Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политические (государственно-правовые) режимы. Формы правления и государственного устройства Политико административное устройство политический режим

Формы государства – способы организации государственной власти. Форма государства включает в себя: форму правления, территориальное устройство и политический режим.

Форма правления – способ организации высшей власти, структура высших органов в государстве и разделение властей между ними. Формы правления:

монархия (от греч. единовластие) – форма правления, при которой власть находится у одного лица (монарха) и наследуется по закону о престолонаследии. Различают четыре вида монархии: абсолютная (ничем не ограниченная власть монарха); конституционная (власть, ограниченная конституцией); дуалистическая (законодательная власть делится между монархом и парламентом); парламентская (власть монарха минимальна, законы издает парламент, исполняет их правительство). Примеры: абсолютная монархия существует в Омане. Саудовской Аравии; дуалистическая – в Иордании и Кувейте; парламентская – в Англии, Японии, Испании;

республика (от лат. власть народа) – форма правления, при которой государственная власть находится в руках народа и передается выборным путем. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная. Президентская – власть находится в руках президента, как, например, в США. Италии, Германии. В парламентской республике во главе государства находится президент (или канцлер), который делит власть с правительством, как, например, во Франции и России. При смешанной форме правления совмещаются признаки президентской и парламентской республик.

Территориальное устройство – внутренняя структура государства, его деление на части, а также взаимоотношения между государством и его частями. Выделяют три формы территориального устройства:

унитарное государство – простое объединение с централизованной территорией и единым центром управления. Пример: Германия, Франция, Чехия;

федерация – союз государств (субъектов федерации). Субъекты федерации самостоятельны, но подотчетны центру. Примером такого объединения является Российская Федерация. Виды федераций: национальная, территориальная, смешанная. Национальная – каждая нация выделяется в отдельный субъект федерации. Территориальная – деление на особые территории. Смешанная – на территории республик и краев может проживать несколько наций и народностей;

конфедерация – постоянный союз свободных государств, созданный для достижения общих целей (внешней политики, торговли). Государства-участники имеют собственную территорию, население, внутреннюю политику, законы.

Политический режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Типы политического режима: демократический – права граждан являются наивысшей ценностью, существует выборность власти, свобода слова и рыночная экономика; антидемократический – права и свободы не являются высшей ценностью, власть не выборная, нет свободы слова, командно-административная экономика.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Форма государства отвечает на вопросы о том, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Понятие формы государства охватывает:

1) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

2) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

3) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организационной и управленческой деятельности.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, т. е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме устройства все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Государственно-правовой режим (политический) представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.

2. Формы правления

Данная категория, является неотъемлемой составляющей формы государства и показывает, как образуются новые органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует о том, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения, уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации, за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским собором в Российской империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – форма правления, при которой:

1) государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;

2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

3) законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах, наиболее яркое проявление нашла в демократической Афинской республике. Здесь органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы и правительства выполняет президент.

Важно будет отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.

3. Формы государственного устройства

Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Существуют три общепризнанные формы государственного управления: унитарная, федеративная и конфедеративная (промежуточная).

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Так как основным признаком унитарного государства является целостность, то естественно следующее: единственный высший орган государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении центра и местных представительных органов.

Большая часть государств имеет унитарную форму государственного устройства. Население унитарного государства может быть как однонациональным, так и многонациональным.

Федеративное государство (федерация) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решении общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо использует и первое, и второе.

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательный, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенцию (предметы ведения).

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом.

Конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Конфедерацию можно назвать переходной формой государственного устройства. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США.

4. Политический режим

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности страны велико. Политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии.

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Профессор С. С. Алексеев выделяет следующие свойства политического режима:

1) политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят метода насилия, в государстве складывается режим реакционный антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала;

2) в каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

1) народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля над ее деятельностью;

2) вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;

3) устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);

4) решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;

5) личность лишена гарантий безопасности, человек не может и реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином. С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

При тоталитарном режиме власть переходит в руки диктатора, осуществляющего правление насильственными методами, происходит абсолютная концентрация власти законодательной и исполнительной в одном органе. Права и свободы человека никем не защищены.

