Янус в древнеримской мифологии. История персонажа Венецианская маска двуликий янус с демоническим ликом

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России.
Дата публикации:25.10.2018


Вас назвали двуликим Янусом? Плохи дела! Конечно, сам Янус, судя по всему, был персонажем весьма интересным, а вот смысл оставшегося в истории фразеологизма никак нельзя назвать лестным. Попробуем разобраться, что к чему.

Значение фразеологизма

Словосочетание «двуликий Янус» характеризует двуличного, лицемерного человека, который в глаза говорит одно, а за спиной – другое. Часто двуликими Янусами именуют политиков, обещающих народу пряник и в то же самое время достающих кнут. Этот фразеологизм встречается, к примеру, в сочинениях, посвящённых И. В. Сталину.

В быту столь обидное прозвище получает тот, кто не выполняет обещания, ведёт себя неискренне, хочет нравиться и тем, и другим, в душе презирая всех. Хитрость и лукавство, подмеченные одним из партнёров в ходе деловых отношений, дают основание окрестить другого этим именем.

Происхождение фразеологизма

Случай с двуликим Янусом – довольно редкое семантическое явление, когда происхождение фразеологического оборота не только не проясняет его значение, но и оставляет читателя в недоумении. Происходит пейоризация – приобретение нейтральным по стилистической окраске выражением негативного оттенка.

Легендарный Янус был полумифическим правителем Лациума, прародины Древнего Рима. Он имел два лица, одно из которых смотрело в прошлое, другое – в будущее. Даром видеть минувшее и грядущее наделил Януса свергнутый Юпитером Сатурн (римский двойник греческого Кроноса). Двуликий правитель устроил Сатурну пышный приём в Лациуме, и свергнутый бог из благодарности наделил того редкостным даром всеведения.

Янус стал символизировать идею перемещения во времени. На одной его руке была изображена цифра 300, на другой – 65. В сумме они давали число дней календарного года.

Отвечал Янус и за движение в пространстве. Его изображали с ключами и называли «отпирающим». Само имя божества, переводящееся как «арка», «дверь», говорило о том, что ему подвластны входы и выходы, начала и концы. При строительстве кораблей и колесниц также обращались к Янусу, ведь это он хранил земные и морские пути.

К двуликому правителю приходили перед любым начинанием. Особенно почитали его легионеры. При царе Нуме Пампилии в Риме стали отмечаться Агоналии — празднества, прославляющие бога начинаний. Горожане одаривали его фруктами, вином, ритуальными пирогами. Исполнялись торжественные гимны. В жертву приносили белого быка. Впоследствии этот период, совпадающий с первым месяцем года, получил название «Январь».

С тех времён частично сохранилась надвратная арка храма Януса с изображением двух ликов божества. Проходя через эти ворота, воины просили об удаче в бою. Врата закрывались только в мирное время, но за 1000 лет такое случалось не более 10 раз – столь воинственная царила обстановка. Представляете, как высок был авторитет двуликого?

Чем же легендарный правитель Лациума не угодил современным людям? А ничем. Нейтральное и, в общем-то, даже уважительное выражение «двуликий Янус» обросло негативным смыслом только из-за слова «двуликий».

Теперь оно скорее стало обозначать «двуличный» или «двоедушный». Ничего общего с прозорливостью и дальновидностью древнего Януса у его современных «тёзок» больше нет.

Так что легендарное божество со всеми его лицами пора оставить в покое. А закрепить нынешний смысл идиомы помогают фразеологизмы со схожим значением:

  • «кривить душой» (лицемерить, вести себя нечестно);
  • «ломать (играть) комедию» (обманывать, совершать нечто напоказ).

Ни того, ни другого лучше не делать. И тогда вас точно не нарекут двуликим Янусом!

Имя Янус (лат. Jānus) происходит от латинского слова «januae» -дверь, «Jani» - арка. В древнем Риме именем Януса называли первый день и первый месяц нового года - януарий (Januarius), то есть принадлежащим Янусу, или январь.

В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры, чтобы не навлечь на себя гнев бога Янус, который мог сменить милость на гнев и ниспослать плохой год для всех.

Двуликий бог Янус - древнее италийское божество, дверей, входов, выходов, арочных проходов, а также начала и конца года, начала и конца жизни. Богу Янусу был посвящен утренний час каждого дня, его имя призывали в начале молитвословия, в начале всяких дел, в первых числах каждого нового месяца.

