Национальные особенности скандинавов. Потомков викингов не берут на работу: быть мужчиной в Скандинавии опасно для карьеры Скандинавские мужчины

Желание найти свою вторую половинку нередко заставляет нас преодолевать немыслимые расстояния, изучать иностранные языки и традиции, мирится со многими вещами, которые раньше могли показаться странными или недопустимыми. Все что угодно, лишь бы найти того самого, настоящего героя своего романа. Мужчину, рядом с которым удастся, наконец, почувствовать себя стопроцентной женщиной – любящей, счастливой, нежной, женственной и сексуальной.

Но поиски избранника – это долгий и кропотливый процесс. Нередко встрече с тем самым, единственным, уготованным судьбой, предшествуют десятки неудавшихся знакомств и сотни пустых переписок. И порой, прежде чем ЗАГСы распахивают перед счастливыми влюбленными свои двери, приходится пережить массу разочарований и неприятных моментов.

Желание обрести наконец долгожданное счастье бывает у русских красавиц иногда столь велико, что никакие расстояния, отличия в традициях, языке и менталитете не смогут их удержать.

Женщины готовы идти на любые жертвы, мириться с, казалось бы, абсурдными вещами, лишь бы оказаться в руках того самого, настоящего Мужчины, который смог бы приоткрыть створку женственности в ее слегла огрубевшей душе.

За долгие и тяжелые поиски Судьба часто награждает наших женщин. Примеры счастливых браков с иностранцами вы можете найти на нашем сайте и форуме. Но порой бывают и весьма плачевные ситуации. Когда женщина оказывается просто не готова к такой резкой смене жизненного уклада, к национальным особенностям своего зарубежного жениха, его привычкам и нравам, а уж тем более - его окружению.

Именно поэтому сайт сайт не устает напоминать всем, кто собирается замуж за иностранца, о том, что надо заранее как можно больше узнать своих кандидатов. Только тогда вы сможете принять правильное решение и спрогнозировать развитие ваших отношений.

В сегодняшней статье рассмотрим «горячих» скандинавских мужчин, потому как статистика свидетельствует о том, что все больше и больше браков заключается между россиянками и мужчинами Севера.

Кстати, о «горячести» скандинавских мужчин. Откуда пошло это выражение доселе не известно. Одни считают, что это связано с горячей финнской сауной, которую любят все северяне. Другие видят «горячесть» скандинавов в их отменном здоровье. Мол, им всегда жарко, ходят без шарфов и шапок, с распахнутой грудью, зимой ложками едят мороженое, не боятся пить ледяную воду из-под крана. Третьи проводят аналогии с их крутым нравом. Но самим мужчинам приятно думать, что они горячи в отношении с женщинами.

Итак, для начала определимся с самим понятием «скандинавские мужчины». Вроде бы все понятно, это — жители «Скандинавских стран». Но на самом деле все очень и очень размыто. Чисто географически Скандинавский полуостров делят Норвегия, Швеция и Финляндия. Официально этим термином называются бывшие этнически близкие государства варягов: Норвегия, Швеция и Дания, имеющие общую историю и единый праязык. В разговорной речи сюда часто включают еще Исландию и Фарерские острова.

Финнов, которые хоть и относятся к совершенно другой языковой и этнической группе, в народе все равно называют «скандинавами». . О них можно почитать подробнее.

Все эти народы, условно будем называть их «скандинавами», и похожи, и не похожи друг на друга одновременно. У каждого народа свой характер и особенности, но нордический нрав часто берет верх, поэтому и норвежцы, и шведы, и финны напоминают тем, кто с ними знаком, своих соседей. Датчане - яркие представители скандинавской группы - стоят немного особняком, они более европеизированные и имеют мало общего с теми же норвежцами (например, различные климатические условия накладывают свой отпечаток на их образ жизни). Про национальные особенности датчан читайте по .

Скандинавы представляются в глазах русских женщин статными голубоглазыми блондинами. Высокие, спортивного телосложения северные красавцы покоряют сердца наших женщин на раз-два. Конечно, не стоит утверждать, что каждый швед или норвежец на голову выше любого русского мужчины, можно встретить мужчин любого роста и полноты (у каждого найдутся пятна в генеалогическом дерева), но в подавляющем большинстве они считаются высокими и крепкими народами, продолжающими традиции славных викингов.

Что нужно знать о скандинавских мужчинах

Несмотря на то, что скандинавы тянутся к иностранным женам (своих женщин у них явно не хватает), общение русской женщины со шведом или норвежцем протекает поначалу очень трудно. Вы увлекательно рассказываете ему о чем-то, а на вас смотрит застывшая маска. На лице - ноль эмоций! Многие дамы сразу обижаются, мол, бесчувственный хам, а упирается все национальные особенности скандинавов, в традиции - чем интереснее собеседник, тем глубже и уважительнее молчание.

Доброжелательность к людям и гостеприимство у скандинавов в крови, тут можно провести параллель с широкой славянской душой. Однако спокойствие, местами - даже флегматичность, накладывает свой отпечаток. Свойственный нам, русским, размах и фееричность тут не в почете. Полное спокойствие, отсутствие паники и пафоса - вот отличительные черты типичного норвежца.

Кстати, такая размеренная жизнь часто бывает причиной того, что темпераментная и активная россиянка начинает скучать в чужой стране и испытывает острый эмоциональный голод. Жизнь тут протекает монотонно, возможно сказывается действие величественной и суровой природы, и нашим дамам не хватает национального юмора, шумных кампаний, ярких праздников, а кому — банальных попоек и разборок.

На самом деле с этим у них все в порядке. Веселиться скандинавы умеют еще как, правда, чувство юмора у них своеобразное, вечеринки, на которых принято бить бокалы об пол, тоже имеются. Да и поведение на таких мероприятиях выходит за рамки сдержанного - комплексы отсутствуют напрочь, публичный стриптиз высшего руководства на корпоративе вполне уместен. Но большую часть своего времени северяне сдержанны и немногословны во всех сферах жизни.

Что явно отличает северных мужчин — нежное, почти трепетное отношение к своей семье и детям, равное распределение обязанностей по воспитанию и уходу за ними. Начинается общение отцов и детей с самого родильного дома. В Скандинавских странах присутствие супруга на родах - явление само собой разумеещеся. И дальше отец принимает очень активное участие в их жизни, он, как правило, играет с детьми, обеспечивает им досуг, может заниматься интеллектуальным развитием ребенка.

Гендерные проблемы вообще не существуют у этих народов. Исторически сложилось так, что женщина в скандинавском обществе независима и равноправна с мужчиной. Как и жены древних викингов, они сегодня экономически свободны, ибо не привыкли сидеть на шее у мужа, активны, с легкостью занимают самые высокие государственные и коммерческие должности.

Норвежки абсолютно не чувствуют себя ущемленными в каких-то правах. Да, они рожают и кормят детей (так уж сложилось, что только им это под силу), но в остальное время работают не меньше мужчин. И поэтому, конечно, чувство собственной неполноценности или неравенства им чуждо. А отцы будут играть с детьми не потому, что положено, а потому, что это действительно приятно.

Раз женщина работает и обеспечивает семью наравне с мужчинами, то и в домашних делах участие принимается сообща. Чисто мужскими обязанностями считается глажка белья, мытье посуды, сервировка и уборка стола. Убирать квартиру (тут, кстати, стоит особо отметить врожденное чистоплюйство тех же шведов), ухаживать за садом, машиной супруги будут вместе.

Русским женам надо быть готовым к тому, что придется выполнять мужскую работу. Считается, что поменять колесо, повесить картинку, передвинуть мебель женщина может и самостоятельно.

У скандинавов в почете спорт, особенно - зимние виды, на лыжи они ставят своих детей, едва те научатся ходить. Популярная норвежская поговорка вежливо напоминает нам, что «норвежец рождается с лыжами на ногах»! Они очень любят море, уважают и оберегают природу. Трепетное отношение ко всему живому (лесам, озерам) естественны для этих народов. В нем нет и толики фальши.

Выходные дни скандинавы любят проводить на природе. Их вокзалы просто переполнены людьми с походными рюкзаками! Все семейство от мала до велика выбирается из дому. Разговоры о том, что скандинавы - домоседы, все враки!