При демократическом режиме высшие органы государства выступают от имени народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Права человека и гражданина гарантированы и защищены государством.

Что такое политическое устройство? Это совокупность институтов и идеологий, которые формируют политическую деятельность в обществе. При этом политическим устройством государства называют структуру власти именно в федерации, а не в унитаризме. К данному типу относятся такие страны, как РФ, США, Германия и др. Кстати, федерации также бывают разного вида и у каждой из них есть своя форма политического устройства.

Осуществление управления обществом в доисторические времена

Для того чтобы общество было управляемым, возникла необходимость в создании государственного строя, то есть политической организации общества. Как известно, государство неразрывно связано с правом, поэтому при изучении теории государства и права начинают с его происхождения. До того как возникло первое государственно-политическое устройство, человечество жило в первобытно-общинном строе. Основой для производственных отношений в таком обществе служили средства производства, а также общественная собственность. Для того чтобы из одной формации произошел переход в другую, то есть из первобытно-общинного строя - к государственному, нужно было перейти от самоуправления, которое наблюдалось в первобытном обществе, к государственному управлению. Данный процесс происходил не сразу: для этого потребовались целые столетия, при этом в некоторых исторических регионах распад первобытно-общинного строя и возникновение государства происходили в зависимости от исторических условий по-разному. Это означает, что какой-либо четкой модели нет.

“Эволюция” госстроя

В первых государствах, которые возникли на базе первобытно-общинного строя, политическое устройство стало рабовладельческим. Наряду с государственной властью, в них появилось и право - выражение воли класса, господствующего над остальными. Вслед за рабовладельческим строем возникли следующие типы государства и права: феодальный (ое) и буржуазный (ое). При этом государства, принадлежащие к одному типу, имели одинаковые формы устройства правления, политического режима. Ведь это указывает на то, как организованы право и государства, какие функции они выполняют. Ученые-политологи смогли определить, что каждому из данных типов общества были присущи как общие, так и специфические характеристики. И тем не менее формы государственно-политического устройства во всех из них включали следующие элементы:


Форма государственного правления

Под данным термином понимается организация главных органов власти в государстве. Сюда входят такие элементы, как порядок их формирования, взаимоотношения между классом властьпридержащих и управляемыми, степень вовлеченности народных масс в процесс управление государством. Кстати, формы правления могут быть самыми разнообразными. При этом нужно знать, что даже если в нескольких странах - один и тот же тип государственного устройства, политический режим в них может быть различным.

Основные формы правления

К ним относятся республика и монархия. Первая - это такая форма правления, при которой источником власти является большинство народа, а органами власти становятся члены общества, избранные народом. При монархии же государством единолично управляет монарх - король, император, царь и т. д. При этом после смерти правителя на престол поднимается его наследник. Однако и здесь не все однозначно.

Монархия может быть следующих видов:

  • абсолютная , в которой глава государства является полновластным “хозяином” как страны, так и народа, населяющего ее территорию;
  • конституционная , где монарх не является полномочным “хозяином” государства и согласует свои действия с конституцией, ограничивающей его полномочия.

Республика также бывает нескольких видов:


Государственное устройство

Это не внешняя, а внутренняя территориальная и национальная организация гос. власти (то есть происходит регуляция деления территории страны на части), а также правовое положение каждой из них и взаимоотношения между центром страны и ее составными частями. Форма же политического устройства - это элемент формы управления государством, который характеризует организацию государственно-политической власти по территориальному типу. В прошлом существовали такие формы государственного устройства, как империя и протектораты, однако в современном мире формами государственного устройства являются:

  • федерация;
  • конфедерация;
  • унитарное государство.

Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Унитарное государство

Как мы уже поняли, есть государства, которые состоят из нескольких автономных территориальных единиц, а есть единые государства. Это и есть унитарные, в которых присутствует всего лишь один субъект. В них деление на территориальные единицы - условные. Это районы, области, провинции, губернии и т. д. Примером унитарных государств являются большинство европейских стран, например Франция, Литва, Финляндия, Эстония, Армения, Норвегия, Румыния, Швеция и т.д. В унитарных государствах система законодательства одноуровневая. Страны подразделяются на АТЕ (административно-территориальные единицы), все граждане имеют только одно гражданство. По характеру взаимодействия местных и центральных органов власти унитарные государства бывают двух видов: централизованные (нет автономных образований и все территориальные части имеют одинаковый правовой статус) и децентрализованные (в их состав входят автономные образования).

