Древнеегипетская богиня с крыльями. Исида, Изида, богиня Исида, энергетический канал (посвящение, инициация) — Храм Истины. Исида с младенцем

Исида (Исис, Изида, Исет, Исэ, Иси) - одна из самых почитаемых и великих богинь древнего мира. Исида впитывает в свой образ самые сильные ценности и способности женщины: мудрость, искренняя женственность, власть, лунное начало, верность, мистические силы, материнство, любовь и сексуальность, поддержка. Она представляет собой лунный образ отражения солнечного света.

Ее возлюбленным неизменно оставался бог Осирис владыка фараонов, а в последствии повелитель загробного царства. Она была одновременно его сестрой и супругой. В своего мужа влюбилась еще в утробе матери, и в последствии не изменила своего решения и всегда поддерживала его.
Стоит отметить, что любовь здесь между братом и сестрой имеет духовный характер. Исида уже выбрала своего супруга, когда они оба еще не родились, а находились в бесформенном состоянии, такие души называют родственными по предназначению.
Исида родила от сына наследного правителя Египта. Исида как и сам Осирис была дочерью «неба () и земли (бога Геба)».

Символизм

Исиду изображали в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, на голове которой помещался символ царского трона (в других версиях солнечный диск, обрамленный коровой). Священным животным царицы Египта была великая Гелиопольская белая корова.
Другие известные атрибуты — амулет «Тет» (или «узел Исиды»), скипетр (символ власти), в некоторых случаях крест жизни Анкх.
Часто изображалась женщиной, кормящей грудью младенца, сына Гора или фараонов.

Божественные функции

  • Исида в первую очередь представляет собой женщину во всех аспектах, как мать и супруга. С этим связаны ее функции поддержания жизни, плодородия. Помогает женщинам при родах.
  • Обладательница больших магических сил, повелительница заклинаний, а также таких качеств как гибкость, выдержка и хитрость. Особенно подчеркивалась магия жизни и воскрешения в мифы о разбросанных частях Осириса. Она хранит ключи влияния на силы Вселенной.
  • Выступает как прародительница людей, владычица Вселенной
  • Наставник женщин в обучении их женским искусствам. По представлениям древних египтян именно она научила женщин ткать, прясть, исцелять недуги, образовывать. Является учредительницей института брака.

Энергетический канал ИСИДЫ

В общении с Исидой она предстала в образе сильной сосредоточенной женщины в белом платье с золотыми украшениями.

Что дает канал богини Исиды?

  1. Мудрая наставница для женщин в различных жизненных сферах. Научит правильно вести хозяйство, соблюдать тактичность и размеренность
  2. Повышает умственные способности, развивает внимание
  3. Заряжает сильной энергией реализованной или знающей что делать женщины
  4. Задача Исиды — поддержка семьи женщины
  5. Развивает женские магические способности (интуиция, притяжение, женские чары, изобилие, красота, сексуальность, женская власть в хорошем смысле, управление своей жизнью и другие).

Дополнительно: Канал работает только с женщинами.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Культ

Наиболее значимыми центрами почитания были города Хебет (на сегодняшний день не сохранился), храм на острове Филе на юге Египта, Дендер, Коптос, Абидос, были также храмы и в других областях Египта. Считалось, что особым образом Исида связана с Сириусом, где находится ее духовная сущность.
Позже ее культ стал распространяться дальше и за пределами Египта возникли храмы, посвященные ей в Италии, Риме, Нубии, Афинах.

Титулы

Носит эпитет «Прекрасная»; «Великая чарами, первая среди богов»; «Госпожа богов». Получив имя Ра и значит наиболее могущественные магические силы она стала называться: «Та, кто знает Ра в его собственном имени». В космическом плане соотносится со звездой Сириус в созвездии Большого Пса, почему и носит еще один титул «Госпожа звезд».
«Матерь фараонов».