Однако их пикники нисколечко не похожи на наши гулянки, нет пьяных криков, все чин чинарем. С такими лицами в нашей стране ходят только в церковь. Впрочем, в этом есть доля правды, для скандинава природа — храм его жизни: оставить после себя мусор, сломать дерево, бросить пустые бутылки в озеро? Даже не думайте об этом.

В быту норвежцы непритязательны, чего не скажешь о . У них должно все блестеть чистотой, натирать кафель в ванной они могут круглыми сутками. Норвежцы же обходятся самым необходимым. Если ваш будущий супруг живет в небольшом городке, будьте готовы к тому, что купить вы сможете только прожиточный минимум. 10 сортов сыра на выбор? Зачем? Можно обойтись и одним.

У скандинавских народов культ пищи отсутствует как класс. К вопросу питания они подходят уж очень прагматично. Уместна в данном отношении поговорка - есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Многие мужчины вообще завтракают на бегу, обедают перекусами, они не понимают, как это можно обеденный перерыв потратить исключительно на наполнение желудка.

Свободная, равноправная мужчине, она выбирает, с кем ей жить и предаваться любви, она умеет сражаться и идет в набег вместе с викингами, стильная кольчужка облекает ее стан, меч в руке готов разить без пощады, и ледяной морской ветер развевает ее непокрытые волосы.… Так представляет себе большинство почтенной публики типичную скандинавскую женщину в эпоху викингов.

Конечно, этот будоражащий образ не имеет ничего общего с действительностью.

Бесспорно, скандинавская женщина в VIII-XI вв. имела более высокий статус, чем ее европейские сестры. Ее не принуждали сидеть на женской половине дома, наоборот, она была украшением мужского общества, с ней охотно вели беседы и прислушивались к ее советам. Но закон считался лишь с мужчиной, в чьей абсолютной власти она находилась, муж нес ответственность за ее проступки, и ему же она отдавалась для наказания. Сама женщина не имела почти никаких прав в обществе, она не могла продавать или покупать товары, часто отлучаться из дома, не могла решать судьбу своих дочерей, почти во всех областях Скандинавии она была лишена права наследства, и уж тем более ей не было дано распоряжаться своей личной свободой. Если женщина разводилась или оставалась вдовой, она переходила под опеку своих братьев или ближайших родственников. Отдельное ее существование в мужском мире было невозможным.

В первую очередь я хотела бы развеять уродливый миф о половой распущенности северян. По недомыслию это считается обязательным атрибутом темного языческого общества, в которое только христианство принесло луч света и мораль. Хотя еще в I веке Тацит писал о германских племенах: «У столь многолюдного народа прелюбодеяния крайне редки»! На протяжении столетий культ рода, приверженность к принятым законам и постоянная борьба за выживание выковали в древнескандинавском обществе поистине железные устои. Непорочность и супружеская верность почитались как первейшие добродетели.

До замужества девушки находились под присмотром отцов или опекунов, но, хотя они имели право выезжать в гости и общаться с мужчинами, личные шалости были непозволительны. По закону тот, кто дерзнул ухватить барышню за руку, поцеловать или даже посвятить ей любовную вису, должен был платить штраф оскорбленным родичам. Вообще девичья честь считалась честью всей семьи – соблазн или изнасилование влекли за собой кровную месть. В Landnamabok рассказывается о викинге Уни Гардарссоне – вместе с товарищами он зимовал у некоего Лейдольфа в Исландии и попутно соблазнил его дочь. Когда весной выяснилось, что она беременна, Уни пытался обманом избежать ответственности и уплыть в Швецию. Разъяренный отец догнал беглецов и изрубил со своими людьми.

Конечно, в сагах упоминается и о вспыхнувшей между юными сердцами любви, но такие истории редко заканчивались браком. Мужа выбирал отец или родственники, ориентируясь на благородство и состояние мужчины, чтобы супружество принесло семье могущество. В этих делах редко считались с девичьими предпочтениями. В Саге о Ньяле говорится о потрясающей красавице Халльгерд, которая противилась браку с Торвальдом, на что ее отец сказал: “Думаешь, я нарушу данное мною слово из-за твоей гордости? Если не согласишься по доброй воле, тебя заставят”.

Поскольку опороченная девушка навлекала позор на весь род, особую важность имело соблюдение свадебных обрядов, законно передающих целомудренную невесту в руки супруга. Свадебный обряд был многоэтапен и состоял из сватовства – bónorð, покупки невесты – brúðkaup (на этой стадии договаривались о дарах и приданом), обручения – festar и непосредственно свадебного пира с последующей брачной ночью и утренним даром в награду за девственность. Девушка, выданная замуж с соблюдением всех этих формальностей, «купленная даром и словом», называлась óðalskona – брачной, законной женой, наделенной домашней властью и полномочиями. Ее будущие дети считались законнорожденными и имели право на óðal – земельную собственность, передающуюся строго по наследству. Если данный обряд был не соблюден, девушку сманили или похитили, то она считалась наложницей – frilla, независимо от ее происхождения и статуса. Касательно доступных женщин употребляли слова и погрубее – hóra, skækja – шлюха, потаскуха. Многоженство не поощрялось у викингов, да и не было нужно, поскольку наряду с законной женой хозяин дома мог держать несколько таких наложниц, обычно состоявших из военнопленных женщин или рабынь, которые расценивались как товар, наравне с мехами и моржовой костью. Со временем в Скандинавии развился особый институт наложничества: женщины более низкого происхождения становились наложницами знатных мужчин, что повышало их социальный статус, обычно им даже выделяли собственный двор. Дети наложниц были незаконнорожденными и не имели прав на наследство, если глава семьи вообще давал им возможность жить, а не распоряжался отнести новорожденных в лес (такая практика избавления от нежелательного потомства называлась útburðr – дословно «вынос»). Однако если ребенок подавал надежды и выделялся красотой и силой, отец проводил обряд введения в семью – ættleiðing – и наделял его имуществом.

Древние скандинавы в принципе не терпели грязи и блудливости, даже рабы были обязаны с позволения господина жениться на рабынях, а не путаться меж собой как попало.
Понятно, что в таких условиях о сексуальной свободе и речи быть не могло – если девушка поддавалась соблазну, она неизбежно втягивала в кровавую мясорубку своего любовника, его родичей и своих близких. В древней Швеции падшая девушка звалась miskunna kona fadhurs ok modhur – “женщина, зависящая от милости отца и матери”, поскольку им было решать, простить ее или лишить прав честной дочери. А для замужней женщины быть пойманной с другим мужчиной означало полный крах в глазах семьи и общества, огласку и позор для всей родни. По закону, муж должен был сорвать с изменницы плащ, отрезать сзади половину платья и в таком виде выгнать со своего двора. И уж тем более никому из викингов и в голову бы не пришло предлагать свою жену другому мужчине.
Впрочем, суровая жизнь, протекавшая в постоянном труде, строгие семейные нравы и сдержанный характер северян изначально не способствовали разгару огненных страстей.

Женщина так же обладала правом на развод, что спасало ее и детей от дурного обращения. Сам по себе развод оскорблял родню обеих семей и служил поводом для распри, однако жены расторгали браки с частотой, возмущавших современников из других стран. После принятия христианства они лишились этой возможности.

Перейдем к следующему расхожему мифу – о северной воительнице. Обычно эта версия подкрепляется двумя аргументами: ведь есть песни о валькириях и есть захоронения, где женщины погребены с оружием. Воистину, немало копий сломано вокруг этого вопроса, но на сегодняшний день 99% исследователей опровергают существование обученных военному делу женщин, принимавших участие в походах и морских набегах. О валькириях можно говорить до бесконечности, но суть одна – пособницы перерождения павшего воина в эйнхерия и проводницы в Вальхаллу, они не имеют ничего общего с женщинами из плоти и крови. Важный момент – валькирии воплощают ярость битвы, жажду крови, исступление, с которым воины убивают друг друга, но сами они не сражаются! В Сагах о древних временах упоминаются воительница Хервёр и ее дочь, но этот материал, как и песни о валькириях, относится к седому древнескандинавскому эпосу и имеет мифологическую подоплеку. Адекватный взгляд «современника» отражен в скальдической поэзии и в родовых сагах, и в них нет намеков на существование женщин, которые сражались бы наравне с мужчиной. “Ты не лучше бабы способен владеть оружием!”, – выговаривал некий Кетилль Раумюр своему ленивому сыну, и его слова подтверждают факт, что девочек не обучали военному мастерству.