Федеративное государство

Это те страны, которые образованы в результате объединения союзных государств или государственных образований, например штатов, республик, кантонов, земель и т. д. Признаками такого политического устройства, формой правления которого является федерация, являются:

  • входжение в его состав нескольких суверенных или союзных государств;
  • двухуровневая система государственных органов;
  • налогообложения - двухканальное.

Классификация федерации

Данный тип политического устройства может классифицироваться по следующим принципам:

1. По формированию субъектов. Ввиду этого они могут быть административно-территориальными, национально-государственными и смешанными.

2. По юридической основе. Исходя из этого, федерации бывают договорными и конституционными.

3. По равенству статусов. Классификация по данному признаку приводит к формированию типов симметричных и асимметричных федераций.

Конфедерация

А чем этот тип политического устройства отличается от предыдущего. Конфедерация — это не постоянный, а временный союз государств, который создается для совместного решения тех или иных политических или экономических задач. Конфедерация не имеет суверенитета, поскольку в данном случае и речи не может быть об общем центральном государственном аппарате и единой системе законодательства.

Конфедерация бывает следующих типов:

  • союз межгосударственного типа;
  • содружество;
  • сообщество.

Политический режим

В данной статье также хочется затронуть еще один очень важный пункт - режимы политического устройства. Давайте разберемся, что это такое. Политическим режимом является система приемов, методов и средств, которые помогают осуществлению политической власти. Какими они могут быть? Типами политрежима являются демократический и антидемократический. В данном контексте государство бывает правовым, авторитарным и тоталитарным.

Немного истории

Предже чем рассказать о политическом устройстве современной России, хочется поговорить о Киевском княжестве. Политическое устройство в нем было неустойчивым. Оно состояло из нескольких племенных и городских округов. Однако они не желали объединиться в единое государство. Вот почему Киевское княжество распалось в 11-м веке. Древняя Русь представляла собой совокупность многих княжеств, которые были объединены одной династией. У них были общие религия, народное сознание и язык. Это государство невозможно было отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Отношения между великим князем Киевской Руси и другими князьями складывались по следующему принципу - сюзерен и вассалы.

И тем не менее центр в княжестве был сильным. Великий князь обладал мощной дружиной, благодаря которой ему удавалось удерживать вокруг себя несколько десятков небольших княжеств. Князь был главой всей Руси. К 11 веку вследствие возрастания власти местных феодалов, образовался новый орган управления — феодальный съезд. На нем рассматривались вопросы по ведению войны или налаживанию мира, разделению земель и установлению вассалитета. После этого произошло усложнение общественного деления Киевской Руси. На самой верхушке иерархической пирамиды стоял, естественно, Киевский князь, ступенью ниже размещалась его дружина, постепенно с нею слился высший земский класс. Структура дружины также была не из простых. Она состоит из двух частей - старшей, то есть бояр и младшей - отроков. В дружину также входят рабы князя. Из этого “сословия” назначались члены княжеской администрации и судьи: посадник, верник и тиун. Кроме дружины, также есть класс людей, который делился на горожан, то есть купцов и ремесленников, а также сельчан - смердов и зависимых закупов. Церковники имели свою иерархию и стояли особняком.

Характеристика Российского государства

Наша страна является демократическим с республиканской формой правления. Политическое устройство России - федерация. В ее состав входят почти девять десятков субъектов. Среди них имеются республики (Татарстан, Башкоторстан и др.), автономные области и округа, края, области, ну и города федерального значения (Санкт-Петербург). Все эти субъекты равны по своим правам. Каждая из республик имеет свою конституцию и законодательство. Все остальные субъекты РФ имеют уставы и законодательства.

В Конституции России приведено определение страны: “РФ—суверенное федеративное государство, которое создано в результате исторического объединения народов.”. Незыблемые основы конституционного строя Российского государства являются федерализм, народовластие, республиканская форма правления и разделение властей. Конституционное право - основополагающая отрасль права РФ. Именно оно устанавливает принципы, которым должны следовать остальные отрасли права, определяет экономическую систему страны, положение личности в ней, а также фиксирует систему судебных органов, то есть государственное устройство Российского государства.

