Кадастровые дела порядок их формирования и хранения. Формирование кадастровых дел объектов недвижимости. III. Сроки хранения документов ГКН

Формирование кадастрового дела

Формирование кадастрового дела можно представить тремя этапами:

I этап. Вся земельно-кадастровая информация собирается и оформляется в кадастровом деле объекта кадастра (земельный участок + прочно связанное с ним недвижимое имущество). Кадастровое дело включает на этом этапе следующие операции:

· определение пространственно-площадных характеристик объекта (местоположение, адрес, границы на местности, координаты поворотных точек границ земельного участка, зданий, сооружений, согласование границ со смежными землепользователями и т.п.);

· определение или техническое описание объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, наименование, целевое назначение объекта, год постройки, этажность, материалы фундамента, стен, полов, перекрытий, наличие и тип коммуникаций, планировка, площадные характеристики объекта, благоустройство;

· экономическое описание объекта -- цена, включающая показатель первоначальной (инвентарной) стоимости, восстановительной стоимости, рыночной стоимости.

II этап. Государственный кадастровый учет объекта кадастра путем внесения необходимой достоверной и достаточной информации об объекте в регистрационные документы ГЗК. Процедура кадастрового учета земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости заключается в проверке полноты и правильности формирования кадастрового дела: заполнения учетных форм на объекты недвижимости; занесения сведений об объекте в документацию ГЗК, приобщения к кадастровому делу объекта новых правоустанавливающих документов для отслеживания правовой истории объекта недвижимости, нанесения границ объекта на дежурный кадастровый план (кадастровые кварталы, секции), изготовления документа, удостоверяющего право на объект недвижимости, закрытия кадастрового дела, передачи в архив органов государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

III этап. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости осуществляется органами юстиции в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, кадастровое дело содержит три группы документов:

Первая группа документов описывает собственно объект и включает в себя следующий набор реестров: топогеодезический (материалы съемок, кадастровый план, каталог координат, экспликацию участка, ведомость площадей); имущества (документы технических характеристик объекта); экономический (материалы стоимости оценки объекта на основе местоположения, инфраструктуры и прочих качественных характеристик), корректирующих общие сведения о налоговых сборах, и т.п.

Вторая группа включает документы, удостоверяющие самого субъекта права. Это регистр юридических атрибутов (для юридических лиц -- название предприятия, организации, регистрационные данные, адрес, банковские реквизиты; для физических лиц -- Ф.И.О., паспортные данные).

Третья группа документов подтверждает право субъекта на объект недвижимости: регистры титулов (правоустанавливающий документ и документы, подтверждающие правопреемственность), регистры ограничений (обременения и сервитуты).

Дежурная кадастровая карта территории -- специальная карта, на которой отображаются актуальные сведения о местоположении объектов кадастрового учета.

Для выполнения кадастрового зонирования на планово-картографическом материале и ведения текущего учета создается серия дежурных кадастровых карт и планов.

Дежурная кадастровая карта района (города) предназначена для отображения на ней границ кварталов с их нумерацией, начиная с единицы.

Дежурная кадастровая карта квартала предназначена для отображения на ней границ земельных участков с их нумерацией, начиная с единицы.

Кадастровый план объектов кадастрового учета (земельные участки и территориальные зоны) является фрагментом дежурной кадастровой карты (плана) территории населенного пункта с отображением объекта учета.

Так как кадастровые карты и планы представляют собой графическое отображение юридических описаний земельных участков, то они требуют обязательного подобного изображения в заданном масштабе основных структурных элементов территории: границы города или иного населенного пункта, гидрография, дорожная сеть, границы кварталов и земельных участков

Составление кадастрового паспорта

Кадастровый паспорт объекта недвижимости является одним из необходимых документов для оформления разного рода сделок. Он необходим для регистрации договора аренды, купли-продажи, передачи в наследство или при оформлении дарственной. Без наличия кадастрового паспорта любая сделка с недвижимостью будет приостановлена, а государственные органы откажут в регистрации. Кадастровый паспорт представляет собой документ, в котором содержатся данные из государственного кадастра. Здесь находится информация, которая подробно характеризует объект недвижимости и все сведения, предусмотренные федеральным законом.

