Какие молебны заказывают в церкви. Когда и зачем читаются молебны в церкви

«Батюшка /игумен Гурий/ говорил, что нельзя что-то важное делать без благословения. Например, идти в суд, к врачу, в больницу, на экзамен, на собрание важное или когда ревизия. Надо обязательно заказать Спасителю благодарственный водосвятный молебен и перечислить имена идущих на какое-то дело, и только тех людей, которые участвуют в этом деле, и Господь всё устроит» (/1/, с.74).

Раба Божия Мария (духовная дочь о.Гурия): «Ещё батюшка говорил нам всем чаще заказывать благодарственные молебны, чаще, как можно чаще. Куда пошел – в суд или к зубному врачу, или у тебя ревизия, или в школу пошла устраиваться, или на экзамен, всегда нужно в это время заказать благодарственный молебен и написать имя того человека, который в этом деле участвует. Если я иду к зубному врачу, то я и должна написать: Благодарственный молебен водосвятный и раба Божия Мария.

Пример записки :

Молебен благодарственный Спасителю

О здравии

Ирины

Ольги

Александра

Наталии

Петра

Я его спросила: «Батюшка, объясни, пожалуйста, значение Благодарственного молебна, почему именно Благодарственный молебен нужно всегда заказывать: и в скорби, и в радости. Если ты заболел, сразу же закажи Благодарственный молебен. Если у тебя радость какая-то – сын пришел с войны , закажи Благодарственный молебен".

Он мне сказал: «Мария, ты знаешь, ведь целитель Пантелеимон – это хорошо, Никола – чудотворец – хорошо, и Ксения блаженная – хорошо. Но они ведь все тоже идут к Богу просить за тебя, как ходатайство. Ты просишь целителя Пантелеимона, он же всё равно идет к Богу за тебя просить. А ты сразу, Мария, сразу коленочки-то преклони, да к Богу. Сама сразу. По вере вашей да будет вам».

Говорю: «Батюшка, почему благодарственные нужно как можно чаще заказывать?»

О.Гурий: «Когда ты закажешь Благодарственный молебен, в этот день ты находишься в кругу святых ангелов, этот день полностью уже будет как от Бога. Враг, он уже не может тебе помешать в этот день. Этот день будет как воля Божия. Что произойдет в этот день, значит, это будет по воле Божией, по Промыслу. И враг уже в это время не может тебе никаких козней сделать, ты находишься в кругу святых ангелов». Так он сказал.

«И по мере возможности заказывай, ну как деньги есть , каждый день Благодарственный молебен ».

Когда у меня сын был в Чечне, я ему заказывала каждый день Благодарственный молебен , чтобы он всё время был в кругу святых ангелов».

1. Лучезарный батюшка (Воспоминания о игумене Гурии (Чезлове) (Вологда, 2006 г.) – 103 с.

2. «Соль Земли», фильм 5: Игумен Гурий

НА МОЛЕБНАХ МОГУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ И НЕКРЕЩЕНЫЕ В ПРАВОСЛАВИИ.

ЗА НИХ ЖЕ МОЖНО И ПОДАВАТЬ ЗАПИСОЧКИ НА МОЛЕБЕН И СТАВИТЬ СВЕЧИ

(в отличии от евхаристии - Литургии)

Молебны - это всегда хорошая помощь в решении сложных ситуации. Во время молебна священник молится о тех людях, которые указаны в записочках. (…еще молимся тебе, Господу Богу нашему, еже услышатися гласу моления нашего, и молитве и помиловати рабов Твоих (кто написан в записочках) благодатию и щедротами Твоими, и исполнити вся прошения их, и прости им вся согрешения вольная и невольная…и покрый их от враг видимых и невидимых, от всякия напасти, беды и скорби избавити, и подати здравие с долголетием… из последования Молебна).

Помимо того, что мы на молебнах просим помощи святых, важно и заказывать Молебены благодарственные, особенно после того, как наши проблемы успешно разрешились.

В нашем храме служатся:

Узнать более подробно о молебне, месте и времени его проведения, можно нажав на ссылку- название самого молебна. По этим ссылкам вы также найдете всю информацию как заказать молебен и как правильно написать записку

Образец написания

записки на молебен

Образец написания записки на молебен "на потребу"

Почти каждый день, по окончании утренней службы, в честь чудотворных икон Божией Матери и особо почитаемых святых, в честь которых служилась Божественная литургия, совершается краткое молебное пение.