В чем состоит демократизм Российской Федерации? Он проявляется в первую очередь в том, что права и свободы граждан страны объявлены высшей ценностью ее Конституцией. Государство готово взять на себя следующие обязанности: первое - признавать, второе - соблюдать и третье - защищать эти права и свободы. А еще демократизм нашей страны состоит в проявлении власти народа во время свободных выборов или референдумов.

Политическое устройство России следующее: в ее состав входят равноправные субъекты РФ, так как у каждого из них имеется собственное законодательство. В этом и заключается федеративное устройство страны в целом, и оно основывается на целостности государственности страны и на единой системе государственной власти. Поэтому в конституции отмечено, что федеральные, то есть общие для всей страны законы имеют верховенство для всех граждан РФ, вне зависимости от того, в каком субъекте федерации они проживают.

В чем проявляется правовой характер права и государства России? Все общественные отношения, обязанности и права граждан определяются правом и фиксируются на уровне закона. Соблюдение закона обязательно как для граждан и организаций, так и для всех органов власти, в том числе и высших.

Россия - республика

Несмотря на то что РФ - федерация, она придерживается республиканской формы правления. Это определяется наличием трех ветвей власти: судебной, законодательной и исполнительной. Все они взаимосвязаны и находятся в единстве.

Принципы экономической жизни страны также закреплены в Конституции. Это в первую очередь относится к единству экономического пространства, то есть возможности свободного перемещения услуг, товаров и финансовых средств, а также поддержанию конкуренции, обеспечению свободы экономической деятельности для предпринимателей.

В основе экономических отношений лежат нормы, которые касаются собственности вообще. В России признаются, а также получают равную защиту как частная, так и государственная, муниципальная и другие формы собственности. Этот принцип, который относится к собственности, применяется и к одному из важнейших, если не самому главному богатству страны — земле. Земля и другие природные ресурсы распределены между частной, муниципальной, государственной и другими формами собственности.

Россия является страной с идеологическим и политическим многообразием. Ни одна из них не может быть провозглашенной в качестве обязательной. То же самое касается и религии, так как РФ - провозглашено как светское государство.

Форма государственного устройства - это внутреннее строе­ние государства, административно-территориальная организация го­сударственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства тесно связана с террито­риальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков ил правовой статус и взаимоотношения между собой и центральны­ми органами государственной власти.

Существуют три формы государственною устройства - уни­тарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство - это целостное государство, админи­стративно-территориальные единицы которого не обладают при­знаками суверенитета.

Признаками унитарного государства служат:

1) единая система законодательства. Части государства не име­ют права издавать свои законы;

2) единая система органов власти. Высшие органы государствен­ной власти осуществляют непосредственное руководство местны­ми органами;

3) единая денежная единица;

4) единая финансовая, налоговая, кредитная система;

5) единое гражданство;

6) единые вооруженные силы;

7) единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);

8) составные части государства не обладают признаками суве­ренитета, т.е. не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Большинство современных государств - унитарные. Унитар­ная форма государственного устройства сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Как пра­вило, унитарные государства - небольшие по территории и име­ют однонациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Эс­тония и др.)- Однако есть унитарные государства с многонацио­нальным составом населения (Афганистан, Пакистан, Турция, Китай и др.), а некоторые из них, как, например, Китай, пред­ставляют собой крупные территориальные образования.

Федеративное государство - это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные об­разования и обладают признаками суверенитета.

Отличительными признаками федерации служат:

1) двойная система законодательства. Составные части госу­дарства (субъекты федерации) имеют право издавать свои зако­ны, которые не должны противоречить федеральному законода­тельству;

2) двойная система органов власти, состоящая из центральных
федеральных органов государственной власти и органов государ­ственной власти субъектов федерации;

3) единая денежная единица;

4)двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты
федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать
налоги, которые не должны противоречить федеральной налого­вой политике;

5) двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством
существует гражданство субъекта федерации, которое, однако, имеет значение только внутри страны;

6) единые вооруженные силы;

7) субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государ­ственной власти, которые существуют наряду с федеральными;

8) основные ограничения суверенитета субъектов федерации - это запрет па осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

Различают территориальные и национальные федерации. При формировании территориальных федерации учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономи­ческие признаки. Субъекты территориальной федерации имеют зна­чительные ограничения в своих полномочиях (США. Мексика, ФРГ). В национальных федерациях принципом территориального деления служит национальный состав населения данного региона. Нацио­нальные федерации строятся на основе добровольного объедине­ния субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Югославия).

