Тайна ханукальной меноры. Золотая менора Иудейская менора

Менора - один из древнейших еврейских символов. Этот семилучевой светильник ещё в Библии описывается! Кто Библию не читал, рассказываю коротенько. Один из главных героев этой книжки - пророк Моисей. По сюжету он постоянно приходил на гору Синай и общался там с Богом. Времена далёкие, и теперь уже фиг его знает, чи на горе конопля особо забористая росла, чи парень сказочником классным был, а может и в правду всё было как там рассказывается, не суть.

В очередное посещение священной горы, Моисей получил заказ. Нужно было сделать золотой светильник. Техзадание было расписано с редкими подробностями. Чистое золото, семь ветвей ювелирной работы, - светильник вплоть до последней чашечки, до последнего завиточка, во всех подробностях расписывался. И даже описание щипчиков и совочков прилагалось, во!

Народ в те времена доверчивый был. Скоренько собрали тридцать шесть килограммов золота и стали сооружать светильник. Правда производственные возможности подкачали и Богу вроде как даже помогать втихушку пришлось. Редкой красоты вещь получилась! Интересно что в девайсе отчётливо растительные прослеживались (так и в техзадании прописано было). Со стороны менора жуть как один из видов шалфея, и поныне растущего в Израиле, напоминала. Можно даже сказать, с него срисована была. Чашечки же, в которых зажигался огонь, являлись копиями цветов белой лилии, а сверху напоминали Звезду Давида (про неё я в другой раз подробно расскажу).

Первоначально менора, в числе других реликвий, хранилась в храме Соломона и использовалась в религиозных обрядах. Края там всю дорогу неспокойные были. Вечные войны, храмы постоянно разрушали. В череде столь событий та первая менора затерялась. Кто говорит, что её еврейские священники припрятали, да так что по сей день никто найти не может. Кто-то утверждает, что светильник попал в качестве трофея к римлянам, потом не раз переходил из рук в руки и то ли утонул вместе с одним из военных кораблей перевозивших трофеи, то ли угодил в загребущие лапки католиков и, по сей день, хранится в секретных подвалах Ватикана.

По религиозным представлениям иудаистов точную копию меноры делать никоим образом нельзя, поэтому многочисленные меноры, которые теперь используются в религиозных обрядах евреев, от первоначальной отличаются. Главным образом в сторону упрощения художественности завитушек. Хотя иногда варьируется число светильников. Так один из потомков меноры - ханукальный светильник (ханукия) имеет не семь, а девять чашечек (лучей). Его во время праздника Хануки принято зажигать, причём не сразу, а в течении восьми дней праздника, каждый день, по одной новой чашечке зажигают. Но это я отвлёкся. Если сейчас начать все подробности культа излагать никакого времени нам тут не хватит, точно вам говорю!

Менора в Скинии

Описание Меноры

И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе.

Менора была выкована цельной из таланта (33-36 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей - по три справа и слева . Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гвиим ), состоявшими из скульптурных изображений завязи (кафтор ) миндалевидного плода и цветка (перах ), а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съёмными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот ).

Лампады каждой ветви имели направление к центру. Мудрецы Талмуда считали, что основание Меноры было в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте Меноры в 18 ладоней (1,33 - 1,73 м.) . Вероятно, ножек было три . Ветви Меноры расходились на 9 ладоней, такова же была ширина треножника . Наверх вели три ступени, по которым священник должен был подняться, чтобы зажечь фитили . На второй ступени помещались оливковое масло, золотые лопатки, золотые щипцы и остальные принадлежности. В Скинии эта лестница была из акации, но Соломон заменил её мраморной .

Всего на Меноре было 22 гвиим (бокальчиков), 11 кафторим (завязей), 9 прахим (цветков). Маймонид описывает «бокальчики» широкими у отверстия и узкими у дна (вероятно, в стиле цветочных ваз), «завязь» была слегка угловата с заострёнными верхушками. Цветок же представлял собою чашечку с отвёрнутыми краями .

По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Всевышнему пришлось самому сотворить светильник.

Описание Меноры в Библии изобилует образами, явно заимствованными из ботаники: ветви, стебель, венчики, завязи, цветки, миндалевидные чашечки, лепестки. По словам израильских исследователей, Эфраима и Ханы а-Реувени

Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа . Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору

В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения - марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana). Независимо от того, был ли этот вид шалфея первоначальным образцом для создания меноры или нет, представляется более чем вероятным, что она представляла собой стилизованную форму дерева.

