Структура реальной экономики в начале 21 века. Экономика России в начале XXI века. Россия в начале xxi века

Наиболее заметным мероприятием в области экономики стало установление "плоской" шкалы налогообложения. Если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых доходов, была установлена единая ставка уплаты налогов – 13%. Кроме того, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель расширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма", на основе которого был создан орган финансовой разведки – Комитет по финансовому моторингу.

В 2001 г. были приняты новые Земельный и Трудовой кодексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграрных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государственной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, касающихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.

К 2003 г. было восстановлено доверие населения к банковскому сектору, подорванное кризисом 1998 г. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов населения.

Одним из приоритетов В. В. Путина явилось "равноудаление олигархов" от социально-экономических и политических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от политической деятельности, перераспределение их собственности, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить социальную ответственность крупного бизнеса.

В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счет сырьевой составляющей. Попыткой преодоления "сырьевого крена" экономики явилось создание государственных корпораций: авиационной, судостроительной, "Роснано", "Ростехнология", "Росатом" и др. Они преследовали цель технологического обновления экономики на основе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.

В феврале 2008 г. на заседании Госсовета В. В. Путин озвучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название "План Путина". По нему к 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей необходимо добиться четырехкратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, модернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.

Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситуация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гг. и заработавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обеспеченность населения.

Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000–2008 гг., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз – со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 г. до 1290 млрд долл. – в 2007 г. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличился в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза – с 158,4 до 44,1 млрд долл.

В 1999–2007 гг. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфляции, возросшей в 2000–2007 гг. в 2,5 раза.

В то же время страна сталкивалась с трудностями и проблемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не произошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.

Проблемы, с которыми в данный момент сталкивается мировая экономика, являются производными друг от друга, и решить их невозможно в одиночку даже самым сильным экономикам планеты.

Глобальный долг, хрупкий мировой спрос, замедление темпов роста в Китае и низкие темпы роста в Европе действительно создают угрозу для устойчивого мирового экономического развития. Годы количественного смягчения в США и продолжающееся стимулирование экономики за счет мягкой кредитно-денежной политики в Европейском союзе и Японии привели к тому, что на балансах соответствующих ЦБ накопилось большое количество активов, что в свою очередь создает риски дисбалансов в экономике для каждого обозначенного региона. Именно поэтому, учитывая все эти негативные факторы, многие эксперты говорят о будущих низких темпах роста мировой экономики и большом количестве рисков, а Международный валютный фонд в третий раз за год пересматривает свой прогноз по мировому ВВП в сторону понижения с 3,6 до 3,4% в 2016 году.

Промышленная революция

Мир страдает как от многолетних, ставших уже структурными проблем, так и сталкивается с абсолютно новыми вызовами.

Мировая экономика в данный момент переживает период необратимой трансформации. Связано это с тем, что мир сейчас стоит на пороге очередной промышленной революции, которая сотрет привычные технологические границы, реформирует устоявшиеся технологические и производственные цепочки. Новая промышленная революция будет характеризоваться слиянием технологий и стиранием границ между цифровой, производственной и биологической сферами. Все больше будет набирать обороты цифровизация различных сфер жизнедеятельности, что найдет свое отражение в появлении «умных» городов, снижении роли посредников в экономике, возрастании конкуренции между цифровыми платформами и классическим банкингом и т.д. Возникнет абсолютно новый тип промышленного производства, который будет основываться на так называемых больших данных и соответствующей аналитике, полной автоматизации производства, технологиях дополненной реальности, интернете вещей и многом другом.

Уже сейчас есть множество ярких примеров, которые показывают, какими будут реалии экономики в эпоху четвертой промышленной революции. Например, появление финансово-технологических платформ вроде криптовалюты Bitcoin, технологии Blockchain и пр. полностью переформатирует мир финансов, снижая транзакционные издержки между заимодателем и заемщиком. Привлекательность бизнес-моделей финансово-технологических стартапов приводит к тому, что их оценочная стоимость зачастую оказывается выше капитализации традиционных инвестиционно-банковских групп. К примеру, капитализация PayPal, торгующейся на NASDAQ, составляет свыше $44 млрд, в то время как традиционный лидер мирового инвестиционного банкинга Дойче Банк стоит около $21 млрд.

Альтернативная энергетика

Неизбежным следствием четвертой промышленной революции становится мощное развитие альтернативной энергетики. Время дорогой нефти было временем выгодных инвестиций в «зеленую» энергетику, в новые технологии выработки, сохранения и передачи энергии. В результате альтернативная энергетика получила мощный импульс к развитию и сейчас гармонично вписывается в ландшафт новых реалий.

С другой стороны, развитие альтернативной энергетики происходит на фоне полномасштабного кризиса нефтедобывающих компаний по всему миру. Из-за драматического падения цен на нефть нефтегазовые компании вынуждены сокращать персонал и расходы на освоение новых месторождений. Это, в свою очередь, зачастую приводит к структурным изменениям на уровне экономик целых стран, например Саудовская Аравия обсуждает идею приватизации части нефтяного гиганта Saudi Aramco.

Четвертая промышленная революция открывает перед мировой экономикой широчайшие возможности роста, но и одновременно ставит абсолютно новые вызовы. Развитие технологий и новых производственных схем ломает существующие экономические структуры, компании вынуждены подстраиваться под изменяющиеся запросы потребителя, но при этом возникает парадокс, когда экономика может расти, а безработица при этом увеличиваться за счет новых интеллектуальных систем, заменяющих трудоспособное население. Так, по оценкам аналитиков, автоматизация производства в одной лишь Германии может привести к сокращению до 610 тыс. рабочих мест в среднесрочной перспективе. Экономика, основанная на новых реалиях, нуждается все больше в высококвалифицированных специалистах, создающих новые технологии, и все меньше в низкоквалифицированных рабочих. Подобная тенденция усиливается со временем, распространяя свое влияние не только на отрасли хозяйства тех или иных стран, но и на целые макрорегионы.