Жизнь, как и годовой цикл, представляет собой бесконечно вращающееся, колесо Времени. На ведическом санскрите Яна - Yāna – колесница (от корня «yā»), существует семантическая связь с латинским словом «janua» - дверь, которая, подобно колесу, тоже вращается на уключинах, открываясь и закрываясь, пропуская человека в будущее и закрывая за ним дверь в прошлое. Колесница вечного и бесконечного Времени – на санскрите «eka-yāna» – эка-яна - единая колесница; три-яна - tri-yāna - три колесницы.

Атрибутами Януса служили ключ , которым он отпирал и запирал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. У Януса был посох , необходимое оружие привратника, чтобы отгонять непрошеных гостей. Янус - божественный привратник, «отворяющий» (Patulcius) и «замыкающий» (Clusius или Clusivius) дверь.

Янус – древнейшее греко-римское божество, охраняющее входные двери дома, как и богиня Веста – хранительница домашнего очага , почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути.

В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты - Vesta populi Romani Quiritium , от которого зажигали семейный очаг все горожане. Древние греки почитали богиней домашнего очага Гестию, что созвучно с Вестией.

В каждом городе строили городские ворота, входные двери римского форума Янус Квиритус - Janus Quirinus.

Второй царь Древнего Рима Нума Помпилий, правивший в Риме с 715 по 673 год до н. э., ввёл новый луно-солнечный календарь, год состоял из 355 дней, разделил их на будни и праздники (фесты). Римский царь Нума Помпилий добавил два новых месяца в календарном году - Январь , посвящённый богу Янусу, и Февраль (лат. Februārius mēnsis «месяц Фебрууса», «очистительный месяц» от лат. Februa - «праздник очищения»). Февраль посвящался Фебруусу - этрусскому богу подземного царства, куда уходили, очищенные от грехов, души умерших людей. Обряды очищения – «februa, februare, februum», происходили в праздник Луперкалий - 15 февраля (dies februatus), в полнолуние, и совпадали по времени с празднеством в честь бога Природы Фавна (от лат. Favere – добрый, милостивый). В новом календаре Нума Помпилия год начинался с марта, и заканчивая декабрём. Считалось, что бог Янус научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Нума Помпилий приказал построить в северной части римского форума святилище бога Януса, из двух крытых арочных сводов, в центре арки возвышалось изображение двуликого Януса. Сквозь двери в арке бога Януса римские войны уходили на войну, и двери Януса оставались отрытыми, ожидая их возвращения. Возвращающиеся домой с победой римские войны проходили сквозь арку дверей Януса, где жители города ждали и приветствовали их. В мирное время римская арка Януса запиралась на ключ, оберегая жителей города от бед и врагов. По числу месяцев года было построено 12 алтарей янусов (ворот) в разных частях Рима, посвященных богу Янусу. Римляне называли его

Портус (portus - ворота), как и Янус (janus -двери) был божествами входа и выхода. Портус стал божеством гавани, воротами рек, или моря. Янус был покровителем дорог и путников, и почитался италийскими моряками, верившими, что именно Янус научил людей строить первые корабли.

В правлении Нума Помпилия проведена перепись всех земель и населения Рима, граждан объединили по профессиям в ремесленные союзы - гильдии. Торговля товарами велась по бартеру, но цена товара приравнивалась к голове крупного рогатого скота pecus, отсюда первая латинская денежная единица – пекуния - Pecunia. За одну пекунию давали 10 овец. Нума Помпилий запретил римлянам приносить человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам, в виде медовых пирогов, вина, плодов. Богу Янусу в храмах приносили в жертву белого быка , жертвоприношение - «яджна» - yajna.

Янус – древний греко-римский бог Времени, изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Молодое лицо бога Януса смотрело в будущее, вперед, а второе бородатое лицо старца Януса было обращено вглубь времён, назад, в прошлое. Таким образом, Янус олицетворял единство и борьбу противоположностей – прошлого и будущего, старого и молодого, жизни и смерти.

Янус царствовал в Италии (Сатурнии) ещё до появления культа Сатурна, Юпитера. Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим врата за уходящим солнцем.

Во время археологических раскопок этрусских городов на севере Италии, процветавших задолго до Рим, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше, а другое - смеющемуся бородатому старику. Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах.

Прообразом бога Януса, возможно, было божество Яма из древнейшей части Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите. В Ригведе Яма - это бог подземного мира и умерших предков. На санскрите Яма - jama - конец, смерть. Яма – сын солнечного бога Вива-свата, (Vīuuahuuant) – «Живого света» , первый человек, принесённый в жертву для миропорядка. Яма - Бог смерти, обитающий в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами.

В древнеславянской, дохристианской культуре языческий бог Световид изображался с четырьмя лицами, обращенными в разные стороны.