Россия имеет смешанное территориальное устройство, сочета­ющее в себе черты и территориальной, и национальной федера­ции. Национальные государственные образования в составе Рос­сийской Федерации представляют республики, территориальными - области, края, города федерального значения. Особый ста­тус имеют автономии - автономные округа и автономная области. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и продуманной политики со стороны высших федеральных органов власти.

Конфедерация - это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей.Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внеш­ней политике. Целями объединения служат в основном внешнеполитические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможен­ная политика и т.д.).

Конфедерации характеризуются следующими признаками:

1) конфедерация не имеет единой системы законодательства.
В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои зако­ны. Отношения между членами конфедерации регулируются на основе договоров;

2) в конфедерации нет единой системы органов власти. Каж­дое государство в составе конфедерации имеет свой государствен­ный механизм. Тем не менее, создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем;

3) конфедерация, как правило, не имеет своей денежной еди­ницы, однако пример объединенной Европы показывает, что может быть создана единая денежная система с обшей валютой;

4) финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в
каждой отдельной стране, тем не менее, создается общий денеж­ным фонд для финансирования мероприятий, связанных с достижением целей конфедерации;

5) отсутствует гражданство конфедерации, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства, входящего в состав конфедерации, па территорию другого;

6) каждое государство сохраняет свои вооруженные силы. Если конфедерация создается для достижения военных целей, то во­оруженные силы государств - членов конфедерации объединяют­ся иол единым командованием;

7) государства, входящие в конфедерацию, остаются суверен­ными субъектами международных отношений. Они вправе не признавать акты, принимаемые конфедеративными органами. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из состава конфедерации;

8) конфедерации имеют нестойкий характер. По достижении поставленных целей они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Большинство конфедераций существовало в XVIII -XIX вв. Это, например, Нидерланды, США, Швейцарский союз, Германский союз и др. На их основе были созданы единые государ­ства. В XX в, конфедерациями были объединение советских респуб­лик во время гражданской войны в России, а в середине века - Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирия) и Сенегамбия (Сенегал и Гамбия). Последние две просуществовали не­долго и распались. В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейское сообщество.

Форма политического режима - это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.В широком смысле политический режим определяет функционирование всей поли­тической системы. Политический режим выступает наиболее ди­намичной формой государства. С его изменением, даже если фор­ма правления и форма государственного устройства остаются пре­жними, может последовать смена курса внутренней и внешней политики. В зависимости от того, какие методы применяются го­сударством для осуществления политической власти, выделяют демократический и антидемократический режимы.

Демократический политический режим обеспечивает защищен­ность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством. Он характеризуется следующими признаками:

1) выборность органов государственной власти, их ответствен­ность перед избирателями;

2) разделение властей;

3) приоритет права во всех сферах государственной и обще­ственной жизни;

4) реальность и гарантированность прав и свобод граждан;

5) политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;

6) максимальный учет интересов всех слоев населения.

Антидемократический политический режим отвергает равен­ство во взаимоотношениях государства и личности и устанавлива­ет диктат государства над обществом. Признаками антидемокра­тического режима служат:

1) формирование органов власти невыборным путем или пу­тем псевдовыборов;

2) отсутствие разделения властей, усиление роли исполнитель­ной ветви власти;

3) преобладание государства над правом, господство беззако­ния и произвола со стороны государства;

4) отсутствие реальных прав и свобод (они могут быть декла­рированы, но в действительности не исполняются);

5) однопартийная система, господство единой государствен­ной идеологии, запрет политической оппозиции, преследование за инакомыслие;

6) игнорирование интересов населения, отдельных его слоек

Деление политического режима на демократический и антиде­мократический не является исчерпывающим. Существует более подробная их классификация.