Это не означает, что женщина была неспособна на убийство. Конечно, в крайнем случае она могла взяться за топор, защищая себя и домочадцев. В Саге о Гисли жена героя оборонялась вместе с ним от его врагов. Но чаще в противостоянии с грубой мужской силой выигрывала женская хитрость. Известен подвиг женщин в Верендском хераде, в Смоланде, куда в отсутствие конунга и его войска вторглись датчане: жительницы херада торжественно встретили вражескую дружину и устроили пиршество, а после, усыпив бдительность воинов пивом и ласковым приемом, устроили резню. Немногие выжившие датчане бежали с позором, а женщины Смоланда с тех пор получили множество привилегий, в том числе и право на наследство наравне с мужчинами. В память о женской отваге невесты этой области провожались под венец со всеми воинскими почестями.

К этой же традиции можно отнести редкие захоронения, где среди женских украшений обнаружены наконечники стрел или топоры. При этом само боевое облачение отсутствует, а на женских костях нет повреждений и переломов, характерных для сражавшихся мужчин. Вполне возможно, что эти женщины погибли, защищая себя или домашних. Не будем забывать, что могила больше отражает обычаи тогдашнего строя, нежели саму личность усопшего.

В конце концов, древние скандинавы уважали свою натуру – вот чему следует поучиться современному обществу. Вести себя неадекватно своему полу было делом немыслимым. Считалось, что такой девиант может и вовсе оказаться не человеком, а троллем или хюльдрой. Для мужчины было позором прослыть «мужем женовидным», а для женщины – вести себя мужеподобно. По исландским законам, мужчина даже мог расторгнуть брак с женщиной, если она носила штаны. «Такую женщину постигает та же кара, что и мужчину, который носит рубашку с таким большим вырезом, что видны соски, – и то, и другое – основание для развода», – говорится в Саге о людях из Лаксдаля. Так и произошло: женщина по имени Ауд осмелилась надеть этот предмет мужского гардероба, чем вызвала пересуды и получила прозвище Ауд Штаны. После такого ее муж Торд на тинге объявил о разводе.

Ратное дело, морской разбой, рыболовство, торговля, строительство кораблей, охота, законодательство были атрибутами мужского мира, внешнего мира. В ведении женщины был мир внутренний, тот, что заключался innan stokks, «за порогом», в одале. Замужняя женщина звалась húsfreyja – госпожа дома, и объемная связка ключей на поясе символизировала ее власть. Исключительно от нее зависело благосостояние дома, пока муж добывал богатство и славу в викингских походах. Она распоряжалась домочадцами и рабами, занималась производством продуктов и заготовками на зиму, заведовала полевыми работами и уходом за скотом, изготавливала домотканую одежду и полотна для разных нужд, вынашивала и воспитывала детей. Кроме того, она была искусна в медицине и магии, которая заключалась в рунах, заклинаниях – galdr и ворожбе – seidr. Чародейство и заговоры считались женским делом, хотя были и мужчины, занимавшиеся тем же ремеслом.

Ведение обширного хозяйства в суровых условиях требовало от женщин рассудительности, дальновидности, хладнокровия, а иногда бесстрашия и решительности, от которых зависела жизнь. Характерно, что викинги не требовали мягкости и восточной покорности, наоборот, от жены ожидали разумных советов и твердой поддержки, она одна могла утихомирить гнев мужа, образумить его и, в конечном счете, повлиять на исход дела. Поэтому многие мужчины стремились заручиться поддержкой мудрых женщин, особенно при дворе вождей. Это не было пустяком, учитывая, насколько искусно тогдашние женщины подстрекали мужчин к убийству. Поводом могло послужить что угодно: от банальной женской неприязни и зависти до действительно серьезных оскорблений. Знатная исландка Гудрун подбила своих родичей на убийство Кьяртана, ее возлюбленного, который так и не посватался к ней, после чего ее выдали за другого. Всю жизнь она сожалела об этом: «Тому принесла я величайшее горе, кого я любила больше всех…». Воистину, женщинам не нужно было самим браться за оружие, когда одного только красноречия было достаточно, чтобы разжечь вражду между семьями и пролить кровь. Чаще всего именно сестры, матери и жены напоминали мужчинам о мести, о том, что нанесенные обиды могут быть примирены лишь кровопролитием, попрекали «женовидностью», ленью и трусостью, угрожали разводом и язвительными речами растравливали душу. Это вело к жестоким столкновениям, в которых гибло множество воинов, они также требовали отмщенья, и кровавый круг замыкался.

Характерной чертой скандинавских женщин являлась гордость, усиленная знатным происхождением, а исландки отличались своенравием. Немало заносчивых красавиц позволяли себе надменный тон с мужем или в открытую осыпали его бранью, если он вел себя недостойно. Бывало, мужчины в принципе не могли пойти против несокрушимой воли хозяйки. В Саге о людях из Лаксдаля женщина по имени Вигдис, узнав о подлом сговоре против ее родича, «подняла кошелек и ударила им Ингъяльда по носу так, что сразу же на землю потекла кровь. При этом она сказала ему много презрительных слов, а также что он никогда больше не получит этих денег, и велела ему убираться».
Для мужчины считалось недостойным ругаться с женщиной и бить ее, хотя в семейной жизни происходило всякое. Но, несмотря на свое подчиненное положение, женщины не спускали с рук обиды. В Саге о Ньяле есть яркий эпизод, когда Гуннар защищает свой дом от врагов и просит свою жену Халльгерд отрезать прядь ее длинных волос, чтобы заменить порванную тетиву на луке. На что она отвечает: «Теперь-то я отплачу тебе за ту незаслуженную пощечину! Что мне за дело до того, сколько времени ты можешь защищаться?». Гуннар вскоре пал от ран.

Но намного больше встречается примеров супружеской верности, когда жены отказывались спастись и погибали вместе с мужьями, всходили на погребальный костер вслед за супругом или угасали в короткое время «af harmi ok trega» – от скорби и печали.

Безусловно, по твердости духа скандинавские женщины не уступали своим воинственным мужчинам, но при этом не посягали на традиционно мужские занятия. Находясь в мужской воле они, тем не менее, обладали чувством собственного достоинства и пользовались почтением у своих грозных супругов, державших на тот момент в страхе Европу. В принципе, само устройство древнескандинавского общества способствовало взаимоуважению между людьми. И, конечно, всем этим мужчинам и женщинам была ведома ревность, любовь, верность, тоска и желание, о чем так лаконично отзываются саги.

Всем, кому кружат голову развратные и яростные воительницы в доспехах, насаживающие на копья тела врагов, стоит обратиться к древнекельтскому миру. Именно в дохристианской Ирландии женщины правили, участвовали в сражениях, принимали влиятельные решения касательно войн и в безжалостности не уступали мужчинам. Достаточно лишь вспомнить Боудикку, правительницу бриттского племени икенов, под предводительством которой были разгромлены 3 города, а над римским населением учинена жесточайшая расправа. Что же касается сексуальной свободы, то в ирландских законах встречаются около 9 вариантов сожительства мужчины и женщины (не говоря уже о многоженстве и праве первой ночи). В целом, женщина в кельтском языческом обществе занимала очень почетное место. Принятие христианства покончило с этой вольницей – наступило время патриархата.
Автор статьи – Siegreiche Zaertlichkeit

0 для " ЖЕНЩИНЫ ЭПОХИ ВИКИНГОВ "

Гомосексуальность в эпоху викингов

Мое личное исследование ясно показывает, что в словаре викингов было определение (а соответственно, наличие и понятие) гомосексуальных отношений. Однако нужды сельскохозяйственной/пасторальной культуры требуют деторождения не только для появления рабочих рук, но и для поддержки родителей, достигших старости и потому каждый человек, вне зависимости от своих личных предпочтений был обязан жениться и произвести детей. Нет документальных подтверждений о наличии постоянных гомосексуальных или лесбийских пар во времена викингов; более того, в западной цивилизации до недавнего времени не рассматривалась сама возможность жизни исключительно с человеком своего пола. Коль скоро человек женился, рожал детей и хотя бы внешне не шокировал своим поведением окружающих, его сексуальные партнеры не имели особого значения. Древние скандинавы, пытавшиеся избежать брака в связи со своими сексуальными предпочтениями, наказывались по закону; мужчина, оставшийся из-за этого холостяком, именовался fuðflogi (муж, бегущий женского полового органа), а женщина, оставшаяся по тому же поводу незамужней - flannfluga (та, что бежит мужского полового органа) (Jochens 65).