На эти молебны также принимаются записки

ЧТО ТАКОЕ МОЛЕБЕН?

Это краткая служба, в которой верующие, по своим частным нуждам и обстоятельствам, обращаются с молитвою к Господу Богу, Божией Матери и святым. За Божественной Литургией мы слышим прошения о повседневных надобностях, но часто не воспринимаем их как должно из-за глубочайшего содержания литургии. Потребность помолиться "о малом" так, как учил преподобный Амвросий Оптинский - "коротенько, да горяченько", осуществляется нами на молебне.

И у каждого из нас возникает такая потребность помолиться "о малом". В жизни бывают такие моменты, когда просто необходима помощь Свыше. Во многих житейских ситуациях: в болезнях и недугах; при устройстве на работу и в начале всякого дела; в недоумении, как поступить и в решении важных вопросов; о сохранении семьи и при поиске своей половинки мы просим Господа, Богородицу и святых спасти, благословить, сохранить, защитить и помочь нам.

Итак, болеем ли мы? - Будем служить молебен о болящих. Начинаем ли важное дело? - На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? - Выслушем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? - Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? - Будем служить благодарственный молебен.

Кроме частных молебнов, существуют и молебные пения. Церковь содержит множество таковых - водосвятный и новогодний; во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе); молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства; торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово...

На молебнах мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святым. Благодарственные молебные пения адресуются Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого (или от кого) он будет совершаться.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Молебны бывают простые и водосвятные. На водосвятном молебне освящается вода. Святую воду после молебна прихожане уносят с собой и ее можно и нужно употреблять, окроплять жилище (место работы) и всякую вещь. (О еже быти воде сей целительной душ и телес и всякия сопротивныя силы отгнательной … из последования малого освящения воды ). Это значит, что Благодать Святаго Духа, которая посылается на воду при ее освящении, имеет целебные свойства и отгоняет нечистую силу.

Порой к молебнам добавляют акафисты, каноны.

Часто священники, завершая требу, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой.

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Братья и сестры! Помните, что молебен это не волшебство. Каждый человек непременно должен и трудиться и молиться сам для спасения своей души и помощи ближним! "По вере Вашей да будет Вам"!

Инструкция

Молебен, по своей сути - это сокращенная утреня. Состоит он из следующих основных частей: канона, тропаря, ектении, чтения Евангилия . В «Книге молебных пений» и в «Требнике» содержатся чинопоследования. Благодарственный молебен отличается от иных тем, что его в благодарность за данное Богом по вашей молитве: излечение от болезни, помощь в делах и пр.

Чтобы заказать Благодарственный молебен в любом храме нужно обратиться в свечной ящик и подать записку с именами тех людей, от которых (или за которых) он будет совершаться, свое имя, если вы благодарите за ниспосланное по вам, тоже нужно указывать. Обращаться в Молебне можно к Иисусу Христу, Деве Марии и святым. Благодарственные молебны служат исключительно Господу.

Совершая Благодарственный молебен, священник после окончания Литургии провозглашает перед Престолом начало, далее идет мирная ектения с упоминанием благодарящих и добавлением особых прошений, затем следует чтение Евангелия, Апостола и сугубая ектения, в ходе которой упоминаются имена благодарящих, далее - благодарственная к Господу и пение Славословия или «Тебе Бога хвалим…». Завершается молебен благословением благодарящих, помазанием освященным елеем и окроплением .

В различных житейских обстоятельствах в принято обращаться к определенным Божией Матери или угодникам Божиим. Так молебны о здравии заказывают целителя и великомученика Пантелеймона, а чтобы избавиться от алкогольной зависимости, обращаются Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и к мученику Вонифатию.

Совершаться молебны могут не только в храме, но и в домах, на полях и пр., иногда соединяются с водоосвящением. Некоторые молебны служат в бедственных случая или по просьбе отдельных лиц, другие же, относящиеся к общественному богослужению, совершаются в особо установленное время или во время .

Заказывать молебны нужно до Литургии, иное говорит о непонимании сущности Евхаристии.

Источники:

  • для чего заказывают молебен

Молебен - непродолжительная по времени служба, во время которой верующие обращаются к Богу с молитвами о своих частных заботах и проблемах.