Разновидностями демократического режима являются либераль­но-демократический и собственно демократический режимы. Ли­берально-демократический режим предполагает осуществление вла­сти гуманными и демократическими методами, не допуская дей­ствий, направленных на изменение существующего строя. Собственно демократический режим провозглашает и гарантирует народовла­стие, политический плюрализм, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

Антидемократический режим бывает нескольких видов. Тота­литарный режим характеризуется полным вмешательством госу­дарства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан. При авторитарном режиме государство ограничивает свое вмешатель­ство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике, т.е. в тех областях, которые не за­трагивают интересы государства. Фашистский режим провозгла­шает превосходство одной нации над другой, происходит мили­таризация общественной жизни; государство проводит агрессив­ную внешнюю политику. Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.

В современном мире большинство государств являются демо­кратическими. Демократия - в переводе с греческого «власть народа». Это слово понимается в нескольких значениях. Прежде всего - в смысле народовластия, т.е. такого общественного са­моуправления в масштабах всей страны, которое обходится без государственных рычагов воздействия. Речь, по существу, идет о народовластии как идеале, которого сложно достичь. Термин «демократия» используется для обозначения широкого обществен­ного движения - экологического, движения защитников мира, народного фронта, движения за безъядерный мир и др. - как организационный принцип. Поэтому выделяют внутрипартийную, внутрипрофсоюзную демократию и т.д. Но главным образом и чаше всего демократия понимается как разновидность госу­дарства.

Одним из признаков демократии в последнем ее понимании служит выборность органов государственной власти. В связи с этим выделяют понятие «избирательная система». В широком смысле под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и органов местною самоуправления. В узком смысле избирательная система - это порядок распреде­ления депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Порядок выборов определяется Конституцией и конституционными законами, которые включают в себя нормы избирательного права

Избирательное право - это совокупность норм, регулирующих формирование выборных органов государства.Термином «избиратель­ное право» обозначается также право граждан участвовать в выбо­рах. Различают активное избирательное право - право избирать, и пассивное - право избираться в состав органов власти.

Принципами избирательного права выступают всеобщность, сво­бода, равенство, непосредственность, тайное голосование. Всеоб­щее избирательное право означает предоставление активного изби­рательного права всем совершеннолетним гражданам страны, а также пассивного избирательного права всем гражданам, удов­летворяющим дополнительным требованиям (избирательным цен­зам). Избирательного права по Конституции РФ лишены лица, признанные судом недееспособными, и липа, отбывающие нака­зание в виде лишения свободы по приговору суда.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Конституцией государства могут быть установлены избиратель­ные цензы, т.е. условия для получения или осуществления изби­рательною права. Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста (в России - 18 лет для ак­тивного избирательного права). Ценз оседлости - установленное Конституцией или законом требование, согласно которому полу­чение гражданином избирательного права обусловлено опреде­ленным сроком проживания в стране к моменту проведения вы­боров. Образовательный ценз - требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предо­ставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образо­вания. Служебный ценз - положения закона, ограничивающие из­бирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. В российском законодательстве цензы оседлости, образования и служебного положения не установлены.

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего один). Изби­ратель не может быть включен более чем в один список избирате­лей. Он голосует лично, и для получения избирательною бюлле­теня требуется предъявление документа, удостоверяющего лич­ность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Сво­бодное добровольное участие в выборах означает запрет воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом.

Избирательное право бывает прямым и косвенным. Прямое из­бирательное право означает непосредственную подачу избирате­лем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Косвенное избирательное право означает, что избиратель вы­бирает лишь членов коллегии (выборщиков), которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. В России действует система прямых выборов. Важное преимуще­ство прямых выборов заключается в том, что все избираемые орга­ны государственной власти являются непосредственно предста­вительными органами народа.

Тайное голосование - это принцип избирательного права, означа­ющий исключение внешнего наблюдения и контроль над волеизъ­явлением избирателя. В Российской Федерации всемерно обеспечи­вается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполне­ния избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время запол­нения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюлле­тень опускается в избирательный ящик лично избирателем.

В Российской Федерации выборы Президента РФ (в 2004 г.) и Государственной Думы (в 2003 г.) проходят в соответствии с изби­рательными законами, принятыми в декабре 2002 г. В мае 2005 г. был принят новый закон о выборах депутатов Государственной Думы.

