Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ы». Старшая группа. План-конспект в подготовительной группе по обучению грамоте на тему «Гласный звук Ы. Буква Ы Занятие по обучению грамоте буква ы
Цель занятия: изучаем букву Ы, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Ы, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ы по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Дым
Сыр
Усы
Мыло
- Скажи, как гудит пароход? (Ы-ы-ы!..)
- СЫР, КОСЫНКА - какой звук есть во всех этих словах?
Запомни, пожалуйста: в русском языке нет слов, в которых звук [Ы] находится в начале слова.
В середине или в конце звук [Ы] в словах СЫР? ЧАСЫ? УСЫ? СЫН? КОТЫ? ОСЫ? СУПЫ? ДЫМ?
Когда мы произносим звук [Ы], воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Ы].
- Гласный или согласный звук [Ы]?
- Какие еще гласные звуки ты знаешь?
- А какие ты знаешь согласные звуки?
Задание: печатная буква Ы для дошкольников
Рассмотри букву Ы. Нашили букву Ы в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Сказка про букву Ы
Крыса Дылда и Пых-Пых
Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:
Кара-ул!!!
- А что случилось?
У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!
Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.
- Он же все мои припасы сожрет! - зарыдала Дылда.
- Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,- сказал Мыша.
- Т-ты что, б-боишься? - тихо спросил Цып.
- А т-ты?
- С тобой нет.
Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! - лежа под кроватью, бормотала Дылда.
Но через несколько минут друзья вернулись.
Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша.
- А кто же это был?
- Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.
Скороговорки
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла -
Так мылась Мила.
Кто больше?
Назовите как можно больше слов со звуком [Ы] в середине.
(Ответ: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка, пыль, быть, мышь, выгодно.)
Веселые стихи про букву Ы для детей
Бык мычит две буквы: - Му!
- Мяу! - кот сказал ему.
- Слышал?
Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
(Г. Виеру)
Жили-были прыгуны.
— Мы допрыгнем до Луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
— Прыгуны, вы где?
— Мы тут!
(В. Берестов)
Ы - мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
(Я. Аким)
Бывает эта буква в конце и в середине,
В конце капусты, брюквы, а в середине дыни.
В маленькую книжку не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы - нарисуем мышку.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
(Е. Благинина)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Цель:
1.Воспитывать интерес к занятию
2.Познакомить с артикуляцией звука Ы
3.Выделение звука Ы из слов и из ряда гласных
4.Анализ сочетаний из 3 гласных звуков
5.Образовывание формы множественного числа существительных
6.Подбор определений к слову дыня
7.Развивать внимание,память,общую моторику
Оборудование: предметные картинки,наборы схем, картинки для оргмомента с фигурами разного цвета, игрушка гномик, фартучки красного цвета, звукозапись шелеста деревьев, символ звука ы, карточки с «зашумленными» предметами
Ход занятия
Оргмомент (дети садятся по инструкции,закрепляя цвет предметов)
Логопед: сядут те, у кого предметы красного, жёлтого, зелёного, синего цвета.
Основная часть
1.Логопед просит отгадать загадку Его весной и летом видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Включатся звукозапись. Дети слушают шелест листьев.
Игра « Деревья шумят» (дети по собственному желанию превращаются в деревья: берёзы, дубы, липы, клёны),они стонут от ветра « ЫЫЫЫЫ»
2.Знакомство с человечком Ы(человечек красного цвета представляет форму, похожую на очертание губ при произнесении звука Ы)
Он услышал, что его позвали и пришёл. Дети делают вывод, что звук Ы гласный, его можно петь. И рубашка у него красного цвета. Человечек предлагает детям поиграть.
3. Игра « Поймай звук»/дети имитируют ловлю мяча, ловят только звук Ы/
4.Логопед находит на столе мешочек, в котором кто-то шевелится.Дети высказывают свои предположения.