Полезный совет

Служба «Сорокоуст» (ежедневное молитвенное упоминание об упокоении умерших и здоровье живых на протяжении сорока дней) заказывают сразу в нескольких храмах – так можно избавиться от сглаза и порчи. Для того чтобы заказать данный молебен, необходимо написать на листе бумаги имена людей, о которых нужно помолиться, и передать записку на алтарь.

В православной церкви у верующего существует возможность не только молиться за кого-либо самостоятельно, но и сделать так, чтобы имя близкого упоминалось во время молебна. Для этого нужно написать специальную записку, которая должна быть правильно оформлена.

Инструкция

Зайдите в церковь и найдите служителя, который занимается приемом записок с просьбой об упоминании молебна. Обычно у него же можно приобрести свечи. В некоторых случаях в церкви может присутствовать ящик, в который вы должны опустить записку самостоятельно. На нем будет поясняющая надпись. Если вы не можете разобраться в том, где же нужно подавать записки, обратитесь к одному из прихожан, который в настоящее время не читает молитву, или к свободному священнослужителю.

Укажите, по какому поводу нужно упомянуть близкого вам человека в молебне. Чаще всего молятся «О здравии» для ныне живущих и «Об упокоении» для умерших. Однако формулировка может быть более конкретной, например «Об успешных родах» для беременной женщины или «О поддержании в вере» для тех, кого одолевают религиозные сомнения.

Если вы хотите, чтобы молитва возносилась Богородице или какому-либо конкретному святому, следует записать его имя. Такая возможность во время вознесения молебна существует.

Ниже запишите имена тех, кого вы просите упомянуть в данном молебне. Имен может быть несколько, например, в карточке «О здравии» вы можете указать всех своих ныне живущих членов семьи и друзей. Для более персональной темы молебна имя может быть одно. При этом требуется указать только имена собственные, принятые при крещении. Фамилии и отчества людей не нужны.

Передайте бланк служителю церкви, занимающемся их сбором. Оплатите необходимую сумму пожертвования. Она может зависеть от количества подаваемых записок или от числа упоминаемых имен. При желании вы можете уточнить время чтения молебна, чтобы самому присутствовать на нем.

В христианской богослужебной практике молебнами называют службу, в которой обращаются к святой личности с целью получения определенного прошения. Существует несколько видов молебнов, в них верующий может обратиться с просьбой к Господу, Богородице, святому или ангелам.

В церковной традиции имеет место множество молебнов перед иконами Богородицы. Например, перед Казанской или Владимирской иконой Божией Матери. О помощи в учебе просят у Богородицы на перед образом «Прибавление ума», а за тех, кто страдает недугом , испрашивают помощи перед иконой «Неупиваемая чаша». Существует много и иных икон Девы Марии, которым могут служиться определенные молебны.


Часто в христианской практике обращаются в молебном пении к святым людям. О болящих молятся Пантелеимону, Николай Чудотворец является помощником во всех нуждах и печалях, молитва к святому Моисею Мурину помогает избавиться от пьянства.


Кроме святых угодников Божиих, молебны могут быть обращены и к ангельским силам. Существуют молебны высшим ангелам и ангелам-хранителям.


При всем разнообразии молебных пений необходимо осознавать, что помощь подается от конкретной личности, к которой можно обращаться в любых добрых нуждах. А практика обращения с определенной просьбой к тому или иному святому является только благочестивой традицией.

Православное богослужение весьма разнообразно. Кроме главной церковной службы литургии в храмах отправляются богослужения на различные потребы верующих людей. К таковым службам относятся молебны.

Молебен представляет собой богослужение, в котором испрашивается у Бога, Богородицы, святых или ангелов помощь в различных житейских нуждах. По сути молебное последование представляет собой особую молитву верующего человека с определенным прошением. Так, молебны могут заказываться о болящих, перед отправлением в путешествие. Существуют специальные благодарственные молебны, молебны о помощи в учебе, семейных делах, помощи в торговле. Список отнюдь не исчерпывающий.


Молиться на можно как Господу, так и святым или Богородице. При этом необходимо указывать кому именно заказывается молебен для того, чтобы хор спел определенные тропари, а священнослужитель произнес молебные запевы.