Белая лилия

Менора имела семь ветвей, заканчивающихся семью светильниками, орнаментированными в виде золотых цветков. Израильский исследователь Ури Офир полагает, что это были цветы белой лилии (Lilium candidum) , который по форме напоминает Маген Давид . Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь, как бы, в центре Маген Давида .

Свет Меноры наполнял Святилище и освещал священников во время службы.

Масло для меноры

Для зажигания Меноры годилось лишь то масло, которое получают при первом отжиме олив. Эти первые капли были совершенно чисты и не содержали осадка. Масло, полученное при последующих отжимах, уже требовало очистки, и его для Меноры использовать не разрешалось .

Зажигание меноры

Первосвященник зажигал Менору в сумерки и очищал её горелки утром , Менора должна была гореть всю ночь . Две западных лампады горели до окончания утренней службы, после которой они очищались и наполнялись маслом . Иосиф Флавий сообщает, что во Втором Храме три светильника горели также и днём . Пламя Меноры названо Нер тамид (буквально «постоянный светильник») . Каждый вечер священники наполняли лампады Меноры маслом. Количество масла было всегда одинаковым (пол лога ) - его было вполне достаточно для самой длинной зимней ночи , и поэтому летом, когда ночь короче, определённое количество масла наутро оставалось.

По преданию, особое чудо ежедневно происходило с одним из семи светильников Меноры, «Западным светильником» (Нер а-Маарави ). Вероятно, имелся в виду средний светильник, ближайший к западу от трёх восточных лампад . Этот светильник назывался также Нер Элохим («Лампа Всевышнего») или Шамаш («Служка»). В него наливали столько же масла, как и в другие светильники, но священник , приходивший утром очистить Менору после ночного горения, всегда находил этот светильник ещё горящим, а шесть остальных - погасшими. О величине чуда мнения в Талмуде расходятся: одни считают, что западная лампада горела до полудня; другие, что она горела весь день, и вечером священник зажигал остальные светильники от, всё ещё горевшего, «Западного светильника» ; а по некоторым мнениям, «Западный светильник» приходилось зажигать лишь раз в году. Талмуд рассказывает , что это чудо прекратилось за 40 лет до разрушения Второго Храма .

История Меноры

Период Первого Храма

Период Второго Храма

Сегодня репродукцию Меноры (в натуральную величину) можно увидеть в Старом городе в Иерусалиме . Эта менора построена в соответствии с галахическими и историческими источниками.

Использование в качестве еврейского символа

Со времени разрушения Храма, менора утратила своё практическое значение в повседневной еврейской жизни. В числе других предметов храмовой утвари, Талмуд запрещает делать точную копию храмовой Меноры, поэтому у большинства светильников, изготовленных в более позднюю эпоху, отсутствуют сложные декоративные элементы, по этой же причине наряду с семисвечником встречаются и изображения меноры с четырьмя, шестью или девятью ветвями.

Происхождение символа

Живя в христианском окружении, евреи ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Начиная со II века, менора становится символом иудаизма , главным образом, в противовес кресту, который превратился в символ христианства . По этой причине она является своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение - еврейское.

Вот некоторые возможные причины избрания меноры в качестве сугубо еврейского символа:

  1. Из всех предметов храмовой утвари своим символическим значением Менора уступает лишь Ковчегу , в котором хранились Скрижали Завета . Однако, Ковчег Завета народ не видел. В конечном счёте, только Первосвященник удостаивался видеть Ковчег, и то - лишь раз в году на Йом Киппур . Даже в тех военных походах, в которые евреи брали его с собой, Ковчег был скрыт от посторонних глаз. В то время как Менора во время трёх Праздников Паломничества (Песах , Шавуот и Суккот) выставлялась напоказ всему народу.
  2. Менора была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан из единого куска золота.
  3. По преданию, Менора также была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан чудесным образом Самим Всевышним, поскольку Моисей и Веселеил (Бецалель) не могли сделать её самостоятельно по тем указаниям, которые они получили от Бога.
  4. В иудаизме свече придаётся особенное значение, как сказано: «Душа человека - светильник Господень » (Прит. 20:27).
  5. Также исследователи отмечают, что ни в одном языческом культе того периода подобный семисвечник не использовался. Это, в частности, послужило причиной того, что на арке Тита , посвящённой завоеванию Иудеи, именно Менора занимает центральное место на барельефе, изображающем пленённых евреев.

