Обследование фонематического слуха у дошкольников. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией (по Архиповой Е. Ф) Диагностические задания для исследования фонематического слуха

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагается для повторения следующие предложения:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем и др.

ВЫВОДЫ : отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращения слогов – молоток – «моток»; упрощение слогов, опускание звуков – стул – «туль»; уподобление слогов – табуретка – «татулетка»; добавление звуков, слогов – комната – «комонамата», стол – «сытол»; перестановка звуков и слогов – дерево – «деверо»).

Практические наблюдения показывают, что перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений.

Обследование фонематического слуха

Содержание задания
Используемый речевой и наглядный материал
Опознание фонем:
а) подними руку, если услышишь гласный звук О среди других гласных
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук К среди других согласных

А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И

П, Н, М, К, Т, Р

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:
а) звонких и глухих
б) шипящих и свистящих
в) соноров

П-Б, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф
С, З, Щ, Ш, Ж, Ч
Р, Л, М, Н

3. Повторить за логопедом слоговой ряд:
а) со звонкими и глухими звуками

Б) с шипящими и свистящими

В) с сонорами


ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ШО-СУ-СА, СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА, ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА, ЖА-ЗА-ЖА
РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА
4. Выделение исследуемого звука среди слогов
Подними руку, если услышишь слог со звуком «С»

ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ
5. Выделение исследуемого звука среди слов.
Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж»

ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ
6. Придумай слова со звуком «З»
7. Определи, есть ли звук «Ш» в названии картинок
КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА
8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия
БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ
9. Определи место звука Ч в словах (в начале, середине, конце)
ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ
10. Разложи картинки в два ряда: в первый – в первый картинки со звуком С, а во второй со звуком Ш
СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ

Обследуется различение звуков на слух, повторение слогов с оппозиционными звуками, например: са- ша, ша-ща-са (при условии, что звуки с и ш вне речи ребенком произносятся), ча-ща, ча-ща-ча, тя-ча, су-ею и тому подобное. Ответы детей записываются.

Пользуясь предметными картинками, ребенок должен отобрать слова, начинающиеся на определенный звук. Так, например, при отборе слов, начинающихся на звук с, ребенку дают картинки, на которых изображены сани, сумка, сапоги, самолет, шапка, шишки, шарф, шуба, чайник, чулки, чашка, чемодан, цапля; цветы, цыпле­нок, зайка, зубы, замок, зонт (все картинки предварительно пере­мешивают). Ребенок сам называет картинки и откладывает отдель­но те, название которых начинается на звук с. После того как ре­бенок разложит все картинки, логопед записывает результаты, на­пример: «Па звук с отобраны следующие картинки: сани, шишка, цыпленок, сумка» и так далее. Это задание дается только тем детям, ко­торые в состоянии осуществить подбор слов, начинающихся на определенный звук.

В такой же последовательности, как это показано на примере об­следования свистящих и шипящих звуков, обследуются и другие группы звуков.

Следующая группа - соноры р, р", л, л", м, м", н, н" и звук йот. Звуки н, н, м и м" редко подвергаются искажению, исключая меж­зубное произношение звуков н и н, на что и надо обратить внимание. Кроме того, необходимо проверить, достаточно ли твердо произ­носятся звуки н и м и достаточно ли мягко - звуки н" и м". С этой целью, как уже указывалось, звуки произносятся с гласными ы, и и гласным у, т. е. ны, ни, ну, ню и в обратном слоге - ан - ан". Произношение звука йот проверяется в прямом слоге с гласными а и у, т. е. йа (я) и йу (ю) и в обратном -ай. Обращается также внимание на произношение звука йот в условиях стечения, что не­редко затрудняет детей. С этой целью для повторения даются сле­дующие слова и предложения: белье, перья, стулья; Лена пьет мо­локо; Коля и Петя - братья.

Произношение звуков р, р", л, л", которые часто искажаются, тщательно проверяется.

Для выявления недостатков самостоятельной речи ребенка мож­но использовать следующий текст:

р-р"-л-л".

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли,

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

Следующая группа - глухие и звонкие, то есть звуки п-б; т-д; к-г; ф-в; с-з в твердом и мягком звучании и звуки ш -ж.

