Статьи по импортозамещению в сфере туризма. Импортозамещение в туризме: кто это выдержит и кому это нужно? Для своих - дороже

АННОТАЦИЯ

Ускоренное импортозамещение в экономике, вызванное антироссийскими санкциями США и ЕС, распространяется на туристическую отрасль России. В статье анализируется комплекс внешних и внутреннихи факторов, обусловивших необходимость такого расширения сферы замещения импорта в российской экономике. Рассмотрены общие черты и различия импортозамещения в материальном производстве и сфере услуг. Выявлены механизмы организации импортозамещения турпродукта, основанные на тесном взаимодействии государства и бизнеса. Определены формы использования государственно-частного партнерства в данной сфере и ход реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011- 2018 годы)».

Показаны пути повышения роли российских регионов в развитии внутреннего и въездного туризма и структурных преобразованиях отрасли. Выявлено, что успешность импортозамещения во многом зависит от эффективности взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. В результате проведенного исследования сделан вывод о возможности превращения туриндустрии России в ходе импортозамещения в конкурентоспособную, эффективную отрасль российской , драйвера экономического роста, способного обеспечить доходную часть бюджетов и снижение сырьевой зависимости. Ключевые слова: импортозамещение; туриндустрия России; турбулентность мировой ; механизмы импортозамещения; государственно-частное партнерство; региональный туризм.

ОСНОВНЫМ ТРЕНДОМ В РАЗВИТИИ ТУРИНДУСТРИИ РОССИИ С 2015 г. СТАНОВИТСЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Это означает, что сфера замещения импорта в российской экономике, вызванного введением США и ЕС с 2014 г. антироссийских санкций в промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере, области высоких технологий, расширяется и охватывает часть сферы услуг. «Санкционное» импортозамещение находится в центре внимания российских властей, ускоренно разработаны и в определенной степени реализуются государственные Планы мероприятий по содействию импортозамещению .

Туристический импорт, по международным правилам, означает ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из этой страны . Иными словами, туристический импорт — это выездной туризм, который ускоренно развивался в России в последние десятилетия. Импортозамещение в туриндустрии означает повышенное внимание к развитию внутреннего туризма, формирование конкурентоспособного внутреннего турпродукта, способного удовлетворить возрастающий спрос россиян в условиях происходящего в силу ряда причин снижения объемов выездного туризма. Импортозамещение в российских отраслях материального производства (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и импортозамещение в туриндустрии (сфера услуг) объединяет то, что оно является вынужденной мерой, ответом, реакцией России на воздействие негативных внешних сил и факторов. Принципиально различает их то, что в первом случае преобладает воздействие политических интересов США и стран Евросоюза в ущерб экономической рациональности (выгодам от участия в международном разделении труда), в то время как во втором случае преимущественно срабатывают экономические причины (не сбрасывая, конечно, со счетов и политические мотивы, как, например, закрытие в конце 2015 г. в силу известных причин Египта и Турции как туристических направлений для россиян).

Импортозамещение в материальной сфере в условиях санкционного режима (в отличие от классического импортозамещения, осуществляемого в разное время многими странами на стадии индустриализации) имеет значительную специфику: оно носит вынужденный характер, осуществляется под давлением сильнейших внешних факторов и временны́ х ограничений, по широкому кругу продукции (часть которой не производится в России), на фоне произошедшей за последние десятилетия деиндустриализации и снижения темпов экономического развития. Исследователи отмечают, что по ряду направлений нарушены пороговые значения индикаторов экономической безопасности, что делает российскую экономику уязвимой к внешним экономическим рискам . Импортозамещение в туристической отрасли России вызвано не столь жесткими императивами: для российских туристов формального запрета на въезд в те или иные страны пока не существует. К настоящему времени в российской туриндустрии сложился свой конкретный набор мотиваций (внешнего и внутреннего порядка, преимущественно экономического характера) к импортозамещению.

Рассмотрим их подробнее. Наша страна, как известно, в целом занимает скромное место на мировом рынке туристических услуг (около 1% мирового туристического потока, что ниже доли страны в международной торговле и движении капитала). В постсоветский период в нашей туриндустрии сложились определенные диспропорции в развитии въездного, выездного и внутреннего туризма. Россия, обладая масштабным и уникальным туристическим потенциалом, может принимать значительно больше иностранных туристов, чем в настоящее время (т.е. въездной туризм развит недостаточно, что означает недополучение значительных поступлений в бюджеты, очень актуальных в ситуации напряженности бюджетной системы). Наибольшее развитие в последние десятилетия получил выездной туризм. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), выездной турпоток из страны в 2013 г. в 8 раз превышал въездной туризм.