Исида, подобно ему, была дочерью богини неба Нут и бога земли Геба . Известнейший миф об Исиде рассказывает, как после предательского убийства Осириса завистливым братом Сетом , она после долгих странствий разыскала разбросанные убийцей куски тела мужа и соединила их, создав первую мумию . В Египте считалось, что разлив Нила – это слёзы, которые Исида проливает о погибшем супруге. При помощи волшебного заклинания, превратившись в самку коршуна и распластав по мумии мужа крылья, она смогла забеременеть от тела мёртвого Осириса. Исида родила от него сына Гора , которого пришлось скрывать от Сета в болотных тростниках Дельты Нила. Став взрослым, бог Гор отомстил погубителю своего отца.

Этот миф выделяет в Исиде начала женской любви и верности. Другие легенды выставляют на первый план её мудрость и магическую силу. По преданию, Исида смогла заполучить для себя первооснову волшебного знания: узнать истинное имя отца богов – Солнца-Ра . Из слюны самого Ра Исида создала змея, который укусил его. Страдая от яда, Ра в обмен на исцеление открыл Исиде своё тайное имя, с чьей помощью можно творить любые заклинания и подчинить все загадочные силы мира. Благодаря этому Исида прославилась как матерь разнообразных знаний, изобретательница лекарств и т. п. Свои магические навыки она передала и сыну, Гору.

Гор, отнявший у Сета похищенное им владычество над Египтом, позже почитался как божественный покровитель царской власти. Вследствие этого и родительнице Гора Исиде стали поклоняться как «Матери фараонов ». Она часто изображалась кормящей царей грудью. Её традиционным головным убором стал царский трон.

Культ Исиды был распространён в Египте не меньше, чем культ Осириса. На неё стали переносить черты, качества и деяния некоторых других богинь, прежде всего Хатхор . Царский трон на голове изображений Исиды нередко стал заменяться убором Хатхор – солнечным диском в обрамлении рогов коровы.

Крупнейший храм Исиды находился на острове Филе (близ Асуана), на самом юге Египта. Этот остров считался местом захоронения Осириса. Другие крупные храмы располагались в Коптосе, Абидосе и Дендере (где, согласно мифам, Исида была рождена богиней Нут). С Исидой связан особый символ-амулет – тет (тиет), несколько напоминающий анх . Небесными воплощениями этой богини египтяне считали звезду Соптед (Сириус, с восходом которого начинался разлив Нила) и созвездие Большой Медведицы.

Развалины храма Исиды на острове Филе

Благодаря своей необычайной важности, поклонение Исиде распространилось из Египта по всему древнему средиземноморскому миру. В эпоху эллинизма с ней сопоставляли финикийскую Астарту и греческую Деметру . Затем она стала почитаться в других странах и под своим собственным именем. Исида имела немало храмов в Элладе и Италии. Культ Исиды приобрёл здесь таинственные, чувственные, иногда безнравственные формы. К нему проявляли уважение императоры

Богиня Исида в древнеегипетской мифологии является одной из самых известных и величественных египетских богинь. Исида – это образ идеала в понимании материнства и женственности. Она была матерью бога Гора, муж богини Исиды – Осирис, который являлся не только ее мужем, но и братом.

Кроме почитания Исиды в качестве матери Гора, она также почиталась как мать царей в Древнем Египте, так как они считались воплощением соколового бога на земле.

Культ египетской богини Исиды

Культ египетской богини Исиды является очень древним, и начинается, скорей всего, из Дельты Нила. Культовым центром Исиды принято считать Хебет, который был назван греческим народом Исейоном, на сегодняшний момент который погребен в руинах. После подъема культа бога Осириса, Исида становится женой и матерью Гора.

Центры почитания богини Изиды

На острове Филе, который расположен недалеко от Асуана, находится святилище и Храм богини Исиды, который просуществовал до конца цивилизации Древнего . Даже тогда, когда почти весь Египет был христианизирован, в Храме Исиды на острове Филе ее почитание продолжалось до 6 века нашей эры.

Это было потому, что запрещающий эдикт Феодосия 1 не распространялся на данную территорию. Среди других центров, где происходило почитание богини Изиды, следует обозначить Коптос, Абидос и Дендер.

