Занимается ли логопед. Поход к логопеду. И зачем он нужен

Логопед - это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Логопед обладает специальными навыками обучения, тренировки и лечения пациентов, у которых нарушено произношение отдельных букв или звуков, слогов, слов или целых предложений и фраз. Более того, данный специалист информирует пациентов о методах раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста, что позволяет предотвратить развитие некоторых речевых дефектов, а при их наличии своевременно провести необходимую коррекцию.

Для того чтобы стать логопедом, не обязательно оканчивать медицинское высшее учебное заведение (ВУЗ ), то есть, не обязательно быть врачом. Логопеды обучаются в педагогических ВУЗах или на педагогических факультетах, где изучают основы формирования речи и методы коррекции, связанных с этим, нарушений. Более сложными нарушениями устной и письменной речи занимается специалист с медицинским образованием, который сможет установить связь дефекта речи с перенесенными травмами , заболеваниями, а также направит на инструментальную диагностику и консультации других специалистов.

Чем занимается логопед?

Логопед занимается выявлением, диагностикой и лечением дефектов речи, связанных с врожденными или приобретенными заболеваниями.

В задачи логопеда входит:

  • выявление речевого дефекта у пациента;
  • определение причин нарушения речи;
  • разработка лечебных и обучающих методик, подходящих для конкретного пациента;
  • проведение обучающих и коррекционных занятий с пациентом;
  • оценка эффективности (или неэффективности ) проводимого лечения;
  • наблюдение за состоянием пациента в динамике (после окончания лечения );
  • обучение пациентов методам профилактики речевых дефектов.

Стоит отметить, что в процессе работы логопеды тесно сотрудничают с врачами различных специальностей (в частности с невропатологами, офтальмологами , оториноларингологами , психологами , стоматологами и так далее ). Обусловлено это тем, что к нарушениям речи могут привести заболевания различных органов и систем - органов слуха, органов зрения, головного мозга, голосового аппарата и т. д.

Причинами нарушения речи могут быть:

  • внутриутробные нарушения развития - интоксикации, травмы матери или плода, внутриутробные инфекции и так далее;
  • врожденные аномалии развития - дефекты зубов, челюстей, языка (слишком большой или маленький язык ), голосовых связок;
  • стрессы и психологические травмы - как в детском, так и в подростковом возрасте;
  • органические поражения центральной нервной системы - например, инсульт (нарушением мозгового кровообращения, приводящее к гибели части клеток мозга ), менингит (инфекционное поражение мозга ) и другие;
  • педагогическая запущенность - если с ребенком не общаться и не заниматься его развитием, у него также могут выявляться речевые дефекты;
  • нарушение слуха - в данном случае ребенок не слышит речь окружающих, вследствие чего не может научиться ее воспроизводить.

В компетенцию логопеда входит коррекция:

  • Нарушений устной речи. В данную группу входят все заболевания и патологические состояния, при которых пациент испытывает трудности во время разговора. Причинами этого могут быть как заболевания непосредственно речевого аппарата (голосовые связки, язык, губы, мягкое небо и др. ), так и нарушения нервной системы, то есть тех участков головного мозга, которые отвечают за формирование и воспроизведение речи. Так, например, при поражении определенных отделов мозга у пациента могут нарушаться мыслительные процессы, ответственные за формирование слов и звуков. В то же время, при поражении других отделов мозга может нарушаться нервная регуляция мышц языка или челюстей, что также приведет к речевым дефектам.
  • Нарушений письменной речи. К данной группе относятся заболевания, связанные с нарушениями письма или чтения.

Логопед занимается диагностикой и лечением:

  • дисфонии;
  • брадилалии;
  • тахилалии;
  • дислалии;
  • ринолалии;
  • дизартрии;
  • алалии;
  • афазии;
  • дислексии;
  • дисграфии.

Дисфония

Характеризуется нарушением произношения слов или звуков, связанным с поражением или неправильным функционированием голосового аппарата. Основными проявлениями заболевания являются нарушения основных характеристик голоса.

Дисфония может проявляться:

  • афонией - больной не может говорить нормальным голосом, однако сохраняет возможность говорить шепотом;
  • дисфонией - характеризуется нарушением высоты, тембра, силы голоса (пациент может говорить то громко, то тихо, его голос может меняться по несколько раз при произношении одной фразы ).

Дисфония может быть выявлена у детей с ранних лет жизни или в старшем возрасте. Несколько реже заболевание выявляется у подростков и взрослых людей (в данном случае оно обычно связано с органическим поражением головного мозга при инфекции, инсульте и других патологиях ).

Брадилалия

Суть данного заболевания заключается в патологическом замедлении речи. Причиной патологии является поражение отделов головного мозга, ответственных за раздельное произношение звуков. В результате этого во время разговора пациент очень медленно произносит каждый следующий звук или слог, ему трудно переходить от одного слога к другому, в результате чего его речь кажется монотонной, «тянущейся», «вязкой». Также во время разговора у пациентов значительно усиливается работа мимических мышц лица и в частности рта, в результате чего кажется, что каждое слово дается им с большим трудом.

Схожими проявлениями с брадилалией обладает брадифазия - замедление речи, которое развивается на фоне поражения головного мозга и связано с нарушением (замедлением ) мыслительных процессов, сопровождающееся другими отклонениями (снижением способности к обучению, нарушением памяти и так далее ). Речевой аппарат больного в данном случае не затронут (то есть, лечение основного заболевания может привести к полному восстановлению скорости речи ).

Тахилалия

Данная патология характеризуется ускоренной речью. Больной говорит слишком быстро, невнятно, торопливо и напористо, иногда пропуская некоторые звуки. На фоне этого окружающие часто не понимают сказанного пациентом и вынуждены по несколько раз переспрашивать.

Причиной тахилалии также является поражение отделов головного мозга, ответственных за воспроизведение речи. Дефект может быть постоянным (то есть, наблюдается в любое время, когда пациент разговаривает ) или возникать при определенных стрессовых ситуациях (например, во время волнения, при знакомстве с новыми людьми, при общении с начальством и так далее ), в то время как в привычной для пациента обстановке он может говорить абсолютно нормально.

Дислалия

При данной патологии отмечается нарушение произношения звуков, хотя слух пациента или его нервная система не поражены. Больные при этом могут не произносить (или произносить неправильно ) один или сразу несколько звуков.

Дислалия может быть:

  • Органической. Данная форма заболевания связана с наличием врожденных или приобретенных анатомических дефектов различных органов, принимающих участие в звукообразовании. Это могут быть дефекты языка, аномалии строения, количества или расположения зубов, аномалии неба, челюстей и так далее.
  • Функциональной. В данном случае нарушения связаны с неправильным восприятием ребенком речи окружающих. Это может наблюдаться при недостаточном общении с ребенком, а также когда в семье разговаривают на двух и более языках (при этом ребенок может путать звуки в некоторых словах ). Такие же дефекты могут наблюдаться в том случае, если у одного или обоих родителей имеются дефекты речи (в данном случае ребенок, обучаясь, будет повторять услышанные им «ошибки» ).