В древности

Долгое время учёные сомневались в том, что описание меноры принадлежит эпохе, не ранее V или IV веков до н. э. Однако, с тех пор как в Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями, древнее происхождение меноры не оспаривается.

Семисвечники были обнаружены при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом - в слоях, относящихся к XVIII-XV вв. до н. э.). Однако, это были глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо с семью чашечками. Лишь изредка эти светильники имели ножки.

Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времён Ирода I (37-4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30 г н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70-130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г н. э.).

Эти изображения разнятся в деталях, однако все они отображают три основные части меноры - ствол, шесть ветвей и основание. На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних - ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад.

Начиная с середины IV в. н. э., глиняные светильники с рельефным изображением семи- и девятисвечника появляются в античных городах. Подобные керамические лампы были обнаружены в Карфагене , Афинах , Коринфе .

Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги V века в Эйн-Геди .

В Средние века менора становится также распространённым элементом иллюминированных рукописей, а также окладов.

Позже Менора стала в синагогах характерным рисунком для «Мизрах » (по 7 слов (Псал. 113:3) соответствуют 7 её ветвям), иногда она служит орнаментом и на Ковчеге для свитков. На амулетах порою встречаются 7 слов или 7 стихов, которым также придают вид меноры.

Новое время

В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках , монетах и сувенирах.

  • Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля .
  • Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры, установлено напротив входа в здание Кнессета в Иерусалиме . Автор - английский скульптор Бенно Элкана (1877-1960). Изваяние украшает 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 году была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом. На постаменте выгравировано:
  • Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнессета , выполненной М. Шагалом .

Мнения о значении Меноры

Менора всегда занимала воображение комментаторов Библии и учёных, по их мнению, все её детали были глубоко символичны. Известны многочисленные мистические интерпретации Меноры и её семи ветвей.

Менора в Иудаизме символизирует: Божественный свет, Мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Еврейский народ, Жизнь, Иудаизм, Преемственность, Чудо.

  • Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет - это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).
  • Иосиф Флавий писал:

«Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь.»

Таким образом, по мнению Абарбанеля, семь лампад меноры - это «семь наук», то есть «семь свободных искусств» (тривиум и квадриум) средневекового университета. Тем самым, менора олицетворяет науку, «коренящуюся в божественной Торе» и потому существующую в полной гармонии с еврейской религией.
  • Один из наиболее подробных анализов символического значения меноры приводит знаменитый каббалист и мистик рабби Моше Альшех (XVI век):

«Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото. Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота - принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: „…будет выкована из цельного слитка чистого золота“ (25:36) - посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою „удары судьбы“, испытания.
<...> существуют три способности, к обузданию которых должен беспрестанно стремиться человек: (а) половой инстинкт; (б) речь… (в) еда и питье. О каждой из них говорится в тексте. „Основание“ (букв. „чресла“) означает половой инстинкт <...> И в этом отношении человек должен обладать крайней сдержанностью и смирением, для того, чтобы не росло его вожделение. А о речи сказано: „ствол“, поскольку это гортань, участвующая в образовании звуков, составляющих связную речь. Ствол меноры также должен быть выкован из чистого золота, символизируя тем самым, что слова человека должны быть немногими и потому драгоценны как чистое золото. <...> А о третьей способности сказано: „чашечки“ - намёк на бокалы, наполненные вином. А „шары“ - это еда и одежда, ибо намёк на это содержится в буквальном значении этого слова - „яблоко“ (в котором есть и мякоть и кожура, олицетворяющие собой соответственно еду и внешнее облачение). Цветки и их побеги олицетворяют собой все порождения человека - результаты его деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не преисполнится гордыней.»

  • Мальбим, в своём комментарии к Торе, цитирует отрывок из дидактической поэмы средневекового поэта-философа р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши (XIV в.):

«Тора и Человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора - это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, Восседающего в небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его - фитиль, а душа его - чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием.»

