Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении». Реализации здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада Результатом внедрения здоровьесберегающих технологий в доу

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп. Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье; Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Слайд 14 из презентации «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» к урокам дошкольного образования на тему «Здоровье в детском саду»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.ppt» можно в zip-архиве размером 473 КБ.

Скачать презентацию

Здоровье в детском саду

«Санитарные требования к детским садам» - Семейные группы. Организация работы пищеблока. Доставка готовых блюд. Объемно-планировочные решения здания. Функционирование дошкольных образовательных организаций. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Режим питания детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Режим дня.

«Здоровье в детском саду» - Чистить зубы, умываться. Задачи. Прогулки. Цель. Знакомство с микробами. Вещи и игрушки должны лежать на своих местах. Зачем нам нужны руки. Знакомство с общими закономерностями развития человека. Занятия гимнастикой. Дети знают составляющие понятия «ЗОЖ». В играх лечить своих родственников, знакомых и кукол.

«Здоровьесбережение в ДОУ» - Игровые технологии. Ребенок. Заболевания опорно-двигательной системы. Проблемные технологии. Компоненты деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства. Школьные факторы риска. Психическое здоровье. Деятельность по сохранению здоровья. Интерактивные «здоровьесберегающие» технологии. Новые законодательные инициативы.

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду» - Динамические паузы. Литература. Работа осуществляется комплексно. Сказку может рассказывать взрослый. Релаксация. День здоровья. Уголок здоровья. Утренняя гимнастика. Работа с родителями. Тренажёры. Коррекционные технологии. Технологии, методы и приёмы. Технологии обучения здоровому образу жизни. Физкультура.

«Здоровье детей в детском саду» - Работа с родителями. Организация рациональной двигательной активности. Дидактические игры. Первые представления. Основные принципы организации физического воспитания в детском саду. Питание. Режим дня. Основные факторы закаливания. Дыхательная гимнастика. Гимнастика после сна. Обширный комплекс закаливающих мероприятий.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

  • 1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  • 2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • 3. Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  • 4. Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  • 5. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  • 6. Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ

здоровьесберегающий педагогический дошкольный

Ю различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

Ю комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

Ю физкультурные занятия всех типов;

Ю оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

Ю организация рационального питания;

Ю медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

Ю соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

Ю комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ.

Ю Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;

Ю Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

Ю Разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками;

Ю Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;

Ю Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

Ю Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

Ю Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

ТЕМА: «Внедрение здоровьесберегающих технологий и анализ их продуктивности»

Выполнила: воспитатель

Мозгуновой Татьяны Александровны

г. Россошь
2016-2017 учебный год

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Здоровьесберегающие технологии
1.1.Что такое здоровьесберегающие технологии?...................................................5
1.2. Цель и задачи здоровье сберегающих технологий…………………………....5
1.3. Виды здоровьесберегающих технологий ……………………………..…....…6
Глава 2. Внедрения здоровьесберегающих технологий
2.1.Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий………………………..11
2.2. Система здоровьесбережения в ДОУ ……………………..…………...…....11
2.3. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ…..........12
Глава 3. Реализация здоровьесберегающих технологий воспитателем в течение дня.
3.1. Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня…..13
3.2. Реализация здоровьесберегающих технологий в I половину дня…………..13
3.3. Реализация здоровьесберегающих технологий во II половину дня………..17
3.4. Развивающая среда…………………………………………………………..19
3.5. Работа с родителями……………………………………………………...……20
Заключение………………………………………………………………………….22Список используемой литературы…………………………...……………………24

Введение

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее время формируются теоретико-методические основы нормативно-правовой базы, реализуются здоровье сберегающие ресурсы дошкольных образовательных учреждений и системы образования в целом.

Задача для педагога – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий современному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Глава 1. Здоровьесберегающие технологии

1.1.Что такое здоровье сберегающие технологии?

Здоровье - это состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровье сберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

1.2. Цель и задачи здоровье сберегающих технологий

Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Задачи:

Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

Закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;

Воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.

Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог “взрослой жизни”, не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

1.3 Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

· медико-профилактические;

· физкультурно-оздоровительные;

· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Технологии профилактики заболеваний,

Углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

Коррекция возникающих функциональных отклонений,

Отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

Реабилитация соматического состояния здоровья,

Противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

Витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

Санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

    закаливание КГН;

    беседы по вылеологии;

    спортивны праздники;

    спортивные развлечения и досуги;

    недели здоровья;

    соревнования;

    прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

    Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

    Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

    Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

    Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

    Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

    Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

    Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

    Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Глава 2. Внедрение здоровьесберегающих технологий.