Ринолалия

Ринолалия (гнусавость ) характеризуется нарушением звукообразования и тембра голоса из-за анатомического поражения верхних дыхательных путей. В нормальных условиях выдыхаемый воздух проходит через голосовые связки и поступает преимущество в ротовую полость, где формируются его свойства. В носовые ходы при этом воздух поступает лишь в небольшом количестве. В то же время, на фоне врожденных или приобретенных аномалий во время разговора большая часть воздуха может поступать именно в носовые ходы, что значительно изменяет характеристики речи. Она становится «вялой», монотонной, неразборчивой.

Дизартрия

При данной патологии отмечается дефект воспроизведения речи, обусловленный нарушением иннервации органов, принимающих участие в формировании звуков (языка, мягкого неба, губ ). Каких-либо дефектов в головном мозге или в строении голосообразующих органов нет, как нет и нарушений слуха. Больной при этом с затруднением произносит все звуки, часто произносит их неправильно. Речь пациента смазанная, невнятная, иногда гнусавая. В тяжелых случаях дизартрии пациент вообще не может произносить какие-либо звуки и разговаривать.

Заикание

При данной патологии нарушение речи проявляется через частые повторения определенного звука (клоническая форма заикания ) либо через паузы, возникающие перед произнесением определенных звуков (тоническая форма заикания ). Механизм возникновения заикания обусловлен поражением нервной системы больного, что сопровождается повышенной возбудимостью мышц, ответственных за воспроизведение речи (языка, мягкого неба, губ ). Как и в других случаях, заикание может быть функциональным (развивается на фоне стресса , эмоционального переживания, психологической травмы и так далее ) или органическим (связанным с травмой или другим поражением нервных клеток, ответственных за тонус речевых мышц ).

Алалия

Суть данной патологии заключается в поражении клеток головного мозга, ответственных за формирование речи. В нормальных условиях все процессы восприятия, формирования и воспроизведения речи контролируются определенными центрами, расположенными в головном мозге. Если данные центры у ребенка не развиты, он в принципе не сможет сформировать или высказать какие-либо слова или звуки, даже если будет нормально слышать их. Причиной этого могут быть аномалии развития, внутриутробные травмы, инфекции, а также травмы или другие повреждения головного мозга во время родов или в течение первых месяцев жизни, когда речь еще не начала формироваться. Умственные способности пациента (то есть, способность к обучению, память, интеллект ) при этом могут быть абсолютно нормальными. В легких случаях заболевание поддается лечению, на фоне которого ребенок может начать говорить уже через несколько лет. В то же время, в тяжелых случаях дети могут начать произносить отдельные слоги или слова к 10 - 11 годам и даже позже. Проводят дифференциальную диагностику алалии с задержкой речевого развития, аутизмом , олигофренией, тугоухостью.

Афазия

При данной патологии пациент полностью или частично утрачивает способность говорить в результате травмы или другого органического поражения головного мозга, затрагивающего речевые центры. Причиной афазии могут быть травмы, опухоли головного мозга, перенесенные инсульты, инфекции головного мозга, энцефалит (воспаление ткани головного мозга ) и так далее. Также стоит отметить, что афазия была отмечена у некоторых пациентов, страдающих психическими расстройствами.

В отличие от алалии (при которой головной мозг повреждается до формирования речи ), при афазии повреждение имеет место уже после начала формирования речи. Учитывая это, некоторые логопеды не используют диагноз афазия у детей младше 3 лет.

Дислексия

При данной патологии нарушается восприятие письменной речи, то есть, человек частично или полностью утрачивает способность читать. Если ребенок с детства вовсе не овладел навыками чтения, то неспособность к чтению называют алексией.

Дислексия может проявляться:


  • неспособностью распознавать отдельные буквы;
  • невозможностью составлять из букв слоги;
  • трудностями при составлении слов из слогов;
  • неправильным чтением букв или слогов в слове;
  • неправильным пониманием прочитанного (в данном случае человек читает текст правильно, однако смысл прочитанного объяснить не в состоянии ).

Причиной дислексии считается поражение задних отделов коры головного мозга. С помощью современных методов обследования удалось установить, что у пациентов с подобным заболеванием определенные нервные участки мозга менее активны, чем в норме.

Дисграфия

Суть данного заболевания заключается в том, что ребенок с затруднением овладевает навыками письменной речи, несмотря на нормальное развитие зрительного анализатора, слуха, устной речи и чтения. Проявляется дисграфия стойкими, постоянно повторяющимися грамматическими ошибками, которые больной допускает во время письма. Также некоторые пациенты могут неправильно отображать форму букв, пропускать буквы в словах, путать местами слоги в словах или слова в предложениях. Нарушение, при котором ребенок вовсе не может освоить письменную речь, называют аграфией.

Как проходит прием логопеда?

Во время консультации логопед действует по определенной схеме, что позволяет ему лучше узнать больного, ознакомиться с его проблемами, установить точный диагноз и назначить эффективное лечение.

Обследование у логопеда включает:

  • опрос больного;
  • осмотр;
  • оценку речи;
  • оценку слуха;
  • оценку зрения;
  • оценку интеллектуального развития;
  • назначение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований.

Опрос больного

Во время первичного обследования врач подробно расспрашивает больного (или его родителей, если речь идет о ребенке ) обо всех симптомах и патологиях, которыми пациент страдает или страдал в прошлом, о полученных травмах, переживаниях, психологическом состоянии и т. д.

При опросе логопед может спросить:

  • Как развивается ребенок? В данном случае врачу нужно сообщить результаты физического и умственного развития малыша, которые оцениваются в поликлинике регулярно в течение первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание следует уделить возможным отклонениям в развитии - недостаточной массе тела, недостаточному росту, аномалии развития черепа и так далее. Также врач уточняет, в каком возрасте ребенок впервые произнес слог, слово, начал говорить связные слова и так далее.
  • Имеются ли у ребенка врожденные аномалии развития? Особое внимание врач обращает на аномалии развития челюсти и ротовой полости, зубов, десен, языка и губ. Также стоит упомянуть, если у ребенка есть аномалии развития ушных раковин или зрительного анализатора (плохое зрение и плохой слух также могут быть причинами дефектов речи ).
  • Как протекала беременность у матери ребенка? В данном случае врача интересует, не страдала ли мать во время вынашивания ребенка инфекционными заболеваниями, не было ли травм живота во время беременности и так далее.
  • Как протекали роды? Не было ли травм, обвития пуповины или других патологических состояний во время рождения ребенка?
  • Какие заболевания перенес ребенок? Особое значение имеют травмы головы, тяжелые инфекции, интоксикации и другие состояния, при которых высок риск повреждения центральной нервной системы. Также стоит сообщить врачу, если у ребенка имеются проблемы со зрением или слухом.
  • Замечали ли родители какие-либо явные речевые дефекты? Например, дети могут не разговаривать даже в 1 год, невнятно произносить те или иные звуки и так далее.
  • В какое время возникли речевые дефекты? В данном случае врача интересует, были ли у ребенка нарушения речи с рождения или же вначале речь развивалась нормально, а дефекты возникли позже.

Опрос взрослых пациентов проходит также. Врач расспрашивает, о развитии пациента в детстве, о его интеллектуальных способностях, перенесенных и настоящих травмах, заболеваниях, операциях и т. д.

Осмотр

Во время осмотра врач оценивает состояние органов, поражение которых могло бы привести к речевым дефектам.