Конкуренция жесткая и глобальная

Одним из следствий «промышленной революции 4.0» и структурных проблем в мировой экономике становится обострение конкуренции на геоэкономическом уровне. Косвенно это подтверждает тезис, что в современных реалиях «бизнес руководит политикой».

Конкуренция в мире способствует появлению новых, альтернативных друг другу интеграционных и инфраструктурных проектов, каждый из которых отличается большим размахом и амбициозностью. Речь идет о Транстихоокеанском партнерстве, Экономическом поясе Нового шелкового пути (one belt — one road) и возможном Трансатлантическом партнерстве. Так, в случае успеха китайской стратегии Нового шелкового пути страны, участвующие в реализации данного проекта совместно с Китаем, смогут получить дополнительные экономические преимущества в виде привлечения финансирования в инфраструктуру на своих территориях, что положительно скажется на их торговых балансах. Вопрос здесь в том, смогут ли эти проекты успешно гармонировать друг с другом и в какой степени они будут взаимодействовать с ЕАЭС.

Старые и новые очаги геополитической напряженности будут способствовать интенсификации миграционных процессов, что уже видно на примере стран Европейского союза. Это, в свою очередь, наложит дополнительные обязательства на экономику Европы, которая и без того находится в сложном положении. Причем последствия подобных миграционных цунами действительно могут приобрести самый негативный оттенок, свидетельством чему являются, например, заявления руководства Австрии о том, что эта страна сталкивается с самым серьезным кризисом со времен окончания Второй мировой войны. Предполагаемый референдум по выходу из ЕС Британии, дискуссии в отношении приостановки действия Шенгенского соглашения и восстановления некоторыми странами пограничного контроля и многое другое — все это в том числе следствия миграционного кризиса, с которым столкнулась Европа.

Странам с развивающимися экономиками необходимо прилагать колоссальные усилия, чтобы не остаться на обочине нового динамичного мира, а встроиться в глобальные цепочки стоимости. Ресурсоориентированным странам необходимо взять курс на переход к экономике знаний и инноваций. В противном случае весьма вероятен сценарий отката к фундаментализму, что станет глобальной проблемой уже новой системы мировой экономики.

Место России

В этих сложных условиях, которые объективно затрагивают абсолютно все страны мира, Россия вынуждена выдерживать дополнительную нагрузку в виде экономических санкций, введенных рядом стран. Несмотря на все сложности, с которыми столкнулась наша экономика, мы видим, что у России есть все необходимое для того, чтобы занять достойное положение в системе новых реалий. Это и развитый человеческий капитал, и обилие природных ресурсов, и выгодное географическое положение, и транзитный потенциал и многое другое. Мы уверены, что в конечном итоге это позволит стать России одним из главных драйверов мирового экономического роста.

Экономика страны постепенно трансформируется и начинает соответствовать новым мировым реалиям. Растут российский несырьевой экспорт и оказание различного рода услуг, что видно по росту портфеля зарубежных проектов таких российских компаний, как «Росатом», «Интер РАО» и пр. Появляются все новые компании, оценочная стоимость которых растет очень быстрыми темпами благодаря привлекательности бизнес-моделей, — «Юлмарт», QIWI и многие другие. Помимо всего прочего, у нашей страны по-прежнему остается возможность приобретать активы во многих технологических компаниях за счет использования средств, размещенных в казначейских облигациях США.

Наша страна не стремится развивать сотрудничество только на одном направлении. Напротив, несмотря ни на что, она стремится выстраивать многовекторную систему взаимоотношений как со странами Востока, так и с европейскими, латиноамериканскими и американскими партнерами. Понимая это, представители бизнес-сообщества и официальные лица разных стран все чаще поднимают вопрос о необходимости отмены взаимных санкций и, более того, готовятся к этому, так как это сулит большие выгоды обеим сторонам.

Глобальные вызовы становятся все более определенными, и поиск ответов на них требует совместных усилий мирового сообщества. Многие эти вопросы найдут свое отражение и логическое развитие в программе Петербургского международного экономического форума. Пришло время, когда новые задачи и новые вызовы требуют абсолютно новых, нестандартных решений.

В.П. Попов, И.В. Крайнюченко

Экономика 21 века

Необходимость осуществления системного исследования развития экономики определяется нарастанием угрозы экологического кризиса, демографическим взрывом непомерным потреблением сырьевых и энергетических ресурсов, осознанием общности интересов человечества и биосферы . Формулирование стратегических целей развития человечества возможно только на основе изучения динамики развития биосферы.

Направление активности развития биосферы может служить ориентиром для выбора общечеловеческих целей, т.к. цели подсистемы должны гармонично сочетаться с целями надсистемы, Рассогласование целей может привести к распаду, краху всей планетарной организации.

При определении целей и планировании стратегий их достижения необходимо исходить из представлений, что линейного развития быть не может, что все без исключения процессы в природе имеют начало и конец . Звездные (Солнце, Земля) и молекулярные системы, живые существа, этносы, империи, государства, политические системы, корпорации, фирмы, товары, идеи неизбежно завершали свой жизненный цикл (ЖЦ).