Двуликий Янус

Двуликий Янус
С латинского: Janus bifrons (янус бифронс).
Имя бога времени в Древнем Риме, поэтому изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое - лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества происходит от латинского слова janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» - производное от этого же слова.
Иносказательно: неискренний, двуличный, лицемерный человек (неодобр.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Двуликий Янус" в других словарях:

    Смотри в статье Янус … Современная энциклопедия

    См. в ст. Янус … Большой Энциклопедический словарь

    См. в статье Янус … Исторический словарь

    ДВУЛИКИЙ, ая, ое; ик (книжн.). То же, что двуличный [первонач. заключающий в себе два противоречивых свойства]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 лицемер (32) притворщик (23) ханжа (21) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    См. в статье Янус … Энциклопедический словарь

    Книжн. Неискренний, двуличный человек. ШЗФ 2001, 62; БТС, 242; Янин 2003, 95. /i> В римской мифологии бог времени Янус изображался с двумя лицами. ФСРЯ, 542; БМС 1998, 652 … Большой словарь русских поговорок

    Двуликий Янус - Книжн. Презр. Двуличный, ненадёжный человек. Так «двуликим Янусом» личность и «пребудет в веках», если не поймёт, не почувствует, что путь к внутренней свободе и гармонии лежит сквозь и через разрушение всего, во что она тайно или явно верует,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    двуликий Янус - книжн. неискренний, двуличный человек. В римской мифологии Янус – бог времени, а также всякого начала и конца. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым вперед, старым – назад, в прошлое … Справочник по фразеологии

    ДВУЛИКИЙ ЯНУС - 1) В римской мифологии Янус божество дверей, входа и выхода, всякого начала изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. 2) (Перен.) неискренний, двуличный, лицемерный человек с противоречивыми взглядами … Словарь политических терминов

Книги

  • Двуликий Янус. Он же Иосиф Джугашвили, Сосо, Коба, Сталин , Мурох Валерий Иванович. Валерий Иванович Мурох, доктор медицинских наук, профессор, член Московской организации Союза писателей России. Родился в Минске в 1939 году, живет и работает в Москве. Автор широко известных…
  • Двуликий янус , Е. Я. Басин. Главная цель книги - обратить внимание на развитие таких мало исследованных творческих способностей, как эмпатия, художественная энергия и таких нравственных стимулов творчества, как вера,…

Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2014 г.

Янус , по мнению А.И. Немировского, являлся главным божеством римского пантеона. Подобно индийскому Праджапати, Янус незримо присутствовал в каждом из римских богов, придавая им особую, сверхъестественную, силу.
Считают , что Янус мог быть одним из древнейших римских богов, культ которого ввёл, возможно, ещё легендарный основатель Рима Ромул, назвав его Янус bifrons ("двулобый"), или geminus ("двойной). Однако храм Януса, как предполагают , был заложен в Риме лишь вторым царем после Ромула - сабином Нумой Помпилием, который установил, что, если хоть в одном из уголков государства идёт война, двери храма будут открыты, а во время абсолютного мира - закрыты.
По Вергилию , до Рима были ворота Януса уже в Лавренте, где правил Латин, в то время, когда в Италию прибыли троянцы во главе с Энеем. А.И. Немировский отрицает эту версию Вергилия и настаивает на том, что по единодушному мнению античных авторов, ворота Януса впервые появились в Риме при царе Нуме Помпилии, через триста лет после предполагаемого прибытия троянцев в Италию.
Расхождение взглядов на историческую давность почитания Януса основано на том, что Вергилий писал про Лаврент, а А.И. Немировский - о Риме. Нума Полмпилий был сабином по происхождению, и в его правление был введён культ Януса двуликого существа, с мужским и женским лицом.