Изучение саг и законов свидетельствуют, что мужская гомосексуальность рассматривалась с двух различных точек зрения: не было ничего странного или позорного в том, что мужчина совокуплялся с другом мужчиной, коль скоро он выступал в «активной», мужской роли, а вот к пассивному партнеру в этих отношениях относились с презрением. Следует учитывать, однако, что законы и саги отражают христианское сознание исландцев или норвежцев тринадцатого-четырнадцатого веков, то есть, в эпоху, изрядно отстоящую от языческой. Мифы и легенды показывают, что чтимые боги и герои участвовали в гомосексуальных актах, что можно рассматривать, как большую толерантность к гомосексуальности у викингов в дохристианские времена. О практике лесбиянства в эпоху викингов история умалчивает.

Терминология древних скандинавов, касающаяся гомосексуальности и отношения к ней

В кодексе законов и литературе древних скандинавов существовало слово «níð », используемое для оскорблений. Выражали им следующие понятия: «клевета, оскорбление, пренебрежение/презрение, беззаконие, трусость, сексуальные перверзии, гомосексуальность» (Markey 75). От níð произошли такие слова, как níðvisur ("стихи-оскобления"), níðskald ("скальд-оскорбитель"), níðingr ("трус, человек вне закона"), griðníðingr ("нарушающий соглашения"), níðstông ("презренный, дурной член (половой)") (Markey 75, 79 & 80; Sørenson 29), а также níða ("составление хулительных стихов"), tunguníð ("вербальное оскорбление-níð"), tréníð ("вырезанная из дерева фигурка или деревянная плашка, на которой изображены мужчины, вовлеченные в гомосексуальный акт, переданный niíðstông ’у (см. выше) (Sørenson 28-29). Нид (Níð) был частью понятий, связанных с мужской гомосексуальностью, как-то: ergi или regi (название как имя существительное) и argr или ragr (прилагательное от of ergi ) ("желающий играть (склонный к, заинтересованный в) женскую роль в сексуальных отношениях с другим мужчиной, немужественно, женоподобно, трусливо "); ergjask ("стать argr ’ом"); rassragr ("задница-ragr"); stroðinn и sorðinn ("используемый мужчиной для сексуальных целей") and sansorðinn ("демонстративно используемый другим мужчиной") (Sørenson 17-18, 80). Мужчина-seiðmaðr (занимавшийся женской магией) бывший argr ’ом, назывался seiðskratti (Sørenson 63).

Влияние христианства на отношение к гомосексуальности

Светские законы Исландии эпохи викингов не включают упоминание о гомосексуальности. Христианская церковь была единственным институтом, полностью запрещающим подобные отношения. В исландской «Книге наставлений» (ок. 1200 н.э) есть проповеди, упоминающие что среди смертных грехов есть и «те, леденящие душу тайные пороки, совершаемые мужами, которые дарят другим мужам уважения не более, чем жене или дикому зверю». Епископ Порлак Порхаллсон в Скахольтском сборнике наказаний (ок. 1178-1193 н.э) перечисляет наказания за девять или десять лет, включающие бичевание за «блуд между мужчинами или между мужчиной и животным», и следующим образом отзывается о лесбиянстве: «если жены ублажают одна другую, дОлжно назначит им то же наказание, что и мужам, повинным в наиболее отвратительном свальном грехе меж собой или с животными». (Sørenson 26) Христианство считает достойными презрения как активную, так и пассивную роль в гомосексуальных отношениях, тогда как скандинавы-язычники почитали подлежащими осуждению в данных отношениях лишь мужчину-пассива.

Отношение викингов к гомосексуальности и мужественности

В отличие от христианской концепции, сформировавшей западную культуру, викинги не считали гомосексуальность жестокостью или извращением, противоречащим законам природы. Однако считалось, что мужчина, подчиняющийся другому мужчине в сексуальном смысле, поступит аналогично и в других ситуациях: предпочтет роль ведомого роли лидера, позволит другим думать или сражаться за него. Таким образом, презрение заслуживали не гомосексуальные отношения per se , но скорее неспособность человека постоять за себя, принимать свои собственные решения, самому вести свои битвы - что прямо противоречило северному пониманию самостоятельности. (Sørenson 20).

Уступить другому мужчине (в сексуальном смысле) приравнивалось к трусости - из-за вошедшей в обычай сексуальной агрессии к поверженным врагам. Данная практика отражена, например, в саге Sturlunga . Особенно ясна она видна в части «Guðmundar dýra », где Гудмунд берет в плен мужчину и его жену и собирается в знак унижения изнасиловать обоих . (Ok var þat við orð at leggja Þórunni í rekkju hjá einhverjum gárungi, en gera þat vi Bjôrn prest, at þat þætti eigi minni svívirðing .) (Sørenson 82, 111; Sturlunga saga , I, 201). В дополнение к насилию поверженных врагов нередко кастрировали, о чем так же упоминается в некоторых местах упомянутой саги. Грагас (Grágás )* сообщает, что klámhogg или «позорный удар» по ягодицам считался, наравне с кастрацией, «большой раной» (hin meiri sár ), к каковым относились раны с повреждением мозга, живота или кости. Таким образом, кlámhogg , как и кастрация, был для жертвы символом «лишения мужественности» - наряду с проникающими ранениями - и это позволяет с высокой долей уверенности предположить, что данный термин относился к изнасилованию или принуждению к анальному сексу, каковое насилие осуществлялось над проигравшим противником. (Sørenson 68). Неизвестно, насколько широко в реальности была распространена практика насилия над побежденными противниками - и существовала ли она до распространения христианства, - но в других культурах, в которых этика агрессивной маскулинизации превалировала столь же сильно, как у викингов, насилие над поверженным противником являлось обязательным элементом. Подобный подход - изнасиловать врага, дабы подчеркнуть его унижение - играл против сексуальных отношений между мужчинами: если это применяется для того, чтобы опозорить противника, то попытка установить такие отношения с любимым другом расценивалась бы как худший вид предательства. (Sørenson 28). Поскольку все упоминания в литературе (особенно перечисление оскорблений) свидетельствуют о том, что именование кого-то sansorðinn ’ом, ragr ’ом, níðingr ’ом или обвинение в ergi означало, что человека обвинили в соблюдении пассивной роли в анальном сексе, нельзя с уверенностью сказать, относились ли викинги к оральному сексу между мужчинами столь же отрицательно (и вообще сказать, как они относились к оральному сексу, неважно кто и кому его совершал).

Интересно следующее наблюдение: викинги считали, что пожилой возраст превращает мужчину в argr ’а. Об этом свидетельствует хорошо известная поговорка: svá ergisk hverr sem eldisk , «любой становится argr ’ом по мере старения». Так что возможно гомосексуальность воспринимали более терпимо у людей, вырастивших детей и состарившихся (Sørenson 20), хотя история хевдинга Снорри, зачавшего 22 детей, причем последнего в возрасте 77 лет, прямо перед смертью, ясно свидетельствует, что старость в этом смысле мужчине не помеха! (Jochens 81). Для мужчины, неспособного иметь детей (вследствие импотенции, возраста, стерильности и проч) гомосексуальные отношения могли быть приемлемыми. В повседневной речи таких людей называли «мягкими котами» (kottrinn inn blauði ). Упоминание об этом мы находим в Stúfs þáttr - эпилоге саги Laxdæla , в беседе между норвежским конунгом Харальдом и Стюфом, сыном Торда Кота (Þórðr kottr ). Харальд, издеваясь над необычным прозвищем, спрашивает Стюфа, был ли его отец Торд твердым котом - или оказался мягким (kottrinn inn hvati eða inn blauði ). Стюф отказывается отвечать, несмотря на завуалированное оскорбление, но конунг сам признает, что вопрос был глупым, потому что «мягкий (blauðr ) муж не мог бы быть отцом». (Jochens 76).

* Грагас - сборник исландских законов.