Попытки управляемой коэволюции вызывают скепсис по причине невозможности контролировать огромное количество параметров. В XX веке в этом направлении появились обнадёживающие результаты. Учёные - синергетики поняли, что нет необходимости досконально знать все параметры самоорганизующейся системы (биосферы), чтобы управлять её деятельностью. Достаточно воздействовать на малочисленные «параметры порядка», и это направит самоорганизующуюся систему в нужный аттрактор . Например, люди с древности управляют поведением лошадей, не имея представления об их биологии.

Для стратегического планирования кроме видения целей необходимо учитывать законы развития биосферы. Если действия подсистемы противоречат законам развития надсистемы, то они обречены на провал. Проведём анализ современного состояния экономической теории в соответствии с законами развития биосферы (см. сайт holism. narod. ru).

Стратегия экспансивного развития, расширенного воспроизводства, освоения новых ресурсов, позволила человечеству существовать более 100 тыс. лет, осуществляя неуклонный рост благосостояния. Такая стратегия при ускоряющемся росте численности населения Земли была оправдана, ибо в противном случае происходило бы обнищание и даже вымирание людей. Уменьшение численности популяции при дефиците пищевых ресурсов явление типичное для биосферы. Человек посредством разума научился восполнять дефицит ресурсов. Однако этот процесс не может продолжаться вечно, непрерывной рост ВНП будет остановлен истощением ресурсов планеты. Даже сегодня 5 млрд. человек не могут жить на уровне развитых Европейских стран и США, т.к., по мнению экологов, биосфера имеет ограничения на воспроизводство ресурсов .

Опираясь на «Закон неограниченного возрастания потребностей», основными целями деятельности человечества продолжают считать экспансивность, освоение новых ресурсов, постоянное наращивание производства и максимизацию прибыли в надежде на «неограниченное во времени устойчивое развитие» . Множество участников рынка стремятся «употребить» ресурсы планеты быстрее конкурентов, что ускоряет экологический кризис. В настоящее время все новшества, повышающие уровень потребления относят к прогрессу.

Установка на неограниченное наращивание производства и потребления может стать аналогом тупиковой стратегии раковой опухоли. Продлить жизненный цикл человечеств можно только в том случае, если будет наращивать производство и потребление только тех ресурсов, которые не сильно влияют на активность биосферы. Например, минеральные ресурсы, информация, космические ресурсы, но потребление воспроизводимых биосферных ресурсов не должно подрывать продуктивность естественной и искусственной биосферы.

Даже среди прогрессивных экономистов бытует стойкое убеждение, что проблем с ресурсами не существует . Исторический опыт показывает, что «технический гений» всегда находил заменители истощившимся ресурсам, почему же этому не быть в будущем? В таких рассуждениях преобладает линейное мышление, логика чеховского «злоумышленника», который много лет свинчивал гайки с железной дороги, и при этом никаких аварий не происходило.

Принципиальная возможность найти заменитель ресурса, очевидна (космос безграничен), но каждая замена сопровождается увеличением затрат. Первобытный собиратель плодов и кореньев тратил в сотни раз меньше энергии на своё пропитание, чем современный фермер. Водородное топливо всегда будет дороже нефти. Пластмассы - заменители металла получают из нефти и т.п. Следовательно, будущая жизнь будет стоить дороже, чем настоящая. Удорожание жизни увеличит численность неимущих. Увы, прогноз не оптимистический.

Современная экономическая доктрина, ссылаясь на опыт самоорганизации биосферы, уповает на самодостаточность рыночной регуляции (авось все утрясется само собой). Если механизм самоорганизации биологических систем неизбежно приводит к вымиранию или резкому снижению численности очень многих видов живых существ, то и человек может оказаться в их числе. Насколько вероятен такой сценарий развития? Рассмотрим, чем грозит человечеству стохастическая самоорганизация.

Биосфера и все её составляющие обеспечивают самосохранение, благодаря регенерации изношенных, морально устаревших подсистем. Например, в клетках постоянно заменяются белковые молекулы. В организмах постоянно заменятся клетки (старые отмирают, синтезируются новые). В популяциях умирают организмы и рождаются новые.

Развитие техносферы также следует этому принципу. Рыночные системы управления постоянно модернизируются, управление становится все более интеллектуальным. Постоянно заменяются люди, машины, здания. Согласно этой логике биосфера для самосохранения может «отказаться» и от человечества, заменив его какой - либо другой подсистемой. Этот процесс будет выглядеть как экологическая катастрофа. Нужен ли нам такой сценарий?

Может возникнуть возражение, что природа, создавая разум в течение 4 млрд. лет не могла ошибиться, сотворив человека в качестве своего разрушителя. Но опыт человеческого социума показывает, что интеллект человека не гарантирует лояльности по отношению к надсистеме т.к. человечество в своих местнических интересах часто действует неразумно. Сочетание в человеке разума и инстинктов порождает двойные стандарты поведения. Генетические программы поведения не всегда способствуют выживанию организма. Очень многие виды живых существ вымерли по причине неспособности прогнозировать своё развитие и влиять на будущее. Слепое следование генетическим программам их не спасло. Разум подсказывает человеку, что экономический рынок должен быть свободным для всех, каждый имеет право на конкурентную борьбу, но генетический мотив возбуждает личное желание стать монополистом. Власть имущие требуют от народа выполнения набора определенных правил поведения (закон), но для себя допускаются исключения. В священных писаниях провозглашается равенство всех религий, но на практике известно множество примеров религиозной нетерпимости. Правила экологического поведения провозглашаются для всех, но «для себя» ради выгоды ими пренебрегают. Вырубаются леса, загрязняется вода, отравляется воздух, истребляются животные и др. Аналогично раковая клетка, преследуя свои корыстные цели, неизбежно погибает вместе с организмом, если организм не сумеет превентивно её уничтожить.