На рисунках и в скульптуре Януса изображали с двумя лицами : одно смотрело вперед (в будущее), другое назад (в прошлое). В переносном смысле «двуликий Янус» стал означать двуличного, лицемерного человека, а в эзотерическом плане - единство мужского и женского начал и его образ мог отражать тот период времени, когда произошло разделение полов у гермафродита на мужчину и женщину. С тех далеких пор и по сей день все люди имеют в своей крови мужские и женские гормоны, только у одних превалируют мужские, а у других - женские ; соединяясь вместе мужчина и женщина производят потомство. Однако до сих пор ещё встречаются случаи рождения гермафродитов (истинных и ложных) или мужчин с женскими лицами и женским поведением, так же как и женщин с избыточным для них оволосением и мужскими повадками. Современные политики этим изменениям личности пытаются придать статус нормы, хотя по всем параметрам и профессиональным взглядам они относятся к патологии с той или иной степенью проявления.
Э.Р. Мулдашев считал , что в конце существования первых людей на Земле, т. е. «в конце периода жизни второй расы появились промежуточные гермафродиты, т.е. мужчина и женщина в одном теле». Третьей расой людей были лемурийцы, их ещё называли двуликими: они стали иметь кроме "третьего глаза", расположенного на затылке и выполняющего роль духовного зрения, еще и два физических глаза, спереди, которые использовались для зрения в физическом мире и помогали "третьему глазу". В эзотерической философии действительно считается , что на третьем этапе эволюции человека произошло разделение людей на две категории, с образованием двух полов - мужского и женского.
Однако, сокровенное Учение учит : "Гермафродит, в сущности, никогда не существовал [как цельная популяция людей], были отдельные неудачные попытки, скоро прекращенные. Но Учение о половинчатых душах имеет основание и и как бы заканчивает символ Андрогина. Все символы Андрогина имеют целью указать на необходимость двух Начал в Космосе во всех его проявлениях для жизни и равновесия. Но все легенды о сродстве душ основаны на великой истине, ибо единство, слияние двух Начал, заложены в первом законе... Огонь двуероден в своем естестве, отсюда все чаши мистерий древности с двуеродным пламенем над ними... Все боги древности имеют своих супругов, олицетворяющих космическую энергию, и писания и священные изображения всех народов указывают на этот основной космический закон. При дифференциации происходит разобщение Начал, и разобщенные Начала увлекаются в отдельные сферы. Магнит, заложенный в Началах, должен на протяжении эонов превращений или трансмутаций очищения собрать и объединить разобщенные Начала. Это и есть великое завершение или Венец Космоса".
Истоки существования гермафродитов на Земле нашло своё отражение в древних мифах, посвященных Великой Богине-матери . Так, Великая ливийская богиня-мать Нейт была девственницей, олицетворяющей женское начало, и у нее был не имеющий отца сын, который олицетворял мужское начало. Она была матерью богов, от которых произошло человечество. Богиня-мать существовала и в Древнем Египте, и в Малой Азии, и в кельтской мифологии в лице богинь Дану и Домну - матери богов добра и зла, соответственно, а от Дану, к тому же, произошло и все человечество . Таким образом, корни древней мифологии о гермафродитизме следует искать, скорее всего, в наиболее архаичном пласте матриархата, предшествовавшего патриархату.
Поклонение богиням-матерям сопровождалось ритуалами, которые не имели никаких моральных принципов (их нельзя назвать аморальными, поскольку они скорее были "безморальными") . В Малой Азии праздники, посвященные Великой Матери и ее сыну, символизирующему воспроизводящую силу природы, включали ужасные сцены. Мужчины калечили свои тела, а женщины становились "священными женами" бога. Имеются указания на то, что в жертву приносились дети.
В Израиле, среди доисторических руин, было найдено большое количество скелетов младенцев, и хотя есть сомнение в том, что эти младенцы были принесены в жертву, существует упоминание Исаии, который был свидетелем многих ужасных ритуалов семитского и досемитского происхождения . "Над кем вы глумитесь? - восклицал еврейский пророк. - Против кого расширяете рот, высовываете язык? Не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, закалывающие детей при ручьях, между расселинами скал?" (Исаия, 57:4-5).
Сходные ритуалы были распространены в Ирландии "до пришествия святого Патрика", где боялись и задабривали кровавыми подношениями бога зерна, сына Великой Матери .
До Нумы Помпилия римляне пользовались десятимесячным лунным календарём, и год начинался с 1 марта, месяца, посвящённому богу Марсу, отцу Ромула . А при Нуме наступление Нового года стали отмечать в январе месяце. По мнению А.И. Немировского, Нума заимствовал у этрусков двенадцатимесячный солнечный календарь и первый месяц года он посвятил старинному италийскому богу Янусу, который отождествлялся с этрусским двуликим божеством. На ободке этрусской гадательной печени из Пьяченцы Янус под этрусским именем Киленс изображён первым из небесных богов, а боги, соответствующие Юпитеру и Юноне, были ему подчинены. При этом известно, что изображения двуликого и четырёхликого Януса под именем Кулсанс появилось у этрусков раньше, чем у римлян.
По мнению Ю.В. Циркина , в самые ранние италийские времена Янус мог считаться верховным богом. Следы его высшего положения в божественном мире сохранились и позднее, но свой статус он явно утратил, уступив место Юпитеру. Янус не был похож ни на одного из греческих богов и ни с кем из них не был отождествлён.