На сегодняшний день существуют такие формы кадастровых паспортов:

1. Паспорт на земельный участок;

2. Паспорт на помещения;

3. Паспорт на объект незаконченного строительства.

Получение кадастрового паспорта занимает около десяти дней, при условии, что в государственном кадастре содержится достоверная и полная информация, а также участок и недвижимость, расположенная на нем, не претерпели изменений с момента их регистрации.

Условия получения кадастрового паспорта

1. Кадастровый паспорт выдается только лицам, у которых имеются документы, подтверждающие право на объект.

2. В том случае, если объект был ранее поставлен на учет, то владельцу необходимо подать письменное заявление в соответствующие органы.

3. Паспорт на жилые и нежилые строения можно получить в БТИ или отделах ФГУП. Паспорт на земельные наделы выдают органы недвижимости.

4. За получение кадастрового паспорта необходимо будет заплатить сбор. Он устанавливается согласно распоряжению местных органов власти.

5. Если в объект недвижимости были внесены изменения (перепланировка, пристройка) то кадастровый паспорт выдается повторно.

Кадастровые дела представляют собой раздел ГКН , состоящий из:

ü кадастровых дел объектов недвижимости;

ü кадастровых дел территориальных зон;

ü кадастровых дел зон с особыми условиями использования территорий;

ü кадастровых дел кадастрового деления;

ü кадастровых дел геодезической основы ГКН;

ü кадастровых дел картографической основы ГКН;

ü кадастровых дел участков Государственной границы Российской Федерации;

ü кадастровых дел границ между субъектами Российской Федерации;

ü кадастровых дел границ муниципальных образований;

ü кадастровых дел границ населенных пунктов.

Кадастровые дела включаются в номенклатуру дел органа кадастрового учета и подлежат постоянному хранению.

Ведение номенклатуры дел, формирование и оформление кадастровых дел осуществляются с учетом нормативных требований Росархива.

Кадастровые дела ранее учтенных земельных участков государственного земельного кадастра являются составной частью кадастровых дел объектов недвижимости ГКН.

В кадастровое дело помещаются документы, на основании которых внесены сведения в ГКН об объектах недвижимости, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении, геодезической и картографической основе ГКН, участках Государственной границы Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов.

Кадастровое дело может состоять из нескольких частей, томов. Объем каждой части, тома не должен превышать 250 листов.

В кадастровое дело могут включаться документы на бумажном и на электронном (машиночитаемом) носителе, обеспечивающем продолжительное хранение информации.

В кадастровое дело при его оформлении помещаются:

Обложка дела, реквизиты которой заполняются по установленной форме;

Титульный лист кадастрового дела;

Лист-заверитель, на котором цифрами и прописью указывается количество листов в кадастровом деле, особенности отдельных документов;

Лист - заместитель кадастрового дела, включаемый в кадастровое дело вместо временно изъятого из дела документа;

Внутренняя опись документов, помещенных в кадастровое дело, оформляемая на отдельном листе по установленной форме.

Формирование кадастрового дела осуществляется в органе кадастрового учета по месту принятия решения о кадастровом учете.

Если поступивший в орган кадастрового учета документ содержит сведения о нескольких объектах недвижимости одного вида, такой документ помещается в кадастровое дело объекта недвижимости с наименьшим кадастровым номером. В описи кадастровых дел иных объектов недвижимости в отношении такого документа указываются сведения в объеме, указанном в пункте 89 Порядка, включая место его постоянного хранения.



Если поступивший в орган кадастрового учета документ содержит сведения о земельных участках и иных объектах недвижимости, такой документ помещается в кадастровое дело земельного участка с наименьшим кадастровым номером.

Кадастровые карты.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее - публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет».

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровое дело открывается на каждый земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. В дело помещаются все документы, на основании которых в учетные формы ГЗК занесены сведения о земельных участках, а также копии документов, подготовленных по заявкам о выдаче информации.

Кадастровое дело может состоять из нескольких частей, томов. Объем каждой части, тома не должен превышать 250 листов.

Номер кадастрового дела идентичен кадастровому номеру земельного участка.

В кадастровое дело могут включаться документы на бумажном и на электронном (машиночитаемом) носителе, обеспечивающем продолжительное хранение информации.