2.1. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий.

Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

Установление контактов с социальными партнерами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

Освоение педагогами ДОУ методик и приемов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

2.2. Система здоровьесбережения в ДОУ

Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул).

Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, полоскание рта и горла, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика).

Физкультурные занятия всех типов.

Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажеры, тактильные дорожки).

Организация рационального питания.

Медико – профилактическая работа с детьми и родителями.

Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса.

2.3. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ

Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Внедрение научно – методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ и семьи.

Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Снижение уровня заболеваемости.

Глава 3. Реализация здоровьесберегающих технологий воспитателем в течение дня.

3.1. Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

Весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать укреплению здоровья и позволять обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня, формировать осознанное отношение ребенка к своему здоровью.

Целью совершенствования оптимизации двигательного режима и повышения двигательной активности разработана карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня для детей в детском саду, которая включает разнообразные формы двигательной активности, такие, как: утренняя гимнастика, индивидуальная работа, физминутки, подвижные и спортивные игры, оздоровительный бег, гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья», спортивные досуги и праздники, музыкальные и физкультурные занятия. (см. приложение 1 с.21)

3.2. Реализация здоровьесберегающих технологий в I половину дня.

Утро начинается в детском саду с радостных встреч с детьми. Доброжелательное отношение к каждому пришедшему ребенку, атмосфера дружеского участия позволяют положительно настроить детей на предстоящий день, снять тревожность, усталость, замкнутость. Этому способствуют коммуникативные игры и игры, повышающие настроение детей, которые воспитатель с успехом использует в утренние часы приема детей. Такие игры по своему замыслу предполагают рукопожатие, поглаживание, теплые, ободряющие слова, заинтересованное отношение к настроению, самочувствию друг друга, юмор, улыбки и смех детей. Они развивают умение лучше понимать себя и других, умение подчиняться определенным правилам, развивают способности к самовыражению, умение регулировать свое поведение, обучают элементам техники выразительных движений, приемам снятия психического напряжения; создают здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение. Эти игры проводятся не только в утренние часы, но и во второй половине дня и в минуты свободного общения.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.

С целью предупреждения утомления во время НОД, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, воспитатель проводит физминутки, которые повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Длительность составляет 3-5 минут. Физминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием НОД. Часто такие паузы представляют собой гимнастику для стимуляции деятельности речевых центров, куда входят упражнения для коррекции речи: логоритмика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика. Иногда в непосредственно образовательную деятельность можно включать релаксационные упражнения. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Выполнение упражнения под тихую, спокойную, плавную музыку или под звуки природы «Шум леса», «Море» повышает эффективность релаксационных упражнений, помогает более полному расслаблению.
Также помогает восстановлению и сохранению эмоционального благополучия и предупреждает психические расстройства, включаемая в педагогический процесс, психогимнастика. Это такие игры, как создание образов знакомых животных, передавая их характерные особенности и повадки. («Веселый зайчик», «Грустный котенок», «Сердитый волк» и т. д.). Такие задания способствует снижению эмоционального напряжения; обучают детей выразительным движениям; корректируют эмоциональную сферу; обучают способам общения, способствующим коррекции настроения и поведения в коллективе сверстников и взрослых.

Непосредственно образовательная деятельность серии «Здоровье», которые могут быть включены и в сетку НОД в качестве познавательного развития. В ходе такой непосредственно образовательной деятельности детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. НОД имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка воспитатели придают развитию движений и физической культуры во время НОД по физкультуре. Причём, в каждом возрастном периоде НОД по физической культуре имеют разную направленность: маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки; в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу; в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая воспитателями система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

Для наибольшей эффективности закаливания воспитателями обеспечиваются:

чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена); рациональная, не перегревающая одежда детей; соблюдение режима прогулок во все времена года; сон при открытых фрамугах; гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры); хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, воспитатель меняет последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущей НОД и погодных условий. Так, в холодное время года и после непосредственно образовательной деятельности, на которой дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Кроме подвижных игр, воспитатели широко используют разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба; прыжки; метание, бросание и ловля мяча; упражнения на полосе препятствий.