Прежде чем заказать молебен, полезно знать в какое время совершается. В небольших приходах (где богослужение отправляется по субботним, воскресным дням и великим праздникам) молебны чаще всего служатся утром по окончании литургии. В больших соборах молебные последования вполне могут совершаться ежедневно, кроме нескольких установленных уставом дней (например, Страстной седмицы или заупокойных суббот).


Для того, чтобы заказать молебен необходимо обратиться к сотруднику храма, принимающему церковные записки. Подобно тому, как человек заказывает поминовение на литургии или совершается и запись имен на молебное последование. Стоит помнить, что молебны можно заказывать о живых крещенных людях. Молебнов об упокоении в православной Церкви не существует (для этого устав предполагает совершение панихид).


Если человек заказывает молебен какому либо святому, то стоит сотруднику храма, принимающему записки сказать, какому именно подвижнику. Это же касается и практики молебного обращения ко Господу или Богородице. Имена на молебны записываются в родительном падеже.


Можно заказать молебен в храме в любое время, когда Дом Божий открыт для верующих людей. В таком случае имена будут поминаться на предстоящем молебном пении. Кроме этого, молебен заказывается и непосредственно в день его совершения, например, перед божественной литургией.


Православный человек должен особо понимать что сама по себе запись имен на молебен не является неким мистическим действом сродни заговору. Молебны для того и совершаются в храмах, чтобы верующие люди совершали молитву за своих родственников и близких во время этой церковной службы. Поэтому при заказывании молебна хорошо и самому побыть на богослужении. Правда, существует традиция заказывать молебны при паломнических поездках: в монастырях или святых местах. В таком случае человек сам не может присутствовать на молебнах, совершаемых в конкретном месте. Однако это не должно оправдывать отсутствие клейной молитвы или молитвы в храме за людей в другое время и в другом месте.


Иногда стоит заказать молебен заранее. Например в тех случаях, когда известно, что в приход пребывает святыня ( икона или мощи). Обычно на такие молебны стекается много народа, поэтому непосредственно перед началом богослужения можно не успеть записать имена и простоять в очереди всю службу. Поэтому стоит заблаговременно заказать молебен накануне события или же прийти в храм заранее перед началом богослужения для того, чтобы во время самого молебна уже не отвлекаться от самой церковной службы.

В православной Церкви существует несколько видов молебнов. Например, общие молебны ко Господу, Божией Матери, ангельским силам и святым. Кроме этого, каждый человек может заказать конкретный молебен на свое прошение (просьбу). Так, в Церкви распространены молебны о путешествующих, о болящих, о помощи в семейной жизни, торговле и прочее. На некоторых молебнах молятся о помощи в учении, на других - об избавлении от недуга пьянства или наркомании.


Чаще всего молебны совершаются в православных храмах в воскресный день после окончания божественной литургии. Иногда служатся праздничные молебные последования (в таком случае последние отправляются после литургии в праздничный день).


Для того, чтобы заказать молебен в православном храме, необходимо прийти в Дом Божий заблоговременно и записать имена тех, за кого заказывается молебен (или же свои собственные) в кассе или церковной лавке. При этом необходимо учитывать, что на молебнах поминаются только крещенные люди.


Если человек желает заказать молебен в воскресенье, необходимо в этот день заблоговременно прийти в храм (до момента окончания божественной литургии) и записать имена. Чаще всего литургия по воскресным дням совершается в восемь или девять часов утра, а молебны в выходные начинаются приблизительно в 10:00 или 11:00 (в разных приходах время может отличаться). Лучше всего прийти в воскресенье помолиться на литургии, заказав предварительно имена на молебен, и после окончания главного богослужения еще остаться в храме на молебное пение.


Стоит отметить, что молебны в православных храмах можно заказывать заранее. Например, известно, что человек на следующей неделе отправляется в путешествие. В любой день, когда работает храм, можно прийти в церковную лавку и записать имена на поминовение.


Некоторые верующие, часто посещающие богослужения, заказывают молебны сразу и на следующую неделю и праздник. Такая практика также вполне уместна и обоснованна, ведь заказать благодарственный молебен, например, можно в любое время и на любой день.


Таким образом, заказать молебен в православном храме очень просто. Необходимо только прийти в Дом Божий и записать имена своих родственников и знакомых, которые сподобились святого крещения.