Символы богини Египта Исиды

Наиболее распространенным символом Изиды был трон царей, точнее, его знак, помещавшийся на ее голове. С наступления Нового Царства, когда культ Исиды стал переплетаться с почитанием культа богини Хатхор, символом Изиды становится солнечный диск с рогами коровы. Священным животным богини Древнего Египта Исиды была корова Гелиополя, которая являлась матерью быка Аписа.

Одним из наиболее известных символов Изиды следует отметить амулет тет, являвшийся узлом Исиды, и кровь Исиды, который выполнялся из яшмы и сердолика, то есть , цвет которых – красный.

Изида – богиня, которая покровительствовала умершим людям, защищая западную область саркофага от посягательств своими крыльями.







Имя богини, вероятно, означает «сиденье», «трон» и идентично знаку, который она несет на своей голове. Таким образом, Изида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. В мифе она нашла мертвого брата и мужа Озириса, от которого зачала сына Гора и которого похоронила и вместе со своей сестрой Иефтидой оплакивала. Сетующие богини изображались в символическом облике двух хищных птиц (коршунов). На стенках гроба она изображается в человеческом обличье и с распростертыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Изида почиталась как «колдунья», которая могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства Изида тесно связывалась с Хатор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она перенимает. У древних египтян богиня считалась «глазом Ра», Платон же, напротив, воспринимал ее как лунное божество. В эллинистический период Изида была защитницей мореплавателей и получила в качестве атрибута руль корабля.

Изида и Нефтида приветствуют священного быка Аписа, несущего мешок с частями тела Озириса.

Многоцветность есть знак жизненной силы. Символическая значимость пестрых одежд египетской Исиды с особой выразительностью передана Плутархом: "Что касается одежды, то у Исиды она пестрого цвета, ибо принадлежа к материи, энергия её становится всем и все в себе заключает: свет и тьму, день и ночь, огонь и воду, жизнь и смерть, начало и конец. Одеяние же Осириса не приемлет тень и пестроту и является одним чистым подобием света, ибо начало - беспримесно, и ни с чем не смешано первичное и сверхчувственное" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 77). Пантеру и Исиду сближают не только пестрота внешнего вида. В каждой из них сосредоточена энергия космических рождений, и обе они источают волшебный запах. Согласно Плутарху, тело и волосы Исиды излучали удивительный аромат (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 15). То, что Плутарх далее говорит об Исиде, полностью приложимо к Пантере: "Исида есть женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение, почему Платон восхваляет её как "кормилицу" и как "всеобъемлющую", а большинство - как "многоименную" из-за того, что она принимает всяческие виды и формы, изменяясь по воле разумного начала" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 53). Многоцветность пантеры соотносится с бесконечной чередой зачатий, - обстоятельством, умалчиваемым автором "Физиолога". Однако языческая полнота жизни оказалась не до конца скрытой под покрывалом христианского смирения. У Данте радужное многоцветие Ада тождественно греховной фантасмагории лжи. В семнадцатой песне Ада Данте встречает великана со змеиным телом "в узоре пятен и узлов цветистых", на чьем хребте путники сходят в глубину: таков Герион - "образ омерзительный обмана" (Ад. XVII. 13-18) . На миниатюрах средневековых бестиариев шкура пантеры разрисована яркими сочными красками. В этом можно видеть отражение глубинной памяти о сакральной пестроте. Рассмотрим различные аспекты обозначенной темы. Согласно Павсанию, бог-хранитель города Элиды был изображен в хламиде, усеянной звездами (Павсаний. VI. 25. 4). Откликаясь на разные слухи о мифологических персонажах и считая их ложью, Павсаний произносит не очень ясную фразу: "Слыхал я и многое другое, будто грифы в таких же пятнах, как и леопард" (Павсаний. VIII. 2. 7). Выше говорилось о Кибеле, в свиту которой входят грифоны. В басне Эзопа "Лисица и барс" эти звери спорят между собой, кто из них красивее. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой. А лисица в ответ заявила, что у нее столь же изощрена душа (Басни Эзопа. 12; См.т.ж.: Плутарх. Пир семи мудрецов. 12). Из описания Иосифа Флавия известно, как выглядел занавес в Иерусалимском Храме. Храм имел два помещения; во внутреннее вели золотые двери в 50 локтей высоты и 16 ширины. "Перед дверьми висел, скрывая их, такой же величины занавес вавилонской работы, расшитый гиацинтом, виссоном*, багрецом и пурпуром**, - произведение, достойное всяческого удивления. Подобное смешение материалов не было случайным, но долженствовало служить подобием мироздания: багряница обозначала огонь, виссон - землю, гиацинт - воздух, а пурпур - море. Багряница и гиацинт были избраны для этой цели по сходству цвета, а два остальных - из-за своего происхождения, так как виссон происходит от земли, а пурпур - от моря. Шитье на занавесе представляло собой полный обзор неба, за исключением знаков зодиака" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 4). Пестрота смешанных красок выступает подобием мироздания, шкура пантеры также может быть уподоблена Космосу.

