Что было у царей в руках. Регалии царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Царские регалии

Корону, скипетр и державу, трон, двузубец - относят с символам монархической власти.

Корона (от латинского слова corona - венец, венок), головной убор, являющийся знаком (символом) монархической власти. Изготовлялись из драгоценных металлов (главным образом золота) и богато украшались драгоценными камнями и жемчугом. Имели различную форму (диадемы, шапки, венцы, обручи с листьями, зубцами и пластинками и т.п.). Есть также папская корона - тиара. Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах - Большая императорская корона. Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях .

Скипетр - древнейший символ власти, щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов - серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха - повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги. В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича. Эта подаваемая в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия». В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича .

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть. Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом. Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава - женского.

Данную эмблему Россия заимствовала из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока» .

Иконописным прообразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила - как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

Трон (греческое thronos), богато украшенное кресло на специальном возвышении - место монарха во время официальных приемов, торжественных церемоний; символ монархической власти. Испокон веков троны рассматривались как символ королей и богов. Трон служил при коронациях и интронизациях. Древние греки, согласно Гомеру, резервировали дополнительный пустой трон в королевском дворце и в храмах для богов.

Трон воздвигается на возвышении как центр мира между Небом и Землей. Он представляет также чудесным образом рожденного, облик которого изображен на троне и зафиксирован в символическом названии трона, к примеру, драконовый трон, лотосовый трон, львиный трон. Колени Великой Матери как Царицы Небес являются символом трона. Трон предполагает отношения между Богом и человеком или правителем и субъектом. У буддистов Алмазный Трон помещенный у подножия Древа Знания и является вселенским центром, недвижимой точкой, вокруг которой вращается мир, местом вдохновения и просветления. Будда изображается сидящим на Алмазном, Лотосовом или Львином троне. Пустой трон символизирует Будду, черты которого слишком изумительны, чтобы быть - изображенными. Трон Закона - это учение Будды и достижение состояния Будды .

У христиан трон означает епископское и мирское достоинство и правление, власть, подсудность. Трон Бога выполнен из золота. Дева Мария - это Трон Мудрости. У египтян Царица Неба Изида - место сидения и трон, который является коленями Великой Матери-Земли. Трон символизирует также божественность и земное правление фараона. У евреев Трон Бога, изобразивший Изекилю, - Нижний трон как место обитания или дом бога на земле в храме, центр космоса, в то время как Верхний или Небесный Урон располагается в Новом Иерусалиме, его поддерживают четыре существа с лицами льва, быка, орла и человека (тетраморфы).

У индийцев Трон, как и Храм, стоит на священном основании в форме квадрата и присущих этой форме парах противоположностей; в строении трона эти пары представлены порядком и хаосом, знанием и непросвещенностью, правлением и анархией. Положительные качества представлены в виде ножек, как вертикальные, а отрицательные и горизонтальные - в виде подлокотников. Символика Алмазного трона одна и та же для буддизма и индуизма. У иранцев Персидский царский трон - Павлиний трон. У мусульман Трон его был над водами (Коран). Трон, который заключает в себе мир, поддерживается восемью ангелами. У шумеро-семитов это синхронически и власть, и божественное правление царей, а также колени Великой Матери как олицетворение земли.

Двузубец символизировал двусмысленную сущность власти в теократических государствах: ее светскую и духовную сущности. Использовался в качестве эмблемы Хазарского каганата. По-видимому, был заимствован от хазар киевскими князьями. Из летописей известно, что символом князя Святослава Игоревича был двузубец, при Владимире Святославиче трансформировавшийся в трезубец. Вместе с тем двузубец символизировал хтонические силы (хтонические божества - в древнегреческой мифологии - древнейшие, как правило, чудовищные, дисгармонические, змееногие или змееподобные божества: Пифон, Тифон, гекатонхейры, киклопы, гиганты и др.). С двузубцем изображался, в частности, владыка подземного царства Аид .

Таким образом, к символам монархической власти относятся: корона - головной убор монарха; скипетр - преемником царского посоха, символ мужского начала; держава - являлась знаком отличия императоров Священной Римской, также была символом женского начала; трон - место монарха во время официальных приемов; двузубец символизировал двоякую сущность власти в теократических государствах.

Но в этот раз мы хотим обратить ваше внимание на регалии русских царей, которые очень редко покидают стены Оружейной палаты. Это держава и скипетр. В выставочных витринах представляется уникальная возможность разглядеть их со всех сторон и поразиться мастерству их исполнения.

Держава. Западная Европа, конец XVI - XVII века. Фото с сайта Музеев Московского кремля .


О происхождении скипетра и державы нет точных документальных данных, однако совершенно очевидно, что они созданы первоклассными западноевропейскими ювелирами. Эти регалии представляют собой великолепные произведения искусства эпохи позднего Возрождения.



Скипетр имеет вид литого золотого стержня с изящными членениями и виртуозно выполненным гротескным орнаментом, мастерски расцвеченным цветными эмалями.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.


Канфарение — украшение поверхности металлического предмета равномерно расположенными мелкими точками, штрихами, линиями и пр. с помощью особых чеканов или пуассонов.


Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.


Увенчанная высоким крестом держава декорирована большим количеством драгоценных камней в нарядных кастах. Ее верхнюю часть украшают высокорельефные, покрытые многоцветной эмалью изображения сцен из жизни библейского царя Давида: «Помазание царя Давида пророком Самуилом», «Победа Давида над Голиафом», «Возвращение с победой», «Гонение от Саула».

Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня, — глухие и крапановые. В глухих — камни удерживаются сплошными стенками по всему периметру каста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами), вырезанными в касте или напаянными на него.