К сожалению, биологические мотивы сильнее социальных. Поэтому творцы экономической науки в своих построениях подсознательно базируются на собственных биологических мироощущениях. В конце 19 века профессор Лозанского университета Л. Вальрас провозгласил, что экономика должна делать только то, что приводит к максимизации прибыли. И в современном обществе под понятием «прогресс» подразумевается наращивание ВНП.

Не видящий генеральной цели разум не может корректировать инстинкты. Пока численность общества не превышала 1-1,5 млрд. отдаленную угрозу предвидели только малочисленные провидцы (например, Мальтус). Поэтому возник принцип максимизации прибыли и постоянное наращивание потребления без учета интересов биосферы.

Генетические программы поведения характеризуются «антропоморфизмом» и «антропоцентризмом». Антропоцентризм исходит из представлений человека о своей исключительности (царь природы). В борьбе за ресурсы человеку нет равных, поэтому создается иллюзия, что законы развития природы (биосферы) не распространяются на человечество и победа над природой идет ему на пользу. Человек навязывает природе правила игры, к которым она не приспособлена, но биосфера всегда избавлялась от таких разрушительных подсистем.

Антропоморфизм (человек есть мера всего) заключается в том, что стратегия экономики исходит из генетических мотивов поведения живых существ, таких как максимальное размножение, экспансивность, борьба за выживание на фоне постоянного дефицита ресурсов, чувство принадлежности к своей стае, борьба с конкурентами, альтруизм в рамках своей стаи (корпоративная солидарность). Неуправляемая рыночная экономика ориентированна на эгоистическое получение максимальной прибыли в сроки, привязанные к жизненному циклу человека.

Развитыми странами считаются те, которые достигли высокого уровня потребления. Этот антропоморфный критерий является следствием «голодного» мышления, когда представление о благополучии ассоциировалось с толщиной живота вельможи. Для истощенного организма наращивание биомассы до определенной величины может служить показателем здоровья, но превышение веса начнет приносить одни неприятности.

Для биосферы развитие - это не рост потребления, а совершенствование разнообразных механизмов адаптации, в том числе и отказ от потребления, например, анабиоз. И в экономической деятельности кроме прибыли необходимо также обеспечивать устойчивость, надежность, адаптивность.

Разум человека, хотя и не очень успешно, пытается корректировать генетические программы поведения внутри социума. Появилась мораль, этика, нравственность, религия, законодательство и пр. Однако по отношению к биосфере современная экономика продолжает оставаться безнравственной.

Итак, ноосферный путь развития может быть осуществлен только через науку и образование. Знающему человеку легче объяснить пагубность некоторых его инстинктов и генетических программ поведения. Следовательно, человечество должно отказаться от методов стохастического развития и использовать разум.

Кроме экологических конфликтов между человечеством и биосферой имеют место внутренние (социальные) конфликты. Социальные конфликты также могут привести к полной гибели (ядерная война) или вымиранию части человечества (голод, болезни, техногенные катастрофы). Современная западная экономическая модель не решила проблем всего быстро растущего человечества. Рыночная экономика смогла «накормить» только те страны, которые первыми стали на этот путь в своем регионе, сконцентрировав часть ресурсов «третьих стран», при этом, не сильно увеличивая численность своего населения (Европа, США, Япония). В человечестве возникли резкие диспропорции в уровнях потребления и развития, почти 5 млрд. человек живут в десятки раз беднее, чем США и Европа, и это в настоящее время угрожает устойчивости всего человеческого общества. В мире много сообществ осталось на уровне родоплеменного и феодального состояния и 75% населения Земли недоедает. В настоящее время более 10 млн. человек в год умирает от голода (страны Азии и Африки), Азия напрягает биосферу количеством едоков, а Запад - количеством и качеством потребляемого . Таким образом, Запад, решив локальную проблему своего благополучия, увеличил диспропорции в уровне жизни всего человечества. Возникла новая глобальная проблема, чреватая мировыми конфликтами «голодного» большинства с благополучным меньшинством.

Так как социальные конфликты чаще всего возникают на почве дефицита ресурсов, правильная экономическая деятельность может способствовать разрешению социальных проблем. Пока целью экономики является не сохранение биосферных ресурсов (этим занимается экология), а их потребление и распределение (политика, экономика). Пора наводить мосты между разными науками.

Утверждение, что рынок лучшим образом обеспечивает жизнедеятельность экономической системы, явно преувеличено. Капиталистический рынок существует около 300 лет, а феодальные тиранические, авторитарные системы с ограниченной внутренней конкуренцией существовали иногда тысячи лет.

В настоящее время «свободный» рынок, являясь эффективным средством наращивания производства и потребления, не заинтересован производить «общественные блага, обеспечивать социальные гарантии, игнорирует социальные и этические критерии справедливости при распределении ресурсов, создает социальную напряженность, коррупцию, рэкет. Стремление максимизировать прибыль отодвигает на задний план заботу о будущих поколениях и сохранении биосферы . Рыночные механизмы производства товаров и услуг приводят к разрушению среды обитания, автомобильным пробкам, социальному неравенству.