Исторически сложилось так, что недостаточно развит и внутренний туризм (как и вся сфера услуг в целом). Слабы позиции страны и с позиций международной конкурентоспособности. По индексу конкурентоспособности туризма, рассчитываемому Всемирной туристской организацией (ВТО), наша страна находится на 63-м месте из 140 стран (на уровне ЮАР, Индии), опустившись с 2011 г. вниз на 4 позиции . В то же время ВТО включила Россию в топ-10 самых интересных для туризма стран мира, и, по прогнозам этой влиятельной организации, наша страна относится к числу государств, в которых в начале XXI века можно ожидать наивысших темпов развития туризма при условии государственной поддержки отрасли.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТУРПРОДУКТА В РОССИИ

Необходимость осуществления импортозамещения турпродукта для России во многом вызвана турбулентным состоянием мировой в 2010-е годы, оказывающим многоплановое воздействие на национальную экономику в целом и туризм как ее составную часть (внешний фактор). Применительно к России в результате сложилась следующая цепочка воздействий. Значительное падение мировых цен на нефть, резкий рост курса доллара и евро, ухудшение внутренней экономической ситуации, падение доходов россиян к концу 2015 г. привели к заметному спаду выездного туризма. По данным Ростуризма, масштаб падения турпотока из России (около 40%) был в 2015 г. рекордным за последние 20 лет.

Одновременно в силу курсовых разниц стали выгодны поездки в Россию (въездной туризм). При улучшении экономической ситуации в целом и роста доходов населения можно ожидать возрастания выездного туризма из России (увеличения импорта туруслуг), поскольку посещение уникальных мировых туристических объектов (Рим, Париж, Венеция и т.п.) незаменимо с точки зрения сути туризма — получения незабываемых впечатлений. Такой же оптимистичный прогноз восстановления турпотока из России возможен и в случае политического урегулирования проблем со странами — традиционными местами отдыха россиян (Египет, Турция), при условии, что в России не будет за это время создан аналогичный массовый конкурентоспособный (по цене и качеству) продукт (Сочи, Республика Крым).

В постсоветский период большое число россиян получило возможность познакомиться с высокими стандартами качества обслуживания туристов в зарубежных странах при ценовой доступности, что значительно влияет на их предпочтения и выбор. В пользу таких оптимистичных прогнозов свидетельствуют теория и статистика международных путешествий. Динамика путешествий высокочувствительна к конъюнктуре национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Теоретически это объясняется тем, что международный туризм как одна из форм международных экономических отношений является вторичным, перенесенным, производным процессом от внутринациональных экономических отношений. Данные статистики показывают, что снижение и даже отрицательная динамика развития показателей международного туризма за прошедшие два десятилетия происходили вслед за неблагоприятными процессами внутри стран. Показатели снижались в 1998-1999 гг. (с 4,6% в 1997 г. до 2,8 и 3,7% соответственно), 2001-2003 гг. (с 8% в 2000 г. до -0,1; 2,0 и -0,8% соответственно), а также в 2008-2009 гг. (с 6,5% в 2007 г. до 2,0 и -3,9% соответственно) (рассчитано по ). В то же время отличительной особенностью туризма выступает способность к быстрому восстановлению объемов в посткризисный период.

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РОССИИ

Рассмотрев внешние побудительные мотивы, обратимся к анализу достаточно сильных внутренних мотиваций импортозамещения. Развитый туризм, как показывает мировой опыт, способствует созданию рабочих мест и развитию региональной (одно рабочее место в сфере туризма влечет создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях), может приносить ощутимые бюджетные доходы. В России могут появиться новые возможности для оживления моногородов, сельских поселений, северных и арктических территорий, Сибири, Дальнего Востока и, конечно, Республики Крым. Россия, как отмечалось выше, обладает уникальным и масштабным, но недостаточно используемым туристическим потенциалом. При исчерпании в последние десятилетия возможностей продолжения сырьевого пути развития и интенсивном поиске драйвера экономического роста государство в последнее десятилетие оценивает отечественную туриндустрию как один из приоритетных высокодоходных сегментов рынка при переходе к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития.

В отечественной туристической индустрии проявляются позитивные изменения как результат реализации важных государственных документов, направленных на решение стратегических задач развития отрасли . Начиная с 2014 г. заметны определенные структурные изменения российской туристической отрасли (развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры, кластеров), положительная динамика основных показателей. По данным Росстата, за 2015 г. внутренний поток туристов составил около 50 млн человек (рост на 18%, в то время как по программно-целевому планированию внутренний туристический поток в 40 млн человек был предусмотрен только в 2018 г.). При этом рост спроса на услуги внутреннего туризма пока опережает развитие инфраструктуры и конкурентоспособного, отвечающего мировым стандартам качества турпродукта. В 2015 г. вырос и въездной поток, составив свыше 27 млн человек (рост более чем на 8% по сравнению с 2014 г.).

При этом меняется структура въездных турпотоков: растет количество путешественников, прибывающих в Россию из стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Наиболее возросли потоки туристов из Китая, Индии, Ирана2 . В июне 2015 г. в Китае стартовал проект «Красный маршрут», Россия и Китай планируют совместно разрабатывать и другие патриотические маршруты, при этом большим спросом пользуются маршруты, связанные с социалистическим прошлым России. Подчеркнем, что при приоритете импортозамещения турпродукта в России рост въездного туризма тоже является стратегической целью государства, поскольку это самый выгодный вид экспорта — экспорта услуг, оказываемых на своей территории и приносящих стране валюту (за рубежом туруслуги по доходности называют «второй нефтью»). Для многих стран, в том числе и нефтедобывающих, доходы от въездного туризма выступают ведущей статьей бюджетных доходов. Таким образом, с учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что в 2015 г. в России сложился комплекс объективных внешних и внутренних предпосылок для ускоренного развития внутреннего туризма в России или осуществления процесса импортозамещения.

МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РОССИИ

Комплекс задач по организации импортозамещения туристического продукта в России обсуждается на самых представительных форумах. Так, состоялись заседание Президиума Госсовета при Президенте РФ «Развитие туризма в Российской Федерации» (Ялта, 17 августа 2015 г.), совещание у Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева «О ситуации на внутреннем туристском рынке и транспортной доступности туристических объектов» . На федеральном уровне созданы Комитет по импортозамещению при Министерстве культуры (сентябрь 2015 г.) и Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (ноябрь 2015 г.) с участием крупнейших российских туроператоров, которые раньше работали исключительно в сфере выездного туризма (преимущественно Египет и Турция) .

Эти органы организуют работу и обеспечивают согласованные действия государства, бизнеса, общественных, научных и других организаций, направленные на создание программ поддержки участников туристического рынка, развивающих внутренний и въездной туризм. Реализация стратегических целей импортозамещения турпродукта (создание новых конкурентоспособных, комфортных, безопасных внутренних туристических маршрутов) обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти в сфере туризма и смежных отраслей всех уровней, туроператоров, турагентов, учреждений, готовящих кадры в сфере туризма, транспортных и страховых компаний и других участников туристской деятельности на основе мер, разработанных в рамках стратегического планирования. Наиболее эффективными ресурсами импортозамещения в результате мониторинга туристского рынка России, проведенного Ростуризмом совместно с органами исполнительной власти 85 субъектов Федерации, названы снижение сезонности туризма и диверсификация туризма и отдыха россиян.

Комитет по импортозамещению координирует работу по формированию новых маршрутов под единым брендом «Время отдыхать в России». По мнению туроператоров, главным вопросом является алгоритм создания жизнеспособных маршрутов. В рамках этого комитета АТОР впервые разработала стандарты формирования внутренних маршрутов, которые устанавливают требования к профилю потребителя, логистике, продолжительности маршрутов, ценообразованию и качеству предоставляемых услуг. Необходимость таких стандартов связана с тем, что в регионах зачастую формируются маршруты, не имеющие массовой привлекательности. Так, Ростуризм в 2014 г. получил от регионов описания почти 200 маршрутов, но информация была собрана по критериям, которые не подходят для реализации, поскольку регионы не имеют четких критериев отбора маршрутов и их описания. Стандарты позволят создавать пакетные туры для массового потребителя, которые прежде действовали исключительно в сегменте выездного туризма.

Стандарты включены в техническое задание (ТЗ), в соответствии с которым регионы проводят инвентаризацию имеющихся в их распоряжении возможностей, формируют маршруты и представляют для отбора Комитету по импортозамещению и Координационному совету. Отобранные проекты должны получить различные формы федеральной поддержки. Оценивая первые проекты, представленные регионами в Комитет по импортозамещению, туроператоры отметили, что многие из маршрутов не вполне соответствуют требованиям рынка. Например, тур на 6-7 дней за 60 тыс. руб. на человека, без учета перелета до места — такое предложение, по общему мнению, не найдет массового спроса на рынке. Наибольший потенциал с учетом внутренней экономической ситуации, в том числе и с доходами населения, есть у маршрутов, рассчитанных на уикенд (2-3 дня), стоимость которых не превышает 10-15 тыс. руб. С 2015 г. крупнейшие российские туроператоры, ранее работавшие только в сфере выездного туризма, переориентировались на внутренние направления и начали продажу пакетных туров, включающих проживание, питание и трансферы (пакетные туры прежде действовали исключительно в сегменте выездного туризма). У россиян пользовались большой популярностью пакетные туры в Сочи, Анапу, Кавказские Минеральные Воды, Республику Крым. В целях диверсификации всемерно поддерживается развитие новых видов туризма, которые могут расширить туристические потоки: индустриального (разработка туристических маршрутов с администрацией Нижнего Тагила, руководством Уралвагонзавода), полярного (создана рабочая группа с представителями Русского географического общества, Ассоциацией полярников и Национальным туристическим союзом), событийного, военно-патриотического (Всероссийская патриотическая программа «Дороги Победы», Всероссийская историко-патриотическая акция «Линейка памяти»).

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ ТУРПРОДУКТА В РОССИИ

Для развития внутреннего туризма (прежде всего его материально-технической базы) России требуются существенные вложения и ресурсы, а также анализ эффективности их использования. Наиболее значимые проблемы современного туризма, длительное время сдерживающие его развитие и предполагающие крупные инвестиции, детально изложены в . Это недостаточно развитая туристская и транспортная инфраструктура в большинстве регионов страны, нехватка средств размещения туристов экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта; дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств) и др.