Упоминание гомосексуальности в оскорблениях

В скандинавских языках имеется колоссальное количество оскорблений, содержащих намек на гомосексуальность. Судя по литературе, викинги были «отморозками» средневековой Европы. И если бы вы явились в пиршественный зал и назвали кого-то из мужчин гомиком, он отреагировал бы так же, как какой-нибудь ковбой в техасском баре. Разница лишь в результате: вместо удара сапогом по морде, вы получили бы топором по башке, но идея та же самая. Стоит заметить, что употребление слов níð или ergi в качестве обвинения вовсе не означало, что кто-то действительно верил, что обвиняемый является гомосексуалом. Вызов был символическим - вроде того, как назвать современного отморозка «педиком», дабы спровоцировать его на драку. (Sørenson 20)

Поскольку тогда - как и сейчас - некоторые оскорбления требовали боя, а то и убийства произнесшего их, скандинавский кодекс законов объявил некоторые виды оскорблений незаконными. Оскорбитель должен был либо принять смерть, либо быть наказанным изгнанием. Норвежский закон гулатинг (Gulaþing , ок. 1000-1200 н.э) гласит:

Um fullrettes orð. Orð ero þau er fullrettis orð heita. Þat er eitt ef maðr kveðr at karlmanne oðrom at hann have barn boret. Þat er annat ef maðr kyeðr hann væra sannsorðenn. Þat er hit þriðia ef hann iamnar hanom við meri æða kallar hann grey æða portkono æða iamnar hanom við berende eitthvert.

О словах бранных или оскорбительных. Вот слова, почитающиеся бранными. Одно их них: если скажет муж иному мужу, что ведет он себя как дитя. И вот другое: если скажет муж, что как женщину брали его. И третье вот: если в речах сравнит мужа с кобылой или блудницей поименует или сравнит с любым животным, вынашивающим потомство . (Markey, 76, 83)

Исландский кодекс законов Грагас (Grágás, ок. 1100-1200 н.э) вторит норвежскому:

Þav ero orð riú ef sva mioc versna máls endar manna er scog gang vaðla avll. Ef maðr kallar man ragan eða stroðinn eða sorðinn. Oc scal søkia sem avnnor full rettis orð enda a maðr vigt igegn þeim orðum þrimr.

И вот три глашения, коих использование составляют столь страшное преступление, что изгнания достоин произнесший их. Если муж назовет иного мужа немужественным (женовидным) или гомосексуалом, или в открытую возлегающим с мужами, то будет обвинен в брани. И воистину сокорбленный имеет право мстить боем за эти оскорбления .** (Markey, 76, 83)

Кодекс Фростатинг (Frostaþing ) соглашается с этим, прибавляя, что ежели кто сравнит человека с собакой или поименует sannsorðinn ’ом, тот совершил fullréttisorð (словесное оскорбление, требующее выплаты пострадавшему полной виры). Сравнение же мужа с быком или жеребцом или иным зверем мужского пола - в наши дни считающееся практически комплиментом - требует наказания hálfréttisorð (половинной виры). (Sørenson 16).

Обмен различными оскорблениями упоминается в литературе и часто встречается в Эдде, как-то в Песни о Харбарде, описывающим поединок между Одином и Тором; в Перебранке Локи , где Локи оскорбляет норвежских богов; в Песни о Хельги, убийце Хундинга , где идет обмен смертельными оскорблениями между Синфйотли и Гудмундом; в Песни о Хельги, сыне Хьоварда , повествующем об угрозах между Атли и великаншей Гримгед. Другие примеры можно найти во многих сагах, как например Egils Skallagrimssonar и Vatnsdæla .

Оскорбления, обращенные к мужчинам, бывают разных видов. Можно издеваться над бедностью противника - так, Один смеется над Тором, заявляя, что тот «босой бедняк, у которого видно тело сквозь прорехи на штанах» (Аеснь о Харбарде 6), или называть противника рогоносцем (Hárbarðljóð 48, Lokasenna 40 ). Некоторые оскорбления носили откровенно грязный характер:

Þegi þú Niorðr! þú vart austr heðan gíls um sendr at goðom; Hymis meyiar hofðo þic at hlandtrogi oc þér í munn migo.

Ты, Ньёрд, молчи! Не ты ли богами был послан заложником; дочери Хюмира в рот твой мочились, как будто в корыто (Перебранка Локи, 34)

Оскорбления подобного рода едва ли считались грубыми или отвратительными. Куда более серьезными оскорблениями были упомянутые выше и содержащие намек на трусость или немужественное поведение. Обвинение в трусости, пожалуй, считалась меньшим оскорблением, хотя четкой градации не было:

У Тора сил вдоволь, да смелости мало; со страху ты раз залез в рукавицу, забыв, кто ты есть; от страха чихать и греметь ты не смел, — не услышал бы Фьялар (Песнь О Харбраде 26)

Другие оскорбления, содержащие обвинение в малодушии, можно найти в Hárbarðljóð 27 и 51, а также в Lokasenna 13 и 15.

Куда более серьезным было оскорбительное именование мужчины «мерином», подразумевающее трусость и намеки на сексуальные извращения, связанные с лошадьми. Так, великанша Хримгерд обращается к Атли:

Теперь не заржешь, холощеный Атли, коль хвост задеру я! Не в зад ли ушло твое сердце, Атли, хоть голосом конь ты! (Песнь о Хельги, сыне Хорварда 20).

И самым смертельным оскорблением было то, в котором содержались указание на женское поведение или сексуальные извращения у оскорбляемого. Обвинение в of seiðr ’е женской магии или чародействе, подразумевало, что творящий эту магию выполняет женскую роль во время сексуального акта (Sturluson, Prose Edda, 66-68). Над Одином, практикующим seiðr , нередко насмехались именно поэтому. Однако, подобное оскорбление могло употребляться и в ином контексте (Перебранка Локи 24, Песнь о Хельги, убийце Хундинга 38 ). Равнозначным оскорблением было назвать мужчину кобылой - в открытую ли, или с помощью кеннинга, такого как «Мост Грани». Грани - это знаменитый жеребц, принадлежавший Сигурду Драконоубийце (Песнь о Хельги, убийце Хундинга 42). Обращение Локки в кобылу привело к появлению одного из лучших коней, Слейпнира, на котором ездил Один, но намек на бисексуальность (в лучшем случае) Локи необратимо подорвал его репутацию (Markey, 79). Как уже упоминалось, к сборнике Гулатинг сравнение с кобылой приравнивается к именованию мужа любым животным, способным принести потомство. Одно из наиболее показательных оскорблений подобного рода имеется в Песнь о Хельги, убийце Хундинга:

Колдуньей ты был на острове Варинсей, как злобная баба ложь ты выдумывал; говорил, что не хочешь мужей в кольчугах, что один лишь тебе Синфьётли нужен!

Ведьмой ты был, злобной валькирией, ты восставал, дерзкий, на Одина; Вальгаллы жители распрю затеяли, баба коварная, из-за тебя! Девять волков на мысе Саго мы с тобой вывели, - был я отцом им! » (Helgakviða Hundingsbana 38-39)

И это обращено к Гудмунду Гранматссону, одному из военачальников конунга Хельги, и устрашающему воину!

Оскорбления в языческой Скандинавии могли выражаться и с помощью ритуала, изображающего níðstông (см. выше). Ритуал содержал пять основных элементов:

1. недвусмысленная или завуалированная ассоциация с ergi (женоподобным поведением);

2. изображение животного, обычно самки (кобылы, например) в качестве тотема, намекающего на потерю мужества у оскорбляемого;

3. голова или тело животного, надетое на шест и повернутое к дому или местонахождению лица, против которого обращался нид

4. составленная по определенному шаблону песнь, которую часто записывали рунами на том же шесте, на котором был нарисован тотем;

5. просьбы, обращенные к богам или духам вдохнуть в тотем магическую силу и/или выполнить пожелания скальда-оскорбителя (Markey 77-78).