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе: для хорошей погоды (по сезону); на случай сырой погоды; на случай порывистого ветра.

3.3. Реализация здоровьесберегающих технологий во II половину дня.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.

Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.

Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения. Гимнастика игрового характера состоит из 3-6 имитационных упражнений: дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).

Пробежки по массажным дорожкам сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Проводится дыхательная гимнастика. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие, наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Самым ярким событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, спортивные досуги, «Дни здоровья». Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

3.4. Развивающая среда

Необходимым условием для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей является создание развивающей среды. В группе оборудован «Уголок здоровья» . Он оснащен как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:
1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса.
2. Коврик из пробок, пуговиц, крупы - для массажа стопы ног.

3. Султанчики, вертушки - для развития речевого дыхания и увеличения объема легких.

4. Различные массажеры, в том числе и самодельные. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.

5. Коврики: веревки с узелками, нашитые фломастеры - для массажа ступней ног и развития координации движений

6. Спортивные мешочки и др.

В «Уголке здоровья» находятся осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, мага, схемы для выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами, незаметно для себя укрепляют свое здоровье.

В «Уголке здоровья» также находятся книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью; дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т.д. Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

3.5. Работа с родителями.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства группы и семьи, используются разнообразные формы работы: открытый НОД с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями; родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Если хочешь быть здоров - закаляйся!», Правильное питание», «Режим дня» и т. д.).

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Заключение

Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада воспитателями, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Результатом эффективной работы воспитателей является снижение заболеваемости детей.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно воспитатель использует для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Список используемой литературы

1.Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход. – Школа здоровья. 2000 т.7 №2 с.21 - 28

2. Береснева З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. – М.: Сфера, 2005

3.Волошина Л. Н, Играйте на здоровье. – М.: 2003

4.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010

6. Подольская И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Издательство Учитель, 20012

Инькова Олеся Витальевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №75»

П Р О Е К Т

на тему :

«».

Выполнила :

воспитатель средней группы №6

Инькова О. В.

г. Энгельс

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека . Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье .

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка . В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья . В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии , направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий в дошкольном образовательном учреждении .

Цель проекта :

Сохранение и укрепление здоровья детей , формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья .

Объект : Здоровьесберегающие технологии , используемые в учебном процессе в ДОУ.

Предмет : Создание условий для реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе .

Гипотеза : Реализация в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, если :

Учитываются состояние здоровья ребенка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения;

Ведется структурирование занятия в зависимости от уровня умственной работоспособности воспитанников;

- используются здоровьесберегающие элементы для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма ребенка.

Задачи :

Изучение философской, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме (изучить уровень разработанности проблемы внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ );

Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни и повышение значимости занятия физической культурой через взаимодействие с семьями воспитанников с использованием здоровьесберегающих технологий ;

Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, ресурсное обеспечение;

Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения ;

использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий ;

Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья дошкольников ;

Вид проекта :

-по доминирующей деятельности : смешанный (присутствуют элементы исследовательского, информационного, творческого, игрового проектов );

-по количеству участников : коллективный (участвуют дети средней группы, возраст детей : 4-5лет, педагоги, родители);

Условия реализации проекта :

Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.

Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.

Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.

Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.

Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.

Реализация различных форм систематической работы с родителями.

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые .

Существует более 300 определений понятия «здоровье » . Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения . Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка , происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни .

В данном проекте представлено знакомство со здоровьесберегающими технологиями . Реализация осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности (подвижные и спортивные игры, физминутки, утреннюю и бодрящую гимнастику и другие).

Мною был составлен проект на данную тему : "Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении ". Этот проект предполагает 3 этапа.

1. Подготовительный.

1) Разработка и проведение диагностики на выявление знаний о здоровье и здоровом образе жизни . Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

2) Сбор информации о здоровьесберегающих технологиях и о нетрадиционном здоровьесберегающем оборудовании .

3) Оформление папок–передвижек для родителей по теме проекта , подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте , о серьезном отношении к образовательному процессу в ДОУ.

2. Основной этап.

1) Познакомить детей с литературными произведениями :

И. Семёнова «Учусь быть здоровым , или Как стать Неболейкой» ;

К. Чуковский «Доктор Айболит» , «Мойдодыр» ;

Вадим Коростылев «Королева Зубная щетка» ;

А. Барто «Я расту» ;

Н. Лоткин «Тихий час» ,

В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!» ,

В. Суслов «Про Юру и физкультуру» ,

С. Михалков «Про мимозу» ,

Е. Кан «Наша зарядка» .