А.И. Немировский , подтверждая отсутствие у греков бога, подобного Янусу, отмечал, что двуликий (и даже четырёхликий) бог всякого начала был лишь у этрусков. И именно у этрусков Нума мог заимствовать двенадцатимесячный солнечный календарь.
Говорили, что первым к притибрским холмам прибыл на корабле бог Сатурн, давший древнейшему в этих местах городу имя Сатурний (с. 204). За Сатурном неведомо откуда появился Янус, от которого пошло название холма Яникул (на правом берегу Тибра). Считали, что Сатурн принёс в Италию изобилие золотого века, а Янус - справедливость и мир. Потому символом Януса в Риме были ворота, запиравшиеся в дни мира. Полагали, что они прочно удерживали мир. Когда ворота храма раскрывались, мир «выдувало сквозняком», и покровительство над Римом принимал Марс-Квирин-Ромул. Ромул считался любимцем Марса, а Нума Помпилий - Януса.
В более поздние времена о происхождении Януса ходили разные легенды . Одни говорили, что он был сыном Аполлона и его мать, не решаясь никому рассказать о рождении сына, отдала младенца на воспитание в святилище Аполлона. Позже она вышла замуж, и её мужу, не имеющему собственных детей, бог повелел усыновить первого встречного мальчика. Им то и оказался Янус. Когда мальчик вырос, он не захотел оставаться в отцовском царстве, а, построив корабли, отправился в Италию, где и поселился. Но аналогий Януса с другими богами вокруг Средиземноморья не обнаружено. Сами жители Италии рассказывали, что Янус родился и вырос на италийской земле. Жил он на берегу Тибра в области, которая позже будет названа Лацием. Супругой Януса была нимфа Камеза, по её имени будущий Лаций называли Камезеной. У них было двое детей - сын Этекс и дочь Олистена. Что стало с дочерью, никто не знает. У сына же Этекса было ещё одно имя - Тибрис. Он утонул в реке Альбуле, и из-за этого река стала называться Тибром. Янус был первым, кто научил италийцев почитать богов. Вот какие это были давние времена!
Другие говорили , что Янус считался отцом Фонса (бога источников) и супругом Ютурны (нимфа, жена Януса, мать Фонса, богиня исцеляющей силы воды ). В некоторых мифах Янус был мужем италийской морской богини Венилии (она же считалась супругой Нептуна и Фавна). В конце римской республики Януса почитали как создателя человечества и богом богов.
Некоторые могут подумать, что двуликий Янус мог быть заимствован римлянами после завоевания древней Иудеи. Там, действительно, существовал «двойной образ», но совсем в другом значении. Как писала Е.П. Блаватская , двойной образ существовал у еврейских каббалистов для обозначения «двойного эго, «называемого соответственно: высшим, Метатроном, и низшим, Самаэлем. Они представлены аллегорически как два неразделённых спутника человека во сей его жизни: один является его ангелом-хранителем, другим - злым демоном».
Это указание может лишь служить подтверждением того, что у древних двойное значение, изображение и почитание двойственности не было необычным явлением, но у разных племён оно могло иметь различное значение. Нельзя исключить, что в более поздние времена, когда Янус стал изображаться с двойным мужским лицом, римляне, забыв уже этрусскую философию, переосмыслили его тайный смысл.
А изначально у римлян в почёте были Веста и Янус, поскольку самыми священными местами в их доме считались очаг и двери . Но Весте поклонялось соседнее племя востинов , которое могло находиться в дружественных отношениях с аборигенами Лация.
Двери, будучи закрытыми, отделяли внутренний мир семьи от внешнего, скрывали человека внутри его жилища и защищали его от внешней угрозы . Будучи же открытыми, двери соединяли семью и отдельного человека с другими семьями и людьми, с обществом, государством и миром. Богом дверей и их хранителем был Янус. Сами двери римляне называли ianua, а дверной проём - ianus. Конкретной, материальной (например, деревянной) дверью заведовал бог Форкул, а порогом - Лиментин, но они были божествами, подчинёнными Янусу. С Янусом были тесно связаны Матута - богиня раннего утра, Портун - богиня ворот, Карна - богиня дверных петель, Венилия - богиня источников (начала всех потоков), Тиберин - бог реки Тибр и другие не очень значительные, но весьма почитаемые божества. Соратницей Януса являлась Веста. Януса часто называли отцом, а Весту - матерью.
Полагали , что Венилия была возлюбленной Януса и родила ему дочь Каненту, которая позже стала женой Пика.
Со временем, являясь богом дверей, Янус стал богом всякого входа и выхода вообще, в том числе начинания какого-то дела и окончания его . Отсюда вытекала ещё одна "обязанность" Януса - быть богом любого начала и исхода. Янус стоял в начале каждого предприятия, включая войну. Римляне просили Януса дать войне благоприятный исход. Поэтому с началом какой-либо войны римляне открывали храм Януса. В мирное же время, когда ни в одном уголке римской державы не воевали, храм закрывали. Храм Януса располагался вблизи центральной площади - Форума .
Отношение Януса к Марсу (богу войны) А.И. Немировский определил так (с.203):
“Мир побеждает войну.
Марс в надёжном плену.
И воцаряется Янус,
И открыл календарь:
Вместо марта - январь,
И пришла ПОСТОЯННОСТЬ».
Первый римский император Август хвастался тем, что в его правление храм Януса закрывался три раза, в то время как за всю предыдущую историю Рима это случалось всего дважды : первый раз - в правление второго римского царя Нумы Помпилия, который за все годы царствования вообще ни разу не воевал.
После свержения царской власти и установления республики римляне среди жрецов-понтификов установили специальную должность - "царя священнодействий", считавшегося жрецом Януса, который в главный праздник своего бога 9 января приносил Янусу в жертву барана, причём делал это в бывшем царском дворце . Собственный праздник Януса назывался Агоналиями, его отмечали 9 января, и именно в этот день "царь священнодействий" из числа жрецов-понтификов приносил в жертву богу барана.