Избирательный процесс в России - это деятельность по подготовке и проведению выборов. Сначала проходит регистрация из­бирателей, т.е. включение их в список избирателей. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкрет­ном избирательном участке служит его проживание на террито­рии этого избирательного участка.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и про­ведение выборов, служат избирательные комиссии. В нашей стра­не к ним относятся Центральная избирательная комиссия Россий­ской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, терри­ториальные (районные, городские и др.), участковые избиратель­ные комиссии.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и прове-1снии выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

До выборов кандидаты и их представители имеют право вести предвыборную агитацию. Она представляет собой распростране­ние информации с целью побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Предвыборная агитация наминается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.

Голосование - главная стадия избирательного процесса. Оно проводится в выходной день. Голосование осуществляется путем внесения избирателем в избирательный бюллетень какого-либо знака в квадрате либо напротив фамилии кандидата или названия партии, либо напротив фразы «против всех». Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Если избиратель по уважительной причине не может прибыть в поме­щение для голосования, например по причине болезни, члены участковой избирательной комиссии должны предоставить ему возможность проголосовать вне помещения для голосования. Для этого они выезжают к избирателю на дом с переносным ящиком для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участ­ковой избирательной комиссии на основе поданных избирателя­ми избирательных бюллетеней. После подсчета голосов участко­вая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голо­сования и направляет его в территориальную избирательную комиссию. На основании протоколов участковых и территориаль­ных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу.

Выделяют следующую классификацию выборов. Всеобщие вы­боры - это выборы, в которых участвуют избиратели всей страны (например, президентские и парламентские выборы). Частичные (дополнительные) выборы - это выборы, которые проводятся в отдельном избирательном округе по причине досрочного выбы­тия депутата. Повторные выборы - это второй и последующие туры голосования, которые применяются при выборах Президента РФ.

По времени проведения выборы делятся на очередные и вне­очередные. Очередные выборы - это выборы, проводимые в сроки, указанные в Конституции или законе, а также с истечением сро­ка полномочий выборного органа. Внеочередные выборы проводят­ся в случае досрочного роспуска парламента.

В избирательном праве различают несколько видов избиратель­ных систем. Мажоритарная избирательная система - это система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, полу­чившие большинство голосов. Мажоритарная система относитель­ного большинства - это система выборов, при которой избран­ным считается кандидат, получивший наибольшее число голо­сов, т.е. больше голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства - это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа (50% плюс один голос).

Пропорциональная избирательная система - это порядок определения результатов голосования, при котором распределение депутатских мест между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов. Такая система применяется на выборах Государственной Думы РФ. В соответствии I избирательным законом, принятым в мае 2005 г., избирательным объединениям, участвующим в выборах, надо преодолей, семипроцентный барьер, т.е. набрать более 7% голосов избирателей, участвовавших в выборах. Места в Государственной Думе распределяются пропорционально голосам избирателей, поданным за каждое избирательное объединение.

Существуют также смешанные избирательные системы это избирательные системы, основанные на сочетании двух систем представительства - мажоритарной и пропорциональной. Примером такой системы является система выборов Государственной Думы РФ, существовавшая до принятия избирательного закона 2005 г. Одна половина депутатов (225 человек) избиралась по мажоритарной системе, а другая (225 человек) - по пропорциональной.

Вопросы и задания

1. Дайте определение формы государственного устройства.

2. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?

3. Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме государственного устройства.

4. Что такое политический режим?

5. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов.

6. Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме политического режима.

7. Что такое избирательная система? Объясните понятия активное и
пассивное избирательное право.

8. Каковы принципы избирательного права?

9. Охарактеризуйте избирательный процесс в России.

10. Приведите классификацию выборов.

11. Какие избирательные системы вы знаете?


Похожая информация.


43. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Формы государства – способы организации государственной власти. Форма государства включает в себя: форму правления, территориальное устройство и политический режим.