Государство поддерживает въездной и внутренний туризм путем налоговых и таможенных льгот, предоставления льготных кредитов, прямых бюджетных ассигнований на разработку федеральных и региональных целевых программ развития туризма. Предусмотрены налоговые преференции для развития туристической отрасли, создания особых условий ведения предпринимательской (в том числе и туристической) деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири (с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край).

Президиума Госсовета при Президенте РФ и совещания у Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева Министерство культуры России, в ведении которого находятся вопросы развития туриндустрии, разработало дополнительный комплекс мер по поддержке внутреннего и въездного туризма. Среди них принятие ряда законов, повышающих доступность внутреннего въездного туризма для граждан; разработка мер прямой финансовой поддержки туроператоров по мировому образцу; создание условий для снижения себестоимости туров по России, в том числе путем субсидирования чартерных пассажирских перевозок по приоритетным для развития туризма направлениям; увеличение инвестиций в развитие туристической инфраструктуры в России; переход к системной маркетинговой поддержке национального туристического продукта. С 2011 г. в России на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) с привлечением средств частных инвесторов реализуется федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (как составная часть государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»). Бюджетные деньги вкладываются в инженерную инфраструктуру, а частные инвестиции идут на создание непосредственных объектов туриндустрии (гостиниц, развлекательно-оздоровительных центров и т.д.), которые в будущем позволят частным инвесторам окупить вложения и зарабатывать деньги. В существующих условиях ГЧП рассматривается как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры. Общий объем финансирования ФЦП при ее утверждении на 2011-2018 гг. был предусмотрен в объеме 332 млрд руб., в том числе за счет бюджетов всех уровней — 36,4% и за счет средств внебюджетных источников — 63,6%.

Таким образом, на рубль бюджетных средств предусматривалось привлечь свыше 2 внебюджетных рублей. В условиях экономических трудностей в стране объем бюджетных ассигнований на ФЦП на 2015-2018 гг. в значительной степени уменьшен по сравнению с плановыми показателями. В 2011-2015 гг. из федерального бюджета выделено 14,3 млрд руб., из внебюджетных источников привлечено 51,3 млрд руб., т.е. на каждый бюджетный рубль в среднем привлечено 3,6 руб. частных вложений (это означает, что эффективность затрат оказалась выше ранее предусмотренной). Нужно использовать дополнительные стимулы для частных инвесторов, которые готовы вкладывать ресурсы в долгосрочные проекты и программы. Всего за годы действия ФЦП предусмотрено строительство 154 объектов обеспечивающей инфраструктуры в 36 кластерах на территории 26 регионов России. В 2011-2015 гг. построено 76 объектов (55 введено в эксплуатацию, 21 объект проходит процедуру согласования по вводу в эксплуатацию), а 78 объектов находятся в стадии строительства . Проверки выполнения ФЦП, проведенные Счетной палатой Российской Федерации, показали, что ее реализации присущи недостатки, характерные на начальной стадии программно-целевого метода планирования в стране и для других отраслей : перенос сроков введения объектов в строй, превышение сметной стоимости строительства, нарушения технической документации и др. 4 .

РОЛЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТУРИНДУСТРИИ

В соответствии с Федеральным законом №184ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сфера туризма является предметом совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Развитие внутреннего и въездного туризма — безусловный приоритет для большинства регионов России, для многих из них он может стать локомотивом развития. Активно строятся и реконструируются туристические комплексы, сопутствующая инфраструктура. Прогнозируется, что в среднеи долгосрочной перспективе доля индустрии туризма в валовом региональном продукте регионов может достичь 10%. В 2015 г. по Российской Федерации доля туриндустрии в ВВП не превышала 3-4% . Принимаются меры по структурной трансформации туркомплекса России на макроуровне и внутри регионов.

Региональные сдвиги связаны с усиленным вниманием государства к развитию восточных регионов страны (Сибирь и Дальний Восток). Необходимы масштабная реализация их туристского потенциала, приближение к потенциальным потребителям (как отмечалось выше, потоки китайских туристов в Россию быстро возрастают). В туриндустрии России происходит формирование «точек роста» в виде кластеров и туристскорекреационных зон, которые пользуются определенной государственной поддержкой. В этих целях в мае 2006 г. были внесены изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах», в ноябре 2011 г. принят Федеральный закон об особенностях регулирования создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. В настоящее время функционируют четыре особые экономические зоны туристскорекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Долина Алтая» (Республика Алтай), «Байкальская гавань» (Республика Бурятия), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Ворота Байкала» (Иркутская область). Особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), которая начала функционировать в 2007 г. и вступила в полноценный режим работы, посетили 2,5 млн человек. За 7 месяцев 2015 г. турпоток увеличился в 1,7 раза.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ КАК ФАКТОР ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Решение проблемы импортозамещения предполагает постоянное повышение уровня сервиса, предлагаемого туристам, и продолжение в этих целях сертификации и стандартизации объектов туриндустрии в соответствии с мировыми требованиями. Особого внимания требует защита прав туристов. Создан и ведется Единый федеральный реестр туроператоров, в котором зарегистрированы 3 985 туроператоров, из них 3 264 фирм занимаются внутренним и 721 фирма — выездным туризмом (2015 г.). Мировая практика свидетельствует о большой роли информационного обеспечения туризма, которое в значительной степени обеспечивает государство.