  • Виссон - лен; Павсаний (Описание Эллады. V. 5. 2) пишет: "Лен же в Элладе по своей тонкости не уступает еврейскому, но он не такой золотистый".
    • Пурпур, скорее всего, - ткань, окрашенная в красный цвет веществом, добываемым из морских раковин, см.: Павсаний. Описание Эллады. III. 21. 6.

Плутарх в "Застольных беседах", задавшись вопросом, каков бог у иудеев, рассуждение на эту тему вложил в уста афинянина Марагена - участника дионисийских таинств, который утверждает, что это Дионис. Мараген объясняет, что иудейские обряды напоминают дионисийские: первосвященник во время праздника носит на голове лидийскую митру, одет в оленью шкуру, шитую золотом, и длинный хитон, с одежды у него свешиваются колокольчики, как у вакхантов (Плутарх. Застольные беседы. IV. 6. 2). Согласно описанию Иосифа Флавия, одеяние первосвященника Иерусалимского Храма выглядело более впечатляюще: "Для совершения службы он надевал пояс, покрывавший ему бедра вплоть до чресел, и нижнюю одежду из льна, а сверху облекался в облегающую тело и спускающуюся до самых пят гиацинтовую одежду, обшитую кистями. На этих кистях висели, чередуясь друг с другом, золотые колокольчики и гранатовые яблоки: первые долженствовали служить символом грома, а вторые - молниями. Верхняя одежда прикреплялась к груди разноцветной повязкой, сплетенной из пяти лент тех же самых материалов - золота, пурпура, багряницы, виссона и гиацинта, - из которых, как мы уже рассказывали, были сотканы храмовые занавески. Из них же было сделано и наплечное одеяние, но золота в нем было больше, чем остальных материалов. [...] Голову покрывала тиара: она была из висона, а сверху увенчивалась гиацинтовой тканью; вокруг нее шел ещё один венец, золотой, с вырезанными в нем священными буквами, именно, четырьмя гласными. Однако это облачение он надевал не во всякое время (обыкновенно он носил более простые одежды), а лишь тогда, когда вступал в Святая Святых" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 7). Для нас важно следующее: пестрые одеяния и украшения первосвященника воспринимались сторонними наблюдателями как одежда из пестрой оленьей шкуры. Истинным гимном земным творениям звучат слова Иеронима Стридонского в "Письме к Фабиоле": "Итак, справедливо, что первосвященник Божий, нося на одеждах своих изображение всех тварей, показывал тем самым, что все нуждается в милосердии Бога; а когда приносил Ему жертвы, - жертвы эти были искупительными за весь мир; так что, и словом и одеждою, он молился не за детей, не за родных и близких, а за все творение" . Подобно тому, как мифическая пантера собирает вокруг себя всех животных, первосвященник облачается в одеяние, покрытое изображениями всех тварей. Разница лишь в том, что в ритуале символы животных сведены до уровня условных знаков. В апокрифическом "Завещании Авраама", популярном в Средние века, Бог посылает Смерть за Авраамом, предварительно повелев ей скрыть дикость, гниль и горечь и навлечь красоту, чтобы она своим появлением не испугала праведника. "Услышав сие, отошла Смерть от лица Всевышнего и навлекла на себя одежды блестящие, и сделала облик свой подобным Солнцу, и стала красива и прекрасна превыше всех сынов человеческих. [...] И вот, аромат благоуханный начал доходить до него и сияние света. Обернувшись же, увидел Авраам Смерть, идущую к нему во многой красе и славе". Авраам, не поверив тому, что перед ним Смерть, просит её явиться в истинном обличье. "Тогда совлекла с себя Смерть всю свою красоту и прелесть, и всю славу и вид солнцеподобный, который приняла, и облачилась в одежды тирана. И сделала лик свой мрачным - лютее, чем лик всевозможных зверей, и всяческой нечистоты не-чистее. И явила она Аврааму головы дракона огненные числом семь, и лики числом четырнадцать, дышащие огнем и великою лютостью: и темный лик, и мрачный лик ехиднин, и лик кручи ужаснейшей, и лик аспида лютый, и лик льва ужаснейшего, и лик змеи рогатой и василиска" Превращения в облике Смерти возвращают нас к теме противостояния благоухающей пантеры и зловонного дракона.