В гости пришёл гномик,дети подбирают ему имя(Его зовут Пых)
Гномик говорит на своём языке мы-мы-пы, ты-ты-вы, ды-ты-ды
Дети повторяют слоги со звуком Ы
5. «Что любит ПЫХ»
Отобрать среди картинок, стоящих на доске те, в названии которых слышится звук ы/дыни, грибы,конфеты, тыкву,сыр/
6."Угадай, что съел Пых? "/игра по типу « Чего не стало?»
Логопед убирает одну из картинок, а дети определяют.
7.Физкультминутка
Игра « Чудесные превращения»(дети имитируют движения согласно текста)
Дилы- дилы -появились крокодилы
Моты-моты-показались бегемоты
Афы-афы-жуют листики жирафы
Ны-ны-ны- водой брызгают слоны
Яны-яны- по веткам скачут обезьяны
7.Пых видит, что дети умеют превращаться в разных животных просит помочь ему превратить один предмет в несколько. Игра « Скажи про много предметов»
/стол,конфета,кабан,гриб, машина…/Дети образуют множественное число от слов, изображённых на картинках.
8.« Живые звуки» Пых называет сочетания из трёх гласных звуков. Далее логопед с помощью звуковой линейки открывает нужное количество окошек красного цвета(сколько окошек загорелось?-3.Значит, сколько звуков сказал Пых?-3) Вызванные к доске дети надевают фартучки красного цвета, превращаются в живые звуки. Становятся,согласно произнесённому порядку)
Остальные выкладывают схемы.
9.Добавь « ты» или « ды» (кус-.. мос-…са-… хо- … дроз- … пос-…ко-…
10. Пых предлагает детям среди зашумленных предметов найти предмет со звуком Ы.Дети находят дыню и закрашивают её. Подбор определений к слову
11. Итоги занятия.
С каким звуком познакомились, каким цветом он обозначается, какой это звук, какие слова с этим звуком запомнили….
12.Дома: придумать слова со звуком Ы.
Обучение грамоте
Подготовительная группа
Тема: «Звук Ы, буква Ы»
Задачи:
Познакомить с гласным звуком (Ы) и его условным обозначением- буквой Ы красным квадратом (или красным кругом).
Формировать умение соотносить схему слова с названием изображенного предмета.
Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха, памяти, зрительного внимания, графических навыков, мелкой моторики руки.
Воспитывать познавательный интерес к предмету, аккуратность.
Материалы и оборудование:
раздаточный материал: фишка, звуковая линейка, карточки для звукового анализа, простые карандаши, фломастер красного цвета, емкости с фасолью.
Демонстрационный материал: изображение буквы, магниты, изображение гномика Пыха, картинки дубов и кленов, звуковые домики. Предметы: мыло, часы, мяч.
Ход деятельности:
I . Организационный момент.
II . Основная часть:
1.Релаксация:
Педагог превращает детей в деревья «Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь!»
Представьте, что вы превратились в дубы: крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в клены. Даже легкий ветерок раскачивает клены. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Клены поют высоким голосом «ы-ы-ы».
2.Выделение звука (Ы) из слов: ДУБЫ, КЛЕНЫ. Сообщение темы занятия.
Как стонали дубы, клены? Какой последний звук?
3.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа со звуковым замком.
4.Игра «Поймай звук». Дети хлопают в ладоши, когда слышат слова со звуком «Ы»: рыба, сыр, пылесос, шторы, столы, часы.
5.Работа со звуковой линейкой (индивидуально). Определение места звука (Ы) в словах в трех позициях: начале, середине, конце слова. /слова: рыбак, мыло, крыса, шумы, шары/.
6.Дети слышат звук (П),(Ы)- кто- то пыхтит (х-х-х). Это звук (х) скучает. Добавьте к слогу (ПЫ) звук (Х). какое слово получилось? (ПЫХ).