И, как писал А.И. Немировский , древнеримская неделя тоже состояла из девяти дней, последний из которых считался праздничным. Девятидневные недели назывались нундинами (от архаических латинских слов noven - «девять» и dinom - “день). На древность деления части месяца из девяти дней указывали литературные источники и этнографические параллели. Так, например, в царский период Рима почиталась богиня Нундина, помогавшая очистить ребёнка после родов . Можно допустить, что и обряд очищения тоже совершался на 9-й день после родов.
Сегодня принято считать, что Янус - в римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: "отпирающий" и "запирающий") и всякого начала (первого месяца, начала жизни человека). При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Он считался первым царём Лация, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Его праздник - агонии справлялся 9 января в жилище царя-регии, а жрецом его был заменявший царя "царь священнодействий", возглавлявший иерархию римских жрецов. Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда он получил эпитет "двойной". Так же называлась и посвященная Янусу царём Нумой Помпилием двойная арка на форуме, крытая бронзой и опиравшаяся на колонны, образуя ворота, которые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира. Янус считался также богом договоров, союзов (например, союза Ромула с Титом Тацием). Его двуликость объяснялась тем, что двери ведут и внутрь, и наружу дома, а также тем, что он знал как прошлое, так и будущее. В песне жрецов салиев Янус именовался "богом богов" и "добрым создателем". Впоследствии он трактовался как "мир", как первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось.
Януса часто чеканили на римских монетах, особенно раннего времени, с надеждой на благоприятный исход любого дела, совершаемого с помощью этих монет . Иногда Януса изображали в виде пожилого мужчины с двумя бородатыми лицами, одно обращено на восток, другое - на запад, одно - вперёд, другое - назад. Этим подчёркивалось, что он знает всё, что происходило прежде, и всё, что произойдёт в будущем. Как обычному сторожу, ему давали в руки ключ от дверей и палку для их охраны. Порой вместо ключа Янус держал чашу. Иногда на его голове был лавровый венок.
На одном римском медальоне Янус изображён в полный рост, в одной руке он держит посох, другую возложил на орку, воплощающую небо, внутри которой находятся четыре женские фигуры, олицетворяющие времена года, а перед ним стоит обнажённый мальчик с рогом изобилия, символизирующий новый год . Это изображение в полной мере выражало представление римлян о Янусе как о владыке года.
В сакральном значении , Янус покровительствовал каждому дню, особенно раннему утру, и каждое утро ради удачной работы римляне возносили ему молитву. Вообще он покровительствовал любому отрезку времени: году, временам года, месяцам. Римляне воздвигли ему двенадцать алтарей по числу месяцев в году, а самого Януса порой изображали с 365 пальцами на руках по числу дней: 300 на одной и 65 на другой. Начало каждого месяца римляне называли календами, и эти календы были посвящены Янусу. Ему был посвящён также один из месяцев года - январь, и конечно, январские календы, т.е. 1 января каждого года отмечалось особенно торжественно.
Январское начало года определялось зимним солнцеворотом . Солнцеворот был и последним днём уходящего года, и первым днём нового года. Это явление находилось во власти Януса. Вообще всем круговращением Вселенной "заведовал" именно Янус. Он и открывал вход в мир любому явлению, и закрывал его, предотвращая выход. Это относилось и к богам, которых Янус и впускал и выпускал через небесные ворота.
Когда римляне заимствовали у греков представление о том, что в начале всего мира был беспредельный и бесформенный хаос, то его тоже связали с Янусом . Прежде, считали они, огонь, воздух, земля и вода были одним веществом, но потом разделились, а то, что осталось, и стало Янусом. Поэтому в нём соединились все элементы - огонь и воздух, вода и земля. В таком виде Януса считали создателем нынешнего мира.
Так как Янус был старейшим богом и богом всех начал, любые молитвы, в которых упоминались различные боги, начинались с обращения к нему . Янусу первому несли душистое масло и вино, ибо только после бога всех входов можно добиться своими молитвами и дарами внимания других богов и богинь.
В христианскую эпоху, по мнению Е.П. Блаватской , Янус послужил прототипом для св. Петра и его двенадцати апостолов: Петр также двуличен в своем отрицании, и его также изображают держащим ключ от Рая.
Таким образом, для обшей популяции людей Януса можно представить богом древности, время почитания которого в Риме не было установлено точно, но существование которого было азбучной истиной . Римляне приписывали введение культа двуликого божества ко временам Ромула, однако было известно, что впервые упоминание Януса появилось в песнях древнейшей жреческой коллегии салиев, введение которой приписывалось Нуме Помпилию. Местом почитания Януса в Риме был Палатин, где находилось 12 его алтарей. Почитался Янус и на Форуме, где Нумой Помпилием была установлена арка Януса Гемина, через которую можно было пройти к Аргилету и на Квиринал. Именно эта арка закрывалась во время мира и открывалась при объявлении войны, именно через неё проходили войска, отправлявшиеся в поход. Поблизости была установлена статуя двуликого Януса. На другом форуме, впоследствии получившем имя императора Нервы, высилась бронзовая статуя Януса с четырьмя лицами, изображавшая пальцами число дней двенадцатимесячного года в 365 дней.