Исида - егип. ,s.t; греч. S.Іsis

В египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания (см. рис.). Культ И. пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире её называли «та, у которой тысяча имён». И. - дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Сета, мать Гора (см. рис.). Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах И. обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мёртвого Осириса, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету. В мифах подробно описывается жизнь И. в болотах дельты Нила, где она, спасаясь от преследований Сета, воспитала сына Гора. Однажды в её отсутствие ядовитая змея ужалила «прекрасного, золотого, невинного младенца. Его тело было неподвижно, его сердце было бессильно, не бились сосуды его тела» («Исида и Гор в болотах Дельты», текст т. н. стелы Меттерниха (см. рис.)). И. подняла крик, призывая на помощь богов и людей. Бог мудрости Тот успокоил несчастную мать и своими заклинаниями исцелил Гора. Когда Гор подрос, И. явилась с ним на суд эннеады (девятки богов) и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда И. Однако мудрая богиня перехитрила Сета. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил её на заповедный остров. Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну.

В дальнейших спорах и столкновениях Гора с Сетом И. помогала своему сыну. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила её отравой, то И. оторвала руку и заменила её здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царём Египта своего сына. Имя И. упоминается почти во всех религиозно-магических текстах, посвящённых Осирису. О ней идёт речь в мифе о споре Гора с Сетом (сохранившемся на папирусе Честер Битти I). В некоторых вариантах мифов (миф о Ра и змее, сказка о фараоне Хуфу и чародеях) И. действует вполне самостоятельно и Осирис даже не упоминается. В магических текстах, написанных на т. н. стеле Меттерниха, об Осирисе упоминается лишь вскользь, а И. стоит на первом плане («Гор и Исида в болотах Дельты» и другие тексты). В мистериях, посвящённых смерти и воскресению Осириса, Осирис безмолвствовал (фигурировала его статуя, которую опускали, подымали и поворачивали), зато И. и её сестра-помощница Нефтида (их изображали жрецы) произносили длинные речи, оплакивая Осириса («Призывания И. и Нефтиды» (см. рис.). Отношение И. к Осирису и Гору считалось в Египте и затем в античном мире поучительным примером семейных добродетелей. Однако такая трактовка образа И. не являлась изначальной. Сохранилось глухое воспоминание об И., выступающей на стороне Сета, злейшего врага её мужа и сына. При этом даётся объяснение такого поведения. Когда она, заступившись за сына, вонзает свой гарпун в Сета, тот восклицает: «Что сделал я против тебя, сестра моя Исида? Позови свой гарпун, да отпустит он меня, ибо я брат твой по матери!». Потом он говорит, что Гор является для И. чужеземцем (то есть принадлежит не её роду, а роду своего отца). Смущённая этими речами, И. отзывает свой гарпун и разъярённый таким предательством Гор отрубает своей матери голову. Этот вариант мифа является глубоко архаическим. И. поступает здесь в соответствии с нормами материнского права, когда брат по материнской линии является самым близким человеком. Гор, как представитель нового поколения богов, действует уже по нормам отцовского права. Он теснее связан с отцом, а для матери менее дорог, чем родной брат. Этот древнейший вариант мифа был затем искусственно включён в свободное изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он совершенно не вяжется с общей тенденцией повествования.