Для сравнения отметим, что в 2014 г. Турция на популяризацию собственных курортов только в России потратила 325 млн руб., в то время как Россия выделила 450 млн руб. на продвижение всех направлений страны (что явно недостаточно). В Российской Федерации создана сеть туристско-информационных центров (свыше 200), в каждом регионе работают интернет-порталы, которые рассказывают о туристической привлекательности региона. В целях продвижения внутреннего российского турпродукта запущен в опытную эксплуатацию национальный туристский портал (НТП) Russia. travel (URL: http://www.russia.travel/; дата обращения: 28.01.2016). Основу контента портала составляют туристические объекты России, которых в настоящее время агрегировано уже более 12 тыс., — это достопримечательности, исторические места, памятники, объекты культурного наследия и др.

ВЫВОДЫ

В России поставлена масштабная задача по осуществлению импортозамещения в туриндустрии России и превращению туризма в конкурентоспособную, эффективную отрасль российской , драйвер экономического роста. Ее решение предполагает значительные финансовые (бюджетные и частные) вложения в отрасль и проведение институциональных изменений. Успешность импортозамещения во многом зависит от эффективности взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП. Целесообразно более широко использовать успешный опыт и модели развития туризма в зарубежных странах, расширять использование различных форм государственно-частного партнерства для развития въездного и внутреннего туризма.

МУХЕТДИНОВА НАДЕРЯ МУХТЕРОВНА, доктор экономических наук, Заслуженный экономист Российской Федерации, профессор кафедры туриндустрии, МГИИТ им. Сенкевича, Москва, Россия

Несмотря на оптимизм российских властей в отношении импортозамещения, говорить о его триумфе рано. Часто место "нехороших" стран занимают пока что еще "хорошие", и, хотя список первых все время растет, стран в мире на какое–то время еще хватит. Впрочем, есть все–таки одна сфера экономики, где отечественное может отправить в нокаут конкурентов, - туризм.

Только за прошлый год российские туристы вывезли из страны $50 млрд. Не случайно, что на туризм сегодня не просто обращают пристальное внимание в самых высоких кабинетах - туризм стал политикой.

Методы вмешательства государства в эту сферу экономики не назовешь мягкими, но одни запреты со ссылками на национальную безопасность вряд ли могли бы переломить тренд.

Поведение потребителей туристических услуг также меняется: они становятся разборчивыми, самостоятельными, менее падкими на рекламную заманиловку. К тому же в поле зрения редеющего отечественного среднего класса в последние пару лет появилась новая страна: Россия.

Борьба за туриста

Так или иначе жители России ездят за рубеж все реже. По данным Росстата, если падение общего числа поездок в 2014 году по отношению к 2013–му составило около 14%, то в этом году их стало меньше уже на 20%. При этом число поездок с целью туризма в этом году рухнуло еще до падения "Су–24" - более чем на 30% по итогам первых 9 месяцев года. Цифры по итогам всего 2015 года, возможно, выйдут на уровень 40–50%. Конечно, от зарубежного туризма российский потребитель так просто не откажется. Большая часть туристов по–прежнему ездят в составе организованных групп, и вместо Турции и Египта турфирмы перенаправляют поток на другие направления.

По данным Ассоциации туроператоров России, на протяжении последних недель спрос на туры в Объединенные Арабские Эмираты вырос на 20%, в Таиланд - на 10–15%, в Индию и Вьетнам - на 5%, в Израиль - на 3%. Кроме того, все больше туристов отправляются в путь самостоятельно, покупая билеты и оформляя бронь в Интернете.

Согласно цифрам той же организации, после введения эмбарго на турпоездки в Турцию на 20% выросло число российских граждан, бронирующих комнаты на курортах Антальи. С другой стороны, растет число российских туристов, которые выбирают для отдыха собственную страну. Их число на некоторых направлениях выросло на 30%. Не стоит забывать и о том, что иностранцы также стали больше интересоваться Россией: число интуристов увеличилось за первую половину 2015 года на 16%.

Для российских регионов рост внутреннего туризма - манна небесная. Это сфера, которая генерирует приток "быстрых денег", позволяет зарабатывать местным предпринимателям и обеспечивает налоговые поступления, так нужные сегодня бюджету.

Туризм активно развивают Алтайский край, Татарстан, Северо–Западный регион, Приволжье и, конечно, Крым. Успехи этих регионов уже ощутимы, и большая часть увеличившегося потока направляется именно туда. Но есть и более необычные примеры: очень успешно идут дела в этой сфере у Мурманской области, к опыту которой присматриваются и другие арктические регионы, например Ненецкий автономный округ, который также входит в состав Северо–Западного федерального округа.

Проблемы, прежде всего с инфраструктурой и доступностью этих регионов, настолько велики, что частная инициатива сама по себе не способна воспользоваться явно положительной конъюнктурой.

А я еду за эмоциями

Пример Ненецкого автономного округа говорит о том, что без активной помощи властей, причем как на федеральном, так и на региональном уровне, обойтись не получается.