Современный капитализм убеждает общество в том, что конкурентная борьба совершенствует экономический механизм. Такое мнение опирается на преувеличенную роль борьбы за существование в биосфере. Например, подсистемы живых организмов (внутренние органы) почти не конкурируют. Конкуренция в биосфере происходит только между организмами, популяциями, видами и то не всегда. Имеют место симбиозы внутри вида, внутри колонии (муравьи, пчелы, бактерии), коллективная защита, коллективные действия, т.е. не только борьба, но и системный альтруизм. В рыночных взаимоотношениях также можно встретить альянсы, монополии, союзы, корпорации, подсистемы которых не конкурируют.

Если для всех 6 млрд. человек невозможно обеспечить потребление ресурсов по европейскому образцу без разрушения биосферы, то остаётся или перераспределять общечеловеческий продукт, или физически сокращать численность «голодающих». Однако у политиков в настоящее время нет способов реализации таких решений.

Высокий уровень потребления не может застраховать богатые страны от разрушения. Системы, приспособленные к существованию в условиях «изобилия» ресурсов, часто испытывают острую стагнацию при их ограничении. Опыт биосферы неоднократно демонстрировал факты, когда «суперпотребители» ресурсов вымирали в результате катастроф (например, динозавры и другие крупные животные), а мелкие и неприхотливые - выживали и занимали опустевшие экологические ниши . Предприятия в погоне за максимальной прибылью, исчерпав резервы, разорялись, кризисы капиталистического перепроизводства регулярно потрясают мир. Однако отшельник, живущий натуральным хозяйством, может не заметить экономического кризиса, а разорившийся миллионер покончит жизнь самоубийством. Аборигены Австралии пережили многие империи, только вмешательство Западной цивилизации может их погубить, как, например, американских индейцев. На длинной дистанции спринтеры уступают стайерам. Будущая экономическая наука должна изменить критерии развития и провозгласить принцип ограниченного потребления возобновляемых ресурсов планеты.

Рассмотрим основные тенденции развития мировой экономики. Глобализация привела к взаимозависимости экономик всех стран. Экономические системы научились сглаживать периодические кризисы. На передний план выходит соперничество между крупными монополиями и олигополиями на национальном и мировом рынках. Существование монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства и имеют возможность разрабатывать и внедрять научно-технические достижения, освобождающие человечество от биосферной зависимости.

В начале 21 века усиливается монополистический по своей природе государственный сектор. Государство не способно контролировать «свободную» деятельность миллионов предпринимателей, но совершенствует регулирование действий монополий (регулирует цены). Монополист имеет возможность не спешить поглощать биосферные ресурсы, он может прекратить наращивание ВВП без риска быть разорённым и осуществлять стратегию нулевого роста (если не будет расти численность населения). Очевидно, что поведение небольшого количества монополий (олигополии) государству контролировать легче, чем множество мелких «свободных» участников рынка. Можно предсказать усиление государственной деятельности в сфере сохранения биосферы, введение ограничений на эксплуатацию природной среды, усиление адаптивности к геокосмическим опасностям.

Большую роль приобретают вклады государства и частных фирм для финансирования образования, медицины, социальных нужд. Наблюдается тенденция к унификации экономических и политических систем. Появились бизнесмены, контролирующие научные знания и технологии. Мир начинает движение к экономике знаний и информационных технологий.

Как видно, наметившиеся сдвиги в мировой экономике разворачивают вектор развития. Однако, количество оставшихся проблем настолько велико, что обольщаться наметившимися положительными сдвигами не следует.

Существует, например, возможность доминирования монополий над государством. Корпорации всегда подкармливают чиновников (государство), а государство издает для них законы, определяя правила игры и арбитража. Складывающаяся ситуация выгодна пока странам «золотого миллиарда». Социальное неравенство Востока и Запада дезинтегрирует человечество, ослабляя адаптивные способности, усиливает вероятность кризиса.

Более медленно развивающиеся страны Востока, Азии, Латинской Америки, Африки пытаются увеличить ВНП часто за счет сокращения дохода на душу населения. В итоге с 1985 по 1989 среднедушевые доходы в 40 странах упали в 94 раза. Богатая 1/5 часть человечества потребляет в 61 раз больше, чем самая бедная 1/5 часть . В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимой для эффективного управления на демократической основе.

Примеры управляемой коэволюции богатых и бедных имеют место уже сегодня. Шведская модель государственного выравнивания уровня потребления населения («шведский социализм») заключается в прогрессивном налоге с прибыли. Богатые люди, фирмы, предприятия отчисляют в бюджет страны львиную долю своих доходов в виде налогов. Эти средства государство расходует на социальную сферу, т.е. для бедной части населения, сглаживая социальную напряженность, и, при этом, не подавляя частной предпринимательской инициативы. В отличие от централизованной советской экономики, где выравнивание доходов становилось демотивационным фактором, шведское государство через законы и налоговую систему осуществляет «насилие» над рынком, т.е. препятствует его стохастизму, гибко сочетая управление и самоорганизацию. Растет значение централизации в управлении, возвращается регулируемая экономика, демонстрируя тысячелетнюю живучесть.

Рассмотрев этот опыт и перенеся его на все человечество, мы приходим к идее мирового государства, где подсистемами будут национальные государства, выплачивающие прогрессивный налог в общечеловеческий бюджет. Эти средства должны идти на защиту человечества от социальных потрясений, экологических и космических катастроф. Если не начинать действовать сегодня, завтра может оказать поздно. Осознанные действия всегда начинаются с науки, но нужны и политические механизмы ноосферного мышления.

Литература

1. Реймерс Н.Ф. Экология. – М.: Россия молодая, 1994.

2. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы.- Ростов - на -Дону: СКЦВШ, 2003. (сайт holism. narod. ru)

3. Попов В.П. Инварианты нелинейного мира. – Пятигорск: Технологический университет, 2005. (сайт holism. narod. ru)

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация. Темпомиры. - СПб.: Алетейя, 2002.

5. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебник. / Под. Ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечеловой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

6. Насратуллин В.К. Неравновесная экономика. - Уфа.: Восточный университет, 2004.

7. Иванов О.П. Глобальные экологические проблемы и эволюция. / Глобализация: синергетический подход - М.: РАГС, 2002.

8. Пороховский А. XXI век и экономическая теория: мировые тенденции в Российской реальности. // РЭЖ 99. №11, с. 71-75.

9. Иноземцев В.Л. Пределы догоняющего развития. – М.: Гардарики, 2000.13.

В.П. Попов, И.В. Крайнюченко, Экономика 21 века // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15175, 19.03.2009


Геостратегическое положение России в период после развала СССР позволяло и побуждало руководство страны осуществлять дальнейшее развитие государства путем возрождения могущества и достижения цели стать одной из ведущих держав многополярного мира, уверенно преодолевая противодействие традиционных и новоявленных конкурентов и обретая надежных и многочисленных союзников. Насколько преуспела Россия в решении насущных задач первого десятилетия?

В одной из предвыборных статей Владимир Путин пишет: «Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития вышла из глубокого спада... мы достигли и преодолели показатели уровня жизни самых благополучных лет СССР» (Путин В. В. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»).

Результаты первого десятилетия

Этот бодрый вывод, с одной стороны, приятен, но с другой – он означает, что более 20 лет нашей фактически потеряны. За эти десятилетия остальной мир ушел далеко вперед, а мы радуемся, что удалось вернуться к тому уровню, с которого начиналось падение. Чего здесь больше – радости или грусти. А что говорят на этот счет статистика и другие авторитеты? Посмотрим на таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Как видим, имевшиеся возможности были реализованы не лучшим образом. Особенно удручающи показатели, характеризующие главное богатство, – сбережение населения и качество жизни, незначителен рост ВВП и архаична по-прежнему сырьевая структура экономики, что замедляет ее развитие и способность обеспечивать противодействие возрастающим угрозам безопасности страны и каждого ее гражданина.

Таблица 2

Конечно, слишком тяжелы были утраты последнего десятилетия прошлого века, связанные с нечестной приватизацией общественной собственности и бездарной до преступности конверсией военного производства, причинивших большой вред во всех сферах жизнедеятельности общества. Но и должной активности и творчества не было, особенно со стороны тех, в чьих руках оказалось раздробленное богатство страны. На призыв президента России об удвоении ВВП в течение десяти лет они реагировали вяло, предпочитая не инвестировать в реальную экономику, а вывозить за рубеж свои доходы. В то же время Министерство финансов отнеслось к этому призыву скептически, закладывая в прогнозы менее высокие темпы роста ВВП и усердно выводя колоссальные доходы от сырьевого экспорта в Стабилизационный и пришедшие ему на смену фонды. Реальный рост ВВП зачастую превосходил прогнозируемые наметки. К концу периода он замедлился, чему способствовали, во-первых, увод из экономики в «подушку безопасности», хранимую за рубежом, очень значительных сумм, во-вторых, мировой экономический кризис.

«Нужны технологии. Надеяться на то, что нас вытянут нефть и газ, недальновидно, – отметил ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. – А деньги, которые не работают, не приносят пользы». В 2008 году расходы госбюджета составили 7,57 триллиона рублей, тогда как в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния праздно лежало 7,6 триллиона рублей. Если бы они работали в отечественной экономике, в ее реальных секторах, то предложенное президентом удвоение ВВП было бы достигнуто раньше, а вложение средств в реальную экономику вместо «подушки безопасности» дало бы второе его удвоение. Но не произошло ни второго удвоения, ни реиндустриализации, а кризис поразил нашу экономику гораздо глубже, чем экономику США и Европы.

Заметим, что ситуация не изменилась: при обсуждении в Государственной думе госбюджета на 2013 год оппозиционные партии отмечали стремление Минфина занизить реальные доходы, искусственно показать дефицит, а полученные дополнительные средства от экспорта нефти и газа направить в Резервный фонд, а не на инвестиции, социальные нужды, национальную оборону и национальную безопасность.

Определить экономическую модель

Десять лет назад, оценивая геополитическое положение страны, приводились обобщающие показатели экономической, военной и военно-экономической мощи России и крупнейших стран мира. Их анализ говорил о том, что РФ только по показателям экономического потенциала превосходит Германию, Францию, Англию, Японию, а по величине территории также показатели Китая и США. Однако степень реализации экономического потенциала нашего государства оказалась значительно ниже, чем этих стран, поэтому по обобщающим показателям экономической мощи Россия была слабее приведенных в таблице государств. Внутрисистемные показатели военно-экономической безопасности нашей страны тоже были неутешительными, а системы обеспечения структур военного противодействия угрозам национальной безопасности вследствие крайней ограниченности экономических возможностей государства неадекватны военно-экономическим потребностям сил, противостоящих реальным и потенциальным военным угрозам.

Тем не менее тогда мы считали, что Российская Федерация обладает хотя и сократившимся, но все еще колоссальным экономическим потенциалом. Возрождение ее могущества и возвращение в число наиболее развитых и сильных держав мира было возможно, но лишь при всестороннем учете главного из уроков истории – консолидации общества вокруг базовых общественных ценностей и задач противостояния внутренним и внешним угрозам, с которыми столкнулось наше государство. Особенно надо подчеркнуть настоятельность этой задачи сегодня, поскольку угрозы национальной безопасности значительно возросли, а заметных сдвигов в соотношении сил в пользу России не произошло.