При осмотре пациента логопед обращает внимание на:

  • строение лицевого скелета;
  • развитие челюсти;
  • наличие и расположение зубных рядов (и отдельных зубов );
  • размеры языка;
  • состояние ушных раковин;
  • состояние пальцев рук (их деформации могут быть причинами дефектов письменной речи );
  • зрительный анализатор (нарушения зрения также могут влиять на развитие письменной речи ).

Если врач заподозрил у ребенка наличие каких-либо отклонений в указанных органах, он может направить его на дополнительное обследование к соответствующему специалисту (стоматологу, окулисту, оториноларингологу и так далее ). Если при осмотре никаких отклонений не выявлено, врач переходит к оценке речи.

Оценка речи

При обследовании ребенка специалист оценивает общие характеристики устной и письменной речи. В то же время, стоит отметить, что оценивая речевые функции, специалист учитывает возраст ребенка, имеющиеся сопутствующие патологии и другие факторы, от которых зависит способность понимать, говорить, произносить отдельные слоги, слова или предложения. Вот почему обследование каждого конкретного пациента может протекать по-разному.

Исследование речи логопедом может включать:


  • Оценку звукопроизношения. Специалист определяет, какие звуки (гласные, согласные, звонкие, глухие и так далее ) ребенок воспроизводит и повторяет правильно, а какие нет. Чем старше ребенок, тем более сложные задачи перед ним ставятся - подбираются более длинные слова, содержащие сложные сочетания звуков.
  • Оценку речевой моторики. Логопед просит ребенка выполнить определенные движения губами (вытянуть «в трубочку», улыбнуться ), языком (высунуть язык, сделать его широким или узким, коснуться языком верхней или нижней губы ), нижней челюстью (широко открыть рот, подвигать челюстью вправо-влево ).
  • Оценку автоматической речи. Ребенка просят сосчитать от одного до десяти, а затем в обратном порядке (или выполнить другие подобные упражнения - перечислить дни недели, месяца года и так далее ). Также логопед может попросить малыша рассказать какой-нибудь стих или спеть песенку.
  • Оценку разговорной речи. Врач пытается поговорить с ребенком, задавая простые вопросы (что ему нравится, какое сейчас время года, что он кушал утром ).
  • Оценку словарного запаса. Врач уточняет, знает ли ребенок значение обобщающих слов, синонимы некоторых слов, умеет ли характеризовать определенные предметы (например, лист зеленый, море синее, снег белый ) и так далее.
  • Оценку грамматики. Врач проверяет, умеет ли ребенок склонять и спрягать слова, преобразовывать существительные из единственного числа в множественное число и так далее.
  • Оценку чтения. Выполняется с детьми старше 5 - 6 лет. Ребенку предлагают прочитать определенные буквы, слова или слоги, а затем объяснить смысл прочитанного. Специалист при этом оценивает параметры голоса, скорость и размеренность чтения, интонацию и так далее.
  • Оценку письменной речи. Ребенка просят изобразить (написать ) на листке бумаги некоторые буквы, цифры или слова. Данные слова логопед может диктовать или они могут быть написаны в книге (ребенка попросят списать ). Также врач может показывать ребенку определенные предметы, предлагая ему записать их названия. Иногда ребенку могут задавать вопросы, а ответы ему нужно будет записывать на листке. Это позволяет оценить все параметры письменной речи, а также мыслительные способности.

Оценка слуха

При обследовании ребенка логопед должен оценить и его слух. Обусловлено это тем, что при нарушении восприятия звуков ребенок не сможет правильно формировать свою речь.

Оценка слуха логопедом включает:

  • реакцию ребенка на резкие громкие звуки - поворот головы или взгляда в сторону источника звука;
  • реакцию на голос матери - поворот головы в сторону голоса, иногда улыбка и другие проявления положительных эмоций;
  • выполнение простых команд (для детей старшего возраста ) - показать руку, сжать руку в кулак, взять игрушку и так далее (позволяет определить, правильно ли понимает ребенок услышанное );
  • восприятие шепота - врач может шепотом произносить некоторые слова, а ребенка просит их повторить.

Если в процессе обследования у логопеда возникнут сомнения по поводу слуха ребенка, он может направить его на консультацию к оториноларингологу (врачу, занимающемуся диагностикой и лечением заболеваний уха ), а также назначить дополнительные инструментальные исследования, позволяющие оценить слуховые функции.

Оценка зрения

Оценка зрительных функций важна для выявления причин дефектов письменной речи. Дело в том, что ребенок, который не видит слова и буквы, не сможет научиться правильно их читать или писать, даже если речевые центры в головном мозге не будут повреждены.

Оценка зрения может включать:

  • слежение за движущимся предметом;
  • реакцию на вспышки света;
  • узнавание определенных предметов;
  • узнавание цветов и оттенков;
  • описание картинки своими словами;
  • подбор схожих по смыслу картинок и так далее.

С какими проблемами обращаются к логопеду?

Логопед занимается диагностикой и коррекцией различных нарушений устной и письменной речи как детей, так и взрослых. Основными причинами обращения к логопеду являются неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, неправильная последовательность речи или полное ее отсутствие, заикание, нарушение чтения, нарушение темпа речи и другие. Причинами нарушения речи могут быть врожденные аномалии голосового аппарата, психологическая травма, перенесенный инсульт, черепно-мозговая травма и т. д. Поэтому перед консультацией логопеда необходимо провести полное обследование пациента и получить консультацию других специалистов - офтальмолога, невропатолога, психолога, оториноларинголога и др. Либо логопед в процессе обследования пациента определит необходимость в тех или иных диагностических мероприятиях и консультациях специалистов.

Патологии, с которыми обращаются к логопеду

Симптом

Возможная патология

Методы диагностики

Неправильное произношение звуков, слогов и/или слов

  • дисфония;
  • дислалия;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • проблемы со слухом.
  • диагностическое обследование речи;
  • глоттография;
  • ларингоскопия;
  • риноскопия;
  • аудиометрия;
  • тимпанометрия;
  • МРТ () головного мозга;

Изменение темпа речи

  • брадилалия;
  • тахилалия;
  • заикание.
  • оценка устной речи;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография ) головного мозга;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография );
  • люмбальная пункция;
  • ЭхоЭГ (эхоэнцефалография );
  • ПЭТ () головного мозга.

Отсутствие речи

(пациент не может говорить )

  • алалия;
  • афазия;
  • глухота.
  • диагностика устной речи;
  • диагностика письменной речи;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография ) головного мозга;
  • ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография ) головного мозга;
  • УЗДГ (ультразвуковая диагностика ) сосудов головного мозга;
  • люмбальная пункция;
  • аудиометрия;
  • тимпанометрия.

Нарушение последовательности речи

  • заикание;
  • дизартрия;
  • обследование устной речи;
  • обследование письменной речи;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография );
  • МРТ (магнитно-резонансная томография ) головного мозга;
  • ЭхоЭГ (эхоэнцефалография );
  • ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография ) головного мозга;
  • люмбальная пункция.

Нарушение письменной речи

  • дисграфия;
  • проблемы с моторикой рук;
  • проблемы со зрением;
  • отставание в умственном развитии.
  • диагностика письменной речи;
  • диагностика устной речи;
  • аудиометрия;
  • МРТ головного мозга.