В теории НАО есть что предложить российскому и зарубежному туристу: северное сияние, красивейшие пейзажи и памятники природы, возможность увидеть редких животных и птиц, посмотреть на жизнь оленеводов, обычаи и культуру коренных жителей округа, не говоря уже об охоте и рыбалке.

"Мы можем создать туристический продукт, который во многом заменил бы Финляндию для отечественных путешественников, - уверен директор Туристического культурного центра Матвей Чупров. - У нас идеальные условия для охотников и рыбаков, мы можем предложить и экологические чистые продукты оленеводства. Чего не хватает округу, чтобы заместить финский туристический продукт на отечественном рынке, так это инвестиций и развитой транспортной системы".

"Любой турист отправляется прежде всего за эмоциями, а здесь они есть, - уверена Екатерина Монахова, генеральный директор сети турагентств Well. - Но отечественный турист сегодня избалован, он много видел. Он с радостью отдохнет в России, но наша задача - дать ему тот уровень сервиса, к которому он привык за границей. Если в Арктике создать для него такой уровень сервиса, турист туда поедет".

"Рад тому, что вследствие изменений в политике и экономике многие соотечественники обратили свое внимание на программы отдыха в нашей стране, - говорит путешественник и основатель компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов. - Впечатления, которые могут подарить путешествия по России, ничуть не слабее эмоций, привезенных из зарубежных поездок. Многих соотечественников ждут настоящие открытия в нашей стране, в ее культуре и природе. В целом оцениваю потенциал импортозамещения в туризме как очень высокий".

На сегмент активного туризма, в котором работает Мамонтов, приходится около 1,5–2% от общего турпотока. Здесь также наблюдался рост показателей. В предновогодние месяцы прошлого года это был рост до 200%, в некоторые летние месяцы - 20–30%. Мамонтов возлагает большие надежды и на первый праздничный сезон 2016 года.

"Безусловно, не все из тех, кто отказался от зарубежных туров, выбирают активный отдых в нашей стране, - говорит Мамонтов. - Многие предпочитают экскурсионный формат или санаторно–курортный отдых".

Впрочем, в Ненецком округе для включения в туристические маршруты таких мест, как первый русский город в Арктике Пустозерск или термальный источник Пым–Ва–Шор, понадобится еще много усилий. Здесь пока не построено нужной инфраструктуры, есть проблемы и с транспортной доступностью.

По словам Мамонтова, сдерживающим фактором развития туризма в северных регионах России является высокая стоимость авиабилетов. Есть примеры запредельных цен, которые превосходят стоимость самих турпрограмм. Например, цена на авиабилет экономического класса из Москвы на Камчатку в этом году достигала 120 тыс. рублей. Если посчитать бюджет такой поездки для семьи из трех человек, то она получится куда дороже любых туров за рубеж.

"Необходимы чартерные туристические рейсы, когда турпрограммы можно приобретать в пакете с билетами", - считает Мамонтов.

Успех не будет быстрым

Лариса Федорова, генеральный директор турфирмы "Виадук–Тур", также оценивает перспективы импортозамещения туризма в целом как радужные, хотя успех, считает она, будет не быстрым, нужно еще приложить большие усилия.

Проблема в том, что в отечественной индустрии туризма крайне мало готовых, отточенных и проверенных годами турпродуктов.

"В российской Арктике есть очень богатый и разнообразный материал для подготовки хорошего турпродукта, но, чтобы из него сделать хорошие туры, интересные по насыщению и приемлемые по стоимости, необходимо провести огромную работу", - говорит Федорова.

Эта же задача стоит перед туристической индустрией страны в целом. Предстоит создать новые бренды, организовать и обустроить туристскую инфраструктуру, подготовить профессиональные кадры и, конечно, вложить большие усилия в продвижение этих брендов.

По мнению Вадима Мамонтова, основным каналом популяризации брендов должен стать Интернет: "Нужно приглашать фотоблогеров, которые могут рассказать о самых красивых местах, и продвигать узнаваемость новых российских туристических брендов через социальные сети".

Необходимо формировать и раскручивать такие бренды, формировать спрос на них, считает Лариса Федорова. Параллельно необходимо решать главные проблемы, тормозящие развитие, а именно: как доставить туристов в интересующие их места и как обеспечить их удобствами, к которым многие из них привыкли в зарубежных турах. Здесь важны качество и количество номеров в гостиничном фонде, туристические базы хорошего уровня.

Эксперты отрасли считают, что сегодня даже те компании, которые занимались исключительно выездным туризмом, в существенной степени переориентируются на туризм внутренний: для них это вопрос выживания. В связи с этим компании открывают новые направления и ищут по всей России новые интересные предложения.

Одна из таких компаний - "Мостурфлот" специализируется в области круизного туризма. "Многие наши туристы при покупке круиза отметили, что если раньше они позволяли себе несколько поездок за год, включая зарубежную, то в этом году от зарубежной поездки отказались", - рассказывает Светлана Гончарова, заместитель генерального директора компании.