Сейчас Россия сосредотачивается, чтобы достойно ответить на предвидимые вызовы, с которыми сталкивается весь мир: системный кризис, тектонический процесс глобальной трансформации – переход в новую культурную, экономическую, технологическую, геополитическую эпоху. Пока мы пытались уйти из социализма и стать «как все», эти «все» приходили все основательнее к убеждению, что капитализм исчерпал себя. Невозможно перечислить все препятствия и задачи, назовем те из них, которые уже явно определились.

В общем виде надо «завершить создание в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся и одновременно устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм» (В. В. Путин. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»). Такой организм гарантирует суверенитет России и процветание ее граждан. Владимир Путин упоминает также слова о справедливости, достоинстве, правде и доверии. А каков он «такой» организм конкретно?

Коснемся некоторых сторон конкретизации только одной из названных проблем – модели экономики.

Во-первых, надо слезть с сырьевой иглы и перейти на инновационное развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей реальной экономики. Без этого бесполезно говорить о решении проблем экономики и иных сфер жизнедеятельности. И здесь главная трудность в том, что в той экономике, которую мы выстраиваем, не прикажешь. Нужны другие методы. Частника надо заинтересовать, а государственных чиновников подбирать политически и экономически грамотных, профессионально компетентных, творческих и дисциплинированных.

Во-вторых, необходимо разрушить и устранить возможность сращивания бизнеса с чиновниками, под корень преодолеть коррупцию (раз она признается государственной изменой), но при этом не выталкивая государство из экономики под предлогом его якобы неэффективности, а изгоняя невежд из государственного аппарата, заменяя их честными, экономически грамотными людьми, только тогда экономика станет умной, эффективной. Здесь нужна большая творческая работа юристов и законодателей в области совершенствования хозяйственного права и колоссальная организационная работа.

В-третьих, как воздух, необходимо достижение в стране социального единства. Его не добиться без изменения в разы децильного коэффициента, который составляет 1:15 по России в целом, а в Москве 1:50, в то время как в европейских странах 1:7. Такой разрыв уже грозит бессмысленным и беспощадным бунтом. Социального единства не добиться также без прогрессивной шкалы налогообложения, без солидного компенсационного взноса от дельцов нечестной приватизации и ренационализации той части собственности, характер которой, как показал опыт, требует ее изъятия из частных рук, а также и без ликвидации офшоров. Много требуется изъятий и нововведений, но на все это нужна жесткая политическая воля, а не бодрые предвыборные призывы и обещания.

Размышляя об искомой модели экономики, особенно в плане ОПК, вдруг наткнулся на только что принятый федеральный закон «О Фонде перспективных исследований». Читаем: «Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой он создан и соответствует этой цели». Читаем еще: «Федеральные органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность фонда и его должностных лиц». Думаю, что этот закон оказался бы очень подходящим для всей экономики, он направлен на то, чтобы нейтрализовать главный порок рыночной экономики, ориентирующей ее субъектов не на функциональный эффект (результат), а на прибыль. С другой стороны, видим стремление устранить бюрократические препоны, создаваемые зачастую некомпетентными действиями госорганов.

Убежден, что в крайне противоречивой социально ориентированной рыночной экономике очень важно не обезьянничать ни под капиталистическую конкуренцию, ни под плановый социализм, а во всем видеть и соблюдать меру, определяющую переход явлений в новое качество, даже в свою противоположность.

Смотреть вперед на 30–50 лет

В вопросе о реструктуризации и модернизации экономики зачастую мы упрощенно понимаем взаимосвязь экономики и национальной безопасности, в том числе национальной обороны, повторяя мудрые высказывания авторитетов далекого прошлого о том, что финансы – это артерии войны, что для войны нужны три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги. Но с тех пор, когда так говорилось, произошли крупные изменения в экономике и военном деле.

Военное строительство ХХ века показало, что с индустриализацией экономики деньги весьма сложно превращаются в военную мощь, что определяющую роль приобретают вопросы структуры экономики, заблаговременной экономической мобилизации и конверсии в процессах взаимопереходов экономической и военной мощи как элементов системы могущества. Советский Союз ярко продемонстрировал эти процессы накануне Великой Отечественной войны и в период конверсии военного производства 90-х годов. Цепи объективных функциональных и временных взаимосвязей отраслей экономики предопределяют эти процессы, и от понимания и учета этих связей в военно-экономической политике зависят колоссальный успех и позорное поражение, возможность «срезать угол» и провалить очередную ГПВ.

Игнорирование этих взаимосвязей в годы конверсии военного производства сделало неизбежным быстрый и столь глубокий крах не только ОПК, но и всей экономики России в 90-е. Такова же причина крайне слабого, неустойчивого процесса возрождения экономики в первое десятилетие XXI века. В этом загадка срывов неолиберальной военно-экономической политики России.