Лучше всего не ограничиваться формальной записью имен на . Молебны для того и заказывают, чтобы вместе со священником вознести свои молитвы к Богу, Богородице, ангелам или святым, а для этого желательно и личное присутствие и молитва на молебном последовании.

Верующие люди обращаются за Божьей помощью перед началом любого дела. Особенные молитвы произносятся при важных событиях - венчании, рождении детей, похоронах близких.

Но также необходимо обращаться к Господу и перед менее значительными начинаниями - поездкой, новым учебным годом, выполнением какой-либо работы. А чтобы на всё это были силы и здоровье, существует особое богослужение - молебен о здравии.

Что такое молебен

О здравии в церкви не молятся только в будние дни Великого поста, во всё остальное время можно заказывать молебны соответствующего содержания.

Молебен - это небольшое по продолжительности богослужение, в которое входят тропари, каноны, главы из Евангелия, молитвы, выражение благодарности Богу или просьбы, обращённые к Нему, Деве Марии или святым угодникам. Соответственно священник проводит его в церкви для того, чтобы верующие могли поблагодарить Господа за оказанные Им милости или попросить Высшие силы о здоровье для себя и близких.

Также молебны могут служиться и по другим житейским нуждам. Поскольку прошения занимают существенную часть богослужения, другими словами его называют требой, то есть обращением к Богу по какой-то потребности.

Виды треб

Богослужения могут совершаться в разных местах и с различными целями. Требу может заказать любой прихожанин, но после основной службы в расписании церкви есть общие молебны. Они проводятся разными способами и посвящены различным ситуациям, а потому делятся на виды.

По инициативе и месту проведения

Если молебен проводится по расписанию, во время праздников или важных событий, он называется общецерковным. Во всех остальных случаях богослужения проводятся по заказу отдельного человека, просящего о Божьей милости для себя или родственников.

Если первый вид традиционно совершается в храме, то заказной молебен в случае необходимости можно попросить провести и дома, и в любом другом удобном месте. Чаще всего богослужения, проводимые вне стен церкви, служатся для освящения следующих мест:

  • дома;
  • сада и огорода;
  • автомобиля;
  • фундамента строящегося жилища.

Но и общие молебны в особых случаях могут проходить вне стен храма. Например, перед строительством церкви или установлением её важных частей - креста и колоколов, они могут проходить на месте будущего здания или перед стенами дома Божьего.

По структуре богослужения

Требы различаются не только по тому, кто является их инициатором, но и по цели или способу проведения. Таких видов можно выделить четыре.

В таких коротких богослужениях используются разные молитвы и ектеньи, составляющие структуру всей требы.

По различным нуждам

Люди заказывают молебны «на потребу» по разным случаям. По этому признаку они делятся на следующие виды:

  • о здравии;
  • о путешествующих;
  • в благодарность за оказанную Господом милость;
  • перед началом важного и благочестивого дела.

Эти индивидуальные просьбы людей могут быть объединены в единое богослужение.

В особых случаях можно просить священника читать сугубую молитву о здравии. Что это такое, к сожалению, знают не все прихожане. А ведь это сильное оружие в борьбе со всякими болезнями. Во время сугубой молитвы к Богу обращаются с индивидуальной просьбой и молятся не за список людей, а неустанно просят за одного конкретного человека. Такое усердное моление способно совершить настоящее чудо.

Во время Литургии священник также зачитывает списки имён, однако они имеют отношение не к отдельной требе, а к обедне, сорокоусту или проскомидии.

Правила заказа

Молебен о здравии обычно читается в церкви, значит, там его и нужно заказывать. Обычно при храме или даже прямо в нём есть специальный киоск, называемый свечной лавкой. Помимо свеч, там можно приобрести много других предметов - просфоры, иконы, нательные крестики, молитвословы и даже православную художественную литературу.

Там же можно заказать молебен о здравии. Образец записки с именами, которые нужно помянуть, составляется по следующим правилам .

Готовый бланк передаётся в киоск или относится на место, где будет служиться треба. Поскольку правила в разных приходах и монастырях бывают различными, этот момент можно уточнить у работников церкви. Иногда может не понадобиться писать записку самостоятельно, нужно продиктовать имена свечнице, а дальше она всё сделает сама.