Упоминание об этом ритуале встречается в пятой книге Саксона Грамматика «Gesta Danorum » и в 33-й главе саги Vatnsdæla , но самое полное описание дано в саге Egils kallagrimssonar :

И сошел Эгиль на берег, и взял ветвь ореха, а потом направился к одной их расщелин, повернутой к большому острову. Там язл он голову кобылы, насадил ее на шест и произнес следующие слова: « Вот я ставлю шест сей во оскорбление короля Эйрика и королевы Гуннхильд». Потом повернул он голову кобылью в сторону большого острова и продолжил: «И обращаю я сие оскорбление против духов-хранителей сей земли, чтобы скитались они, не зная отдыха и успокоения, пока не уведут короля Эйрика и королеау Гуннхильд прочь с земли этой». Сказав, воткнул он шест в расщелину скалы и установил так, чтобы голова смотрела в сторону большого острова, и вырезал на шесте руны, знаменующие речи его (Герман Палссон и Поль Эдвардс, перевод «Саги Эгиля, стр 148)

** Речь идет о т.н. "непроизносимых речах" - ритуальных оскобблениях, за которые пологалось убивать оскорбителя на месте. Убийце не мстили и не брали с него виру.

Лесбиянство в Скандинавии времен викингов

В источниках эпохи викингов практически нет упоминаний о лесбиянстве. Когда по отношению к женщине использовали женский род слова argr - org, это свидетельствовало о том, что она склонна к похоти и бесстыдству, а не о ее сексуальных предпочтениях. (Sørenson 18). Staðarhólsbók , одна из существующих версий Грагаса (см) запрещает женщине носить мужскую одежду, стричься по-мужски, носить оружие или вести себя подобно мужчине, но в ней нет упоминаний, что женщине запрещено играть мужскую роль в сексуальных отношения. После появления христианства, как упоминалось выше, сексуальные отношения между женщинами сурово осуждалось церковью. Однако в эпоху викингов количество женщин было ограничено - по крайней мере, в Исландии. «Вынесение младенцев» (barnaútburðr ) было довольно широко распространено среди викингов, и в первую очередь выносились младенцы женского пола, результатом чего являлось ограниченное количество взрослых женщин***. (Jochens 86). Это означало, что любая женщина, достигшая репродуктивного возраста, должна была по меньшей мере один раз выйти замуж и рожать, пока была в состоянии. Именно это давало женщинам власть, о которой упомянуто в сагах, поскольку женщина могла контролировать мужа, угрожая ему разводом. (Clover 182).

Однако мужчины также могли иметь наложниц, коль скоро те относились к низшему социальному слою (трэли) (Karras). Во многих обществах, требующих, чтобы женщины, связанные с одним мужчиной, проживали в одном помещении - особенно если женщина не могла отказаться от замужества или иных отношений - могли процветать и процветали лесбийские отношения. Можно, практически не ошибившись, увидеть, что у викингов процыетала почти гаремная атмосфера. Женщины обычно находились в kvenna hús (женском доме) (Jochens 80), или в dyngja (ткацкая комната). Мужчины не могли туда заходить под страхом объявления немужественными - за исключением «истинных» героев, т.е. тех, кто бесспорно доказал свою мужественность. Так, Хельги, убийца Хундинга мог прятаться в женском доме, переодевшись в женские одежды, но для не столь известного героя подобное было бы сочтено признаком малодушия. Мужчина же, осмелившийся заглянуть в dyngja был бы ославлен как níðingr и ragrmann просто потому, что данное помещение полностью активизировалось с женскими занятиями и женской же ролью в обществе. (Песнь о Хельги, убийце Хундинга II 1-5). В обществе с официально принятой полигамией и запретом для женщин на сексуальный акт с кем-то кроме мужа, возникали лесбийские отношения - для удовлетворения не только физических, но и эмоциональных нужд. Если же муж и заставал жену в недвусмысленной ситуации с другой женщиной, он мало что мог сделать, поскольку в случае жалобы она всегда могла с ним развестись. То, что женщин не хватало, давало им немалую власть - пока они были готовы выполнять свою социальную роль как жены и матери.

*** Не это ли и было причиной возникновения гомосексуальных отношений в первую очередь?

Гомосексуальность и боги, жрецы и герои

Другой аспект гомосексуальности состоит в том, что боги, герои и весьма чтимые жрецы частенько позволяли себе гомосексуальные, «немужественные» или «сомнительные» действия. Локи, например, можно с полным основанием назвать бисексуальным - по крайней мере, если разбирать его отношения с гигантским жеребцом в Gylfaginning, где сказано, что «Локи вступил с Свадильфари (жеребцом) в такие отношения, что спустя время принес жеребенка» - наиболее знаменитого коня, Одинова восьминогого Слейпнира (Sturluson, Prose Edda, 68).

Самого Одина, Всеотца и конунга богов напрямую обвинили в ergi или немужественном поведении, из-за того, что он практиковал seiðr, женскую магию, которой научился от богини Фрейи. Не совсем понятно, отчего занятие подобной магией считалось занятием, не подходящим мужчине. Это могло быть связано с тем, что мужа, предпочитавшего поразить врага с помощью магии, а не в открытом бою, можно было заподозрить в трусости, а могло быть связано с сексуальными ритуалами, в которых практикующий seiðr выполнял пассивную роль - и даже пассивную гомосексуальную роль. Ynglingasaga поясняет:

Oðinn kunni þa íþrótt, er mestr máttr fylgði, ok framði siálfr, er seiðr heitr, en af þuí mátti hannvita ørlog manna ok óorðna hluti, suá ok at gera monnum bana eða óhamingiu eða vanheilendi, suá ok at taka frá monnum vit eða afl ok geta oðrum. En þessi fiolkyngi, er framið er, fylgir suá mikil ergi, at eigi þótti karlmonnum skammlaust við at fara, ok var gyðiunum kend sú íþrótt.

И был у Одина дар, дававший ему силу великую, и им занимался. Seiðr звался дар сей и с помогла провидеть нечто, не случившееся пока, и мог Один через дар сей наслать на иного смерть, или болезнь, или неудачу, а еще мог отнимать у людей силу и дарования их и другим передавать. Ни сила сия сочетается с таким великим ergi, что позор мужу пользовать ее; жриц лишь учат ей . (Ynglingasaga 7).

Гомосесксуалисты явно встречались среди почитателей ванов. Христианский хронист Саксон Грамматик в своем труде Gesta Danorum отмечает с презрением: «есть-де жрецы Фрейра, кои подобно женам себя ведут и хлопают жонглерам… и женам подобно звонят в колокола». Думезил сообщает о группе жрецов Ньорда и Фрейра, чтимых весьма, но вовлеченных в argr , что волосы стригут подобно женам и даже женские платься на себя надевают. (Dumézil 115).

Можно возразить, что мораль, принятая среди богов, необязательно распространяется на людей. Однако известен целый ряд героев, виновных в ergi - вроде Хельги, убийцы Хундинга (см. выше). Другим известным ragr ’ом был знаменитый исладский герой Греттир, о котором саге Grettisfærsla сказано: «и брал он дев, и вдов, и чужих жен, и сыновей крестьянских, и старшин и купцов, и аббатов с аббатисами. И с коровами и козами близок был, да и со всеми созданиями живыми»**** (Sørenson 18). Судя по саге, никто не смел порицать его из-за его огромной силы и сексуальной мощи.

**** Ну и сексуальная мощь! Нет, тут явное поэтическое преувеличение - причем немалое.

Гомосексуальная проституция

Другое свидетельство, что в некоторых случаях гомосексуальность считалась приемлемой, основывается на факте, что некоторые мужчины были наложниками иных мужчин или проститутками. В Olkofra þáttr , коротком рассказе, приведенном в манускрипте Moðruvallabók (ок. середины 14 в н.э) приводится термин argaskattr , означающий «установленную цену или иную плату мужчине-argr ’у за сексуальные услуги». Дальнейшие исследования показывают, что эта плата была крайне низкой. (Sørenson, 34-35). Напрашивается вывод, что как и иные наложники/цы эти мужчины, продающие свои сексуальные услуги другим мужчинам, относились к низшему социальному классу, трэлям. (Karras).

Однополые пары в искусстве

Небольшая часть информации базируется и на внимательном рассмотрении дошедших до наших дней предметов искусства. Существует немалое количество золотых брошей, на которых изображены обнимающиеся пары. Обычно считается, что на них представлены Фрейр, бог, благославляющий плодовитость пары и Герд, прекрасная дева-великанша. Многие исследователи, как например Хильда Эллис-Дэвидсон считают, что эти броиш использовались на свадьбах (Эллис-Дэвидсон, Мифы и символы, стр 31-32 и 121). Однако, если вглядеться пристальнее, по карйней мере на двух из существующих брошей изображены однополые обнимающиеся пары: на одной две бородатые фигуры, а на другой - две женщины, с длинными, характерно заплетенными волосами, большой грудью и одетые в платья!