Р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши, "Бхинат олам" (гл. 17)

  • Рав Шимшон Рафаэль Гирш в своём комментарии связывает многочисленные толкования меноры воедино:

«Если мы соберём все факты, касающиеся значения меноры в концепциях иудаизма… тогда „знание и понимание“ составят… лишь один аспект… символического значения света в Священном Писании…

…свет, который излучает менора, символизирует дух понимания и действия, который даруется человеку Б-гом …

Если мы представим менору в её физической форме, тогда её основание, которое несёт один цветок, её ствол и ветви с чашечками в форме цветов миндаля с их шишками и цветами, создаёт полное впечатление дерева, которое, стремясь вверх от корней, растёт, чтобы стать носителем этого света… Если, в то же время, мы примем в расчёт, что менора была единственным в Святилище предметом, сделанным целиком из металла, и более того, из золота, мы сможем легко увидеть, что, благодаря материалу, из которого она была изготовлена, она должна была символизировать твёрдость, стойкость, неизменность, но что её форма предполагала рост и развитие. Таким образом два аспекта меноры, материал и форма, представляют собой рост и развитие таких качеств, как твёрдость, стойкость и выносливость, которые навсегда должны оставаться неизменными…»

  • Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу.
  • Вместе с тем, число «6» - это число направлений в материальном мире (север, юг, восток, запад, верх и низ), а «семь» - символизирует время.
  • Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком. Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлять к этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать: «Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могу я улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого - зажигание меноры. И это «небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом.
  • Тора - свет и огонь, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь.
  • Тора - единое целое, не прибавить к ней ни буквы, ни идеи и не убавить от неё ничего. Так и менора должна быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от неё нельзя было отсечь ни крошки. Даже сам Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать.
  • Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями.
  • Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
  • Менора может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают питания с небес.
  • Каббалисты рассматривали менору как один из главных символов сфирот . При этом семь ветвей воплощают семь нижних сфирот; центральный ствол символизирует сфиру Тиферет (Слава) - источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой - Эйн Соф (Вечный источник).
  • 67-й Псалом, который был назван равом Исааком Арамой (XV век) «Псалом Меноры», и который, по легенде, был выгравирован на щите Давида, часто записывается в форме Меноры на амулетах, камеях и в сефардских молитвенниках.
  • В практической Каббале менора рассматривается как эффективное средство защиты от злых сил.
  • По хасидской традиции форма меноры происходит от шестикрылых ангелов-серафимов (ש.ר.פ.- от корня «гореть», «сжигать»). Хасидские мистики считают, что Всевышний явился Моисею в облике серафима и заповедовал ему запечатлеть этот образ в виде семисвечника.

Ханукия

Менора также может иметь девять подсвечников, но в этом случае она называется ханукия́ (ивр. חֲנֻכִּיָּה ‎) или менора́т Ханука́ (ивр. מְנוֹרַת חֲנֻכָּה ‎, «ханукальный светильник»).

Ханукию зажигают в течение восьми дней праздника Ханука . Восемь её светильников, в которые когда-то наливали масло, а сейчас, как правило, вставляют свечи, символизируют чудо, которое произошло во времена восстания и победы Маккавеев над греками. По преданию, единственного кувшина с освящённым маслом, найденного в осквернённом Храме, хватило на восемь дней горения меноры. Девятый светильник, называемый шамаш (שמש) - помощник, предназначен для зажигания остальных свечей.

Изначально ханукальный светильник отличался своей формой от меноры и представлял собой ряд масляных светильников или подсвечников с задней пластиной, которая позволяла вешать его на стену. Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с X века. В принципе допускается любая форма ханукии, главное чтобы при этом восемь светильников находились на одном уровне, а их свет не сливался в одно пламя.

Впоследствии, в синагогах появился обычай зажигать на Хануку копии храмовых светильников. Считалось, что это делается в пользу бедных и пришельцев, которые не имели возможность зажигать ханукию. В результате, многие ханукальные светильники в еврейских домах также приобрели форму меноры с двумя дополнительных подсвечниками.

Семисвечник в христианстве

«и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому… Он держал в деснице Своей семь звёзд… Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.»

Откр. 1:12-20

«и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих»

Число семь фигурирует в Апокалипсисе также в качестве семи ангельских труб, семи печатей таинственной книги, семи громов и семи чаш гнева Божия.