Круизный туризм в этом году испытывает большие проблемы. "В 2015 году спрос на круизный туризм на внутреннем рынке вырос примерно на 15%, при этом въездной поток упал примерно на 30%. К нам стало ездить на 60% меньше американцев, на 30% меньше австралийцев, почти исчезли туристы из Великобритании и Дании. Падение въездного турпотока не было перекрыто подъемом внутреннего. Глубина продаж заметно снизилась, и спрос удалось поддержать лишь за счет скидок".

Падение спроса со стороны иностранцев сегодня удается компенсировать за счет отечественных туристов. "Следующий год продается на 13% лучше текущего, но преимущественно за счет постоянных клиентов, - рассказывает Гончарова. - Как преимущество отдыха в России они отмечают красоту окружающей природы и ее многообразие, огромное количество памятников истории и культуры нашей страны".

Компенсациина отдых в России

Мы все встречали рекламу иностранных курортов и направлений, но россияне, оказывается, очень мало знают о возможностях отдыха у себя в стране. Так, "Мостурфлот" проводил опрос среди москвичей, что они знают о речных круизах. Результат оказался неожиданным: 64% москвичей сказали, что ничего о них не знают. Впрочем, 93% опрошенных сказали, что им интересно было бы об этом узнать, и это внушает оптимизм.

Светлана Гончарова считает, что импортозамещению в туризме может помочь и предложение Министерства культуры о частичной компенсации расходов на покупку путевок для отдыха на территории РФ. В случае принятия закона, предлагаемого Минкультом, за отдых в России будет возмещаться до 50 тыс. рублей.

По мнению Светланы Гончаровой, для импортозамещения нужно, во–первых, приводить объекты размещения и обслуживание к современным требованиям, а во–вторых, доносить до потребителя информацию о многообразии туристических направлений, их уникальности и доступности.

Стоит заметить, что именно туризм в прошлом году был самой быстрорастущей отраслью российской экономики. Доказано, что инвестиции в туризм создают больше рабочих мест, чем вложения в другие сферы. Это дает толчок малому и среднему бизнесу, что приносит дополнительные доходы прежде всего местным бюджетам, а значит, больше денег появляется для решения насущных социальных проблем.

Российская Арктика потенциально способна заменить туристам Финляндию, но для этого и государству, и бизнесу нужно приложить очень много усилий.

Импортозамещение происходит традиционным образом. Из–за санкций, кризиса русские туристы перестали ездить за рубеж и все больше и больше отдыхают в Петербурге. В прошлом году количество российских туристов, посетивших Петербург, выросло на 15–20%. Доходность на номер гостиниц Петербурга в I квартале выросла на 16%, до 1,5 тыс. рублей, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Переориентировались военные, представители силовых структур. Есть примеры, когда руководством крупнейших отечественных госкомпаний даны указания, чтобы сотрудники за счет корпораций отдыхали главным образом на территории России.

Юлия Коплан–Дикс

Представитель Центра импортозамещения и локализации Санкт–Петербурга

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

27 Января 2016, 11:21

Прямо скажем, с импортозамещением в России дела пока обстоят неважно. Приличного сыра на полках супермаркетов так и нет, зато импорт пальмового масла увеличился почти на 24%. Заместить заграничные курорты внутренними пытаются и в сфере гостеприимства и отдыха - в Санкт-Петербурге 26 января открылась Неделя импортозамещения в туризме. Корреспондент сайт побывала на открытии и поделилась своими впечатлениями.

Если использовать известное народное выражение, по своей сути, новое для Петербурга мероприятие оказалось той же туристической выставкой, только «в профиль». При этом организаторы явно спешили: спешка и экономия в организации чувствовались везде: гостей Недели у входа в павильон «Ленэкспо» встречает скромный баннер, который хоть как-то обозначает событие. При входе первым делом бросаются в глаза оставшиеся от предыдущих экспозиций стенды комитетов администрации Санкт-Петербурга, которые по своим размерам значительно превышают скромные стенды регионов, спрятанные внутри павильона.

Отдельных слов заслуживает гардероб: он оказался настолько мал, что немногочисленным гостям и участникам Недели приходилось ждать, пока кто-то из уходящих визитеров не заберет свое пальто и, тем самым, не освободит номерок.

Да ладно гардероб, хотя, как гласит еще одна поговорка, хороший театр начинается с вешалки. Больше всего было жаль представителей тех самых 30-ти регионов, в том числе, таких далеких как Хакасия и Камчатка. Участники потратили солидные по нынешним временам деньги на дорогу (билет из Хакасии до Петербурга только в одну сторону – 18 тыс.рублей) и размещение в Петербурге (а некоторые действительно приехали на 5-7 дней), чтобы после торжественного открытия грустно смотреть друг на друга. «Народ, где ваш народ?. Народа не было.


В частных беседах представители регионов охотно рассказывали о своих мытарствах: еще за три дня до начала Недели они не знали – будет у них стенд или нет, в каком круглом столе они участвуют и когда пройдет их презентация. Как оказалось, вначале им обещали одни площади для размещения, потом эти площади сократили. Так, весь туристический бомонд Калининграда – а это 9 туроператоров – стоят на двух небольших стендах. Даже не стоят, а сменяют друг друга, иначе всем разом просто не разместиться. На стенде одного из регионов скромно сидела бабушка в народном костюме, которая мастерила тряпичные куклы. Рядом с ней стоял представитель туристического ведомства этого региона. Стоял, потому что вдвоем сидеть было просто негде.

