здесь включается в работу движущий отбор который способствует изменениям фенотипов.

    Способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой средней нормы вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям.

    Движущая форма действует при изменении условий внешней среды .

Яркий пример существования движущего отбора индустриальный меланизм (бабочка перечная пяденица):
в загрязненный районах - темные бабочки, в незагрязненной местности – светлые (Слайд 22)
- Утрата признака как результата действия движущего отбора могут служить редукция глаз у слепыша, ведущего подземный образ жизни.
- Устойчивость крыс к яду, вызывающему кровотечение. (Слайд 23)
- восприимчивость некоторых видов комаров к действию инсектицидов (ядов). Отбор помог многим видам насекомых противостоять ядам. У некоторых видов комаров, например, имеется ген, кодирующий образование фермента, который блокирует действие малых доз яда. Там, где используются инсектициды, большинство комаров погибает, выживают единицы, но способные вырабатывать соответствующий фермент с удвоенной скоростью. Они-то и дают начало новой популяции, особи которой практически невосприимчивы к яду.

3. Значение отбора. (Слайд 24) - многообразие видов;

- приспособленность организмов к условиям окружающей среды;

- постепенное усложнение и повышение уровня организации живых существ.

Накапливая полезные для популяции и вида наследственные изменения и отбрасывая вредные, естественный отбор постепенно создает новые, более совершенные и прекрасно приспособленные к среде обитания виды. Естественный отбор- главная движущая сила эволюции. (Слайд 25 )

I V . Закрепление:

Задание 1. Определите формы взаимоотношений организмов: (Слайд 26)
А) В загущенных посевах кок-сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через 20-30 суток гибнут те растения, которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений.
Б) Зерновые хлеба часто страдают от черепашки (желто-зеленый клоп). Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.

В) После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода.
Г) Обычно добычей волков являются менее быстроногие и слабые олени.

Задание 2. Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос:
Какая форма борьбы за существование представлена и почему?

(слайд 27)

V . Домашнее задание п.7.4-7.5 Заполните таблицу (Слайд 28)

Когда действует

Результат

Примеры

Литература

    А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -Дрофа, М.- 2008 - 305 стр.

    Биология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Каменского и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». В 2 частях/ Сост. Ишкина. – Волгоград: Учитель –АСТ, 2004. -96 с.

    http :// www . eorhelp . catalog / res / db 2 a 719 e -7 e 02-4 f 82-95 - bae 2-4 f 50- bd 1 e -255 dd 3 d 753 fc / view (результаты естественного отбора)

В продолжение темы:
Обогрев

При наблюдении сложных движений, например движения тела человека (ходьба, бег, прыжки и т.д.), кажется трудным или даже невозможным описать перемещение всех его точек....

Новые статьи
/
Популярные