Сноски и источники

  1. Здесь и далее по изданию «Мосад а-рав Кук», Иерусалим, 1975 г. Перевод - рав Давид Йосифон.
  2. Статья «Весовая система древних евреев » в Электронной еврейской энциклопедии
  3. Относительно формы ветвей Меноры известно мнение Маймонида , который считал, что они были прямыми. Тем не менее, на всех известных изображениях меноры её ветви изогнуты.
  4. Талмуд , Менахот 28б
  5. Однако, в таком случае не ясно, как технически было возможно создать такую большую менору из относительно небольшого количества золота.
  6. Раши пишет в своём комментарии к Исх. (25:31): «Это нога (основание) внизу, сделанная в виде ларца, от которого вниз отходят три ноги». А также Маймонид , «Мишне Тора», разд. «Галахот Бет а-Бхира », III, 2

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Семисвечник (евр. менора ) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже - Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).

В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.

Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.

Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец (Откр. 21: 23).

(Исх. 25:9). Согласно Библии (Исх. 25:31–40; 37:17–24), менора была выкована цельной из таланта (вероятно, около 30 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием (согласно Талмуду , Мен. 28б, - в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте меноры в 18 ладоней, то есть около 1,5 м; Раши в комментарии к Исх. 25:31 утверждает, что ножек было три) и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева). Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гви‘им ), состоявшими из скульптурных изображений завязи миндалевидного плода и цветка, а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съемными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот ). В скинии менора помещалась в святилище перед южным краем завесы (парохет ), скрывавшей от глаз Святая Святых (см. Храм. Архитектура Первого храма), симметрично столу предложения (шулхан х а-паним ; Чис. 4:7), стоявшему перед северным краем завесы (Исх. 26:35; 40:24). Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее горелки утром (Исх. 30:7–8), она горела всю ночь (ср. Сам. 3:3), и в книге Исход (27:20; также Лев. 24:2–4) ее пламя названо нер тамид (буквально `постоянный светильник`).

Семисвечники обнаружены и при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом - в слоях, относящихся к периодам средней и поздней бронзы, то есть к 18–15 вв. до н. э.; в лежащих выше слоях такие находки редки). Но это лишь глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо плошки с семью чашечками. Изредка эти светильники имеют ножки.

Древнейшие изображения меноры имеются на очень малых по размеру монетах хасмонейского царя Антигона II (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки (20×12,5 см), обнаруженном при раскопках в Иерусалиме так называемого Верхнего города времен Ирода I (37–4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало 1 в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30–31 гг. н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70–130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г. н. э.). Изображения разнятся в деталях, однако все они четко фиксируют три основные части меноры - ствол, шесть ветвей и основание. Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги римско-византийского периода (3–6 вв.) в Эйн-Геди .

Начиная со 2 в. распространяется обычай, особенно в диаспоре, украшать изображениями меноры стены гробниц, саркофаги и т. п., а в Эрец-Исраэль - вводить их в декор синагог и в их оснащение. В противовес кресту как символу христианства менора становится символом иудаизма. Римские катакомбы (конец 2–4 вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Ше‘арима (2–4 вв.), где были захоронены также евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Живя в христианском окружении, эти евреи, видимо, в большей мере ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Предполагают, что меноре придавалось также и мессианское значение и она символизировала веру в будущий приход Мессии . Мистическое значение приписывали меноре каббалисты (см. Каббала). Изображения меноры нередки, например, на стеклянных сосудах, печатках, камеях и т. п. Причем, как и в декоре синагог, на предметах, изготовленных в Эрец-Исраэль, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры - лулав и этрог . На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних - ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад.

Наряду с семисвечником встречаются изображения меноры с четырьмя, шестью, девятью ветвями, что объясняется запретом Талмуда (например, Рх Ш. 24а) точно воспроизводить храмовую менору. Этот запрет, однако, не соблюдался строго. Порой форму девятиствольной меноры придают хануккие - светильнику для Ханукки .

В настоящее время менора (наряду с маген-Давидом) - наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Бронзовая декоративная менора работы английского скульптора Бенно Элкана , подаренная парламентом Великобритании, установлена в парке напротив Кнесета ; она украшена литыми рельефами, изображающими сцены из еврейской истории. Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнесета, выполненной

Центральный элемент ханукального дискурса - менора, храмовый светильник, который, согласно Талмуду, горел восемь дней, хотя масла в нем должно было хватить лишь на сутки. Поэтому предханукальные факты будут о меноре.

1. Заповедь изготовить для скинии особый золотой светильник приводится в книге Исход (Шмот): «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями» (Исх 25:31-39).