Нарушение чтения

  • дислексия;
  • проблемы со зрением;
  • отставание в умственном развитии.
  • диагностика устной речи;
  • диагностика письменной речи;
  • диагностика чтения;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография ) головного мозга;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография ).

Какие исследования проводит логопед?

В процессе обследования пациента и постановки диагноза логопед может применять ряд дополнительных инструментальных исследований, которые позволят оценить состояние центральной нервной системы, слухового анализатора и других органов, так или иначе влияющих на формирование речи. Инструментальные исследования позволят исключить органические причины нарушения речи - опухоли головного мозга, патологии сосудов головного мозга, врожденные аномалии голосового аппарата и другие. В данном случае пациенту понадобится консультация других специалистов и сложное лечение, часто хирургическое вмешательство.

Исследования, которые может назначить логопед

Исследование

Суть метода

Какие патологии выявляет?

ЭЭГ

(электроэнцефалография )

Суть метода ЭЭГ заключается в регистрации биоэлектрических сигналов, которые исходят из клеток головного мозга. Данный метод позволяет исследовать функциональную активность мозга и выявить наличие патологии. Для проведения исследования используют специальную шапочку с встроенными на внутренней стороне электродами. Шапочка подключена к специальному аппарату, регистрирующему биоэлектрические потенциалы головного мозга.

  • алалия;
  • афазия;
  • заикание;
  • дизартрия;
  • дисграфия;
  • тахилалия;
  • брадилалия;
  • дислексия.

УЗДГ

(ультразвуковая диагностика ) сосудов головы

Ультразвуковая диагностика сосудов позволяет исследовать проходимость сосудов, кровоснабжающих головной мозг.

  • дисграфия;
  • алалия;
  • дизартрия;
  • афазия;
  • заикание;
  • тахилалия;
  • брадилалия.

МРТ

(магнитно-резонансная томография ) головного мозга

Магнитно-резонансная томография головного мозга основана на отображении сигналов, излучаемых атомами водорода клеток организма человека в магнитном поле. Для этого человека помещают на кушетку в центре большого магнита и проводят исследования. МРТ позволяет получить послойное изображение головного мозга и костей черепа и диагностировать малейшие патологические изменения.

  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дизартрия;
  • брадилалия;
  • заикание;
  • тахилалия.

ЭхоЭГ

(эхоэнцефалография )

Эхоэнцефалография представляет исследование структур головного мозга при помощи ультразвуковых волн. Для этого через специальный датчик пропускают ультразвуковые волны, которые с разной интенсивностью отражаются от структур мозга и черепа. Отраженные волны улавливаются тем же датчиком и отображают на экране монитора структуры головного мозга.

  • алалия;
  • афазия;
  • дизартрия;
  • тахилалия;
  • брадилалия;
  • дислексия;
  • дисграфия;
  • заикание.

ПЭТ

(позитронно-эмиссионная томография ) головного мозга

Позитронно-эмиссионная томография позволяет выявить функциональные нарушения головного мозга до проявления структурных изменений. ПЭТ проводят с использованием радиофармпрепарата (радиоактивного фармакологического препарата ), который вводится внутривенно и распределяется по всему организму. Затем пациента помещают в томограф. Специальные датчики регистрируют зоны скопления радиофармпрепарата и передают информацию на монитор.

  • алалия;
  • афазия;
  • тахилалия;
  • дисграфия;
  • брадилалия;
  • заикание;
  • дизартрия.

Люмбальная пункция

Люмбальная пункция применяется для получения спинномозговой жидкости. Для этого врач вводит иглу через кожу в поясничной области в субарахноидальное пространство спинного мозга. Затем спинномозговую жидкость отправляют на анализ в лабораторию. Люмбальная пункция позволяет выявить субарахноидальное кровотечение, воспалительные процессы головного мозга, опухоли оболочек головного мозга.

  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • брадилалия.

Аудиометрия

Аудиометрия представляет метод исследования остроты слуха пациента - способность слухового анализатора различать минимальные звуковые колебания. Речевая аудиометрия проводится при помощи разговорной речи с определенным набором слов. Врач обращается к пациенту шепотом и оценивает слух пациента. Тональная аудиометрия проводится при помощи аудиометра или камертона. Пациент надевает наушники, в которых поочередно звучит сигнал. Как только пациент слышит сигнал, он нажимает на специальный пульт.

  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дислалия.

Тимпанометрия

Тимпанометрия - метод исследования слуха, в основе которого лежит оценка колебаний барабанной перепонки вследствие изменения давления в наружном слуховом проходе. Для проведения исследования в слуховой канал вводят зонд, изменяющий давление. Специальным датчиком улавливают колебания барабанной перепонки и записывают в виде тимпанограммы.

  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дислалия.

Фарингоскопия

Фарингоскопия - это метод внешнего осмотра глотки при помощи шпателя, носоглоточного и гортанного зеркал и др. Позволяет выявить опухоли, воспалительные процессы, дефекты развития глотки.

  • ринолалия;
  • дисфония;
  • афония;
  • дислалия.

Риноскопия

Риноскопия - метод инструментального исследования носовой полости. Для этого используют специальные носовые, носоглоточные зеркала.

  • ринолалия.

Рентгенография носоглотки

Рентгенография носоглотки - исследование структур носоглотки при помощи рентгеновских лучей. Позволяет выявить опухоли, воспалительные процессы, врожденные дефекты данной области.

  • ринолалия;
  • дислалия;
  • афония;
  • дисфония.

Ларингоскопия

Ларингоскопия - метод визуального исследования глотки. Позволяет оценить состояние слизистой оболочки глотки, функции голосовых связок.

  • дисфония;
  • афония;
  • дислалия.

Глоттография

  • дислалия;
  • дисфония;
  • афония.

Какими методиками лечит логопед?

Методы лечения, которые применяет логопед, тесно связаны с основной причиной речевых нарушений и возрастом пациента. Если нарушения речи носят приобретенный характер (например, развились после перенесенного инсульта, травмы, психологического стресса и так далее ), лечение у логопеда должно проводиться одновременно с лечением основного заболевания и других специалистов (у психологов, неврологов , нейрохирургов и других ). Также важно помнить, что причиной нарушений устной речи могут быть дефекты слуха (в данном случае лечение у логопеда должно сочетаться с лечением у оториноларинголога ), а дефекты письменной речи могут быть связаны с нарушениями зрения (в данном случае в лечении должен принимать участие офтальмолог ).

Методы лечения в логопедии

Метод лечения

Механизм лечебного действия

Массаж речевого аппарата

(логопедический массаж, массаж артикуляционных мышц )

Данная методика применяется не только в тех случаях, когда причина речевого дефекта связана с поражением речевого аппарата (нижней челюсти, мышц лица, языка ), но и при нарушении голосообразующей функции. Показаниями к массажу могут быть дизартрия, ринолалия, заикание. Массаж может быть как стимулирующим, так и расслабляющим (подбор оптимальной техники проводит логопед после полноценного обследования больного ). Правильное выполнение массажа позволяет нормализовать тонус артикуляционных мышц (принимающих участие в формировании речи ), улучшить голосовую функцию, устранить повышенное слюноотделение (которое наблюдается при некоторых речевых дефектах ), а также стимулировать формирование и развитие речевых функций.