Чтобы получить максимальную пользу для души, стоит отстоять на богослужении, где будут зачитываться написанные имена. Но если такой возможности нет, можно подать записку и уйти из храма, попросив у Господа прощения за невозможность остаться. В любом случае обо всех людях, записанных на молебен, будет читаться молитва о здравии.

Православный Иерусалим вообще предлагает заказывать богослужения удалённо, через интернет. Чтобы о болящих помолились на Святой Земле, достаточно записать в форму имена поминаемых в родительном падеже, и произвести оплату по реквизитам, представленным на сайте. Заказать молебен можно не только о здравии живущих людей, но и за упокой душ умерших. Но в последнем случае богослужение будет называться панихидой.

К кому обращаться в молитвах

Наиболее распространены на богослужениях обращения напрямую к Господу. Благодарственные молебны служатся только Ему, поскольку лишь Бог может дать просимое. К святым же обращаются, чтобы они выступили посредниками между человеком и Господом, попросили Его о чуде.

Поскольку угодники заслужили своё высокое положение на небесах земными поступками, к ним обращаются с определёнными просьбами. Например:

  • святых князей Глеба и Бориса молят об исцелении больных суставов;
  • у пророка Захарии и его жены Елизаветы, бывших родителями Иоанна Крестителя, просят вылечить бесплодие;
  • к Серафиму Саровскому обращаются за выздоровлением от психических заболеваний.

Но чаще всего молебны о здравии проводятся перед иконой Целителя Пантелеймона. Если же они посвящены другим житейским нуждам, то о помощи путешествующим обычно просят Николая Чудотворца и апостола Луку, а об удаче в торговых делах - Иоанна Сочавского.

Однако самым сильным заступничеством славится Матерь Божия. Жалея всех людей: и праведников, и грешников, она неустанно молит Сына о сострадании и помощи страждущим. Верующие любят добрую и милосердную Деву Марию. Иконописцами создано множество её образов, перед каждым из которых можно служить молебен.

У Богоматери можно просить не только телесного, то есть физического здоровья, но и душевного равновесия, позволяющего чувствовать себя хорошо и спокойно. Известным образам Богородицы совершают молебны в самых различных случаях:

Если в храме нет какого-либо из образов или по каким-то причинам нельзя заказать молебен за здравие при конкретном заболевании, не нужно отчаиваться. Богослужение может проводиться абсолютно перед любой иконой, главное, искренне просить о помощи.

Обязательные молебны

Чтобы подать записку о здравии, необязательно заказывать частную требу. Можно дождаться богослужения, проводимого в церкви по расписанию. Кроме того, есть особые дни, в которые молебны проводятся в обязательном порядке:

Посещать все молебны подряд вряд ли у кого-нибудь получится, но на некоторых из них присутствовать нужно обязательно. Когда в жизни случается беда, у человека нет лучших помощников, чем Небесные жители. Когда случается что-то хорошее - выздоровление, неожиданный успех или просто в жизни всё ровно и благополучно, необходимо искренне благодарить Господа.

Во всём полагаясь на волю Божью, не стоит забывать о том, что нужно прилагать и собственные усилия к разрешению проблем. Так, одними молебнами о здравии вылечиться от серьёзных заболеваний не получится. Бог посылает людям врачей и больницы, так что ни в коем случае нельзя пренебрегать медицинской помощью.

Как правильно подавать записки ",О здравии", или ",Об упокоении",

Что такое помянник и церковная записка?

Церковная записка, подаваемая ",О здравии", или ",Об упокоении", - это сравнительно недавнее явление.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.


Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме?

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.
Церковная молитва - эта та молитва, о которой Господь сказал: ",Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них", (Мф. 18, 19-20).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм - дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.
В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо ",Христос умер за грехи наши", (1 Кор. 15, 3). ",Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира", (1 Ин. 2,2).
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров - хлеба и вина, - Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.
Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва - святое Причастие.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу .

",Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы. чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам", (Ин. 15, 16).
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего. ",совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков", (1 Тим. 2,1).
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: ",Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним", (Иак. 5, 14).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.
- Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн.
- Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
- Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.
Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
- Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Кого нужно и можно поминать в записках?

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами,
- ",О здравии", .