В мифе о Ра и змее И. выступает как злая волшебница. Она создает и насылает на верховного бога Ра ядовитую змею. Ужаленный бог молит «великую чарами» И. об исцелении, и она спасает его только после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Затем И. получает магическую власть над царем богов.

Подобно вавилонской богине Иштар, И. постепенно превращается из злой богини, которая борется за власть с богом Ра и враждует даже со своим сыном Гором, в добрую и благодетельную владычицу. Создается классический образ И. - любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына. Первоначально И. почиталась в северной части дельты Нила и центром ее культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само ее имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Почитателями И. в первую очередь были обитавшие в районе Буто рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось несчастье, то они первыми прибежали к ней на помощь («И. и Гор в болотах Дельты» (см. рис.). Как богиня неба И. изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. В дальнейшем (после создания гелиопольского пантеона, т. н. Великой эннеады) владычицей неба признается мать И. богиня Нут, а сама И. выступает уже в классическом образе супруги и помощницы Осириса.

Почиталась И. и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соответственно ее (как и сестру Нефтиду) изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Вместе с той же Нефтидой, а также богиней Хекет И. выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожденных царей («Сказка о Хуфу и чародеях»).

Как супруга Осириса , И. воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зерна; греки отождествляли И. с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами И., горюющей по супругу. Судя по античной традиции, И. была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Сохранились изображения И. с лодкой в руках.

Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как И. В 4 в. до н. э. храм И. был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. на острове Делос. Известны также святилища И. в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Италии культ И. распространяется начиная со 2 в. до н. э.; воздвигаются храмы И. в Риме, Помпеях, Беневеяте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе И. в Галлии, Испании, Британии. Если сначала её культ связан с культом Осириса, то в греко-римскую эпоху он приобретает самостоятельное значение, и И. выдвигается на первый план, принимая на себя многие функции Осириса. Об И. писали многие античные авторы (с благоговением Плутарх и Апулей, с иронией Лукиан из Самосаты и Ювенал).

Культ И. повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу И. с младенцем Гором. Статуэтки И. сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кёльне).

Образ И. получил отражение в поэзии [напр., у О. Уайльда («Сфинкс»), В. Брюсова («Жрец Исиды», «Встреча») и др.].

Лит.: Коцейовский А., Иератическая часть Берлинского папируса 3008. Призывания Исиды и Нефтиды, «Записки классического отделения Русского археологического общества», 1913, т. 7, с. 133-87; Mоpэ А., Мистерии Изиды, в его кн.: Цари и боги Египта, пер. [с франц.], М., 1914, с. 171-225.

Д. Г. Редер

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Исида, С. 7 и далее. Мифы народов мира, С. 3431 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 571 Словарь)]

Древнеегипетские боги уже много столетий притягивают внимание, а фантастические мифы, подкрепленные реальными событиями и людьми, затягивают и погружают в атмосферу прошлого времени. Исида не является исключением. В она была очень известна, и ее слава дошла и до наших дней.

Кто такая богиня Исида в древнем Египте?

Она была очень добрым и положительным персонажем и всегда становилась на сторону добра. Исида оказывала помощь любому нуждающемуся, тяжело переживала беды и несчастья смертных. Многие мифы гласят, что большей частью своих умений, она поделилась со своим сыном Гором и наказала ему заботиться о людях. Сын был настоящим достоинством богини, и любила она его больше своей жизни.