Факт искажения звуков с-с", з-з", ш, ж, т" фиксируется при обследовании свистящих и шипящих. Звуки п, т, к, ф, б, д, г, в ред­ко произносятся искаженно. Если все же имеется искажение этих звуков, например, вместо к и г наблюдается взрыв сомкнутых голосовых связок, то это фиксируется в карте. Иногда искаженно про­износя, только мягкие звуки, так, например, может быть боковое произношение звуков к" и г", поэтому необходимо произношение не только твердых, но и мягких звуков. В то же время часто все звон­кие звуки или только взрывные не произносятся вовсе - в речи их заменяют парные глухие. Иногда ребенок произносит звуки в изо­лированном виде, но не произносит их в речи, а если и употребляет, то редко или с недостаточным озвончением. Поэтому следует тща­тельно проверять умение различать пары звонких и глухих звуков. Следует обращать внимание на то, как звуки произносятся в соста­ве речевого потока. При этом используются примерно такие предло­жения и тексты:

з-б У Зины болят зубы. г-к; с-з;

Галка свила гнездо на березе.

с-з, ш-ж, т-д Белый снег пушистый

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией (По Архиповой Е. Ф)

Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей .

Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха . В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

C целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы.

Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Система включает следующие пробы. 1) узнавание неречевых звуков; 2) различение высоты, силы, тембра голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5) дифференциация фонем; 6) навыки элементарного звукового анализа.

При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения. 1. Узнавание неречевых звуков

Цель: Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки. 1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик. 2. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».

Гудок автомашины - звон колокольчика - переливание воды - удары в бубен 3. Инструкция: «Скажи или покажи». - Что шумит? - Что гудит? - Кто смеется? - Что звучит? - Что шуршит?

Логопед для исследования предлагает игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при постукивании о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.

4. Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко - тихо». 5. Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо». 6. Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».

1. Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал». Ребенка зовут по имени - 4 раза (каждый раз другой человек). Произносят короткое [ау] - 4 раза (каждый раз другой человек). 2. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:

Кошка - котенок; мяу (низко) мяу (высоко) - свинья - поросенок; хрю (низко) хрю (высоко) - коза - козленок; мэ (низко) мэ (высоко) - корова - теленок му (низко) му (высоко)

Логопед раздает детям картинки с изображениями животных - взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.

3. Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Логопед за ширмой имитирует голоса.) «Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?» Мяу (громко) - белый; Мяу (тихо) - черный. 4. Инструкция: «Послушай, как лает собака и щенок. (Логопед за ширмой имитирует голоса животных.) Покажи, скажи, кто лаял». Ав (низко) - собака; Ав (высоко) - щенок. 5. Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. - Кто спал на моей кровати? (низко) - Кто ел из моей миски? (средне) - Кто сидел на моем стуле? (высоко)

Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания 3 балла - допускает негрубые ошибки 2 балла - выполнил 0,5 задания верно 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов - отказ или невыполнение задания. Эти пробы позволяют определить, насколько ребенок различает одинаковые звукокомплексы, различные по силе голоса, высоте, характеру, тембру и эмоциональной окраске.

3. Различение слов, близких по звуковому составу Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу. 1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно - не хлопай»:

шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа; баман, панан, банан, ваван, баван;

танки, фанки, шанки, танки, сянки; витанин, митавин, фитамин, витамин; бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака; альбом, айбом, яньбом, альмом, альном; птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч; квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка

Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук - люк». (Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.) [п - б, п" - б"]: почка - бочка, пашня - башня, порт - борт, пил - бил; [т - д, т" - д"]: тачка - дачка, тоска - доска, подушка - кадушка, тина - Дина; [к - г, к" - г"]: класс - глаз, кора - гора, калька - галька, кит - гид, крот - грот; [ф - в]: Фаня - Ваня, сова - софа; [л - в, л" - в"]: лоск - воск, лодка - водка, ленок - венок; [л - и, л" - й]: галка - гайка, стол - стой, галька - гайка; " [р - л]: рожки - ложки; : роза - лоза, храм - хлам, репка - лепка, марина - малина; [с - з]: суп - зуб, сайка - зайка, росы - розы, коса - коза; [с - ц]: свет - цвет, лиса - лица; [ш - ж]: шар - жар, Луша - лужа; [ч - щ]: челка - щелка, плач - плащ, дочь - дождь; [ч - ш]: чурка - Шурка, кочка - кошка; [ч - т"]: челка - телка, печка - Петька, речка - редька; [с - ш]: каска - кашка, мыс - мышь, ус - уж; [с - ж]: сук - жук, сыр - жир, усы - уши; [с - щ]: лес - лещ, плюс - плющ; [с - ч]: сайка - чайка, нос - ночь; [з - ж]: роза - рожа, луза - лужа; [м - м"]: Мишка - мышка; [л - л"]: ел - ель, Юля - юла.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха. Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.

Используются разные способы семантизации:

1. Наглядно-действенный способ - объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.