Поскольку упомянутые броши ассоциируются со свадьбой и сексуальной близостью, не будет нелогичным предположить, что эти две броши представляют и/или знаменуют гомосексуальные отношения. Разумеется, на брошах просто может быть изображение двух обнимающихся друзей. Другое возможное объяснение: во многих культурах людям не разрешено танцевать с партнером противоположного пола, но лишь своего; следовательно, на броши могут изображены танцоры.

Заключение

Самое важное в данном исследовании - помнить, что все записи об эпохе викингов были сделаны через 200-300 лет СПУСТЯ описываемых событий. Если вы попросите у целого ряда американцев описать вам в подробностях жизнь Джорджа Вашингтона, будьте уверены: вас забросают фактами, большая часть которых не соответствует действительности… а ведь мы изучаем жизнь Вашингтона! Нельзя наверное утверждать, что саги совершенно точно описывают древнее время и обычаи. А записи, сделанные в 1200-1300гг сделаны христианскими летописцами, резко отрицательно относящимися к гомосексуальности. Судя по записям, оставленным христианами, гомосексуальность не в эпоху викингов не поощрялась. Нельзя с уверенностью предполагать, что в более ранние времена к гомосексуалистам относились лучше или терпимее, поскольку «золотой век» культуры Скандинавии падает на 600-800 гг, до истинного начала эпохи викингов, и до нас от тех времен дошли лишь обрывки старинных легенд.

References

Bax, Marcel and Tineke Padmos. "Two Types of Verbal Dueling in Old Icelandic: the Interactional Structure of the senna and the Mannjafnaðr in Hárbarðljóð" in Scandinavian Studies 55:2 (Spring 1983) pp. 147-174.

Clover, Carol J. "The Politics of Scarcity: Notes on the Sex Ratios in Early Scandinavia." Scandinavian Studies 60 (1988): 147-188.

Damsholt, Nanna. "The Role of Icelandic Women in the Sagas and in the Production of Homespun Cloth." Scandinavian Journal of History 9 (1984): 75-90.

Dumézil, Georges. From Myth to Fiction: the Saga of Hadingus. Chicago: University of Chicago Press. 1970.

Ellis-Davidson, Hilda R. "Insults and Riddles in the Edda Poems," in Edda: A Collection of Essays. eds. Robert J. Glendinning and Haraldur Bessason. Manitoba: University of Manitoba Press. 1983. pp. 25-46.

Ellis-Davidson, Hilda R. Myths and Symbols in Pagan Europe: Early Scandinavian and Celtic Religions. Syracuse: Syracuse University Press. 1988.

Hollander, Lee M. trans. The Poetic Edda. Austin: University of Texas Press. 1962.
.

Jochens, Jenny. Women in Old Norse Society. Ithaca: Cornell University Press. 1995.
. McGrew, Julia H. and R. George Thomas, trans. Sturlunga Saga. 2 vols. New York: Twayne. 1970 and 1974.

Karras, Ruth M. "Concubinage and Slavery in the Viking Age," Scandinavian Studies. 62 (1990): pp. 141-162.

Markey, T.L. "Nordic Níðvisur: an Instance of Ritual Inversion?" in Studies in Medieval Culture 10 (1977) pp. 75-85.

Sørenson, Preben M. The Unmanly Man: Concepts of Sexual Defamation in Early Northern Society. trans. Joan Turville-Petre. The Viking Collection, Studies in Northern Civilization 1. Odense University Press. 1983.

Stromback, Dag. Sejd: Textstudier I Nordisk Religionshistoria. Stockholm: Hugo Gebers Förlag. 1935.
. Sturluson, Snorri. Heimskringla: History of the Kings of Norway. Lee M. Hollander, trans. Austin: University of Texas Press. 1964.

Sturluson, Snorri. The Prose Edda. trans. Anthony Faulkes. Everyman Paperback Classics. London: J.M. Dent. 1995.

Sturluson, Snorri. The Prose Edda. trans. Jean I. Young. Berkeley: University of California Press. 1954; Reprint 1962.

Американские экономисты сделали неприятный подарок к 8 марта. Судя по их расчетам, женская эмансипация стала основной причиной резкого роста цен на квартиры. То есть женщина начинает работать, покупает квартиру, и увеличивает спрос на рынке. Не заводит детей – и уменьшает число тех, кто будет своим трудом обеспечивать пенсии. Хотя экономисты оговариваются: именно работающие женщины спасут экономику от краха, выйдя на пенсию позже, чем ожидают от них мужчины.

Олаф прячет лицо от камеры: во-первых, это интервью может повлиять на решение очередного суда. Во-вторых, ему стыдно.

"Жена меня била, а я рефлекторно закрывался руками. Я не мог сопротивляться, это не укладывалось в моей голове: женщины, они же всегда дружелюбные, только мужчины способны на насилие", - говорит жертва домашнего насилия Олаф.

Его, жертву насилия, в насилии и обвинили. Бывшая супруга, избивавшая мужа четыре года, обратилась в полицию после развода, пытаясь вынудить Олафа подписать бумаги об отказе от дочери. Суд первой инстанции приговорил его к шести месяцам тюрьмы, и только во второй заметили, что у женщины нет ни свидетелей, ни доказательств. Олафа оправдали. Но тяжба об опеке продолжается.

"В Интернете я узнал: похожие проблемы у многих мужчин. Но нам мало кто верит. Однажды я позвонил в полицию после побоев, но там решили, что я шучу. В другой раз жена на автомобиле умышленно сбила меня, когда я катался на велосипеде. Это было при свидетелях. Ее лишь оштрафовали", - рассказывает Олаф.

Бригадный генерал Ойвен Стронман мог стать шефом всех военных училищ Норвегии. 30 лет службы в армии, 19 на командных должностях, успешное руководство школами ВВС. В рейтинге генштаба он был первым. Но место получила единственная в списке женщина, которая, кроме опыта административной работы, могла похвастаться разве что полом. Решение принимала министр обороны, тоже женщина.

"За полтора года моя конкурентка получила три повышения, такого в Норвежской армии еще никогда не было. В 42 года две звезды на генеральском погоне, это великолепно! У нее головокружительная карьера, потому что она женщина", - говорит бригадный генерал ВВС Норвегии Ойвен Стронман.

Ради идеи полового равенства стройностью рядов жертвуют и в Вооруженных силах Швеции. Сегодня в Скандинавии играть мускулами перед некогда слабым полом не только неприлично, но и чревато неприятными последствиями.

В центре Стокгольма женщина-полицейский задержала мужчину из-за того, что мышцы молодого человека, по ее мнению, были неестественно большими. Она посчитала, что культурист употребляет запрещенные стероиды и потребовала пройти в участок сдать анализы. Тест показал отрицательный результат. Мужчина подал жалобу, но стража правопорядка наказывать не стали. Дискриминации не увидели, ведь она просто проявила излишнее рвение.

Шведская полиция уже на треть состоит из женщин. В полицейской академии уверяют: на боеспособности это никак не сказывается.

"Сегодня полицейские все реже применяют физическую силу, так что с повседневной работой женщины справляются. Для особых ситуаций у нас есть специальные мужские подразделения", - поясняет директор по образованию Шведской полицейской академии Анна Орхал.

Мартина Эрикссона в полицейскую академию не взяли. Несмотря на отличную физподготовку, сейчас он работает инкассатором - не допустили даже до вступительных тестов.

"Три семестра подряд мужчин набирали столько же, сколько женщин. При этом заявлений от женщин было меньше трети. Нас попросту дискриминировали, ведь любые квоты в Швеции запрещены", - рассказывает Эрикссон.

Юристы, которых наняли Мартин и еще три непринятых абитуриента, вот уже два года не могут добиться судебных слушаний. Хотя до этого выиграли 80 дел о дискриминации женщин. Этот случай вызвал бурную дискуссию: феминистки предлагают узаконить квоты. Как в соседней Норвегии. Там, например, 40% мест совета директоров любой крупной компании должны быть за женщинами.

"Как укрепить женское представительство в компаниях? Да повыкидывать оттуда мужчин. Ладно-ладно, я шучу. Но равенство - это баланс сил. Если мы хотим, кого-то приподнять, кто-то должен спуститься", - заявляет - лидер Феминистской партии Швеции Стина Свенссон.