Первосвященник Аарон зажигает менору. Средневековая миниатюра

По преданию, Бог показал Моисею образец, дабы мастера, изготавливая копию, ничего не напутали. А честь зажигать менору была доверена лично первосвященнику.

2. В еврейской литературе есть множество версий, объясняющих, что символизировала храмовая менора. Самую оригинальную трактовку предложил дон Ицхак Абрабанель , философ и политический деятель второй половины XV века. По его мнению, менора обозначает семь свободных искусств, входивших в программу европейских университетов: «Менора символизирует второй вид награды - награды духовной, ибо сказано: “Душа человека - светильник Господень…” (Мишлей 20:27) А ее семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе». Впрочем, об этом мы уже писали .

Менора. Мозаика из синагоги в Тверии, V век н.э.

3. Построив Храм в Иерусалиме, Соломон перенес туда менору Моисея, а рядом поставил еще десять золотых светильников. Там она простояла до вавилонского завоевания, а потом досталась одному из воевод царя Навуходоносора: «И блюда, и щипцы, и чаши, и котлы, и светильники, и фимиамники, и кружки, что было золотое - золотое, и что было серебряное - серебряное, взял начальник телохранителей» (Иер 52:19).
Через 70 лет, разрешив евреям возвратиться на родину и восстановить Храм, персидский царь Кир вернул им уцелевшие священные сосуды, однако меноры среди них не оказалось (I Езд 1:7-11) - видимо, она была разбита, переплавлена или утеряна. Впрочем, многие евреи утешают себя легендой, что незадолго до разрушения Храма пророк Иеремия укрыл менору в потайном месте, известном только ему, и в конце времен она непременно отыщется.

4. Пророк Захария, живший в эпоху возвращения евреев из Вавилона, в одном видении узрел «светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее», то есть менору. Поскольку Захария жил в эпоху упадка пророчествований, он не смог самостоятельно истолковать видение и обратился за разъяснением к ангелу. И услышал в ответ: «Это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Воинств» (Зах 4:2-3, 4:6). И действительно, несмотря на протесты и доносы окрестных племен, возвращение евреев в Сион прошло более или менее мирно.

Рукопись Рамбама с изображением меноры

5. С эпохи Второго Храма менора превратилась в национальный еврейский символ. Ее изображение археологи находят на монетах, солнечных часах, мозаичных полах и стенах домов и синагог, надгробных плитах. В последнем случае менору нередко изображали в виде цветущего растения с переплетенными ветвями. Возможно, это намек на мидраш, согласно которому храмовый семисвечник символизировал древо жизни.

6. Практически на всех дошедших до нас изображениях ветви у меноры изогнуты. Однако, по мнению некоторых правоверных иудеев (прежде всего любавических хасидов), храмовый семисвечник был совсем не таким, а с прямыми ветвями, как в одной из рукописей Рамбама. Что же до сохранившихся изображений, то, по их мнению, на них мы видим неправильных пчел какие-то другие светильники.

7. Золотая менора, изготовленная для Второго Храма, вместе с другой храмовой утварью была захвачена войсками Антиоха Епифана, отступавшими через Иерусалим после поражения в войне с Египтом:
«После поражения Египта Антиох возвратился в сто сорок третьем году и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением; вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал» (I Макк 1:20-22).

8. Поэтому после освобождения Иерусалима и Храма еврейским повстанцам пришлось изготовить новый светильник. По словам Иосифа Флавия , он был сделан из золота. Однако Талмуд утверждает, что первоначально новая менора была железной, и лишь впоследствии ее удалось заменить сначала серебряной, а затем золотой (Авода Зара 43-а).

9. Если речь заходит о меноре во Втором Храме, все, естественно, вспоминают «чудо с маслом»: изгнав греков из Иерусалима, Хасмонеи нашли только один маленькой кувшинчик неоскверненного масла, которого хватило бы всего на день, но которое, тем не менее, горело целых восемь дней. К сожалению, впервые об этом чуде упоминает только Вавилонский Талмуд. Ни в одном из более ранних источников - Маккавейских книгах, трудах Флавия и т.д. - об этом нет ни слова. Скептики делают вывод, что на самом деле никакого чуда и не было, а люди благочестивые - что у евреев просто не было повода о нем вспоминать.

10. Сегодня в Израиле есть несколько футбольных клубов «Маккаби», носящих имя главного героя Хануки. Однако изображение меноры почему-то красуется на эмблеме другого клуба - иерусалимского «Бейтара».