2. Словесно-контекстный способ - объясняют с помощью синонимов, словосочетаний, в предложениях. 3. Смешанный способ - объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей. 3. Инструкция: «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение». Тень - день, удочка - уточка, мышка - мишка, коса - коза, дочка - точка, щенок - сынок, рак - лак. 4. Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть». Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи. 5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже».

Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка. Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов. Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания 3 балла - допускает негрубые ошибки 2 балла - выполнил 0,5 задания верно 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов - отказ или невыполнение задания.

4. Дифференциация слогов Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие и т.д.

1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог». на-на-на-па ка-ка-га-ка 2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний». Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па-па; ка-ка-га-ка. 3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.) да-та-да ба-па-ба га-ка-га та-да-та па-ба-па ка-га-ка са-ша-са за-са-за ца-са-ца ша-са-ша са-за-са са-ца-са жа-ша-жа ча-тя-ча ща-ча-ща ша-жа-ша тя-ча-тя ча-ща-ча ра-ла-ра ла-ра-ла

Примечание: 1. Предлагают слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи ребенка. 2. Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из двух слогов. Особое внимание следует уделить персеверации, когда ребенок не может переключиться с одного звука на другой.

4. Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь». Лексический материал: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва.

Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания 3 балла - допускает негрубые ошибки 2 балла - выполнил 0,5 задания верно 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов - отказ или невыполнение задания

5. Дифференциация фонем Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.

2. Проверка готовности к формировании звукового анализа. I. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку». Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит - у-у-у, девочка плачет - а-а-а, птичка поет - и-и-и, корова мычит - м-м-м, молоток стучит - т-т-т, ветер воет - в-в-в и т.д.) должны поднять соответствующие картинки, которые логопед раздает заранее. У - поезд Т - молоток А - ребенок В - ветер И - птичка З - комар М - корова Э - жук

2. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков - [а, о, у, и, ы, а, э]. 3. Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А». (Зеленый кружок - звук [и], желтый кружок - звук [у].) Логопед повторяет группу гласных звуков - [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и]. 4. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м». Логопед произносит группу согласных звуков - [н, п, м, т, к, м, н, к]. 5. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»: - ао, уа, аи, ио

Аиу, иао, уао, оиы - аоуи, иоуа, иыоу, аоыу Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха. 6. Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди других речевых звуков. [ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ]; [щ]: [ш, с", щ, ч, ц, щ]; [ц]: [т, с", ц, т", ш, ц]; [ч]: [ч, ш, т", ч, с", ч]; [с]: [с, с", ж, ц, с, ч].

Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания 3 балла - допускает негрубые ошибки 2 балла - выполнил 0,5 задания верно 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов - отказ или невыполнение задания

6. Навыки элементарного звукового анализа Цель: Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа. 1. Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла»: а ау иоу

2. Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар. 3. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»: Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица. 4. Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков»: а, ауи, иуа, ау. 5. Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к». Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук. 6. Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком». Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот. тан- ро-

пау- ко- вени- со- самоле- бегемо- 7. Инструкция: «Назови первый звук в слове»: аист Иван утка арбуз Илья улитка альбом иголка улица

8. Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».

9. Инструкция: «Назови первый звук в слове»: малина волны капуста молоко вафли кошка

10. Инструкция: «Назови первый и последний звуки в слове»: иголка избушка улица осы ослики антилопа

Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания 3 балла - допускает негрубые ошибки 2 балла - выполнил 0,5 задания верно 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов - отказ или невыполнение задания

Примечание: 1. Задания по исследованию навыков элементарного звукового анализа позволяют обследовать более высокую ступень, т.е. фонематическое восприятие, которое включает в себя умственные операции по анализу звукового состава слов. 2. В случае необходимости объясняют значения слов, которые используют в лексическом материале, т.е. проводят семантизацию.

1. Фонематический слух - это способность выделять и различать фонемы родного языка, которая формируется с 6-месячного возраста до 1 г. 7 мес. в норме. 2. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка в норме является развитие его речи в процессе общения с окружающими близкими. 3. Фонетический слух формируется на базе фонематического слуха и осуществляет контроль за слоговыми рядами в речи. 4. Фонематический слух и фонетический слух, взаимодействуя, составляют речевой слух, который отвечает за звукослоговую структуру речи ребенка. 5. Фонематическое восприятие, как умственные операции по звуковому анализу, формируется в процессе специального обучения. 6. В ряде случаев нарушение фонематического слуха у детей со стертой дизартрией носит вторичный характер. 7. Нарушение моторики органов артикуляции отрицательно влияет на формирование фонематического слуха. 8. Нарушения кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи. 9. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем. 10. Слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивном словаре. В случае необходимости проводят разные способы семантизации.