2) Провести беседу с детьми : «Моя семья и физкультура» .

3) Оформить оборудование и атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Больница» .

4) Оформить картотеки дидактических игр, спортивных и подвижных игр, утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, дыхательной гимнастики.

5) Провести занятие : «Где прячется здоровье » . Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.

6) Провести : подвижные игры, утреннюю гимнастику, бодрящую гимнастику, дыхательную гимнастику, закаливание (в летний период, физкультурные занятия.


7) Составить консультацию для родителей на тему «».

8) Подготовить памятку для родителей «Здоровый образ жизни » .

9) Изготовить и приобрести нестандартное оборудование.


10) Разработать и провести родительское собрание по теме : «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье ».


11) Участвовать в смотре – конкурсе «Нетрадиционное здоровьесберегающее оборудование » .

3. Заключительный этап.

1) Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей в форме круглого стола, анализ деятельности.

2) Планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы.

3) Подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье ».


Ожидаемые результаты :

Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния.

Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года) ;

Совершенствование навыков самостоятельности у детей;

Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни ;

Повышение уровня физической подготовленности.

Нахождение взаимопонимания с родителями по вопросу здоровьесбережения и ведения здорового образа жизни .

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Задача для педагога – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий современному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат на тему «Реализации здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»

Введение…………………………………………………………………………...3

1.1.Что такое здоровье сберегающие технологии?...................................................5

1.2. Цель и задачи здоровье сберегающих технологий…………………………....5

1.3. Виды здоровьесберегающих технологий …………………………………...…6

1.4. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий…………………….…..6

1.5. Система здоровьесбережения в ДОУ …………………………………...……..7

1.6. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ…...………7

2.1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья……………………...….8

2.2.Технологии обучения здоровому образу жизни…………………………..….10

2.3. Коррекционные технологии……………………………………………..……11

3.1. Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня…...13

3.2. Реализация здоровьесберегающих технологий в I половину дня…………..13

3.3. Реализация здоровьесберегающих технологий во II половину дня………...17

3.4. Летняя оздоровительная работа…………………………………………….…19

3.5. Развивающая среда……………………………………………………………..20

3.6. Работа с родителями……………………………………………………...……21

Заключение………………………………………………………………………….22

Приложение ……………………………………………………………………...…23

Список используемой литературы…………………………...……………………24

Введение

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15 – 20%. По данным Министерства Здравоохранения России, к 6 -7 летнему возрасту только 13% детей могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы их число уменьшается в 2,5 раза. Ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее время формируются теоретико-методические основы нормативно-правовой базы, реализуются здоровье сберегающие ресурсы дошкольных образовательных учреждений и системы образования в целом.

Согласно утверждению М.М. Безруких, Э.М. Казина, С.А. Сенникова, А.Г. Сухарева и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей и отправной точкой здоровье сберегающей деятельности современного ДОУ является реализация здоровье сберегающих технологий в условиях психолого-педагогического процесса.

Приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» представлена система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий воспитанников определяются на основе Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15мая 2013г. №26 г. Москва. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

В региональной образовательной программе Саратовской области «Основы здорового образа жизни» - ведущей идеей является интеграция здоровьесберегающих и информационных технологий в образовательной деятельности, которая определяет новое качество образования, здоровья, жизни воспитанников и педагогических работников образовательных учреждений.

Таким образом, задача для педагога – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий современному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Глава 1. Здоровьесберегающие технологии

1.1.Что такое здоровье сберегающие технологии?

Здоровье - это состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровье сберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

1.2. Цель и задачи здоровье сберегающих технологий

Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Задачи:

Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

Закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;

Воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.

Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог “взрослой жизни”, не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

1.3. Виды здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-профuлактические технологии;

2. Физкультурно-оздоровительные технологии;

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка ;

5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.

1.4. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

Установление контактов с социальными партнерами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

Освоение педагогами ДОУ методик и приемов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

1.5. Система здоровьесбережения в ДОУ

Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул).

Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, полоскание рта и горла, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика).

Физкультурные занятия всех типов.

Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажеры, тактильные дорожки).

Организация рационального питания.