Понятие ",здравие", включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: ",молитесь друг за друга", (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от ",здравия", которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним - Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: ",прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины", (1 Тим. 2, 1-4).
Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: ",Поминайте наставников ваших", (Евр. 13,7).
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи. ",Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного", (1 Тим. 5,8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: ",отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон", (Рим. 13,7-8).
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас", (Мф. 5, 44).
Молитва за врагов, за враждующих - великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем - и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, - ",Об упокоении", .

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: ",Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы", (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу - Господа Иисуса Христа. ",Живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми", (Рим. 14, 8-9).
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии?

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?
Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия - это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.
В переводе с греческого это слово означает ",принесение", - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.
Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.
Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба - этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, ",агничная", полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.
Из второй просфоры, ",богородичной", священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.
Из третьей просфоры, ",девятичинной", вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.
После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых - о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших - Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
На дискос укладываются и эти вынутые частицы - сначала за живых, ниже - за усопших
Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: ",Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя) ",.
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это - первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.
Это - великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.
",На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная. Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!",
Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.
Это - заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.
Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения ",Святая Святым", эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.
Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.
Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: ",Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде. Кровию Твоею Честною",.
Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии - ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.
Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу - и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Что такое заказная записка?

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.

Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.
Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке - после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой - и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Сорокоусты - это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
",Сорокоусты, - пишет св. Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу - ред. ). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом",.
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Молебен - это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д.
Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен - в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, - или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц . на полугодие . на год .
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения - общий вопль к Богу, троекратное ",Господи, помилуй!",
Диакон призывает: ",Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!",
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: ",Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. - Помилуй нас, Боже. ",
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей ",во Христе братии нашей", о властях и воинстве.
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости.
Плодоносящие и доброделающие - это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.
В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен - ",диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших",. Диптихи - это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой - усопших.

Почему надо молиться об усопших?

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.
Наши молитвы об усопших - это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.
Церковь - это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос.
К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере.
Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, - ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.
Наша обязанность - заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.
Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.
Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них - домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на божественной литургии.
",Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?", - пишет святитель Иоанн златоуст.
Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что ",милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех", (Тов. 12, 9).
Святитель Иоанн Златоуст советует: ",Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук",.
Преподобная Афанасия, сказав, что ",если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов", добавляет: ",если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям",.
Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва.
Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, пресуществляются в Плоть и Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

Как правильно поминать усопших?

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной.
С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой .
Таким образом, поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются . Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.
Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.
В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.
Молитвы возносятся о людях ",от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере",.

Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название ",радуница", или ",радоница",.

Троицкая родительская суббота - в этот день (в субботу перед днем Святой Троицы - А.Л. ) Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит ",упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших",.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю (8 ноября по новому стилю - А.Л. )). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа (11 сентября по новому стилю - А.Л. ), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи .

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин .
Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок ",Об упокоении", такие же, как и записок ",О здравии",.
",На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою, а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений", - писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

Как часто следует подавать записки для поминания?

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет ил святой долг .
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь - в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

ПАМЯТКА
для желающего подать записку
о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва .
3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос ",кого?",).
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан - например, ",о здравии", епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
5. То же относится и к запискам ",об упокоении", - например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец - младенца Иоанна.
9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть ",болящего", ",воина", ",путешествующего", ",заключенного",. Не пишут в записках - ",страждущего", ",озлобленного", ",нуждающегося", ",заблудшего",.
10. В записках ",Об упокоении", усопший в течение 40 дней по кончине именуется ",новопреставленный",. Допускается в записках ",Об упокоении", написание перед именем ",убиенный", ",воин", ",приснопамятный", (день смерти, день именин усопшего).
Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Записки ",О здравии",

Записки ",о здравии", подаются в церковный киоск на православных (Некрещёный - для Бога не рождённый!). Кроме имени, можно указать священный сан, воин (если это профессия или человек находится на действительной срочной службе), младенец (если ребёнку нет 7 лет), отрок (от 7 до 14 лет), болящий.
Все имена пишутся разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (кого?). Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти. Имена пишутся в канонической форме. Ваша записка должна выглядеть примерно так:

иерея Николая
иеромонаха Илии
инокини Александры
младенца Виктории
отрока Илии
Наталии
болящей Марии
воина Василия
болящей Варвары
и всех сродников.