Военная мощь в современных условиях предполагает такие вооружения и военную технику, производство которых возможно лишь при наличии в структуре реальной экономики самых современных отраслей производства, применяющих высокие технологии. Мы спешим озаботиться проблемами постиндустриальной экономики, а на деле скатились к доиндустриальной, утратив машиностроение, электронную промышленность, высокие технологии и высококвалифицированные научные кадры. Аналогична связь других структур, обеспечивающих национальную безопасность, с экономикой и ее структурой. Эту связь нельзя упускать из виду, говоря об «умной» обороне и защищенности от новых угроз, о необходимости смотреть за горизонт лет на 30–50 вперед, выделяя на программы развития Вооруженных Сил и модернизацию ОПК 23 триллиона рублей, но мирясь с засильем сырьевой ориентации экономической политики и оттоком мозгов и капитала за рубеж.

Каковы же показатели, относящиеся к национальной обороне и национальной безопасности в истекшее десятилетие и на перспективу? На этот вопрос проливают свет данные таблицы 3.

Таблица 3

Как видим, расходы на национальную оборону в первом десятилетии нынешнего века не поднимались выше 2,84 процента в ВВП и 18,63 процента в расходах госбюджета и имели тенденцию к уменьшению, а расходы на национальную безопасность соответственно – 2,41 и 11,1 процента. Показатели первых лет нового десятилетия не свидетельствуют об их росте.

Финансовая спекуляция – это торговля финансовыми активами с целью получения прибыли как результата от принятия рыночного риска. Это стало одной из основных форм финансовой деятельности наряду с инвестированием, хеджированием, страхованием и т. п. Поскольку и при инвестициях, и при спекуляциях достигается рост финансов, то происходит какое-то помутнение мышления и вырождение финансовой политики.

Что такое недофинансирование ОПК? Это может быть вынужденной мерой, следствием крайней ограниченности ресурсов. Но это может быть и способом, используемым коррупционерами для обогащения под видом обслуживания оборонных расходов. В такой ситуации военным финансистам приходится брать кредиты у частных банков по баснословным процентам. Расплачивается за них государство, обогащая олигархов и коррумпированных чиновников. То, как приходилось бороться с финансовыми махинациями на ниве недофинансирования оборонных расходов в 90-е годы прошлого века, убедительно показано в монографии бывшего начальника Главного ФЭУ МО генерал-полковника В. В. Воробьева (Воробьев В. В. «Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения». Санкт-Петербург, 2003).

Это особенно важно понимать в условиях перехода страны к социально ориентированной рыночной экономике с плюрализмом форм собственности. Поскольку он происходит, то надо обрести знание и умение работать в условиях рынка, не утратив колоссальных возможностей планомерного регулирования экономических процессов. Почти целое десятилетие существования ОПК в условиях недофинансирования и дробления в интересах приватизации его предприятий, утраты многого из того, что необходимо для обеспечения его адекватности угрозам и надежной конкурентоспособности, обусловили также и провал первых трех государственных программ вооружения в истекшем десятилетии. Это заставляет переосмыслить отношение к финансово-экономическим технологиям, понять их огромную как разрушительную, так и созидательную силу и умело использовать ее для созидания.

Речь идет о роли и месте военно-финансовой составляющей в системе определяющих факторов и о том, как предотвратить ее отрыв от военной, экономической и военно-экономической политики, как обеспечить выполнение их функционального предназначения. Главное состоит в том, чтобы добиться адекватности военно-финансовых и военно-экономических интересов, исключить преувеличенное влияние узковедомственных и частных интересов. Надо обеспечить сочетание функциональных целей и экономических интересов в системе контрактов субъектов военно-экономических отношений, разработав в хозяйственном праве правила игры, приемлемые для сторон, и создав приемлемый для них механизм принуждения в виде экономических санкций, норм юридической ответственности, вводя новые формы экономических отношений, институциональные новшества, современные рыночные технологии.

Одно из наиболее действенных средств и путей к цели – создание, а по сути возрождение разрушенных приватизацией и конверсией военного производства крупных интегрированных структур в ОПК.

В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ - «Основные направления социально-экономического развития Российской Феде­рации на долгосрочную перспективу», который определил стратеги­ческие приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. С первых дней нового тысячелетия внимание президента и правительства, руководимого в период первого президентского срока В. В. Путина премьер-министром М. М. Касьяновым, было сосредото­чено на решении серии безотлагательных вопросов.

Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснован­ных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некото­рые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. К этой теме общественное внимание было привлечено в 2003 г. при расследовании так называемого «дела ЮКОСА», когда были усилены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятель­ности. Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных дохо­дов». Для реализации этой задачи в ноябре 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган - Комитет по финансовому мониторингу. Рос­сия вступила в сообщество международных финансовых разведок.

Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавле­ний в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввоз­ные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.

В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммуналь­ного хозяйства направлены на создание конкурентной среды, при­влечение инвестиций, что должно привести к качественному улучше­нию положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управле­ние неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходи­мы для реализации его функций. На этой основе проводилась даль­нейшая приватизация государственных предприятий, которая посте­пенно охватывала новые отрасли.


Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре­пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяй­ственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкциони­ровал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт срав­нивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуа­ции в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекцио­нистские меры.

В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабоченность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться про­гресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соот­ветствует мировому уровню.

В этой связи государство стало уделять больше внимания оборон­но-промышленному комплексу (ОПК), в котором традиционно со­средоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Рас­ширение финансирования и начавшиеся в ОПК. преобразования на­правлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.

Новые инициативы экономической политики уже дали положи­тельный эффект. В течение трех последних лет государственный бюд­жет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.

Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значи­тельно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной за­долженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. не­сколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реаль­ные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной ре­форме. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений на­уки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.

В продолжение темы:
Советы

Сыр – это продукт, который стал привычной частью нашей жизни: мы едим его в бутербродах, добавляем в салат и суп, используем его для приготовления пиццы. Столько пищевых...