Чтение стихотворения детям:
«На самом темном чердаке
Живет косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке
Среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине
Картинки смотрит при Луне.
Глазенки у него горят,
Как угольки в кострах.
На воробьев и на мышат- он нагоняет страх.
Но нам с тобой не страшен он-
Всего ведь навсего, он- ГНОМ!»- вывешивается на ковролин картинка ПЫХА. Педагог предлагает Пыху остаться с ребятами и посмотреть чему они научились. Звковой анализ слова «ПЫХ».
6.Проблемная ситуация: -есть ли слова, начинающиеся со звука (Ы)?
«Мы услыхали от совы, что нету слов со звука (Ы)».
7.Физкультминутка «Часы»:
«Мы день не спим,
Мы ночь не спим.
И день и ночь,
Стучим, стучим.
Тик- так, тик- так- все часы идут вот так6
Тик- так,
Налево – раз!,
Направо- раз.
Мы можем так,
Тик- так, тик- так!»
8.Игра на словообразование: «Придумай слово»:
Часы на руке- наручные
На стене- настенные
На столе- настольные
На башне- башенные
Машины для стирки- стиральные
Для уборки улиц- уборочные
Для перевозки грузов- грузовые
Для перевозки людей- легковые
9.Работа над предложением. Выставляются предметы: мяч, мыло, часы.
Название какого предмета не содержит звук (Ы)?. –Составьте с оставшимися словами предложения. Например: Мама купила мыло. Тихо тикают часы.
10.Знакомство с буквой (Ы):
«Вот бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы».
Какие элементы есть в букве?
Выкладывание буквы из фасоли, графическое изображение буквы (в форме графического диктанта).
III . Итог.
Виктория Авдеева
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы»
Цели:
Уточнить артикуляцию звука [ы];
Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
Продолжить знакомить детей с образом буквы ы;
Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Ход занятия:
I. 1) Дети стоят в кругу с воспитателем.
Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?
Какой месяц?
Какое сегодня число?
А день недели?
А какие занятия у нас в четверг?
Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).
А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).
Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
Мы сегодня с вами вспомним один очень интересный звук и его образ –букву. Поищем этот звук в словах.
Наш один общий друг снова прислал нам письмо. Это Почтальон Печкин. Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, какой звук мы будем сегодня повторять:
Звук – невидимка спрятался в часы,
А его братишка – дедушке в усы.
Дети называют звук [ы].
2) Артикуляция звука
Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.
3) Характеристика звука.
Звук [ы] – гласный.
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],
На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.
Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.
II . 1) – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).
Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], наклеивают картинку на доски.
3) Образование существительных множественного числа.
Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).
Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).
Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).
У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
А в клумбах растут не нарцисс – а (нарциссы, не георгин, а. (георгины, не пион, а. (пионы)
На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).
И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).
В городе у звука [Ы] не Автобус – а. (автобусы) Не троллейбус- а. (троллейбусы)
И на день именинника водит не хоровод- а… (хороводы)
Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
III. а) Знакомство с буквой
Какой звук мы сегодня вспомнили? (Звук [ы]).
Давайте посмотрим как выглядит буква Ы (показ буквы).
б) Анализ образа буквы
Воспитатель с детьми рассматривает букву.
Посмотрите на букву ы. Из каких элементов состоит она? (Две палочки, полукруг).
А палочки одинаковые или разные?
В) Синтез образа буквы.
IV. «Кто внимательный» Запомнить слова, в которых встречается звук [ы]. (Г. Юдин «Крыса Дылда и Пых-пых»)
V. Чтение слогов: Ды-ня, цве-ты, кры-са, боб-ры, тык-ва, о-гур-цы, по-ми-до-ры, спи-цы, кры-ша, плы-вет, крас-ный, ша-ры.
VI . Штриховка «Часы»
Подведение итога занятия.
Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?
Что было трудным?
Где вам это может пригодится?