Медико – профилактическая работа с детьми и родителями.

Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса.

1.6. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ

Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Внедрение научно – методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ и семьи.

Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Снижение уровня заболеваемости.

Глава 2. Формы работы воспитателя ДОУ

В настоящее время анализ тематической литературы показывает, что в ДОУ чаще всего воспитатели используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:

2.1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг - это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её. Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

Ритмопластика - проводится 1-2 раза в неделю по 30 мин., не раньше чем через 30 минут после приема пищи в форме кружковой работы со среднего возраста.

Динамические паузы - проводятся во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других.

Подвижные и спортивные игры – проводятся ежедневно как часть НОД по физической культуре, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация . Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе воспитатели используют специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, Моцарт), звуки природы.

Технологии эстетической направленности - реализуются при НОД художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Гимнастика пальчиковая – проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Рекомендована всем детям, особенно детям с речевыми проблемами. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, кровообращение, воображение. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз - проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная - проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика бодрящая - проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Гимнастика корригирующая – проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения гимнастики зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая - проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

2.2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

- НОД по физической культуре - проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на воздухе. НОД проводится в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Проводят воспитатели, психолог.

Коммуникативные игры – проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Игры строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

- НОД из серии «Здоровье» - проводятся в игровой форме с младшей группы - 4 раза в месяц. Детям даются представления об индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. Используются такие формы проведения НОД: экскурсии, развлечения, праздники, конкурсы, театрализованные сказки, викторины.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы в НОД.

Точечный самомассаж - проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал.

Биологическая обратная связь (БОС) - это метод произвольного волевого управления функциями организма для совершенствования организма в норме или коррекции организма при патологии, посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы. Рекомендуется со старшего возраста от 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. Необходимы соблюдение правил работы за компьютером.

2.3. Коррекционные технологии:

Арттерапия – способ оздоровления детей посредством искусства, является методом благотворного психологического воздействия, направленный на восстановление и поддержание душевного баланса, а также на гармоничное развитие личности человека. Это огромный перечень увлекательных творческих мероприятий: деятельность по изотерапии: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.д.; занятия музыки, пения и танца, а также чтение художественной литературы, сказок, драматическое искусство и многое-многое другое. Таким образом, комплексная методика арттерапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Мероприятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере.

Технологии музыкального воздействия – проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель. - Сказкотерапия - проводятся 2-4 раза в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – проводятся, как НОД 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Проводят воспитатели, психолог.

Технологии коррекции поведения – проводятся сеансами по 10-12 НОД по 25-30 мин. со старшего возраста по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий. Проводят: воспитатели, психолог.

Психогимнастика - проводится 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. по специальным методикам. Проводят: воспитатели, психолог.

Фонетическая и логопедическая ритмика – проводится 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. НОД рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель НОД - фонетическая грамотная речь без движений. Проводят: воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед.

Глава 3. Реализация здоровьесберегающих технологий воспитателем в течение дня.

3.1. Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

Весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать укреплению здоровья и позволять обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня, формировать осознанное отношение ребенка к своему здоровью.

Целью совершенствования оптимизации двигательного режима и повышения двигательной активности разработана карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня для детей в детском саду, которая включает разнообразные формы двигательной активности, такие, как: утренняя гимнастика, индивидуальная работа, физминутки, подвижные и спортивные игры, оздоровительный бег, гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья», спортивные досуги и праздники, музыкальные и физкультурные занятия. (см. приложение 1 с.21)

3.2. Реализация здоровьесберегающих технологий в I половину дня.

Утро начинается в детском саду с радостных встреч с детьми. Доброжелательное отношение к каждому пришедшему ребенку, атмосфера дружеского участия позволяют положительно настроить детей на предстоящий день, снять тревожность, усталость, замкнутость. Этому способствуют коммуникативные игры и игры, повышающие настроение детей, которые воспитатель с успехом использует в утренние часы приема детей. Такие игры по своему замыслу предполагают рукопожатие, поглаживание, теплые, ободряющие слова, заинтересованное отношение к настроению, самочувствию друг друга, юмор, улыбки и смех детей. Они развивают умение лучше понимать себя и других, умение подчиняться определенным правилам, развивают способности к самовыражению, умение регулировать свое поведение, обучают элементам техники выразительных движений, приемам снятия психического напряжения; создают здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение. Эти игры проводятся не только в утренние часы, но и во второй половине дня и в минуты свободного общения.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.