Дыхательные техники

Правильное (нормальное ) дыхание является одним из необходимых условий для формирования нормальной речи. При нарушении дыхательной функции у ребенка могут формироваться различные речевые дефекты, а также наблюдаться отставание в развитии речи. Развитие нормального дыхания позволяет улучшить голосовую функцию, способствует формированию плавной, спокойной речи, а также позволяет научить пациента правильно произносить определенные звуки.

Артикуляционная гимнастика

Данная методика включает ряд упражнений для развития артикуляционных мышц (мышц языка, губ и так далее ). Это способствует формированию речи. Дети и взрослые пациенты начинают лучше произносить звуки и слова, улучшается качество произношения. Стоит отметить, что для пациентов различного возраста применяются различные артикуляционные упражнения.

Пальчиковая гимнастика

Данная методика эффективна при нарушениях письменной речи, обусловленной нарушением мелкой моторики пальцев рук. Выполнение специальных упражнений позволяет разработать точные движения в пальцах, улучшить качество письма и развить письменность у детей старшего возраста и у взрослых, перенесших различные заболевания.

Речевые упражнения

Суть методики заключается в том, что ребенку предлагают многократно повторять одни и те же звуки, слова или фразы. В результате подобных упражнений у малыша формируются и закрепляются навыки правильного произношения, то есть коррекция имеющегося дефекта. Эффективна данная методика при нарушениях артикуляции (то есть при дефектах речи, обусловленных поражением мышц, ответственных за воспроизведение звуков ), а также при голосовых расстройствах.

Подражательно-исполнительские упражнения

Суть методики заключается в том, что вначале логопед показывает ребенку, как нужно выполнить то или иное задание (произнести звук, написать или произнести слово, выполнить то или иное дыхательное упражнение ), а затем просит ребенка это повторить. По мере развития навыка логопед перестает показывать необходимое действие, а лишь просит выполнить его (например, говорит ребенку написать или произнести определенные слова ).

Творческие упражнения

К данным упражнениям переходят после того как ребенок освоит те или иные звуки (слова, буквы, слоги и так далее ) в подражательно-исполнительских упражнениях. При этом врач просит ребенка назвать или написать как можно больше слов, в которых встречается заученный им элемент. Это помогает пациенту научиться применять заученное слово в различных условиях.

Игровые упражнения

При данном виде упражнений ребенок обучается речи или письму в игровой форме. При этом логопед может использовать самые разнообразные методики (игры с кубиками, подвижные игры, групповые игры, настольные игры и так далее ). Во время игры специалист помогает ребенку научиться правильно произносить те или иные звуки или же записывать буквы, слоги и слова. Так как игра воспринимается ребенком легче, чем другие виды упражнений, это позволяет избежать психологического стресса и ускорить обучение.

Пение

Во время пения пациенты также оттачивают навыки произношения тех или иных звуков, что помогает устранить речевые дефекты.

Наглядное моделирование

При данном упражнении врач показывает ребенку различные картинки, видеоролики или фильмы, а ребенок должен стараться их описывать. Это помогает развивать устную речь, в то же время, оттачивать навыки произношения звуков, слогов и слов.

Длительность лечения у логопеда

Лечение у логопеда может проводиться как в группах, так и индивидуально. Длительность терапии зависит от патологии пациента и эффективности лечения. Занятия проводятся 1 - 3 раза в неделю от 2 до 5 часов. Продолжительность курсов терапии варьирует от нескольких месяцев до полугода. При необходимости логопед увеличивает продолжительность терапии, а в сложных случаях работа с логопедом может длиться годами.

Занимается коррекцией нарушений речи как у детей, так и у взрослых.

В современной практике используются педагогические, психотерапевтические методы коррекции, аудирование (прослушивание аудиозаписей) и многое другое.

Лечение у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее.

Что входит в компетенцию врача Логопеда

Его задача - всесторонне оценить состояние речи ребенка.

Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов (специалисты называют это - «объемом словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Кроме того, обычно возникает необходимость оценить состояние неречевых способностей ребенка.

Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры.

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда - понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.

Какими заболеваниями занимается Логопед

- нарушения произношения звуков (дислалия и дизартрия);
- нарушения ритма и темпа речи (заикание, реактивное заикание);
- расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
- недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия);
- неправильный прикус.

Какими органами занимается врач Логопед

Логопед корректирует дефекты речи.

Когда следует обращаться к Логопеду

- позднее развитие речи;
- нарушения понимания речи или дефектное звукопроизношение;
- заикание.

Основным признаком-симптомом заикания являются судороги в мышцах лица, губ, языка, дыхательного аппарата ребенка.

По характеру они бывают клонические, когда ребенок повторяет один звук или один слог (“по-по-по-пойдем”). И бывают более тяжелые судороги – тонические – когда ребенок просто не может начать говорить, как бы застревает на слове. Могут быть и судороги смешанного типа.

Помимо судорог родители могут заметить и другие признаки заикания – это двигательные уловки. Перед тем как начать говорить, ребенок совершает какое-то действие: подергивает мочку уха, постукивает рукой.

Речевые уловки – человек, чтобы начать говорить, проговаривает длительно звук или многократно повторяет одно и то же слово (“э-э-э-э-э”, “А я... а я... а я...”).

Личностные изменения ребенка.

Дети с заиканием переживают по поводу своей речи, могут отказываться от общения даже с близкими людьми. И в дальнейшем, у подростков такая речевая патология может даже затруднить выбор профессии. Не говоря уже о том, что заикание снижает самооценку ребенка. Хотя нередко переживания не всегда адекватны тяжести заикания. Не зря логопеды считают, что при заикании страдает не речь, а личность человека в целом.

Еще один важный признак заикания – так называемые логофобии. Страх, боязнь речи и ситуации, в которой заикание может возникнуть, например, ответ на уроке перед всем классом, обращение с просьбой к незнакомому человеку на улице.

Когда и какие анализы нужно делать

Проводится физикальное и речевое обследование ребенка, с целью выявления дефектов речи.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Логопед

Проводится физикальное и речевое обследование ребенка, с целью выявления дефектов речи. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят.

Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Малышам очень полезно заниматься лепкой. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.

Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

Выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение.

Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Акции и специальные предложения

Медицинские новости

02.10.2019

В ходе экспериментов на грызунах, ученые определили, что радиация способна сокращать уровень веществ в клетках мозга, нарушающий его нормальную работу

Андрей Зайцев

При слове «логопед» одни представляют себе героя Ролана Быкова, который не выговаривает половину букв, но исправляет «фефекты фикции», другие вспоминают о своих детских занятиях с этим специалистом. Кто же такой логопед на самом деле? Об этом мы беседуем с Татьяной Володаровной Тумановой - профессором, доктором педагогических наук, профессором кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета

— Татьяна Володаровна, многие люди представляют себе логопеда как человека, который «ставит» детям, а иногда и взрослым разные звуки — «л», «р», например. А кто такой логопед на самом деле?

— Логопед- это специалист с широкими возможностями. Он занимается не столько постановкой звуков, сколько комплексной диагностикой, исправлением, профилактикой речевых нарушений и нарушений коммуникации в целом. Поскольку почти при всех нарушениях развития у взрослых или детей есть те или иные особенности речевой коммуникации, соответственно, логично утверждать, что логопед - это человек, который почти всегда участвует в реабилитации таких пациентов. Как мы знаем, человек общается с окружающими при помощи речевых и неречевых средств. Поэтому грамотный логопед развивает и вербальные, и невербальные средства коммуникации. А еще при этом логопед использует в своей работе знаки, символы, специальные картинки в тех случаях, когда речевая коммуникация невозможна.