Древнеегипетская богиня Исида была очень мудрой женщиной. Пройдя через нереальные для человека препятствия, она смогла найти в себе силы и все же стать матерью, поэтому ее и стали именовать как богиню домашнего очага и верности. Исида очень долго и мучительно переживала смерть мужа, и в нынешнее время ее облик представляют как хрупкую деву с птичьим крылом, склонившуюся над упокоенным супругом.

Чему покровительствовала Исида?

Великая богиня древнего Египта Исида была настоящим олицетворением женственности. Все девушки и женщины молились и подражали ей, дабы показать свое совершенство, любовь и верность. Богиня Исида имела власть над стихиями воды и ветра. Многие считали ее богом плодородия и достатка в доме. Все цели, к которым шла эта уверенная и добрая женщина обязательно достигались, но, к сожалению, как и у других , у Исиды была сложная и трудная судьба, со множеством предательств.

Как выглядела богиня Исида?

Мифология Египта представляет несколько обликов богини. По некоторым описаниям она имеет красивые птичьи крылья, которыми как бы закрывает своего мертвого мужа от внешнего мира. Некоторые считают, что Исида могла превращаться в орла и летать в небесах, рассматривая людей. Современники видят ее сидящей на коленях либо кормящей грудью своего сына Гора.

Практически всегда на голове у нее находится трон, или же коровьи рога, держащие на своих концах солнце или ореол. Второе ее представление относится к более поздним временам, когда уже люди окрестили ее как богиню плодородия. Само по себе ее имя произошло от слова «исет» - что в переводе означает царский трон, и этот трон считается ее основным признаком на всех изображениях.

Как почитали богиню Исиду?

Люди древнего Египта почитали ее как главную покровительницу рожениц. При каждом появлении на свет нового человека, присутствующие обязаны были молиться ей, а после удачных родов приносить дары. Богиня Исида давала людям веру в магию исцеления, поднимала жизненные силы тех, кто в этом нуждался, но самая главная ее заслуга – это сохранение семейного очага. В Египте ей подражали многие женщины, тая в себе нежность, доброту и красоту. В древности считалось, что, если жена посмеет изменить мужу, Исида обязательно ее покарает за совершенный грех.

Легенда об Осирисе и Исиде

Этот миф известен многим и его трагичность может затронуть сердце любого. Исида была верной супругой Осириса, но его родной брат убил его, чтобы завладеть его замком и властью. И настолько был зол Осириса брат, что приказал разрубить его тело на мелкие кусочки, и не предавать земле, дабы люди не могли прийти на его могилу поклониться ему. Долго скиталась Исида, но все же собрала тело мужа и вдохнула в него на мгновение жизненные силы, для зачатия сына.

У богини получилось забеременеть, и она родила прекрасного сына Гора, которому впоследствии и передала все свои магические знания. Любила она его, как любила мужа своего, ведь он был его точной копией, его подобием. Наверное, из-за такой трагической судьбы Исида и стала богиней домашнего очага. Потеряв свое счастье, она помогала обрести его другим, поддерживая в тяжелые жизненные моменты.

Странствования Исиды

После смерти мужа Исида не побоялась остаться в замке и посмотреть в глаза своему злейшему врагу. Все же не было ей там больше места и ее прогнали. Жестокое убийство заставило бедную женщину скитаться по всему Египту и собирать по кусочкам своего упруга, дабы сделать из него мумию. На тот момент это была самая первая попытка изготовления мумий, по примеру которой стали отправлять на покой фараонов.


Странствия и волшебство Исиды привели ее в город Библа, к берегу Зеленого моря. Именно там она попала в дом к царице, так как в ее замке в колонне из дерева был замурован сундук с телом ее мужа. Долгое время Исида была там служанкой и заботливо нянчила сына царицы, втайне делая его бессмертным. Но сама царица замка все испортила, обвинив богиню в колдовстве над ребенком. Обозлившись, Исида разломила колонну и увидев тело мужа громко закричала, и своим криком убила сына царицы, наказав ее этим.

В продолжение темы:
Управление

Корону, скипетр и державу, трон, двузубец - относят с символам монархической власти. Корона (от латинского слова corona - венец, венок), головной убор, являющийся знаком...

Новые статьи
/
Популярные