Литература:
16. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М: АИФ-Принт.-2001.-446 С.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
69. Рерих Е.И. Три ключа. М.: Эксмо, 2009.- 496 с.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
104. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.-640 с.
110. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Индия. М.: Литература; Мир книги, 2004.-432 с.
155. Рампа Лобсанг. Мудрость древних. Перев. с англ. М.: ООО Издательство "София", 2008.- 176 с.
120. Эндокринология. Перевод с англ. под редакцией Н. Лавина. М:"Практика", 1999.-1128 с.
201. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.20. ЭДУ-ЯЩУ. М.: АСТ; Астрель; 2011.-685, с.
294. Циркин Ю.В. Мифы Древнего Рима. М.: ООО "Астрель"; ООО "АСТ", 2005.-560 с.
301. Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим /А.И. Немировский. - М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
312. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Эксмо, 2003.-640 с.

Какими только не представляли себе люди богов! Но самым главным обычно было два качества: бессмертие и безграничные возможности. В одной их которая возникла на Земле, индуизме, и появился многоликий бог. Сначала он был один - создатель всего сущего Брахма. Потом к нему присоединились Вишну и Шива, образовав божественную триаду.

На изображении выше все боги верхнего пантеона изображены с женами (слева направо): Сарасвати, Лакшми и Парвати.

Каким был Брахма

Вообще индийские дела понимаются достаточно тяжело, потому что в Индии мыслят не так, как в Европе. Все категории у них иные. Но не будем в них углубляться, а попробуем взглянуть на верховное божество - на Брахму. Как ни странно, оно далеко не самое почитаемое. В Индии мало храмов, посвященных Брахме, мало тех, кто ему поклоняется. Даже для индийцев он достаточно непонятен. Им интересуются, пожалуй, только люди из касты брахманов. Они его чтут и знают.

Чем занят Брахма

Брахма, многоликий бог, возглавляет тримурти - триаду божеств, два других из которых - это Шива и Вишну. О Брахме не рассказывают сказок и легенд, поэтому простому сердцу его трудно любить. Он - понятие абстрактное, которое непостижимо для простодушного неграмотного индийца. Брахма, многоликий бог, находится где-то в неизвестных далях и все время пребывает во сне. И это хорошо. Поскольку один раз он сотворил мир как единую целую сущность, а потом взял и разбил свое творение на мельчайшие осколки, и мы получили тот мир, который имеем сейчас. Он из единства создал множественность. А все индийские мудрецы, практикующие тапаз, стремятся слиться с целостным абсолютом. Брахму трудно представить, но все-таки в индийской иконографии его показывают так, как представлено на картинке с изображением тримурти.