Вы хотите сказать, что без участия логопеда во многих случаях эффективность реабилитации падает?

— Думаю, да. В междисциплинарную реабилитационную команду нужно включать грамотного логопеда, который не только сделает массаж язычка и поставит звук «р», он обязательно будет работать над тем, чтобы взрослый или ребенок научился общаться с окружающими людьми доступными ему средствами, получать от этого не только полезную, нужную, социально значимую информацию, но и радость бытия.

Есть такое понятие «индекс жизненного благополучия», который складывается из возможности получать образование, быть профессионально ориентированным, испытывать удовлетворение от своего места в жизни, от умения совершать определенные жизненно значимые действия, от умения выполнять творческие виды деятельности. Какую бы составляющую часть индекса жизненного благополучия мы не взяли, в ней всегда будет нужна коммуникация в том или ином виде. Поэтому миссию логопеда мы рассматриваем гораздо шире, чем просто работа над внешними характеристиками речи.

Например, для ребенка, у которого есть ограничения по возможностям передвижения, по возможностям коммуникации, по возможностям получения образования, логопед разрабатывает специальные программы. Это могут быть уникальные индивидуальные и персонифицированные программы, но можно использовать и базовые –т.н. «рамочные» или адаптированные образовательные. Адаптированные образовательные программы есть, они разработаны для образовательных учреждений, а коррекционно-развивающий компонент в них удачно вписывается в общий контекст реабилитации.

— В этом случае логопед фактически превращается во врача. А с точки зрения профессиональной принадлежности логопед — это медик или педагог?

— Педагог с большой буквы! В этом году мы празднуем юбилей – 145 лет Московскому педагогическому государственному университету, в котором традиционно уже многие десятилетия выпускаются высококлассные специальные педагоги – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги. В учебном плане при подготовке этих специалистов и до перехода на Болонскую систему и сейчас в учебном плане большое внимание уделяется медицинским дисциплинам. Приведу пример: за последние годы при подготовке магистрантов по профилю «дефектологическое образование» помимо базовых дисциплин, связанных с анатомией, физиологией, гигиеной, добавились предметы, связанные с нейродефектологией, с логопедической диагностикой и логопедической коррекцией в системе нейрореабилитации.

— Давайте поговорим о реабилитации. Представим себе ребенка с детским церебральным параличом. Вот в чем будет состоять его реабилитации с точки зрения логопеда, и какие результаты можно считать успешными?

— В логопедической реабилитации не существует абсолютно универсальных рецептов или методик.. Каждый случай уникален. У каждого человека разная степень тяжести речевого нарушения. Разный возраст, разный психологический статус, разная мотивация. Бывает так, что ребенок приходит к нам с тяжелейшими нарушениями речи, но у него такой мощный «тыл» в лице его родителей и близких, что они активно помогают логопеду «вытягивать» ребенка на перспективный уровень эмоционально- волевого, личностного и речеязыкового развития. В итоге результат может быть гораздо лучше, чем у ребенка с более легкой формой речевого нарушения, у которого не было единой команды, которая участвует в помощи этому ребенку.

Отечественная школа логопедии, на мой взгляд, очень сильна. Конечно, ведь наши учителя оставили нам такое богатейшее научное наследие!

У российской научной школы есть свои классические и инновационные алгоритмы и методики. У нас такие уникальные технологии и механизмы логопедической помощи выработаны, которые позволяют преодолевать речевые нарушения не на уровне внешней симптоматики, а на уровне глубинных механизмов.

Сейчас в Московском педагогическом государственном университете мы учим логопеда работать не только «руками», а использовать специальные программы, компьютерно-аппаратные комплексы. Сейчас можно работать с логопедом и удаленно, есть даже такое специальное обозначение – «дистантно».

—Боюсь, что при слове «аппарат» читатель может представить себе очень разные вещи - от маленькой коробочки, до робота, который железными руками держит пациента. Хотелось бы узнать какие-то детали.

— Речь может идти и о компьютерной программе, и о небольшом аппарате с датчиками, который можно подключить к ноутбуку. Мне нравится работать с российским аппаратом «Интон» или «Унитон», Он позволяет отработать и плавность речи, и модуляции, и интонации, и звукопроизношение и дыхание. Наши логопеды используют «Интон» при работе с детьми, у которых есть ДЦП, дизартрия, заикание, нарушения голоса, даже с детьми, которые просто не говорят по каким-то причинам.

Человек получает задание на дом и благополучно перед зеркалом, вместе с этим аппаратом работает над своей речью.

Но это еще не все. Хороший, современный логопед работает не только с речью, но и с другими компонентами.

Я, например, люблю работать, стимулируя речевое развитие через моторное развитие с использованием аппаратно- компьютерного комплекса «Пабло систем». С его помощью я развиваю моторику верхнего плечевого пояса, пальцев руки, мелкую моторику, формирую все социально значимые движения пальцев руки. Те, которые нужны каждый день. Надо ли взять ложечку, надо ли специально осуществить захват и взять ручку, карандаш, кисть или это цилиндрический захват, или это щипковый захват пальцев руки. При этом обязательно подключаю разные виды речи: речь сопряженная, отраженная и, обязательно, планирующая.

У аппарата, подключенного к ноутбуку, есть датчики движения, которые крепятся либо на манжеточке к запястью, либо ребенок или взрослый может взять эти датчики движения в руку. Датчики передают данные программе, и она в реальном времени оценивает состояние моторики руки, а потом выдает результаты в виде электронных протоколов.

В результате логопед понимает, какие пальчики плохо сжимаются, кисть какой руки плохо поворачивается. После этого можно комбинировать речевые упражнения с упражнениями по развитию моторики, которые предлагает специалисту компьютерная программа с учетом специфики конкретного ребенка. Даже если он при этом находится в другом городе, и мы занимаемся по Скайпу.

— А какой процент взрослых и детей нуждаются в помощи логопеда?

Официально и неофициально все называют разные цифры. Я думаю, что каждый третий или каждый четвертый житель России имеет какие-то речевые нарушения. Другое дело, что они разные. Есть легкие нарушения речи, которые не затрудняют человеку общение или социализацию.

Вот представьте себе девочку, которая не выговаривает звук «р». В детстве не сходили к логопеду. В школе она решила, что это будет частью ее шарма. В результате девушка прекрасно адаптировалась, получила высшее образование, вышла замуж, стала хорошей мамой, добилась успеха в профессии.

А если мы говорим о нарушениях речи, которые настолько тяжелы, что препятствуют получению образования, социализации, поиску профессии, успешности в жизни, то такие дети и взрослые нуждаются в реабилитации.

Можно ли назвать те нарушения речи, при которых реабилитация необходима?