Публикации по теме:
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.
Тема: звук [ш] и буква Шш. Задачи: Образовательные: ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа.
Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.
Разработала учитель-логопед
Гимадиева Людмила Павловна
МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.
Цель : Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.
Коррекционно - образовательные:
Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.
Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.
Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.
Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и классической литературе.
Оборудование:
- Игра «Билеты»;
- Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
- Гласные буквы А, О, У, И, ы;
- Магнитная доска;
- Игра «Буквы играют в прятки»;
- Гусеница со «сломанными» буквами;
- Красные карандаши или маркеры по количеству детей;
- Картинки на гласные звуки в конверте;
- Игра «Прочитай-ка» - составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
- Игра «Куб с буквами»
- Компьютер и музыкальное сопровождение
- «Дерево» и «листья - прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).
Ход:
1. Орг.момент
Дети входят в игровую зону.
Игра «Билетики»
Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся в страну «АБВГДЕЙ - ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук «спрятался» в начале слова.
Дети, получают билеты, отвечают.
Повторение пройденного.
Назовите, все звуки, которые вы сейчас произносили?
Логопед: Как называются эти звуки?
Логопед: Почему они гласные?
2. «Вспоминай-ка!»
После каждого упражнения делается обобщение. Например, в какую игру поиграли? ("Вспоминай-ка" ) Мы определяли место звука в слове.
Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды ).
Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?
Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом
Игра «Читалочка» - по сигналам гласных звуков.
Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих - выставляют на доске .
А теперь выберите сигнал - символ звука, подходящий к вашей картинке - соотнесение с сигналом - символом гласных звуков. Взаимопроверка.
3. Сообщение темы занятия
Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.
В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.
Ребята, скажите как обозначаем звук на письме - буквой.
Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.
Правило : Буква - это графический знак, обозначающий звуки на письме.
4. Игра «Иностранные буквы».
«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»
К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились.
Вот они!
Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!
Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.
Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)
(когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)
5. Игра «Заколдованные картинки»
Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и соотносят с буквой.
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку, милый мой дружок!
Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.
6. Игра «Подарочки»
Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.
Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.
Гласные буквы (А,О,У,ы,И) выставлены на доске.
Почему картинок меньше чем букв?
(В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)
7. Физкультминутка «Веселый кубик». (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А - начало букваря...").
Мы старались звуки определить по порядку.
Я вас приглашаю на веселую зарядку.
У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.
Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.
Кто будет кидать первым?
Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.
Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.
Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка.
Придумывают слова с заданной буквой, (например Автомобиль - и выполняют соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это … , выполняют упражнение,
ИВОЛГА - птица
Выполняют упражнение - «тело-буква».
8. Игра« Прочитай-ка»
С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.
- Мальчик плачет: А-а-а!
- Винни пух и осы: О-о-о!
- Воет волк: У-у-у!
- Яблоко и груша.
- Морковь____, а огурец_____.
- Заблудились в лесу! Ау !
- Как зовут ослика: Иа!
- Малыш плачет: Уа !
- У кошки котенок.
- У девочки кукла, а у мальчика машина.
- У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.
__, а _ __. Конфеты сладкие, а лимон кислый.
__ ___ у-у-у!
_______ _________ Уа,уа!
У и ,
а у и .
У ..
_____ О .
(Зайчик мечтает, или думает о капусте)
9. Итог занятия. Рефлексия
Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.
В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?
В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками.
Дерево - дети украшают дерево листочками.
Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями - украсьте дерево листочком желтого цвета.
Если вы испытывали затруднения - оранжевого.
Если было очень трудно - красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки - закрепляют материал на индивидуальном занятии).
Какое дерево получилось?
Осеннее, разноцветное.
Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах.
О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина
«В багрец и золото одетые леса», - что значит багрец - багровый, красивый, темно-красный, золото - желто - оранжевое.
Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)
Ещё по данной теме: