Методы и приемы логопедической работы. Нетрадиционные методы работы в логопедической практике. Центр обучения грамоте

Логопедическое воздействие представляет собой педа­гогический процесс, в котором реализуются задачи корри­гирующего обучения и воспитания.

В процессе организации корригирующего обучения боль­шое значение придается общедидактическим и специфичес­ким принципам (гл. 1).

Система логопедической работы по устранению различ­ных форм нарушений речи носит дифференцированный ха­рактер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе уче­та этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей: уровень развития речи, позна­вательной деятельности, особенности сенсорной сферы и мо­торики.

Каждый из этапов логопедического воздействия харак­теризуется своими целями, задачами, методами и приема­ми коррекции. Последовательно формируются предпосыл­ки для перехода от одного этапа к другому.

Большое место в логопедической работе занимает кор­рекция и воспитание личности в целом, учитываются осо­бенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также их возрастные осо­бенности.

Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения от­мечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторич­ных наслоений.

Воздействие на ребенка с речевым нарушением связыва­ется с нормализацией социальных контактов с окружающи­ми людьми.

Для закрепления правильных речевых навыков в усло­виях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Ло­гопед информирует педагогов, родителей о характере рече­вого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепле­ния правильных речевых навыков не только в логопедичес­ком кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под кон­тролем педагогов и родителей.

При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляется различны­ми методами. Метод обучения в педагогике рассматривает­ся как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и уме­ний, на формирование умственных способностей, воспита­ние чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные мето­ды: практические, наглядные и словесные. Выбор и ис­пользование того или иного метода определяется характе­ром речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом рабо­ты, возрастными, индивидуально-психологическими осо­бенностями ребенка и др.

На каждом из этапов логопедической работы эффективность ов­ладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответ­ствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука харак­терно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко ис­пользуются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

При устранении алалии для развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребенка также используются практичес­кие и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.

При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами. Начиная со школьного возраста преимущественное ис­пользование при устранении заикания получают словесные методы, Щ сочетающиеся с наглядными.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопе­дической работе они эффективны при устранении артику-ляторных и голосовых расстройств, так как у детей форми­руются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различ­ными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикулятор-ных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе поста­новки звука формируется навык его изолированного произ­ношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложе­ниях, связной речи.

Освоение правильных речевых навыков представляет со­бой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.



Упражнения подразделяются на подражательно-испол­нительские, конструктивные и творческие.

Подражательно-исполнительские выполняются деть­ми в соответствии с образцом.

В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усво­ения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением. Так, выполнение артикулятор-ных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в дальнейшем они только называются.

В логопедической работе используются различные виды конст­руирования.

Например, при устранении оптической дисграфии детей учат кон­струировать буквы из элементов, создавать из одной буквы другую.

В упражнениях творческого характера предполагает­ся использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

Так, при формировании звукового анализа и синтеза определе­ние последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомо­гательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые ус­ловия. И наконец, действие звукового анализа считается сформи­рованным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ре­бенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых име­ются звуки, и т. д.).

В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звуко-произношения.

Использование игровых упражнений (например, имита­ция действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, ими­тация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-по­ложительный настрой детей, снимает у них напряжение.

Выполнение любых упражнений способствует формиро­ванию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдается ряд условий.

Осознание ребенком цели. Это зависит от четкости по­становки задачи, правильного показа способов выпол­нения: поэтапного выполнения сложных упражнений с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разно­
образного речевого и дидактического материала и раз­личных ситуаций речевого общения).

Постепенное усложнение условий с учетом этапа кор­рекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.

Осознанное выполнение практических и речевых дей­ствий.

Самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.).

Дифференцированный анализ и оценка выполнения.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является вообража­емая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые дей­ствия). Например, в играх «Магазин», «Вызов врача», «На лесной опушке» дети распределяют роли, а затем с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий со­здают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными це­лями и задачами коррекции, распределяет роли, организу­ет и активизирует деятельность детей.

С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-пси­хологическими особенностями детей.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элемен­тами этих объектов.

Эффективность их использования зависит от следующих условий:

Модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре алогичной ему;

Должна быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

Ее назначение - облегчать процесс овладения навы­ками, умениями и знаниями.

Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы струк­туры предложения, слогового и звукового состава слова.

Использование модели предполагает определенный уро­вень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Наглядные методы представляют собой те формы ус­воения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обуче­нии наглядных пособий и технических средств обучения.

Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувствен­ные образы делает усвоение речевых умений и навыков бо­лее конкретным, доступным, осознанным, повышает эффек­тивность логопедической работы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рас­сматривание рисунков, картин, макетов, просмотр профилей артикуляций, диафильмов, кинофильмов, про­слушивание пластинок, магнитофонных записей, а так­же показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Использование различных пособий способствует уточне­нию и расширению представлений детей, развитию позна­вательной деятельности, создает благоприятный эмоцио­нальный фон для проведения логопедической работы.

Наглядные средства должны отвечать следующим требо­ваниям:

· быть хорошо видны всем;

· при их подборе следует учитывать возрастные и инди­видуально-психологические особенности ребенка;

· соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

· сопровождаться точной и конкретной речью;

· словесное описание объекта призвано способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, речи.

Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представле­ний о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонемати­ческого восприятия (на картине найти предметы, в назва­ниях которых имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление пра­вильного произношения звука, развитие лексического за­паса слов, грамматического строя, связной речи (составле­ние рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождается беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравне­ния речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

Диафильмы, кинофильмы используются при автомати­зации звуков речи во время беседы при пересказе содержа­ния, для развития навыков слитной плавной речи при уст­ранении заикания, для развития связной речи.

Особенности использования словесных методов в лого­педической работе определяются возрастными особенностя­ми детей, структурой и характером речевого дефекта, целя­ми, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы соче­таются с практическими и наглядными. При устранении дислалии, заикания и других нарушений речи в дошкольном возрасте логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с вклю­чением словесных.

В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими. Напри­мер, при устранении заикания у детей старшего школьного возраста применяются беседы о прочитанных книгах, заучивание стихотворе­ний, пересказ прочитанного, рассказ из личного опыта, дискуссии.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его использу­ют для создания у детей представления о том или ином яв­лении, вызова положительных эмоций, для создания образ­ца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения сло­варя, закрепления грамматических форм речи.

Рассказ предполагает воздействие на мышление ребен­ка, его воображение, чувства, побуждает к речевому обще­нию, обмену впечатлениями. Его желательно сопровождать демонстрацией сюжетных картин (особенно в дошкольном возрасте). Перед воспроизведением текста можно провести короткую предварительную беседу, которая подготовит де­тей к его восприятию. После рассказа проводятся беседа, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации в за­висимости от задач логопедической работы.

Кроме рассказа используется пересказ сказок, литератур­ных произведений (краткий, выборочный, развернутый и т.д.).

В зависимости от дидактических задач организуются пред­варительные и итоговые, обобщающие беседы. В ходе пред­варительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Например, при дифферен­циации звуков ц - ев предварительной беседе выделяется звук с, затем ц, уточняется их артикуляция на основе имею­щегося у детей опыта. Затем звуки сравниваются, обобщают­ся имеющиеся знания. Итоговая беседа проводится для зак­репления и дифференциации речевых умений и навыков.

На основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения выч­леняются существенные свойства речи и ее элементы.

При индуктивной форме беседы сначала воспроизводят­ся факты, которые анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной фор­ме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конк­ретные факты для его подтверждения.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

Опираться на достаточный объем представлений, уро­вень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

Соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

Активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

Вопросы должны быть ясными, четкими, требующи­ми однозначного ответа;

Характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного про­изношения, уточнение грамматической структуры предло­жений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

В процессе логопедического воздействия используются и разнообразные словесные приемы: показ образца, поясне­ние, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и прак­тические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

Большое значение в логопедической работе имеет педагоги­ческая оценка способа, хода и результата выполнения задания. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребен­ка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особен­ности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять, проявлять педагоги­ческий такт при оценке их работы.

Логопедическое воздействие осуществляется в следу­ющих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, ин­дивидуальное занятие, урок.

По характеру направленности методы логопедической ра­боты подразделяются на методы прямого воздействия (на­пример, воздействие на артикуляторную моторику при уст­ранении дислалии) и методы обходных путей (например, создание новых функциональных связей в обход нарушен­ных звеньев речевой функциональной системы при афазии).

Методы и приёмы в логопедической

практике в группе для детей с ОВЗ.

Подготовила: учитель-логопед Абрамова Анна Петровна

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи .

Три уровня общего недоразвития речи:

I уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;

II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;

III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.


Индивидуальные особенности детей с ТНР:

Недоразвитие познавательной сферы (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи)

Нарушение лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения, связной монологической и диалогической речи, трудности в обучении грамоте

Сложности в переработке слуховой, зрительной и зрительно-пространственной информации

Двигательные расстройства

Отклонения в эмоционально-волевой сфере

Снижение способности к обобщению и абстрагированию

Неустойчивость внимания, быстрое забывание материала (особенно речевого), сниженная работоспособность, долгое включение в выполнение задания


Повышение профессиональной компетенции педагога:

Предварительное проведение психолого-педагогической(логопедической) диагностики, выясняется характер нарушения речевой деятельности.

Обсуждение результатов обследования со всеми специалистами, сопровождающих процесс обучения с данным ребёнком.

Составление плана индивидуального развития, определяется образовательный маршрут.


Привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

Привлечение дополнительных ресурсов сопровождения и поддержки

Формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку «внешних» социальных партнёров (методического центра, городского ПМПК, общественных организаций).

Организация взаимодействия специалистов ДОО и родителей на основе сотрудничества и разделения ответственности.


Внедрение ФГОС

Модернизация содержания образования

Изменение контингента дошкольников

Создание условий для обучения и воспитания всех детей с учётом их потребностей и возможностей

Компетенция педагога состоит в том, что он должен уметь

  • проектировать и адаптировать образовательный процесс, что обеспечивает качество и доступность овладения дошкольниками программным материалом;
  • конструктивно взаимодействовать с различными специалистами и родителями;
  • создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности;
  • нести ответственность за результаты действий своих воспитанников.

Безбарьерная предметно-развивающая среда

для освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП)

для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).


Создание условий для освоения ребёнком с ТНР индивидуальной программы:

Организация в группе, кабинете безбарьерной развивающей предметной среды, использование наглядности, подбор многофункционального оборудования и материалов.

  • Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование духа сотрудничества, принятие особенностей каждого ребёнка.
  • Формирование позитивной, социально-направленной деятельности.
  • Применение современных технологий, методов, приёмов, форм организации работы, адекватных возможностям и потребностям детей с ТНР.
  • Адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов для воспитанников.

Организация предметно-развивающей среды

  • Среда должна быть безопасной
  • Среда должна быть комфортной и уютной
  • Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами
  • Развивающая среда группы

должна быть вариативной

  • Среда должна быть

информативной

  • Среда должна постоянно

обновляться


Создание условий для адаптации детей с ТНР в группе сверстников:

Организация занятий с использований интерактивных форм деятельности, т.е. вовлечение в процесс всех детей, формирование атмосферы взаимоподдержки и доброжелательности, взаимопонимания, взаимообогащения как между учителем-логопедом и детьми, так и между воспитанниками.

Можно проводить как в подгруппах, в минигруппах, используя игровые приёмы.

Раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, реализация его потребности в самовыражении.

Использование способов оценки учебных достижений, адекватных возможностям детей. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.


Подбор наглядных материалов, которые заставляют работать сразу несколько анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).

Ежедневное использование игровых и практических приёмов и методов обучения, повышающих интерес к занятиям, познавательную активность, формирует учебную мотивацию.

Предоставлять каждому ребёнку работать в удобном для него темпе.

Учитывать смену состава подгруппы для формирования у детей адекватной самооценки. Исключить соревнования между детьми.


Работа учителя-логопеда с детьми с ТНР имеет ряд особенностей:

Опираться на более сильные стороны развития ребёнка.

Регулярная смена видов деятельности и форм работы позволяет снять напряжение, повысить уровень внимания.

Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух, учить их говорить тихо, вполголоса, чтобы не мешать другим.

Чаще предлагать детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозированно.

Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту ребёнка.


Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде логопедического кабинета:

  • Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствиями с особенностями каждого возрастного этапа, с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития.
  • Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности логопеда и ребёнка.
  • Обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения; учитывает возрастные особенности детей.




Символы звуков, опорные сюжетные и предметные картинки, сигнальные карточки, сюрпризные моменты, присутствие сказочного персонажа или игрушки, «волшебный мешочек».



Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Сказкотерапия с использованием кукол бибабо, пальчикового театра, игрушек из киндер-сюрпризов, настольного театра.



Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Мнемотехника - система различных приёмов и способов, облегчающее запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциативных связей.


Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Кинезиологические упражнения влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий. У ребёнка улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, общая и мелкая моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю. «Лезгинка», «Флажок-Рыбка-Лодочка», «Ухо-нос» и т.д.


Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Кинезиологические упражнения




Самомассаж. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажерами «Су-джок» (массажные шарики, пружинки). Это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах ("Су" - кисть, "Джок" - стопа). Использование массажеров - это наиболее простой и доступный всем способ стимуляции. Поверхностный массаж зон соответствия не требует точного поиска болезненных точек и может осуществляться в виде веселой игры!

Артикуляционная гимнастика.

Развитие тонких движений кистей рук (пальчиковая гимнастика, шнуровки, штриховки и т.д.)


Дыхательная гимнастика .

Используются музыкальные инструменты, султанчики, вертушки, соломинки, картотека дыхательных упражнений, бумажные подвесные игрушки, дети очень любят мыльные пузыри.


Здоровьесберегающие технологии:

Биоэнергопластика (содружественные движения языка и кисти во время проведения артикуляционной гимнастики). Применение метода биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Метод биоэнергопластики особенно эффективен в самом начале обучения ребенка артикуляционным упражнениям, так ладонь и пальцы рук наглядно демонстрируют движения языка.


Приёмы активизации речевой деятельности детей:

ТСО помогают улучшить и ускорить

процесс обучения.


Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Фонетическая ритмика.


Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Игры и игровые ситуации, направленные на всестороннее развитие детей.

Дифференцированная игра «Магазин игрушек» для детей с ЗПР младшего дошкольного возраста.

Дифференцированная игра для детей младшего дошкольного возраста «Весёлые зверушки».



Центр обучения грамоте.

Магнитный алфавит, звукоград, буквари, ребусы, кроссворды, говорящие слоги, книги для чтения, кубики с буквами.





Заключение.

Среда, окружающая детей в кабинете:

  • Обеспечивает чувство психологической защищённости;
  • является средством полноценного развития;
  • - сочетает привычные и инновационные методы и приёмы.
  • Дайте детству состояться, дайте детству наиграться!

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственного окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди неё ребёнок будет жить - развиваться собственно самодавлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… (Е.И. Тихеева)

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

    Практические методы (упражнения игры и моделирование).

    Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.

    Подражательно-исполнительские методы .

Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).

    Конструирование .

Используется при устранении оптической дисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

    Упражнения творческого характера . Ииспользование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

    осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;

    систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения);

    постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий;

    самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.);

    дифференцированный анализ и оценка выполнения .

    Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

    Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Эффективность их использования зависит от следующих условий:

    модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;

    быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

    должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

    Наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

    Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

Наглядные средства должны:

    быть хорошо видны всем;

    подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

    соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

    сопровождаться точной и конкретной речью;

    словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий может преследовать различные цели:

    коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.),

    развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),

    развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),

    закрепление правильного произношения звука,

    развитие лексического запаса слов,

    развитие грамматического строя,

    развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

    Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

    Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

    Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.

В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими.

    Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

    Предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.

    Итоговые, обобщающие беседы . Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

    опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

    соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

    активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

    вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

    характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

Задачи беседы :

    развитие познавательной деятельности,

    закрепление правильного произношения,

    уточнения грамматической структуры предложений,

    закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

    Словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

    Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения:

    фронтальное,

    подгрупповое,

    индивидуальное занятие,

Актуальной проблемой логопедической работы является поиск путей повышения ее эффективности.

Эффективность обусловлена:

    уровнем развития логопедии как науки;

    связью теории и практики;

    характером дефекта и степенью выраженности симптоматики нарушения;

    возрастом человека, состоянием его здоровья;

    психическими особенностями человека, его активностью в процессе устранения речевого нарушения;

    сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;

    реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы, особенно принципа комплексного воздействия;

    мастерством и личностными качествами логопеда.

В соответствии с современными педагогическими теориями, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса (В.П.Беспалько, 1989). Известно, что в дошкольном возрасте нередко задерживается развитие произносительной стороны речи. Данный факт может свидетельствовать как о задержке темпа развития речи, так и о значимых признаках речевых нарушений. Формирование произносительной стороны речи предполагает использование целого ряда логопедических приемов. Среди которых можно выделить игровые приемы.

Такие как:

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует.

Артикуляционная гимнастика для ребенка просто необходима, по следующим причинам:

С помощью своевременной методики проведения такой гимнастики и упражнений по формированию речевого слуха дети учатся говорить правильно и чисто.

Ребята с серьезными отклонениями в звукопроизношении могут быстрее исправить речевые дефекты.

Артикуляционная гимнастика чрезвычайно полезна и детям с верным, но вялым произношением звуков.

Уроки артикуляционной гимнастики дают возможность всем научиться правильно, красиво и четко говорить. Следует помнить, что внятное звукопроизношение – это основа правописания на вступительном периоде.

Пальчиковая гимнастика

Она позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

  • вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Самомассаж

На занятиях я использую элементы самомассажа лица. Он оказывает укрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.

Развитие общей моторики

Двигательная деятельность игрового характера вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Развитие мимических мышц

Это упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций. Цель такой мимической гимнастики не только в тренировке мимических мышц. Главное, чего мы добиваемся, это “вырастить” нервную связь между головным мозгом и мимическими мышцами.

Развитие просодической стороны речи:

Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Примерный комплекс.

Общая моторика.

Мелкая моторика.

Где обедал воробей

Дети машут перекрещенными ладошками.

В зоопарке у зверей.

Ладошки изображают раскрытую пасть.

Пообедал я сперва

За решёткой у льва

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога

Отрубей поел немного,

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру,

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

На каждое название загибают по одному пальчику поочерёдно на левой, затем на правой руке.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил!

(С. Маршак)

Изображают раскрывающуюся пасть животного.

Самомассаж лица.

Выполнение действий по тексту.

Утром с мылом лобик моем,

Глазки моем, щечки моем,

Подбородок умываем,

Шейку тоже умываем.

Развитие мимических мышц.

У логопеда набор карточек изображающих заячьи мордочки с различными выражениями.

Артикуляционная гимнастика "Приключения язычка".

  • Лягушка и слоник.

    Жил-был маленький Язычок (рисунок 1)

    У него были друзья: лягушка и слоник. (рисунок 2) (рисунок 3)

    Давайте и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

    Раз – лягушка с толстым брюшком,

    Два – большой и добрый слон.

    Ежедневно на опушке, посадив её в кадушку,

    Как под душем, ту лягушку

    Поливал из шланга он.

    Киска сердится.

    У язычка была любимая кошечка. (рисунок 4)

    Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давайте покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

    Выгляни в окошечко-

    Там увидишь кошечку.

    Кошка спинку выгнула,

    Зашипела, прыгнула…

    Рассердилась киска-

    Не подходите близко!

    Возле дома язычка протекал веселый ручеёк. Язычок решил лодочку с парусом и отправить её в плавание.

    Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки. (рисунок 5)

    Лодочка под парусом по реке плывет,

    На прогулку лодочка малышей везет.

    Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. (рисунок 6)

    Давай покажем, как маляр крышу красил.

    Я сегодня утром встал

    И поселок не узнал:

    Каждый столб и каждый дом

    Был покрашен маляром.

    Если хочешь жить, как в сказке,

    Позови на помощь краски!

    Пока язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился язычок посмотреть и увидел, что это гриб.(рисунок 7)

    Давай покажем, какой гриб увидел язычок.

    Под берёзой, у дорожки

    Гриб растет на толстой ножке.

    Мимо мы пройти не сможем,

    Гриб в лукошко мы положим.

    Насобирал язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх-а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом.(рисунок 8)

    Давай изобразим как стучит дятел.

    Дятел на стволе сидит,

    Клювом по нему стучит.

    Стук да стук, стук да стук-

    Раздается громкий стук.

    Давай покажем, как зазвенел комарик.

    Прилетает по ночам,

    Не дает заснуть он нам:

    Зло звенит, над ухом вьется,

    Только в руки не дается.

    Гармошка.

    Не поймал язычок комарика и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки.(рисунок 10)

    Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке играет веселые песенки. Давай и мы сыграем на гармошке.

    Ну-ка, рот пошире, крошки.

    Поиграем на гармошке!

    Язычок не отпускаем,

    только ротик открываем.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Нам не трудно повторять.

    Развитие дыхания.

    “Свисток”

    И.п.: сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой коктейльная трубочка.

    Сделать вдох через нос, выдыхать в воду через трубочку со звуком У-У-У (3-5 раз).

    Используемая литература:

    1. Косинова Е.М. Уроки логопеда

    2. Гомзяк О.С. Говорим правильно 6-7 лет.

  • Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

    Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода,

    Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

    При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

    Так, при дислалии неправильный прикус предрасполагает к искажению артикуляции звуков, недоразвитию артикуляторной моторики. В этом случае логопедическое воздействие сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормализации прикуса.

    Дислалия может быть вызвана и недостаточным вниманием окружающих к речи ребенка, т. е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направляется на нормализацию речевых контактов ребенка с социальным окружением, на развитие речевой моторики, фонематического восприятия.

    В зависимости от характера этиологических факторов по-разному строится работа по устранению заикания. При функциональном характере основное внимание уделяется нормализации речевой коммуникации заикающихся, воздействию на социальное окружение, устранению психогенной симптоматики. При органическом характере воздействие направлено в большей степени на нормализацию моторных симптомов.

    Логопедическое воздействие в ряде случаев сочетается с разными видами медицинского воздействия (медикаментозного, психотерапевтического и др.).

    Замены звуков при дислалии могут быть обусловлены неточностью слуховой дифференциации, неразличением звуков на слух или заменой этих звуков вследствие недоразвития тонких артикуляторных движений. При устранении дислалии основным является воздействие на ведущее нарушение - несформированность слуховой дифференциации или недоразвитие артикуляторной моторики.

    При нарушениях чтения (дислексии) также может наблюдаться внешне сходная симптоматика, обусловленная различными механизмами. Искажения структуры слова могут наблюдаться в одних случаях вследствие несформированности звукового анализа и синтеза, в других - из-за недоразвития морфологического анализа и синтеза (искажения префиксов, суффиксов, окончаний).

    Целью логопедической работы в этих случаях будет не просто стимулирование и активизация речевого процесса, а формирование нормальных речевых механизмов.

    Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

    Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

    При дизартрии ведущим нарушением является расстройство фонетической стороны речи из-за параличей и парезов мышц речевого аппарата. Но при дизартрии отмечается нарушение не только фонетической стороны, но и лексического запаса, а также грамматического строя речи. Поэтому при дизартрии логопедическое воздействие направляется не только на коррекцию нарушений фонетической стороны, но и на развитие речи в целом.

    Многие речевые нарушения проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т. е. воздействия на весь синдром в целом, с учетом характера взаимодействия между отдельными речевыми и неречевыми симптомами и группами симптомов.

    Например, алалия возникает в результате избирательного органического поражения головного мозга и проявляется целым комплексом симптомов, речевых и неречевых. Речевая симптоматика алалии выражается в трудностях усвоения языковых закономерностей и неправильном их использовании, в аграмматизмах, искажениях звукослоговой структуры слова, нарушении звукопроизношения и т. д. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика, проявляются особенности познавательной деятельности и других психических процессов, отклонения в формировании личности. Поэтому при устранении алалии необходимо комплексное воздействие.

    Заикание представляет также сложный симптомокомплекс дизонтогенеза, при котором наблюдаются как моторные симптомы, так и психические. Это и определяет комплексный подход к устранению заикания, включающий лечебно-оздоровительную работу, психотерапию, работу над речью, воздействие на социальное окружение и др.

    Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие очень важно при устранении всех сложных речевых нарушений, но особо значимым оно является при устранении дизартрии, заикания, алалии, афазии.

    Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

    Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей (умственно отсталых, с задержкой психического развития, с церебральными параличами, слабослышащих, слабовидящих, слепых и др.) имеет свою специфику, обусловленную особенностями их сенсомоторного и психического развития. В процессе логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.

    Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

    Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его. Основной задачей является закрепление навыка правильного произношения в процессе речевого общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки заменяются или смешиваются.

    Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

    Так, в тех случаях, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р, последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р). В процессе формирования синтаксиса устной речи при алалии учитывается последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе.

    Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется и в онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых (языковых) единиц.

    Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.

    Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.

    Так, у заикающихся детей наблюдается дисгармоничное развитие личности, неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений.

    Воздействие на ребенка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.

    Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

    В школьном возрасте ведущей деятельности является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.

    В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев.

    При формировании высших психических функций (в том числе и речи) в процессе онтогенеза принимают участие различные афферентации и анализаторы. В начале своего становления функция полирецепторна, она опирается на комплекс различных видов афферентации. Так, процесс звукоразличения в раннем онтогенезе осуществляется с участием слуховой, зрительной, кинестетической афферентации. Позднее в процессе звукоразличения ведущей становится акустическая.

    В логопедической работе при нарушении слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья.

    Например, восстановление звукоразличения при сенсорной афазии осуществляется как бы в обход пораженного акустического компонента дифференциации звуков, с опорой на зрительную (оральный образ звука) и кинестетическую афферентацию (кинестетические сигналы, поступающие при артикулировании) .

    С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

    При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

    Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

    Существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

    При устранении алалии для развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребенка также используются практические и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.

    При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами. Начиная со школьного возраста преимущественное использование при устранении заикания получают словесные методы, сочетающиеся с наглядными.

    К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения игры и моделирование.

    Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

    Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.

    Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

    Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением. Так, выполнение артикуляторных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в дальнейшем они только называются.

    В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

    В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале. Так, при формировании звукового анализа и синтеза определение последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые условия. И наконец, действие звукового анализа считается сформированным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ребенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых имеются звуки, и т. д.).

    В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленными звуком при коррекции нарушений звукопроизношения.

    Использование игровых упражнений (например, имитация действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.

    Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

    осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка; систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения); постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий; самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.); дифференцированный анализ и оценка выполнения.

    Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, в играх «Магазин», «Вызов врача», «Налесной опушке» дети распределяют роли, с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.

    В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

    С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

    Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

    Эффективность их использования зависит от следующих условий:

    модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;

    быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

    должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

    Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

    Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

    Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

    Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

    К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

    Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

    Использование перечисленных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы.

    Наглядные средства должны:

    быть хорошо видны всем; подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождаться точной и конкретной речью; словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

    Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление правильного произношения звука, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

    Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

    Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

    Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

    В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными. При устранении дислалии, заикания и других нарушений речи в дошкольном возрасте логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с включением словесных.

    В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими. Например, при устранении заикания у детей старшего школьного возраста применяются беседы о прочитанных книгах, заучивание стихотворений, пересказ прочитанного, рассказ из личного опыта, дискуссии.

    Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

    Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

    Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Рассказ желательно сопровождать демонстрацией серии сюжетных картин (особенно в дошкольном возрасте). Перед воспроизведением текста можно провести короткую предварительную беседу, которая подготовит детей к его восприятию. После рассказа проводятся беседа, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации в зависимости от задач логопедической работы.

    Кроме рассказа, используется пересказ сказок, литературных произведений (краткий, выборочный, развернутый и т. д.).

    В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Например, при дифференциации звуков ц - ев предварительной беседе выделяется звук с, затем ц, уточняет их артикуляция на основе имеющегося у детей опыта. Затем звуки сравниваются, обобщаются имеющиеся знания. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

    На основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения вычленяются существенные свойства речи и ее элементы.

    При индуктивной форме беседы сначала воспроизводятся факты, анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной форме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конкретные факты для его подтверждения.

    Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

    опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

    соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

    активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

    вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

    характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

    При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного произношения, уточнения грамматической структуры предложений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

    В процессе логопедического воздействия используются и разнообразные словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

    Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

    Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

    При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.

    Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, индивидуальное занятие, урок.

    По характеру направленности методы логопедической работы подразделяются на методы «прямого воздействия» (например, воздействие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей» (например, создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы при афазии).

    Выводы и проблемы

    Актуальной проблемой логопедической работы является поиск путей повышения ее эффективности. Высокая пластичность центральной нервной системы, социальная сущность речи, выбор правильных средств, методов и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.

    Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:

    Уровнем развития логопедии как науки;

    Связью теории и практики;

    Характером дефекта и степенью выраженности симптоматики нарушения;

    Возрастом человека, состоянием его здоровья;

    Психическими особенностями человека, его активностью в процессе устранения речевого нарушения;

    Сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;

    Реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы, особенно принципа комплексного воздействия;

    Мастерством и личностными качествами логопеда. Дальнейшая разработка принципов и методов логопедического воздействия повысит его эффективность. По мере развития логопедии как науки и развития системы специальных учреждений возрастает актуальность разработки частных методик и общих принципов логопедического воздействия.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Раскройте содержание специальных принципов логопедической работы.

    2. Какими факторами определяется выбор методов логопедического воздействия?

    3. Охарактеризуйте особенности использования в логопедической работе практических методов обучения.

    4. Дайте характеристику и раскройте особенности использования в логопедической работе наглядных методов обучения.

    5. Определите словесные формы обучения и их особенности в коррекционно-логопедической работе.

    6. Присутствуя на уроке или на логопедическом занятии, определите, какие методы были использованы при работе над речью детей.

    Литература

    1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

    2. Правдива О. В. Логопедия. - М., 1973.

    3. Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1959.

    4. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова - М., 1997. - Ч. I, II.

    Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

    В продолжение темы:
    Прокачка

    по соннику МиллераВидеть во сне одежду – сон-предсказание. Успех ваших дел зависит от того, какова была одежда во сне: целая и чистая, или испачканная и рваная. Видеть...

    Новые статьи
    /
    Популярные