— Здесь можно называть заикание, алалию (отсутствие речи). Есть такие дети, которые в 4, в 5 лет, и даже в 6, и в 7 лет относятся к категории не говорящих детей. Им нужна логопедическая реабилитация Есть дети школьного возраста, которые не только плохо говорят, но еще и плохо читают, плохо пишут. Им тоже нужны занятия с хорошим логопедом. Иначе ребенок не сможет усвоить школьную программу, поскольку там все обучение основано на умении читать, писать и говорить. В противном случае и школьнику, и педагогу будет очень тяжело – ведь не будет ожидаемого результата, человек не сможет в совершенстве овладеть школьной программой, не сможет полноценно обучаться.

— Как я понял, хороший логопед работает не только с ребенком, но и с его семьей. Насколько важно участие пап и мам в логопедической реабилитации?

Хороший логопед обязательно работает с семьей. К сожалению, сейчас родители настолько заняты, что они и в школе не всегда могут помогать детям выполнять домашние задания. А уж если мы говорим о дошкольном возрасте, то нет гарантии, что родитель присоединится к междисциплинарной работе специалистов и будет делать с ребенком, например, упражнения перед зеркалом. Но надо стремиться мотивировать родителей, убеждать их подключаться к работе с помощью увещевания. Напоминать им о том, что даже тяжелые речевые нарушения — не приговор, если папы и мамы помогают своим детям и логопеду.

-А какие еще проблемы бывают у логопеда при работе с родителями?

Как вы сказали в самом начале нашей беседы, некоторые родители думают, что задача логопеда — это поставить их ребенку звук «р» и другие звуки, и они просят об этом специалиста.

При этом часто так бывает, что их ребенок в шесть лет не говорит предложениями, и ему сначала надо «наладить» связную речь, научить складывать слова во фразы, и фразы - в предложения. Логопед говорит об этом маме, а мама отвечает: «Нет, вы нам поставьте, пожалуйста, звуки. И вот, мы еще купили кубики Зайцева. Будьте добры, научите ребенка читать».

Есть еще родители, которые требуют быстрого, скорого, моментального результата и видимого эффекта.

Это проблема не только логопедическая, а любой реабилитации в целом. Потребитель в любом случае хочет получить качественный результат Но одни люди хотят качественный, пусть и не стремительный, результат, а другие — наоборот, нацелены на очень быстрый результат, на то, чтобы этот результат был максимально и сразу виден.

При этом они не задают себе вопроса о том, будет ли этот результат работы логопеда качественным и устойчивым.

­- -Татьяна Володаровна, а вы могли бы рассказать об успешной логопедической реабилитации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями?

— Однажды меня пригласили как логопеда к девочке. Я пришла и увидела десятилетнего, практически неговорящего и не идущего на контакт ребенка, который оказался намного сложнее с точки зрения реабилитации, чем мне заочно описывали родители.

Мое первое занятие с этой девочкой длилось ровно 4 минуты. Она сидела, рвала туалетную бумагу, раскачиваясь на полу, и не обращая ни на кого внимания. Тогда я взяла и себе рулон т бумаги и села рядом с ней. И мы стали вместе с ней рвать бумагу. Потом мы поменялись рулончиками. Она стала рвать мою бумагу, а я — ее.

На следующее занятие я принесла три рулона бумаги разного цвета, и мы с ней выяснили, что бумага розового цвета ей не нравится. А желтого и салатового цвета рулоны бумаги ей подходят, и она их различает по цвету. Так начались наши занятия с девочкой. Постепенно продолжительность занятий увеличилась, мы стали не только заниматься по составленной мною программе, но и учиться делать важные, полезные для повседневной жизни, и приятные вещи: накрывать на стол, убирать вещи, смотреть не только телевизор, но и заглядывать в книги. Как логопед я не забывала о том, чтобы накапливать и реализовывать возможности коммуникации речевыми и неречевыми средствами. Через полгода у нас был накоплен приличный запас вербальных средств коммуникации. У девочки был специальный с альбом с фотографиями всех ее знакомых. Ребенок называл их по именам и по степени родства, в той форме, в которой ей это было доступно.

Еще в альбоме были наклеены карточки со средствами альтернативной коммуникации. Карточки- жесты, изображающие то или иное движение.

В середине года у ребенка было больше ста слов. Под каждой карточкой я писала короткое слово, и девочка смогла не только называть слова, но и прочитать их. Я закрывала карточку, и она мне читала слово, видя его глобально. К концу года ребенок овладел многими видами деятельности, которые могли ей пригодиться при обучении в школе по специально адаптированной программе. Тогда я сказала родителям ребенка, что ребенку уже нужен коллектив, что девочка должна развиваться дальше, а не сидеть в четырех стенах. Была найдена школа, и девочка понемногу стала туда ходить и учиться.

— Потрясающая история, но не могу не спросить, а бывают ли у хорошего логопеда неудачи при реабилитации людей?

— Хороший логопед в первую очередь мотивирует человека: взрослого или маленького к тому, чтобы общаться любыми возможными средствами. С этой точки зрения логопед — это все-таки очень хорошая, позитивная профессия. Даже, если у тебя что-то сегодня со взрослым или с ребенком, не получилось, у тебя обязательно получится завтра. Только с таким настроем логопед и выходит на работу. Тогда никакой неудачи не будет. Будет обязательно удача, ну может быть не сегодня, а завтра или послезавтра.

— Но ведь люди могут бросить занятия с логопедом….

— Конечно, могут. Особенно если с ними заниматься казенно, по шаблону.

Что вы делаете в таких случаях?

Мы должны помнить, что несем ответственность за свои действия, поступки и их последствия для окружающих. Это нужно помнить не только логопедам, но и при любой работе с людьми, независимо от их возраста, состояния здоровья, психологического статуса.

12 декабря 2017

Рассказывают специалисты «Детской академии речи» и Центра речевой неврологии «ДокторНейро» .

Для каждого родителя рождение малыша - это тот удивительный и ни с чем не сравнимый момент, когда общение с крохой раз и навсегда из заочного превращается во взаимное. Сначала первый тактильный, а потом и первый зрительный контакт, первый сфокусированный взгляд, первая реакция (какой большой спектр эмоций!), первая улыбка, первое гуление и, наконец, первая речь. Ребенок не рождается со сложившейся речью, он идет к ней постепенно: учится правильно и четко произносить звуки, двигаться от слогов к словам, связывая слова друг с другом, строить фразы, внятно и последовательно излагать мысли.

Но иногда случается, что время идет, а первых слов все нет и нет. Или речь появляется, но неразборчивая, непонятная, о смысле слов приходится только догадываться. И эти наступающие на разных этапах жизни ребенка отклонения в речи, конечно же, вызывают у родителей тревогу .

И в большинстве случаев первое, а порой и единственное, что приходит в голову таким родителям - искать помощи у логопеда.

Но вот вопрос - в каждом ли случае логопед способен помочь? Всегда ли он может решить проблему нарушения речи самостоятельно? Попробуем разобраться.

Кто такой логопед? Чем занимается этот специалист? Какие задачи решает?

Логопед - это коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений. То есть, судя по этому определению, логопед работает с уже очевидным проявлением проблемы: исправляет неправильную речь.

Это проявление - нарушение речи - может быть до какой-то степени индивидуальной особенностью малыша, а может быть симптомом какого-либо нарушения, у которого есть медицинская причина - что-то такое, что случилось с организмом ребенка и повлекло за собой сбой в развитии речи .

Что это значит?

А то, что логопед не врач, и он не занимается лечением причины нарушения речи.