У него четыре лика. Некогда он полюбил женщину и возжелал видеть ее, где бы она ни находилась. Поэтому многоликий бог имеет четыре лица, чтобы следить за своей избранницей во всех частях света.

Вишну-хранитель

Вот Вишну - бог, который имеет всем понятную биографию. И для чего он нужен, тоже всем ясно. Он должен охранять мир, который создал Брахма. От кого он охраняет? Конечно, от демонов. Но он их поборол и спокойно живет в небесных далях, в своем царстве. Там течет Ганг, но не земной, а небесный, там есть пять озер, в которых растут лотосы, и высятся золотые сияющие дворцы. Вишну сидит на белоснежном лотосе, который помещен на золотой трон.

У ног его всегда рядом покорно сидит жена - прекрасная, вечно молодая Лакшми. Она - символ материнства, богатства и красоты.

И вообще темнокожий Вишну и Лакшми - пример гармонии в семье для всех индийцев. Куда бы ни пошел Вишну, даже если он спускается на землю, Лакшми - всегда его верная спутница.

Вишну - бог не многоликий. Это видно на его изображении с женой.

Деяния Вишну на земле

Девять раз спускался Вишну на землю, чтобы победить зло. Первый раз это было до потопа. Он обратился в рыбу и спас благочестивого человека, от которого потом произошел род людской.

Второй раз он принял облик черепахи и помог богам при помощи асуров (демонов) получить из океана напиток бессмертия. Тогда же из лона вод явилась ослепительно красивая Лакшми, которую Вишну взял в жены. Но демоны завладели напитком бессмертия. Тогда Вишну преобразился в девушку невиданной красоты, которая должна была определить, кому из демонов первому испить эту жидкость. И, получив сосуд с ней, Вишну бесследно исчез. Он вернулся к богам. Обманутые демоны бросились в сражение, но тысячами гибли, а боги, обретшие бессмертие, их победили. Не раз еще спускался Вишну на землю, но последний, десятый, его приход должен уничтожить царство зла на земле, и тогда все заживут счастливо.

Тройное божество

Триада божественная, как считал Карл Юнг, является архетипом в истории религии. Число "три" имеет долгую историю мифических ассоциаций.

В классической античности ярким примером является Афродита, которую представляли в виде Урании (небесной) и Пандемос (всенародной). А также музы (Аониды - песня, Мелета - практика, Мнемозина - память). Это очень древнее, исходное представление. Позже их стало девять.

В римский период богиня луны ассоциировалась у древних с луной, изливающей свет на небе, с Дианой, являющей непорочность на земле, и Гекатой или Прозерпиной, которых связывали с колдовством и помещали в Ад.

В Капитолийский период римская триада состояла из Юпитера, Юноны и Минервы, составляющей могущественную семью.

Судьбы в греко-римской мифологии представляли три мойры: Клото, Лахезис и Антропос.

В норвежской мифологии мать-богиня являлась в трех ипостасях - Фрейя, Фригг и Скади.

Примеров можно привести еще много, но закончим двумя последними из славянской и греческой мифологии. Бог Триглав в Словении, Сербии и Хорватии изображался как трехголовый человек или как человек с тремя козлиными головами. В христианский период все его изображения были уничтожены. Это было трехликое божество. Как была трехлика Геката, чье изображение сохранилось до наших дней. Видимо, это был один из ее древнейших культов.

Ну и совсем последнее - это уже не бог, но всем известное мифическое существо - чудовищный пес Цербер, который изображался с тремя головами и охранял Аид.

Римское божество

Бог Янус - одно из которое предшествовало появлению в пантеоне Он изображался с двумя лицами. Одно из них было молодым, другое - старым. Или один из ликов был мужским, а второй - женским. Его храм был построен на площади в центре Древнего Рима, и внутри сооружения стояла статуя Януса из бронзы. Двери храма были открыты во время войны и закрыты, когда наступал мир. За время существования Римской империи они закрывались всего девять раз.

Бог Янус до появления Юпитера открывал небесные врата и выпускал солнце, а вечером он их запирал. Его атрибутом был ключ. Он покровительствовал всем дверям, а также считал дни в году. На одной его ладони стояло число "триста", а на другой - "шестьдесят пять". Янус был богом любого начинания, а двуликость символизировала его осмотрительность, необходимую для каждого нового дела. Лишь века спустя это стало означать отрицательное качество - лицемерие.

В продолжение темы:
Управление

Корону, скипетр и державу, трон, двузубец - относят с символам монархической власти. Корона (от латинского слова corona - венец, венок), головной убор, являющийся знаком...

Новые статьи
/
Популярные