Кадастровое дело может быть заведено только на существующий как объект правовых отношений земельный участок. Если его объединяют с другим участком, после объединения участок "ликвидируется" и кадастровое дело на него закрывается.

Земельно-кадастровое дело имеет следующую структуру:

1) титульный лист на земельно-кадастровое дело;
2) опись документов, помещенных в земельно-кадастровом деле;
3) пояснительная записка к земельно-кадастровому делу по форме согласно приложению к настоящей Инструкции;
4) документы, помещаемые в земельно-кадастровое дело о земельном участке.

В кадастровое дело включаются следующие документы:

· заявление на кадастровый учет;

· правоустанавливающие документы, предоставленные заявителем;

· план формирования земельного участка;

· акт проверки результатов межевания и формирования земельного участка;

· выписка из государственного земельного кадастра;

· выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;

· выписка из бюро технической инвентаризации;

· межевое дело;

· другие документы

39. Кадастровые карты (планы) объектов кадастрового учета.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.

Орган кадастрового учета ведет в электронной форме кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее - публичные кадастровые карты).

Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет" для просмотра без подачи запросов и взимания платы. На публичных кадастровых картах также воспроизводятся дополнительные сведения, предоставленные органу кадастрового учета федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Состав, перечень таких сведений, порядок и способы их предоставления органу кадастрового учета определяются Правительством Российской Федерации.

5 Формирование кадастрового дела земельного участка. Создание кадастрового дела объекта учета - завершающая процедура Государственного кадастрового учета земельного участка в ЕГРЗ. Номером кадастрового дела является кадастровый номер земельного участка. В соответствии со статьей 15 ФЗ в кадастровое дело помещаются все документы, подтверждающие факт возникновения или прекращения существования земельного участка, на основании которых определяются характеристики земельного участка, предусмотренные законом. В технологической схеме ведения ГЗК кадастрового района для выполнения действий, определенных Федеральным законом и обеспечивающих проведение Государственного кадастрового учета, предусмотрены следующие основные процедуры: - документационное обеспечение ГКУ; - кадастровое формирование земельного участка; - кадастровый учет земельного участка в ЕГРЗ; - подготовка кадастрового плана земельного участка; - внесения в ЕГРЗ изменений в сведения об учтенном земельном участке. Основными формами кадастровой документации являются: - земельно-кадастровая книга предприятия, - государственная земельно-кадастровая книга района, - ГЗК области, - ГЗК Российской Федерации. Земельно-учетные данные отражаются в различных докумен-тах. Большинство из этих документов утверждается Земельной службой РФ, Госкомстатом России, и имеет единую для всех терри-ториальных уровней форму. Земельно-учетная документация подразделяется на текстовую и планово-картографическую. Между ними существует тесная взаи-мосвязь. Текстовые документы, обычно заполняются на основе пла-ново-картографической документации, которая должна отражать современное положение использования земель. Поэтому в земель-ном кадастре планово-картографическая документация играет бо-лее существенную роль. Планово-картографическая документация необходима для пространственного восприятия объектов земельных отношений, от-дельных видов угодий и получения их пространственных характери-стик. Основой для наполнения такой документации служат различ-ные материалы: съемки дистан-ционного зондирования, топографо-геодезической и кадастровой съемки. Графическая информация представляется в цифровом ви-де в растровом или векторном формате. При учете земель используется следующая планово-карто-графическая документация: планы, карты, схемы и картограммы. На этих материалах наглядно изображаются границы землевладений и землепользовании, их взаимное расположение; границы и пло-щади всех видов и подвидов угодий. На картограммах помимо этой информации показываются различные характеристики земельного фонда, например, удельный вес заболоченных земель, данные оценки земель и другие характеристики. Основными планово-картографическими документами являются: - земельно-кадастровый план; - карта землевладения (землепользования); - схема землевладений (землепользований) административ-ного района; - дежурная кадастровая карта; - почвенная карта; - карта земель с обременениями в использовании; - картограмма экономической оценки земель и пр. Процесс ведения государственного земельного кадастра включает описание и индивидуализацию земельного участка, как объекта кадастрового учета, т. е. присвоения ему таких характери-стик, которые позволяют однозначно выделить его из числа множе-ства других земельных участков. Одной из таких характеристик яв-ляется кадастровый номер. Кадастровый номер земельного участка- уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Феде-рации номер земельного участка, присваиваемый ему органом, осуществляющим государственный учет земельных участков, со-храняющийся за ним до тех пор, пока он существует как единый объект зарегистрированного права. Инструментом, с помощью которого обеспечивается система формирования уникальных, не повторяющихся на территории Рос-сийской Федерации кадастровых номеров земельных участков, яв-ляется кадастровое зонирование территории. Под кадастровым делением понимается деление территории на иерархически соподчиненные кадастровые единицы и их нуме-рация в целях формирования кадастровых номеров земельных уча-стков.

Для отображения кадастровых номеров земельных участков и оперативного ведения государственного земельного кадастра со-ставляется дежурная кадастровая карта (ДКК). На дежурной кадаст-ровой карте отображаются объекты кадастрового учета.

Ведение дежурной кадастровой карты позволяет:

Провести учет земельных участков;

Присвоить земельным участкам уникальные кадастро-вые номера;

Отслеживать постоянные изменения в конфигурации и характеристиках земельных участков;

Выявить собственников и пользователей земельных участков;

Выявить неиспользуемые или используемые не по на-значению земельные участки;

Осуществлять планирование трансформации земельно-хозяйственной структуры на основе землеустроитель-ной и градостроительной документации. Присвоение кадастровых номеров земельным участкам осно-вано на системе кадастрового деления территории. Вся территория муниципального образования разграничена на кадастровые кварта-лы. Кадастровые кварталы, как относительно устойчивые кадастро-вые единицы, сформированные по определенным правилам, орга-низуются в кадастровые массивы и кадастровые блоки с целью обеспечения более простого способа поиска земельных участков на территории муниципального образования. Отображение на ДКК этих объектов необходимо, так как определяет структуру кадастрового номера и местоположение земельного участка в границах кадастро-вых единиц.

К территориальным зонам относятся следующие кадастро-вые объекты: - административно-территориальные единицы (обра-зования); - зоны особого режима использования земель; - зоны категорий земель; - экономические зоны; - зоны, характеризующие качественное состояние зе-мель. Зоны действия административно-территориальных единиц (образований) определяются границами административных единиц и муниципальных образований различных видов. Зоны особого режима использования земель определяются границами, в пределах которых использование находящихся на них земельных участков или их частей производится в соответствии с ограничениями, определяемыми решениями органов государствен-ной власти или органов местного самоуправления на основе феде-ральных законов, законов субъекта Российской Федерации или иных нормативных правовых актов. Зоны категорий земель - выделяемые территории для це-лей, устанавливаемых в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации. Экономические зоны - разграниченные по определенным правилам территории, находящиеся в пределах границ администра-тивно-территориальной единицы, в границах которых действуют для земельных участков и иных объектов недвижимости установленные соответствующими органами государственной власти ставки зе-мельного налога, величина арендной платы и нормативная цена земли. Зоны, характеризующие качественное состояние земель, определяются параметрами мелиоративного состояния, почвенного состава, водного режима, загрязнения почв и др. Ведение дежурной кадастровой карты осуществляется по оп-ределенным нормативными документами правилам путем нанесе-ния на картографические материалы границ и поясняющих надпи-сей объектов кадастрового учета. На ДКК вносятся сведения о новых учтенных в системе ГЗК кадастровых объектах, а так же изменения в уже отображенные на ДКК объекты (при изменении данных об этих объектах в ЕГРЗ или при существенных изменениях объектов местности). Лекция 2 к главе 3. Зарубежный опыт оценки земель. Автоматизированные системы ведения государственного земельного кадастра В зарубежных странах для обеспечения рационального и эффективного использования земельных ресурсов ведется земельный кадастр, который содержит совокупность необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. В его рамках организована система изучения и оценки природно-экологического и экономического потенциала земель, которая, как правило, включает регистрацию землепользований, учет количества и качества земель и их производительной способности, технологию сбора, анализа, обработки и выдачи соответствующей информации. Накопление информации в рамках земельного кадастра осуществляется по ряду каналов. К ним относятся службы землеустройства, геодезии и картографии, агрохимслужба, агрометеорологическая сеть. Кроме того, многочисленная информация о мелиоративных, гидрогеологических, геоморфологических, геоботанических и других особенностях земли содержатся в справочных изданиях и архивах различных проектных, научных и учебных учреждений. Анализ зарубежного опыта установления платы за землю позволяет выявить факторы, определяющие размер платы; изучить динамику роста цен на землю, установить удельный вес платы за землю и общую струк-туру затрат на городское строительство; влияние платы за землю на по-литику и характер землепользования в городах. Выявление и оценка факторов, влияющих на цену земли, имеет важное значение для про-гнозирования ее изменения и установления более гибкой политики на-логообложения. Цена на землю влияет на вид ее использования. Как правило, значи-тельные территории в центрах американских городов заняты торговы-ми учреждениями, зданиями контор, фирм. Высокая цена земли ведет к интенсификации ее использования, способствует перенаселенности наиболее ценных территорий, их транспортной перегрузке. Это в свою очередь приводит к снижению ценности территории отдельных райо-нов для определенных функций. Высокие цены на землю приводят к непропорциональным потреб-ностям распределения городских территорий между отдельными функ-циональными зонами, затрудняют проведение реконструктивных работ. Зарубежный опыт свидетельствует: в центральных районах крупнейших городов размер компенсации за землю и дома, намеченные к сносу, со-ставляет до 80-100% затрат на новое строительство. В современных условиях появилась необходимость в систематизированной информации о состоянии земель, включающей основные сведения об объекте земельных отношений, субъектах права на землю, операциях с земельными участками и их стоимостных характеристиках. Обработка, хранение и систематизация больших объемов указанной выше информации требуют создания автоматизированной земельной кадастровой системы. Целью создания системы является повышение эффективности управления земельными ресурсами на основе автоматизации процесса информационного обеспечения принятия решений (стратегического планирования и управления регионом, финансовой и инвестиционной политики, рационального использо-вания земель и землеустройства, контроля за использованием и ох-раной земель, мониторинга земель) и контроля их выполнения. В качестве базового подхода при разработке АИС принята концепция геоинформационной системы (ГИС), предполагающей пространственное размещение описываемых объектов и их координатную привязку на местности. Использование при реализации АИС данной концепции определяется требованиями, которым она должна удовлетворять, а именно: земельный ресурс должен быть представлен в графическом виде в совокупности с семантическими данными. Графическое представление должно быть организовано в виде плоскостной и пространственной модели с возможностью определения координат при указании любой точки на экранном отображении этой модели. Земельно-кадастровая информация может быть получена различными способами. Применение того или иного спо-соба зависит от условий проведения учета, его задач и специфики учетных данных. Сведения получают путем съемок, обследований, обмеров, инвентаризации и мониторинга земель. Количественные данные, характеризующие площади земель-ных участков (угодий, земельных массивов, землепользовании и т. д.) получают с планово-картографического материала, характеризующего пространственную часть земельно-кадастровой информации. Качественные показатели о природных свойствах земли определя-ют по материалам обследований и изысканий, задача которых - выявление фактического состояния земельных угодий и определе-ние возможности более интенсивного их использования в дальней-шем. Результаты обследований отражаются на планово-картографи-ческом материале и в специальных ведомостях. Обследования делятся на два вида: агрохозяйственные и специальные. Автоматизированная кадастровая информационная система должна обеспечивать сопряжение параметрической и карто-графической информации, позволять производить перечет коорди-нат из одной системы в другую, обеспечивать осуществление автоматического контроля вводимой информации с оперативным ото-бражением на терминале, вывод информации по иерархическим уровням (от состава земель до отдельного участка и обратно), а также по слоям, группам слоев и т.п. Она должна позволять поль-зователю самостоятельно разрабатывать формы отчетности и получать результаты по установленным формам как на термина-ле, так и на принтере для получения контрольных листингов или простейших графических построений, а также производить по-строения графических изображений на плоттере с нанесе-нием при необходимости надписей, топографических и других ус-ловных знаков. Технологическая структура автоматизированной земельно-кадастровой системы (АЗКС) состоит из трех модулей: "Сбор и обработка данных", "Хранение и выдача кадастровой информации" и "Моделирование и выдача кадастровой информации". Модуль "Сбор и обработка данных" предназначен для автоматизированного получения сведений о пространственном, природном, экономическом и хозяйственном положении земельных участков. Поэтому программные и технические средства данного модуля должны обеспечивать получение геометрических и семантических данных об объектах, их обработку, а также формирование их цифровых моделей; контроль полноты и достоверности информации; редактирование графической и семантической кадастровой информации. Модуль "Хранение и выдача кадастровой информации" предназначается для накопления данных о кадастровых учетных единицах и долговременного ее хранения; для поиска и выдачи кадастровой информации по запросам пользователей по ключевым атрибутам или графическому отображению на дисплее; для обмена информацией с другими информационными системами. Модуль "Моделирование и выдача кадастровой информации" должен предусматривать пространственное моделирование геометрических параметров объектов кадастра, статистическую обработку семантических кадастровых данных, выдачу картографического отображения объектов и статистических данных в виде и формах, определяемых запросами пользователей. В модуле должна быть предусмотрена возможность объединения, генерализации и обобщения геометрических параметров объектов кадастра, их редактирование для решения следующих прикладных задач: - пространственное и имитационное моделирование кадастровой информации; - аналитические расчеты с использованием математических моделей; - получение статистической информации на заданную территорию, класс объектов, кадастровую учетную единицу или их совокупность. Основой программного обеспечения АИС любого уровня явля-ется система управления базовой кадастровой информацией, а также комплекс программ дегитализации, обработки, ввода и ис-пользования первичной информации. К одному из главных условий создания системы земельного кадастра субъекта РФ следует отнести требование о необходимости создания и ведения централизованного банка кадастровых данных для субъектов Федерации и федерального банка данных. Банк дан-ных выполняет следующие функции: обеспечение учета, систематизации, хранения, размножения и выдачи информации потребите-лям; регулирование развития земельных отношений, в т. ч. прав собственности и в целом системы стоимостных оценок земли и формирование ее рынка. Между системой кадастровых работ в административном рай-оне и кадастровой системой в субъекте устанавливаются тесные взаимосвязи, через которые изменения на более низшей ступени могут вызвать ответную реакцию в системе более высокого ранга, изменение характера ее функционирования. Информационная система – это совокупность процессов манипулирования исходными данными в целях получения информации, необходимой для принятия решений. Земельно-информационная система (ЗИС) – это информационная система, ориентированная на данные о земельных ресурсах. Определение Международной Федерации геодезистов (FIG): Земельно-информационная система – это орудие для принятия решений юридических, административных и экономических, а также обеспечения помощи в планировании и разработке перспективных решений, состоящая, с одной стороны, из базы данных по определенной территории, содержащей пространственные данные, относящиеся к земле и прочно связанной с ней недвижимости, и, с другой стороны, из процедур и технических приемов по систематическому сбору, обновлению, обработке и распределению данных. Лекция № 1 к главе 4. Право собственности и иные вещные права на землю. Понятие земельных правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения прав на землю Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе - это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится "имуществом" или "вещью" - тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки. В соответствии со ст.16 Земельного кодекса государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. При этом разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". Согласно ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Земельный кодекс установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом). Что касается юридических лиц, то собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. При этом общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и могут использовать ее лишь для целей, предусмотренных их учредительными документами. Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п.3 ст.15 Земельного кодекса). Следовательно, по общему правилу на всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность. Это, однако, не касается участков земли из земель сельскохозяйственного назначения, которыми иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г., могут обладать только на праве аренды. Основания принудительного лишения собственника земельного участка регламентированы гражданским законодательством. Кроме случаев, перечисленных в ст.235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.
Среди таких случаев в указанной статье названы выкуп у собственника земельных участков для государственных или муниципальных нужд, основания и порядок которого регламентированы ст.49 и 55 Земельного кодекса; реквизиция и конфискация, порядок осуществления которых в отношении земельных участков регулируются соответственно ст.50 и 51 Земельного кодекса. Согласно ст.278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда (в то время как для другого имущества в соответствии со ст.237 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания). При приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по решению самого собственника отчуждается в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством. При национализации, наоборот, происходит обращение в государственную собственность земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. Это возможно только на основании специального закона. При этом должно производиться возмещение стоимости земельных участков и других убытков в порядке ст.306 ГК РФ. Землепользование, землевладение и аренда земельных участков. В Земельном кодексе закреплена следующая система прав на землю лиц, не являющихся собственниками:

    постоянное (бессрочное) пользование земельными участками; пожизненное наследуемое владение земельными участками; аренда земельных участков; право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут); безвозмездное срочное пользование земельными участками.

П.2 статьи 56 Земельного кодекса РФ устанавливает следующие ограничения прав на землю:

особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, Федеральными законами.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. В силу различий природных свойств земли и неодинакового хозяйственного ее использования могут возникать самые разнообразные земельные отношения.
Земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд. Изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например, в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды, а также при некоторых других обстоятельствах, не приводящих к полному прекращению права пользования землей.

Сведение и документы, подтверждающие существование земельного участка, представляют собой кадастровое дело. Без него невозможно существование земельного надела в реестре, а также выдвижение правовых требований третьих лиц, пусть даже фактических владельцев. По этой причине нужно позаботиться о том, чтобы дело на тот или иной земельный участок имело место.

Что такое кадастровое дело? Это дело, что состоит из документов, которые свидетельствуют о фактах образования участков, прекращения их существования, внесения изменений в их основные характеристики, если такие изменения в установленном порядке были поставлены на учёт. Оно хранится в государственных архивах даже после ликвидации земельного надела.

Обычно дела ныне существующих объектов хранятся в самом кадастровом органе, а сведения из него отображаются в едином реестре. После ликвидации объекта дело снимается с учёта, данные прекращают отображаться в реестре, а само дело передаётся в архивы на вечное хранение. Законодательство не допускает уничтожения архивов или изъятия из него конкретных дел ни в коем случае.

Исключение из данного правила составляют участки с временно учтённым статусом. Если такие участки переводятся на постоянный учёт, то их дела продолжают храниться в кадастровом органе. В противном случае они передаются в архив и уничтожаются в установленном законом порядке по истечении трёх лет.

Формируется пакет документов и сведений кадастрового дела в результате работы специалистов – кадастровых инженеров и сотрудников государственной кадастровой службы.

Данные из дела могут использоваться в следующих целях:

  1. Для осуществления управления в сфере охраны природы и использования природных ресурсов.
  2. Для охраны интересов частных лиц, интересов публичных.
  3. В научных целях при проведении исследований.
  4. В целях установления тенденций в изменениях качественных характеристик земель.
  5. Для создания единого федерального или местного плана осуществления кадастровых работ.
  6. Для выявления ценовой категоризации отдельных местностей.

В любом случае использование сведений из дела не должно противоречить положениям законодательства.

Кадастровое дело заводится лишь в случае присвоения участку кадастрового номера.

Чтобы вновь образуемому участку был присвоен такой номер, в орган кадастра по месту расположения надела необходимо подать следующие документы:
  • заявление;
  • правоустанавливающий документ;
  • план участка (составляется частным инженером по заказу собственника);
  • проверочный акт межевания (осуществляется сотрудниками службы в целях проверки подлинности предоставленного плана);
  • справочную информацию из единого реестра прав на объекты недвижимости;
  • технические документы из БТИ (бюро технической инвентаризации).

Все указанные бумаги, а в некоторых случаях их копии, будут включены в состав кадастрового дела.

Помимо указанных, в состав кадастра включаются и следующие документы:
  • планы расчёта;
  • журнал номеров участков на местности;
  • реестр делянок по всему государству.
Помимо них, имеется перечень дополнительных документов второстепенной важности в целях кадастра:

  • различные учётные книги;
  • справочная информация из налогового органа;
  • список участков в публичной собственности.
В пределах всего государства составляется реестровое дело, которое включает в себя следующее:
  • план деления;
  • номера участков;
  • графическое изображение деления на карте.

По этой причине в едином реестре имеется полная информация как о ныне существующих участках, так и о прекративших своё существование земельных наделах. К примеру, если два участка были объединены, то итоговым номером будет один из номеров объединённых наделов, однако номер прекратившего существование участка не удаляется, а сохраняется на вечный срок.

Оформление кадастрового дела начинается с подачи заявки собственником земельного надела либо уполномоченным распоряжаться государственными землями органа. Форма подачи заявки простая письменная, оформленная на специальном бланке. Заявки в иной форме уполномоченными на учёт в кадастре органами не принимаются.

При недостаточности одного бланка для представления полной текстовой части заявки она составляется на нескольких листах, каждый из которых нумеруется.

Составлять заявки на обычных листах допускается лишь в исключительных случаях. Но даже при этом логика и структура изложения должны соответствовать форме бланка, а также должны быть оформлены все необходимые реквизиты документа.

По поступлению в кадастровый орган заявка получает определённые реквизиты:
  • отметку о регистрации;
  • номер регистрации;
  • дату поступления заявки.

Обязательным к заполнению в заявке считается графа «Автор».

В данной графе необходимо указать следующие сведения:
  • фамилию, имя и отчество заявителя – физического лица;
  • сокращённая форма наименования и ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций) код для заявителя – юридического лица;
  • ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), а в случае его отсутствия - реквизиты удостоверения личности;
  • подпись.

При подаче групповой заявки, к примеру, при постановке на учёт общей или долевой собственности, в данной графе указывается один из собственников.


Кадастровые дела на участки необходимо составить в следующих целях:

  • определить границы участка;
  • контролировать земельные ресурсы;
  • при учёте, первичном или вторичном.
Ответственными за создание кадастрового дела являются два органа:
  • комитет по землеустройству;
  • управление землеустройством.

Основной массив участков документируется сотрудниками Управления. Все случаи, связанные частным землевладением в целях индивидуального жилищного строительства, постановка и снятие с учёта частных земельных участков в пределах поселений относятся к полномочиям именно Управления.

Комитет по землеустройству осуществляет документальное оформление земельных участков, целевое использование которых определено законодательством. К примеру, участки под дачи, сельскохозяйственные угодья и т. д.

При вторичном учёте земельного надела кадастровое дело земельного участка заново не составляется. Для него оформляется отдельный акт инвентаризации, проводится проверка плана участка, которые и станут основной частью кадастрового дела.

Номер кадастрового дела земельного надела должен полностью соответствовать кадастровому номеру самого участка.

Представлен он в виде двух составляющих:


  • номер района по кадастровому плану страны;
  • номер участка из единого реестра.

Номера записываются в указанной последовательности и разделяются между собой дробью.

При оформлении документов на учёт земельного надела необходимо нанять частных специалистов, аккредитованных на проведение кадастровых работ. Данное условие действует и на государственные органы при учёте наделов в публичной собственности. Особое внимание необходимо уделить заполнению документов. Документы, в которых будут обнаружены правки либо приписки, будут считаться недействительными, а кадастровые работы необходимо будет осуществить заново.

По заявлению собственника или в рамках плановой постановки на учёт земель публичной собственности земельные наделы будут зарегистрированы в течение одного месяца со дня подачи заявки собственником либо со дня вынесения соответствующего решения уполномоченного органа.

Документы в кадастровом деле должны быть отражены в данных публичного реестра и представлять следующие сведения о земельном наделе:

  • номер участка по кадастру;
  • фактическое местонахождение (адресные данные);
  • размер (площадь);
  • сведения о разрешённом виде пользования землёй и отнесённой по закону категории;
  • текстовое и графическое описание разграничения надела;
  • права лиц на земельный надел;
  • качественные характеристики экономической рентабельности участка;
  • сведения о зданиях и сооружениях, расположенных в границах надела.

Кроме того, указывается дата образования земельного надела, которой является дата включения соответствующих сведений в единый реестр.

Данные сведения должны быть подтверждены оригиналами документов, в которых они обозначены. Но некоторые документы, к примеру - правоустанавливающие, могут быть представлены в кадастровом в деле лишь нотариально заверенными копиями.

В продолжение темы:
Прокачка

по соннику МиллераВидеть во сне одежду – сон-предсказание. Успех ваших дел зависит от того, какова была одежда во сне: целая и чистая, или испачканная и рваная. Видеть...

Новые статьи
/
Популярные