Фрагмент. Держава. «Помазание царя Давида пророком Самуилом». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.


1. И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.
2. И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»;
3. и пригласи Иессея к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе.

(Первая книга Царств 16:1-3)


Давид — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея из Вифлеема. По Библии, царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединённого царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида представляет собой образ идеального властителя. Историчность царя Давида является предметом научной дискуссии.

Каждая сцена - это замечательная скульптурная миниатюра, в которой привлекают тщательная проработка черт лиц, деталей костюма, оружия, уверенная передача пейзажа, сложных движений удлиненных фигур с несколько манерными жестами и позами.

Фрагмент. Держава. «Победа над Голиафом». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.
Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.


48. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
49. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
50. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
51. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.

(Первая книга Царств 17:48-51)


Художественные особенности этих двух памятников дают возможность считать, что скипетр был создан в знаменитых придворных мастерских императора Рудольфа II, которые находились в Праге, а держава, скорее всего, принадлежит к работам златокузнецов южногерманских кузнецов, с которыми император поддерживал тесные связи.

Фрагмент. Держава. «Возвращение с победой». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение
.
Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.


6. Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.
7. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!

(Первая книга Царств 18:6,7)

Царь Саул — библейский персонаж, согласно Ветхому Завету первый царь народа Израиля и основатель единого Израильского царства (около 1029—1005 год до н. э.), создатель регулярной еврейской армии, в ветхозаветном повествовании — воплощение правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным. Возможно, является реальным историческим лицом. Был выбран и помазан на царство пророком Самуилом, позднее не исполнил его повеление и вступил с ним в конфликт, и пророк тайно помазал на царство юного Давида.

Фрагмент. Держава. «Гонение от Саула». Западная Европа, конец XVI - XVII века.

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.

Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.

1. И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда.
2. И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек.
3. Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог.
4. И привел их к царю Моавитскому, и жили они у него все время, доколе Давид был в оном убежище.
5. Но пророк Гад сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет.

(Первая книга Царств 22:1-5)

Возможно, что именно к этим предметам относятся сведения о привозе в Москву в 1604 году от Рудольфа II царю Борису Годунову с посольством Генриха фон Логау регалий, в числе которых скипетр и держава.


Держава. Западная Европа, конец XVI - XVII века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.
Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.
Фото из инстаграма Музеев Московского Кремля
.

Мы советуем вам воспользоваться великолепной возможностью рассмотреть эти уникальные экспонаты с невероятно близкого расстояния и посетить выставку «Борис Годунов от слуги до государя всея Руси».

Выставка продлится до 31 января 2016 года.

Адрес: Московский Кремль. Выставочный зал в Успенской звоннице.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности .

В среду, 30 декабря, Центробанк России сообщил о том, что То есть над двуглавым орлом появятся три короны, на груди у него будет изображен щит со всадником, пронзающим дракона, в правой лапе орла будет зажат скипетр, а в левой — держава.

Скипетр

Скипетр (с др.-греч. «σκῆπτρον» — опираться на палку) — символ земной власти монарха. Первообраз скипетра — пастушеский посох.

Считается, что предшественник скипетра впервые начали использовать египетские фараоны. Позже он стал атрибутом полководцев и вождей, его изготавливали из золота, серебра, слоновой кости, украшали драгоценными камнями и резьбой. В состав атрибутов русской царской власти скипетр вошёл в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича . В торжественных случаях московские цари держали скипетр в правой руке, когда же это было невозможно, его несли перед царем особые стряпчие. Скипетры московских царей хранятся в Оружейной палате в Москве.

Держава

Держава (со ст. слав. «дрьжава» — власть) — символ власти монарха, данной Богом. Она представляет собой золотой шар с короной или крестом.

В Россию держава перешла из Польши (там она называлась jabłko — «яблоко»), она была впервые использована при венчании на царство Лжедмитрия I в 1605 году. Державы московских царей хранятся в Оружейной палате в Москве.

Корона, скипетр, держава - это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру.

Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, - военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Герб России. 2-я пол. XVII в

Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В XVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр.

Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе - «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с XVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными рега-

лиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данный тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

Шапка Мономаха

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую - державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава). 1627-1628 гг.

К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке - всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла - скипетр, в левой - держава, над головами орла - три короны практически на одной линии, средняя - с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом - символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.

Печать царя Алексея Михайловича. 1667г.

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654-1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба.

Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохранимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению».

Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милоетивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда. - Н. С); на персех (на груди. - Н. С.) изображение наследника; в пазноктех (в когтях. - Н. С.) скипетр и яблоко (держава. - Н. С), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».

Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский - светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич - Петр I.

Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

Мастер Василий Кононов. 1683г.

Корона, скипетр, держава – это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны, в основном, античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, – военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.


Шапка Мономаха

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.


Шапка Мономаха


Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В ХVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей


Рассказы историков

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе – «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с ХVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».


«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава).

1627–1628 гг.
Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до ХVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую – державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.


К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке – всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, над головами орла – три короны практически на одной линии, средняя – с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом – символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.



Печать царя Алексея Михайловича. 1667 г.
Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов. 1683 г. Серебро

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654–1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба. Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохра-нимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению». Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда – Н. С.); на персех (на груди – Н. С.) изображение наследника; в пазнок-тех (в когтях – Н. С.) скипетр и яблоко (держава – Н. С.), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».



Герб державный
Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский – светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич – Петр I.





В продолжение темы:
Управление

Корону, скипетр и державу, трон, двузубец - относят с символам монархической власти. Корона (от латинского слова corona - венец, венок), головной убор, являющийся знаком...

Новые статьи
/
Популярные