"Изначально феминизм был хорошей идеологией, но когда мы достигли равенства, он не остановился. Вместо того чтобы говорить о равных правах, феминистки говорят о равных результатах. У них во всех сферах все должно быть одинаково", - отмечает исследователь феминизма и дискриминации мужчин Пелле Биллинг.

Но о том, что мужчинам и женщинам дано от природы не одно и то же, говорить публично не принято. Тем более всерьез. Заклеймят позором. Популярный телеведущий, социолог по образованию Харальд Эйя в своей программе "Промывание мозгов" выбрал иронично-комичную форму. "У нас самое равное общество в мире, при этом среди инженеров 90% мужчины, а среди младшего медперсонала 90% женщины. Все-таки какие-то различия не уходят. Зато идет что-то вроде войны полов за первенство", - говорит Эйя.

Потому он и не удивляется, что в таком равном обществе кто-то равнее. Несмотря на то, что в Норвегии минимальный оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным для мужчин три месяца, а для женщин вдвое меньше, когда речь заходит о разводе, отцы получают опеку над детьми лишь в одном случае из десяти.

"В вопросах семьи и детей женщины имеют намного больше власти. Правительство их всецело поддерживает, и это опасно для самих же женщин. Они перестают критиковать политиков, тем самым рискуют стать слабыми и зависимыми", - говорит писатель, создатель интернет-сайта о дискриминации мужчин Ариль Брок.

Писатель Ариль Брок создал интернет-сайт о дискриминации мужчин, в том числе и для женщин. По его мнению, общество накладывает на них обязательства, с которыми нереально справиться в одиночку. В стрессовой ситуации находятся и представители сильного пола, не привыкшие быть во всем вторым номером. А вот какие возможны последствия, показали исследования Института социологии и медицины Швеции. По данным ученых, равноправие по-скандинавски ведет к снижению средней продолжительности жизни как женщин, так и мужчин.

Мужчины, которые абстрактно поддерживают идею равенства полов в дурно понятом варианте "равенства как одинаковости", нередко испытывают шок, сталкиваясь с результатами феминистской политики. Например, такой путь прошел корреспондент ОРТ Антон Чечулинский. Предлагаю читателям его материал под заголовком "Потомков викингов не берут на работу: быть мужчиной в Скандинавии опасно для карьеры", в небольшом сокращении.

"Олаф прячет лицо от камеры: во-первых, это интервью может повлиять на решение очередного суда. Во-вторых, ему стыдно.

"Жена меня била, а я рефлекторно закрывался руками. Я не мог сопротивляться, это не укладывалось в моей голове: женщины, они же всегда дружелюбные, только мужчины способны на насилие", - говорит жертва домашнего насилия Олаф.

Его, жертву насилия, в насилии и обвинили. Бывшая супруга, избивавшая мужа четыре года, обратилась в полицию после развода, пытаясь вынудить Олафа подписать бумаги об отказе от дочери. Суд первой инстанции приговорил его к шести месяцам тюрьмы, и только во второй заметили, что у женщины нет ни свидетелей, ни доказательств. Олафа оправдали. Но тяжба об опеке продолжается.

"В Интернете я узнал: похожие проблемы у многих мужчин. Но нам мало кто верит. Однажды я позвонил в полицию после побоев, но там решили, что я шучу. В другой раз жена на автомобиле умышленно сбила меня, когда я катался на велосипеде. Это было при свидетелях. Ее лишь оштрафовали", - рассказывает Олаф.

Бригадный генерал Ойвен Стронман мог стать шефом всех военных училищ Норвегии. 30 лет службы в армии, 19 на командных должностях, успешное руководство школами ВВС. В рейтинге генштаба он был первым. Но место получила единственная в списке женщина, которая, кроме опыта административной работы, могла похвастаться разве что полом. Решение принимала министр обороны, тоже женщина.

"За полтора года моя конкурентка получила три повышения, такого в Норвежской армии еще никогда не было. В 42 года две звезды на генеральском погоне, это великолепно! У нее головокружительная карьера, потому что она женщина", - говорит бригадный генерал ВВС Норвегии Ойвен Стронман.

Ради идеи полового равенства стройностью рядов жертвуют и в Вооруженных силах Швеции. Сегодня в Скандинавии играть мускулами перед некогда слабым полом не только неприлично, но и чревато неприятными последствиями.

В центре Стокгольма женщина-полицейский задержала мужчину из-за того, что мышцы молодого человека, по ее мнению, были неестественно большими. Она посчитала, что культурист употребляет запрещенные стероиды и потребовала пройти в участок сдать анализы. Тест показал отрицательный результат. Мужчина подал жалобу, но стража правопорядка наказывать не стали. Дискриминации не увидели, ведь она просто проявила излишнее рвение.

Шведская полиция уже на треть состоит из женщин. В полицейской академии уверяют: на боеспособности это никак не сказывается.

"Сегодня полицейские все реже применяют физическую силу, так что с повседневной работой женщины справляются. Для особых ситуаций у нас есть специальные мужские подразделения", - поясняет директор по образованию Шведской полицейской академии Анна Орхал.

Мартина Эрикссона в полицейскую академию не взяли. Несмотря на отличную физподготовку, сейчас он работает инкассатором - не допустили даже до вступительных тестов.

"Три семестра подряд мужчин набирали столько же, сколько женщин. При этом заявлений от женщин было меньше трети. Нас попросту дискриминировали, ведь любые квоты в Швеции запрещены", - рассказывает Эрикссон.

Юристы, которых наняли Мартин и еще три непринятых абитуриента, вот уже два года не могут добиться судебных слушаний. Хотя до этого выиграли 80 дел о дискриминации женщин. Этот случай вызвал бурную дискуссию: феминистки предлагают узаконить квоты. Как в соседней Норвегии. Там, например, 40% мест совета директоров любой крупной компании должны быть за женщинами.

"Как укрепить женское представительство в компаниях? Да повыкидывать оттуда мужчин. Ладно-ладно, я шучу. Но равенство - это баланс сил. Если мы хотим, кого-то приподнять, кто-то должен спуститься", - заявляет - лидер Феминистской партии Швеции Стина Свенссон.

"Изначально феминизм был хорошей идеологией, но когда мы достигли равенства, он не остановился. Вместо того чтобы говорить о равных правах, феминистки говорят о равных результатах. У них во всех сферах все должно быть одинаково", - отмечает исследователь феминизма и дискриминации мужчин Пелле Биллинг.

Но о том, что мужчинам и женщинам дано от природы не одно и то же, говорить публично не принято. Тем более всерьез. Заклеймят позором. Популярный телеведущий, социолог по образованию Харальд Эйя в своей программе "Промывание мозгов" выбрал иронично-комичную форму. "У нас самое равное общество в мире, при этом среди инженеров 90% мужчины, а среди младшего медперсонала 90% женщины. Все-таки какие-то различия не уходят. Зато идет что-то вроде войны полов за первенство", - говорит Эйя.

Потому он и не удивляется, что в таком равном обществе кто-то равнее. Несмотря на то, что в Норвегии минимальный оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным для мужчин три месяца, а для женщин вдвое меньше, когда речь заходит о разводе, отцы получают опеку над детьми лишь в одном случае из десяти.

"В вопросах семьи и детей женщины имеют намного больше власти. Правительство их всецело поддерживает, и это опасно для самих же женщин. Они перестают критиковать политиков, тем самым рискуют стать слабыми и зависимыми", - говорит писатель, создатель интернет-сайта о дискриминации мужчин Ариль Брок.

Писатель Ариль Брок создал интернет-сайт о дискриминации мужчин, в том числе и для женщин. По его мнению, общество накладывает на них обязательства, с которыми нереально справиться в одиночку. В стрессовой ситуации находятся и представители сильного пола, не привыкшие быть во всем вторым номером. А вот какие возможны последствия, показали исследования Института социологии и медицины Швеции. По данным ученых, равноправие по-скандинавски ведет к снижению средней продолжительности жизни как женщин, так и мужчин."

В продолжение темы:
Салон

– впечатляющих и интереснейших обряд глубокой старины. Однако, наши предки не только умели приоткрывать таинственный покров грядущего, но и знали, что сам ритуал гадания на...