Форма правления – способ организации высшей власти, структура высших органов в государстве и разделение властей между ними. Формы правления:

монархия (от греч. единовластие) – форма правления, при которой власть находится у одного лица (монарха) и наследуется по закону о престолонаследии. Различают четыре вида монархии: абсолютная (ничем не ограниченная власть монарха); конституционная (власть, ограниченная конституцией); дуалистическая (законодательная власть делится между монархом и парламентом); парламентская (власть монарха минимальна, законы издает парламент, исполняет их правительство). Примеры: абсолютная монархия существует в Омане. Саудовской Аравии; дуалистическая – в Иордании и Кувейте; парламентская – в Англии, Японии, Испании;

республика (от лат. власть народа) – форма правления, при которой государственная власть находится в руках народа и передается выборным путем. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная. Президентская – власть находится в руках президента, как, например, в США. Италии, Германии. В парламентской республике во главе государства находится президент (или канцлер), который делит власть с правительством, как, например, во Франции и России. При смешанной форме правления совмещаются признаки президентской и парламентской республик.

Территориальное устройство – внутренняя структура государства, его деление на части, а также взаимоотношения между государством и его частями. Выделяют три формы территориального устройства:

унитарное государство – простое объединение с централизованной территорией и единым центром управления. Пример: Германия, Франция, Чехия;

федерация – союз государств (субъектов федерации). Субъекты федерации самостоятельны, но подотчетны центру. Примером такого объединения является Российская Федерация. Виды федераций: национальная, территориальная, смешанная. Национальная – каждая нация выделяется в отдельный субъект федерации. Территориальная – деление на особые территории. Смешанная – на территории республик и краев может проживать несколько наций и народностей;

конфедерация – постоянный союз свободных государств, созданный для достижения общих целей (внешней политики, торговли). Государства-участники имеют собственную территорию, население, внутреннюю политику, законы.

Политический режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Типы политического режима: демократический – права граждан являются наивысшей ценностью, существует выборность власти, свобода слова и рыночная экономика; антидемократический – права и свободы не являются высшей ценностью, власть не выборная, нет свободы слова, командно-административная экономика.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. 100 дней в СИЗО автора Маруга Валерий Михайлович

ПОЛИТИЧЕСКИЙ Коверчук Иван Федорович попал в следственный изолятор в свои пятьдесят девять лет. До этого тянулась его длинная и сложная жизнь, довольно типичная для здешних мест.Еще подростком он привлекался к уголовной ответственности за участие в бандах ультраправых

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Флюгер (политический) Выражение стало популярным в русской общественно-политической лексике во многом благодаря известному четверостишию Алексея Константиновича Толстого (1817-1875), которое он написал как вольное переложение стихов немецкого поэта Генриха

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Раздел IX Политический режим Настоящий раздел хрестоматии посвящен анализу политических режимов. В него вошли произведения политологов, посвященные тоталитарному, авторитарному, демократическому и гибридным режимам. Анализ тоталитарных режимов представлен в работах

Из книги Политика автора Джойс Питер

Политический спектр Концепция политического спектра используется для классификации различных политических идеологий относительно друг друга с возможностью выявления существующих между ними сходств и различий.Политические идеологии в целом подразделяются на три

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

47. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Исторически объективная взаимосвязь политической системы и гражданского общества находит свое конкретное выражение в политическом режиме. Политический режим – совокупность способов и методов действия политической сферы общества. Он

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

19. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Общие принципы демократического политического режима: 1. Признание народа источником власти в суверенном государстве. Народный суверенитет состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в

Из книги Энциклопедия юриста автора

20. АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Авторитаризм – это такая установленная или навязанная форма политического режима, которая концентрирует власть в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов и ветвей власти и,

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Государственный орган – это структурно обособленное звено государственного аппарата, обладающее следующими основными признаками:1) осуществляет от имени государства его задачи и функции;2) обладает

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

21. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Политический режим – это совокупность способов и методов фактического осуществления гос власти.Демократия – это такой режим, который обеспечивает широкое участие населения в управлении делами общества и государства. Демократия невозможна без

Из книги автора

Политический режим ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - в науке конституционного права понятие. обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма

Из книги автора

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

Из книги автора

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они

Из книги автора

5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Предпринимательское право – отрасль российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними

В продолжение темы:
Тюнинг

Накопительный счет 99 в бухгалтерском учете практически используется в целях формирования сведений о финансовых результатах работы любой фирмы независимо от ее правового...

Новые статьи
/
Популярные