Прежде чем продолжить рассказ, сделаем небольшое отступление. Наверное, все посещающие Богослужения слышали, как батюшка на молебнах читает по листочкам имена. Но многие не знают, что есть службы, на которых имена вслух не оглашаются. Эти имена священник поминает во время молитвы в алтаре, совершая Таинство Проскомидии. Чтобы не было недоразумений, ниже по тексту мы будем уточнять, на каких службах имена оглашаются, а на каких нет.
Записки можно подать на обедню или Литургию (оглашаются), на Проскомидию (не оглашаются), на полгода (не оглашаются), на год и более (не оглашаются).
Записку о болящем лучше подать на Литургию (то же самое, что обедня) (оглашаются), написав только одно имя, например: болящего Кирилла.
Подавая записку в киоск, нужно сказать, на какую службу вы подаёте записку или на какой срок (сорокоуст - 40 дней).
Кроме перечисленных выше, можно заказать заздравный молебен (оглашаются) или акафист (оглашаются). Акафист можно заказать Святой Троице, Божией Матери, святым. (Акафист - название особенных хвалебных, благодарственных песнопений).
Молебны бывают не только ",О здравии", но и на начинание всякого доброго, Богоугодного дела и благодарственные - по завершении дела. Благодарственный молебен нужно заказывать Святой Троице.
Уезжая куда-либо, закажите молебен о путешествующих. Можно заказать молебен всем святым или кому-либо из святых лично.
Есть молебны ",по частным нуждам",. Это название чисто условное, собирательное. К архангелам, святым и иконам Божией Матери можно обратиться за помощью о врачевании недугов, о наставлении в учении, о избавлении от винного запойства, утешении в бедах и тому подобном.

Записки ",Об упокоении",

Записки ",об упокоении", подаются в церковный киоск на крещёных, православных, в праведном духе скончавшихся, т.е. умерших естественной или случайной смертью, но не оставивших жизнь по своему желанию (самоубийцы). Кроме имени, можно указать священный сан, отношение к армии на момент смерти, младенец (если ребёнок умер до семилетнего возраста), отрок (от 7 до 14 лет). Все имена нужно писать разборчиво, лучше печатными буквами, в родительном падеже (кого?).

инокини Ольги
воина Иоанна

Илии
Марии
Владимира
Екатерины
Гавриила
младенца Георгия и всех сродников.

Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти. Имена пишутся в канонической форме. Подавать записки нужно до начала службы, но лучше это сделать заблаговременно на определённое число или на какой-то определённый срок: на сорок дней (сорокоуст), на полгода, год. В этом случае ваши родные будут поминаться в течение указанного срока на каждой заупокойной службе, панихиде.
С подачей записки желательно сделать приношение в церковь или поддержать неимущих.
В киоске есть книжечки ",Поминовение",. Можно купить их, заполнить и подавать в киоск по надобности. В раздел ",о упокоении", вписываются имена на основаниях, указанных выше, но с условием: отпетые по кончине в церкви . Эти усопшие поминаются священником в алтаре во время совершения им Таинства Проскомидии. (В этом случае имена вслух не оглашаются).

В каждом храме есть свои нюансы. Где-то принимают просто ",заказные", и ",простые", и более не ломают головы. Уточните в киоске, где принимают записки, как Вам лучше поступить.

С.Ч. Почему в записках о здравии и упокоении Церковь требует указывать только православные имена?

Алексий Второй: Православная церковь по преимуществу молится о своих чадах, живых или усопших. Есть разные мнения о том, можно ли молиться о неправославных христианах. Наверное, большого греха в этом нет, особенно если человек принадлежит или принадлежал к одной из церквей, крещение в которых мы признаем за таинство. Однако о некрещеных живых молиться нужно частным образом, прося Господа привести их к вере, а усопшие нехристиане, даже если мы вверяем их загробную судьбу в руки Божии, не могут быть поминаемы за богослужением. Ведь человек, не бывший частью Церкви на земле, не может войти и в Церковь Небесную.

Нельзя подавать записки о самоубийцах. Если же это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Внесение имени живого человека в записку об упокоении никоим образом этому человеку не вредит.

В продолжение темы:
Электрооборудование

Стоимость услуг по дистанционному заказу богослужений через сайт православного портала «Чудотворная Столица» напрямую связан с размерами пожертвований, которые мы подаем в...

Новые статьи
/
Популярные