11. На знаменитой арке Тита в Риме изображены воины, несущие, среди прочих трофеев, огромный светильник. Большинство исследователей полагает, что это менора из Иерусалимского Храма.

Кстати, стоит заметить, что вопреки распространенному мнению эта арка вовсе не триумфальная, а поминальная: ее возвел император Домициан в память о дорогом брате Тите. А триумфальной арки самого Тита не сохранилось - ее разобрали на строительные материалы в XIII веке.

Арка Тита (фрагмент)

Как уже было сказано, некоторые раввины уверяли, что на арке изображена совсем не менора. Однако правительство Израиля к этому мнению не прислушалось, и светильник с арки стал государственным гербом.

12. Впрочем, менора стала официальной эмблемой еще до создания государства Израиль. В годы Первой мировой войны по инициативе Владимира Жаботинского в составе английской армии был сформирован Еврейский легион, принявший участие в боях в Палестине. В 1919 году Еврейский легион переименовали в Первый полк Иудеи (First Judeans), и у него появилась эмблема - семисвечник с надписью на иврите «Кадима» («Вперед»). Впрочем, вскоре полк был расформирован.

13. А еще раньше менору избрали своим символом масоны. Точнее сказать, жидомасоны - основанная в 1843 году первая еврейская ложа «Бнай Брит», членами которой, согласно уставу, могут быть только иудеи. По замыслу создателей ложи, менора символизировала свет, который еврейские масоны собирались нести людям.

14. Но вернемся к меноре эпохи Второго Храма. Если верить Прокопию Кесарийскому, менору вместе с другими римскими сокровищами захватил король вандалов Гейзерих, разграбивший Вечный город в 455 году. Разгромив вандалов в 534-м, византийский полководец Велизарий доставил в Константинополь «иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привез в Рим Тит, сын Веспасиана». Возможно, среди них была и менора. Впрочем, в столице Византии эти сокровища не задержались:

Увидев их, какой-то иудей, обратившись к одному из родственников василевса, сказал: Мне кажется, не следует помещать эти вещи в царском дворце Византия. Не полагается им находиться ни в каком-либо ином месте, кроме того, куда много веков назад их поместил иудейский царь Соломон. Поэтому и Гизерих захватил царство римлян, и теперь римское войско овладело страной вандалов. Об этом было доложено василевсу; услышав об этом, он устрашился и спешно отправил все эти вещи в христианские храмы в Иерусалиме.
(Война с вандалами, 2:9)

Нашествие Гензериха на Рим. Эскиз Карла Брюлова

15. Есть и другие версии касательно местоположения храмового светильника. Когда папа Бенедикт XVI прибыл с визитом в Израиль, несколько правых активистов обратились в суд с требованием задержать понтифика, поскольку он якобы прячет в закромах Ватикана украденную у евреев менору. До суда, правда, дело не дошло. А жаль: адвокаты ответчика могли бы в опровержение таких обвинений предъявить книгу Стефана Цвейга «Погребенный светильник» - в ней говорится, что евреи еще в раннем Средневековье выкрали менору и закопали где-то в районе Иерусалима. Так что не сутяжничать надо, а взять лопату и копать, копать и копать.

16. И раз уж речь зашла о папе Бенедикте XVI - когда в 2008 году он побывал на Межрелигиозной встрече в Вашингтоне, представители всех конфессий вручили понтифику символические подарки. Мусульмане подарили миниатюрное изысканное издание Корана, буддисты - корейский колокольчик. Иудеи же преподнесли папе серебряную менору с семью лучами - символ вечной действенности завета Божьего мира.

17. А многие советские евреи, уезжавшие в Израиль в начале 90-х, узнали слово «менора» задолго до того, как впервые открыли Тору или услышали о Хануке. В те годы израильское страховое общество «Менора» открыло в Москве представительство и за небольшие деньги оформляло будущим израильтянам «льготную страховку». Правда, нам не доводилось слышать, чтобы кто-нибудь сумел этой страховкой воспользоваться, но поскольку страховой взнос был невелик, никто особо не обижался.

И другие объекты, полнящиеся смыслами:

В продолжение темы:
Управление

Корону, скипетр и державу, трон, двузубец - относят с символам монархической власти. Корона (от латинского слова corona - венец, венок), головной убор, являющийся знаком...

Новые статьи
/
Популярные