Если нарушение речевого развития - это симптом, проявление какого-либо заболевания, то в таком случае логопеду необходима помощь других врачей и специалистов. Сам по себе, без комплексного подхода к устранению причины нарушения, логопед не поможет. О чем, кстати, хороший, грамотный специалист всегда сообщит родителям.

Как понять, что помимо обращения к логопеду требуется консультация и подключение к лечению других специалистов?

Не секрет, что нормативный процесс формирования речи у всех детей протекает по одинаковому сценарию. И существуют возрастные нормы этого процесса - в определенные моменты жизни ребенок должен обладать определенными речевыми навыками.

Несоответствие этим нормам свидетельствует о том, что что-то в развитии ребенка происходит не так.

Но, с другой стороны, дети все-таки разные и нельзя требовать, чтобы все они развивались как по команде. Несмотря на то что возрастные нормы развития речи существуют, допускаются некоторые вариативные колебания вокруг ключевых показателей этих норм в ту или другую сторону.

Проблема заключается в том, что до 2,5 лет довольно трудно однозначно утверждать, лежит ли в основе речевых нарушений какая-либо медицинская причина или они являются допустимыми вариациями нормы (развитие происходит полноценно, но с опозданием: структуры мозга созревают чуть позже).

Что это значит? Что во втором случае помощи логопеда может быть вполне достаточно, а в первом к процессу коррекции речевых нарушений необходимо подключение других врачей и специалистов.

Как поступать родителям, если у малыша налицо проблемы с речью, а логопед не помогает?

Если до 2,5 лет поведение ребенка не вызывает тревоги (малыш активен, контактен, играет с другими детьми, узнает близких, у него выражена реакция оживления), а коррекционные занятия дают результат, то, скорее всего, помощи логопеда будет достаточно - специалист «подгонит» речь ребенка под возрастные нормы .

Но если занятия с логопедом не имеют положительной динамики или наряду с речевыми проблемами проявляются какие-то другие настораживающие признаки, уместно говорить о наличии органических причин нарушения речи.

В таком случае на помощь только логопеда полагаться опасно и однозначно стоит пройти комплексное диагностическое обследование.

И вот почему: чем ближе подходит время к 2,5-3 годам, тем отставание в речи ребенка становится более значительным и заметным. Его все сложнее интерпретировать как индивидуальную особенность развития.

Скорее всего, нарушение развития речи не будет единственным проявлением проблемы.

У малыша могут наблюдаться определенные особенности в поведении (специалист может увидеть их и раньше, но к этому возрасту они становятся более выпуклыми).

Например, ребенок на фоне затруднений с речью может не реагировать на обращенную к нему речь, не смотреть в глаза, не пытаться вступить в контакт с другими детьми, не проявлять интереса по отношению к другим людям, демонстрировать однообразие в играх, моторную неловкость. Такие особенности поведения говорят о том, что малыш может находиться в аутистическом спектре и ему требуется помощь не только и не столько логопеда, сколько невролога, невропатолога, дефектолога, нейропсихолога, а иногда и генетика.

Или, например, другой вариант проявления нарушения речевого развития: ребенок не замыкается, охотно настроен общаться, интеллектуально развит, но его речь непонятна. Он говорит на тарабарском языке, добавляя для убедительности к «словам» паралингвистические средства - мимику, жесты, интонацию.

Скорее всего, это неврологическое нарушение алалия. Участки головного мозга малыша, отвечающие за его речь, повреждены.

Такому ребенку однозначно требуется помощь речевого невролога вкупе с нейропсихологом и логопедом.

Ребенок может вообще замкнуться, отказаться разговаривать в принципе. И при этом его интеллект также сохранен, к тому же нет никаких органических патологий. Это классический невроз. В основе такого поведения исключительно психологические причины, и справляться с таким речевым негативизмом должен психолог.

Проблемы со слухом, определенно, являются причиной нарушения качества речи! Конечно, без помощи врача-сурдолога не обойтись. А в случае высокой степени потери слуха ребенку необходимы занятия не столько с логопедом, сколько с сурдопедагогом.

Отсутствие речи у ребенка или его неспособность освоить артикуляцию простых звуков может стать основанием для осмотра органов его артикуляционного аппарата (полости рта, мягкого и твердого неба, костного строения черепа, челюстей). И без исправления каких-либо дефектов помощь логопеда невозможна.

Возраст три года - это пограничный рубеж.

Если к трем годам речь не выправилась, развивается неполноценно или не развивается вообще , к помощи речевого невролога стоит обратиться даже в том случае, если комплексное диагностическое обследование не выявило у ребенка каких-либо ярко выраженных патологий и нарушений развития.

Речевое отставание после трех лет становится причиной для отставания уже развития психического.

Дело в том, что человеческая психика до определенного возраста проходит обязательные поэтапные ступени развития. Нормальное психическое развитие происходит только в том случае, если последовательно пройдена каждая ступень. Речь - одна из этих ступеней.

Как только ребенок заговорил (а именно начал общаться с помощью речи), его психика начинает в своем развитии опираться на это умение говорить, на эту приобретенную способность к коммуникации. Речь не дана человеку, чтобы просто произносить слова. Смысл речи - в общении! И без подключенного в определенный момент опыта общения психика не может дальше развиваться полноценно.

Именно поэтому, начиная с 3-3,5 лет, речь ребенка должна войти в норму как можно быстрее.

Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка - это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом - логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.

Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

  • если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
  • заменяет один звук на другой;
  • знает мало слов относительно нормы своего возраста;
  • в 2-3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
  • ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
  • если после 4-5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
  • если есть запинки, заикание, повторение, тем более - частое;
  • если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
  • в словах буквы и слоги меняются местами;
  • в 5-5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
  • к 7 годам заметны проблемы с письмом.

Совет
Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.

Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

  1. Дислалия - неправильное произношение звуков у детей 4-5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
  2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
  3. Сбои темпа и ритма речи - ускорение или замедление произношения слов и предложений.

В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии - это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

  1. К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3-4 слова.
  2. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2-3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
  3. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
  4. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
  5. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
  6. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5-5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом - нужно проявить терпение в переучивании).

С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2-3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике - все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции - обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.

Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.

В каких случаях нужна консультация невролога

В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.

Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
  2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка - как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
  5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
  6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2-3 занятий до нескольких месяцев.

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Из чего состоит обычное логопедическое занятие:

  1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
  2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
  3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
  4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.

Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2-3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.

Примерные занятия по изучению звуков:

  1. Четко произнести тот или иной звук.
  2. Выяснить, как при этом работают язык, губы.
  3. Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
  4. Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.
  1. Растягивать губы в улыбку.
  2. Улыбнуться, показать зубы.
  3. Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо - по нижней челюсти, затем по верхней.
  4. Вытянуть губы в трубочку.
  5. Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
  6. Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
  7. Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
  8. Толкать язычком щеки изнутри.
  9. Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.

Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.

Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.

Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

  • гимнастику для языка;
  • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
  • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
  • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
  • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить - упражнения для подготовки к письму;
  • составить предложение и рассказ по серии картинок.

Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

В продолжение темы:
Советы

Иногда на сайт приходят письма, как приготовить то или это, если совсем нет кулинарного опыта. Строго говоря, все рецепты мы стараемся делать и объяснять настолько подробно,...

Новые статьи
/
Популярные