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной

Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

· узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

· различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

· запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов.

Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость - глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.

Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.

При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.

Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса - крыша, день - тень, булка - белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.

Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролирует свое неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.

В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

Нужно, чтобы у будущего первоклассника был достаточно хорошо развит фонематический слух. Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен производить звуко-буквенный анализ, то есть слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить, что, безусловно, крайне необходимо при любом обучении.

Как же проверить фонематический слух у ребенка? Для проверки уровня развития фонематического слуха можно воспользоваться очень простыми приемами. Любой родитель при желании самостоятельно может провести это исследование. Лучше, если он будет делать это в игровой форме или просто в процессе общения с ребенком. Например, можно попросить ребенка поиграть в такую игру. Она называется «Назови лишнее слово». Взрослый и ребенок вместе загадывают какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то другое слово, похожее на него. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Далее игра начинается. Взрослый говорит (проговаривая по 1 слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора, гора, гора, гора, пора.
Можно другие подобрать ряды таких слов, например:

Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
Рама, рама, мама, рама, рама, рама, лама, рама, рама.
Коробок, коробок, коробок, колобок, коробок, коробок.


Если ребенок слышит и называет все «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то, очевидно, уровень развития его фонематического слуха недостаточен. В этом случае, если со слухом вообще у него нет проблем, его умение различать фонемы можно потренировать. Сначала следует произносить ряды слов более медленно, фиксировать внимание ребенка на звуковых различиях. Часто уже этого бывает достаточно. Если же ребенок и после таких тренировок продолжает не различать звуки, ему необходима квалифицированная помощь специалиста.

Чтобы проверить, умеет ли ребенок произносить звуки, можно поиграть с ним в игру «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах, например, в таких: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные).

Если ребенок хорошо справляется с заданием, правильно произносит все звуки, а когда ошибается, то сам исправляет ошибки, значит, все нормально. Если же он с заданием справляется с трудом, часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух не развит, и ему требуется помощь. Для того чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит ребенку: «Я буду говорить тебе слово, а ты раздели его на части, хлопая в ладоши». Слова можно взять любые, но лучше всего трехсложные, например, «корова», «кадушка», «лепешка», «караван» и т. д. Критерий оценки такой же, как в предыдущем случае.

184" height="82" bgcolor="white" style="border:.75pt solid white; vertical-align:top;background:white">

теперь тянись попеременно, то к левому уголку рта, то к правому.

Повтори 5-10 раз.

Почистим зубки. Улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно

«чисти» (води вправо-влево) за нижними зубами (7-8 раз). Теперь

подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних

зубов к горлышку и обратно. Работай медленно, под счет до 8.

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот и «приклей» (присоси)

Расскажите сказку вместе

Положите в пакет несколько предметов, попросите ребенка не глядя, вынуть один

и сказать о нем одно предложение. Помогите ему при затруднении. Например:

«Когда-то, давным-давно жил-был…мяч». Задайте вопрос: «А где жил этот мяч?»

Продолжайте: «Когда-то, давным-давно жил-был мяч. Жил он в коробке с игрушками.

И вот однажды…» Продолжайте сказку, доставая новые предметы из мешка.

Посчитай елочные шары и ответь: сколько их?

Образец: один елочный шар, два елочных шара……и т. д.

102" height="96" bgcolor="white" style="border:.75pt solid white; vertical-align:top;background:white">


Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно.
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад

или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.

Больше, чем… Меньше, чем

Взрослый предлагает: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал." Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. Или наоборот. Вы называете, а ребенок подбирает предмет меньше.

Какие бывают слова?

Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко, мамочка, травушка …),

Звучащие громко (тигр, ракета, трактор…), звонкие слова (звонок, зайка, замок…),

тихие слова (шепот, шорох, машинка, мышка, чашка…)

Звуковая мозаика

Рисуем на листе бумаги сетку (3 х 3, 4 х 4 …) Обговариваем задание: если в слове слышится звук А (или другой), закрашиваем клеточку красным цветом, если нет в слове заданного звука,

закрашиваем желтым (другим). Можно выкладывать фишками, пуговицами.

Звуковое домино

Просим ребенка назвать слово на определенный звук, который был последним в слове, названном вами (сначала можно использовать картинки).Например: машинА – АбрикоС – СанкИ – ИголкА - - и т. д

В продолжение темы:
Прокачка

по соннику МиллераВидеть во сне одежду – сон-предсказание. Успех ваших дел зависит от того, какова была одежда во сне: целая и чистая, или испачканная и рваная. Видеть...

Новые статьи
/
Популярные