С целью предупреждения утомления во время НОД, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, воспитатель проводит физминутки, которые повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Длительность составляет 3-5 минут. Физминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием НОД. Часто такие паузы представляют собой гимнастику для стимуляции деятельности речевых центров, куда входят упражнения для коррекции речи: логоритмика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика. Иногда в непосредственно образовательную деятельность можно включать релаксационные упражнения. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Выполнение упражнения под тихую, спокойную, плавную музыку или под звуки природы «Шум леса», «Море» повышает эффективность релаксационных упражнений, помогает более полному расслаблению.
Также помогает восстановлению и сохранению эмоционального благополучия и предупреждает психические расстройства, включаемая в педагогический процесс, психогимнастика. Это такие игры, как создание образов знакомых животных, передавая их характерные особенности и повадки. («Веселый зайчик», «Грустный котенок», «Сердитый волк» и т. д.). Такие задания способствует снижению эмоционального напряжения; обучают детей выразительным движениям; корректируют эмоциональную сферу; обучают способам общения, способствующим коррекции настроения и поведения в коллективе сверстников и взрослых.

Непосредственно образовательная деятельность серии «Здоровье», которые могут быть включены и в сетку НОД в качестве познавательного развития. В ходе такой непосредственно образовательной деятельности детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. НОД имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка воспитатели придают развитию движений и физической культуры во время НОД по физкультуре. Причём, в каждом возрастном периоде НОД по физической культуре имеют разную направленность: маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки; в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу; в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая воспитателями система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

Для наибольшей эффективности закаливания воспитателями обеспечиваются:

чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена); рациональная, не перегревающая одежда детей; соблюдение режима прогулок во все времена года; сон при открытых фрамугах; гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры); хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, воспитатель меняет последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущей НОД и погодных условий. Так, в холодное время года и после непосредственно образовательной деятельности, на которой дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Кроме подвижных игр, воспитатели широко используют разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба; прыжки; метание, бросание и ловля мяча; упражнения на полосе препятствий.

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе: для хорошей погоды (по сезону); на случай сырой погоды; на случай порывистого ветра.

3.3. Реализация здоровьесберегающих технологий во II половину дня.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.

Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.

Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения. Гимнастика игрового характера состоит из 3-6 имитационных упражнений: дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).

Пробежки по массажным дорожкам сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Проводится дыхательная гимнастика. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие, наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Самым ярким событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, спортивные досуги, «Дни здоровья». Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

3.4. Летняя оздоровительная работа

Оздоровительная работа воспитателями усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

При осуществлении летней оздоровительной работы воспитатели придерживаются следующих принципов: комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий; непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий; преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления; использование простых и доступных технологий; формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий; интеграция программы профилактики закаливания в семью; повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных - мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и использования различных форм оздоровительной работы.

3.5. Развивающая среда.

Необходимым условием для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей является создание развивающей среды. В группе оборудован «Уголок здоровья» (см. приложение 2. с. 22). Он оснащен как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:
1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса.
2. Коврик из пробок, пуговиц, крупы - для массажа стопы ног.

3. Султанчики, вертушки - для развития речевого дыхания и увеличения объема легких.

4. Различные массажеры, в том числе и самодельные. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.

5. Коврики: веревки с узелками, нашитые фломастеры - для массажа ступней ног и развития координации движений

6. Спортивные мешочки и др.

В «Уголке здоровья» находятся осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, мага, схемы для выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами, незаметно для себя укрепляют свое здоровье.

В «Уголке здоровья» также находятся книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью; дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т.д. Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

3.6. Работа с родителями.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства группы и семьи, используются разнообразные формы работы: открытый НОД с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями; родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Если хочешь быть здоров - закаляйся!», Правильное питание», «Режим дня» и т. д.).

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Заключение

Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада воспитателями, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Результатом эффективной работы воспитателей является снижение заболеваемости детей.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно воспитатель использует для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка

Приложение 1

Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня


В продолжение темы:
Прокачка

по соннику МиллераВидеть во сне одежду – сон-предсказание. Успех ваших дел зависит от того, какова была одежда во сне: целая и чистая, или испачканная и рваная. Видеть...

Новые статьи
/
Популярные