Как отмечали представители регионов, проходи такое мероприятие не в столичном Петербурге, а в глубинке, то внимания к нему было бы больше, как со стороны властей, так и посетителей. «Для нас это стало бы событием. Для вас – это галка в отчетности. К вам итак едут, потому что для остальной России другой Европы просто не осталось», - отметила одна из участниц, проделавшая долгий путь из Сибири.

О статусе Недели говорит и тот факт, что никто из высоких чиновников там не засветился. От города был вице-губернатор Сергей Мовчан да Инна Шалыто, глава комитета по развитию туризма. Федеральные власти представлял Роман Скорый, заместитель руководителя Ростуризма. Гости открыли выставку, дежурно обошли экспозицию и с большой задержкой пришли на панельную дискуссию «Импортозамещение в региональном туризме – зона роста и территория возможностей».

В президиуме разместились все тот же господин Скорый, глава СЗРО РСТ Екатерина Шадская, искреннее выступление которой сорвало единственные за все обсуждение аплодисменты, министр культуры Республика Карелия Алексей Лесонен, заместитель руководителя агентства по туризму Ярославской области Андрей Жаров.

Инна Шалыто пришла уже к середине обсуждения, но бойко отчиталась об успехах Северной столицы. 6,5 млн туристов, 3,7 млн из которых – внутренние туристы. Рост внутреннего турпотока – на 20% по итогам 2015 года. Для сравнения: сидевшая «по соседству» в президиуме Карелия приняла за минувший год 2,3 млн туристов. Рост составил +11% к уровню прошлого года.

При всей любви к Петербургу больше хотелось радоваться за Карелию или Ярославскую область. И знаете почему? В отсутствии всемирно известных памятников культуры и архитектуры, музеев с мировым именем, эти регионы реально стараются что-то придумать, скреативить, удивить. Как отметил представитель туризма Ярославской области, регион в 2017 году отметит 50 лет с момента запуска маршрута «Золотое кольцо России». Да, продукт работает, но в области уже понимают, что турист уже подустал от стандартного представления этого маршрута. Особенно турист московский, доля которого в регионе близка к 80%. Так что ярославцы ищут новые «фишки» для привлечения туристов, причем делают это за счет местных компаний и инвесторов. Тут вам и праздник Огурца и прочие атрибуты местного сельского хозяйства и гастрономии.

А о том, что россияне хотят видеть новые объекты показа, говорит и статистика Карелии: Кижи, бренд, известный еще с советских времен, впервые - не первый в рейтинге посещаемости туробъектов республики. Больше всего туристов принял мраморный карьер Рускеала, созданный на деньги частных инвесторов: его в 2015 году посетило 172 тыс.туристов, в то время как Кижи – 162 тыс. человек.

Конечно, как справедливо заметила Екатерина Шадская, турист, который поехал по России, побывав до этого где-то за рубежом, будет сравнивать качество русского сервиса с иностранным. И нередко это сравнение будет не в пользу Отчизны. Например, вызывают вопросы часы работы в регионах кафе, ресторанов и магазинов, в первую очередь, в праздничные дни. Как оказалось, сотрудники этой сферы хотят отдыхать, как и положено, и им нет дела до того, что приехали туристы, которые хотят покушать или что-то приобрести. С такой проблемой в минувшие новогодние праздники столкнулись многие туркомпании, которые делали туры по российской провинции.

13.09.2016 — 15.09.2016 18:00:00

Описание:
Место проведения : пятый зал II павильона МВЦ "Крокус Экспо".

Описание : главная цель выставки "Импортозамещение 2016" – содействие выполнению задач, поставленных президентом Российской Федерации Владимиром Путиным относительно программы импортозамещения. Выставочная экспозиция призвана продемонстрировать возможности и достижения отечественных производителей в области конкурентоспособного импортозамещения товаров и услуг как за счёт расширения и налаживания собственного производства, так и за счёт переориентации на новых зарубежных поставщиков и партнёров, а также новейшие технологии, перспективные разработки и инвестиционные проекты, характеризующие научно-технический и производственный потенциал России.

В рамках выставки "Импортозамещение 2016" пройдет 1-й форум-выставка "Импортозамещение в туризме", в программу которого войдут выступления экспертов и первых лиц туристической отрасли и власти. На выставке разместятся стенды участников внутреннего туристического рынка. Помимо стендов регионов, туристических операторов, производителей современного оборудования и снаряжения в зале будут представлены: отели, базы отдыха, кемпинг-станции, санатории, заповедники.

Организаторы : МВЦ "Крокус Экспо", Агентство Готовых решений.

В продолжение темы:
Экстерьер

Напиток, заваренный из иван-чая, не просто вкусен. Он способен помочь при разных недугах и оздоровить организм. Есть ли у такого травяного чая противопоказания и чем он будет...

Новые статьи
/
Популярные