Несчастливый итальянец: линкор, которому всегда не везло. Гибель линкора "Новороссийск": пять версий Какой советский корабль взорвали итальянцы

Гибель линкора "Бархэм".


«Бархем» в Ла-Валетте.

25 ноября 1941 года в Средиземном море немецкой подлодкой «U-331» потоплен HMS Barham (Корабль Его Величества «Барэм» или «Бархэм») — британский линкор типа «Куин Элизабет».
Действующие лица драмы.
Линкор «Бархэм». 1 из 5 построенных линкоров типа «Куин Элизабэт» (QueenElizabeth, Valiant, Warspite, Barham и Malaya). Спущен на воду 31.10.1914. Вошел в строй 19.10.1915 года.

Водоизмещение (полное) 33 000 тонн. Скорость хода 25 узлов. Артиллерия (проектная) 8х381, 16х152 (с 1916 года - 14), 2х12фн, 2х76 (зенитные), 4х533мм подводных ТА.

«Бархем» в 1916 году.

После модернизации в 30е годы, вооружение: 8х381, 8х152, 8х102 зенитных
Во время первой мировой «Barham», «Valiant», «Warspite» и «Malaya» составили 5-ю эскадру линкоров, наиболее пострадавшую в ходе Ютландского боя. Линкоры в начале сражения поспешили на выручку линейным крейсерам адмирала Битти и попали под сосредоточенный огонь всего германского Флота Открытого моря. В них попали 17 снарядов калибра 280 мм и 305 мм, нанесшие серьезный урон. «Бархем» получил 6 попаданий, одним из которых было убито 26 и ранено 37 человек (около 5% экипажа корабля). Батареи "Бархэма" сделали 337 выстрелов против немецких кораблей и нанесли урон 5-ти линейным крейсерам адмирала Франца Хиппера. Корабль благополучно добрался до порта и более в боевых действиях 1-й мировой не принимал так как ремонтировался, а немецкий флот не вёл активных действий в открытом море.

«Бархем» после модернизации.

Начавшаяся Вторая мировая война застала его в Средиземном море, где он оставался, пока линкор не получил приказ вернуться в Англию в декабре 1939 года. Неудачи стали преследовать "Бархэма". 10 декабря затонул эсминец HMS «Duchess», сопровождавший «Barham», после столкновения с линкором в густом тумане. 28 декабря линкор был торпедирован U-30 к северу от Гебридских островов. Торпеда попала между бункерами боеприпасов носовых башен, по левому борту, что вызвало большую течь. В результате взрыва убито 4 из его команды еще 2 получили ранения. Тяжело добрался до порта Ливерпуля. Ремонт длился три месяца, возвратился на службу в апреле 1940 года.

«Бархем» в Ла-Валетте.

Был отправлен обратно к Гибралтару, чтобы присоединиться к Королевскому военно-морскому флоту. Его первая миссия была уничтожить французский флот, стоявший на якоре в Дакаре 3 сентября. В бою HMS Barham был поражен дважды французскими береговыми батареями, 155-мм и 238 мм снаряда убили 9 и 12 моряков получили ранения среди экипажа.
В ноябре он вошёл в Средиземное море, где начал сопровождать конвои к осажденной Мальты, также проводил рейды и атаковал противника на побережье. 3 января 1941 участвовал в бомбардировке Бардия. 28 марта принял активное участие в сражении у мыса Матапан, в котором были потоплены 3 тяжелых крейсера Италии (из них 2 - огнем линкоров «Уорспайт», «Бархем» и «Вэлиент» в ночном бою) и 2 эсминца. Англичане потерь не имели. 1 апреля со своей артиллерии обстреливал город Триполи.
В мае месяце он участвовал в операциях по всему Криту отражал нападения бомбардировщиков Ju 88 27 мая. Одна из бомб попала прямо в одну из башен, были затоплены отсеки и вспыхнул пожар. Своим ходом дошёл до порта Александрии, где судно было отремонтировано для перехода в Дурбан (Южная Африка), где он оставался в сухом доке до 30 июля. Полностью отремонтированный вернулся в Средиземное море.
Уже в Средиземном море 24 ноября был включён в состав эскадры, выходящей из Александрии, для перехвата итальянских конвоев вдоль границ Северной Африки. На следующий день, 25 ноября в 16:30, получил по центру корабля попадание трех из четырех торпед с U-331, которой командовал капитан Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен. Линкор "Бархэм" затонул через 8 минут, унеся жизни 862 членов экипажа из 1257, в том числе погиб капитан Кук. 395 выживших были спасены эсминцами HMS «Hotspur» и HMAS «Nizam».

«Бархем» после торпедирования. Фото с борта ЛК «Вэлиент».

Подводная лодка «U-331».

Средняя немецкая подводная лодка типа VII С. Спущена на воду 20 декабря 1940 года. Водоизмещение - 769/861 тонн. Скорость хода - 17,7/7,6 узлов. Глубина погружения - 250 м (предельная - 295 м). Вооружение - 4 носовых и 1 кормовой 533мм ТА, 14 торпед или 26 мин ТМА, 1х88 пушка (220 снарядов), 1х20 мм зенитка. Экипаж - 49 человек.

Немецкая «семерка».

С 31 марта 1941 года по 17 ноября 1942 года совершила 10 боевых походов. 10.10.1941 лодка вступила в артиллерийский бой с тремя британскими десантными судами и повредила одно из них — HMS TLC-18 водоизмещением 372 брт, однако в результате обстрела получила значительные повреждения. В бою был смертельно ранен боцман субмарины, ещё один артиллерист был ранен. 9 ноября 1942 года потопила вспомогательный военный корабль «Лидстаун» водоизмещением около 9000 брт. 13 ноября 1942 года U-331 была атакована эскортным кораблём и экстренно погрузилась. Из-за последовавшего удара о дно лодка получила серьёзные повреждения.

«U-331» возвращается из похода.

Что интересно - на счету лодки ни одного транспорта! Такое ощущение, что командир предпочитал «охотиться» на дичь, которая «могла дать сдачи». Или с местом охоты не везло?
В начале третьего боевого похода, 17 ноября 1941 года субмарина высадила в Египте диверсионную группу из восьми человек, целью которых было уничтожение железнодорожного полотна (операция «Акула»). Их миссия провалилась, однако U-331 в том же походе повезло.
С 18 по 25 ноября 1941 года, не дождавшись возвращения диверсионной группы, U-331 под командованием обер-лейтенанта Ганса-Дидриха фон Тизенгаузена патрулировала у побережья Северной Африки в районе Соллум - Мерса-Матрух.
25.11.1941, в 14-30 вахтенные заметили на горизонте дым. Направив лодку в направлении дыма, Тизенхаузен вскоре смог рассмотреть мачты эсминца. Затем стало видно крупное соединение боевых кораблей. Они часто меняли курс, лишая Тизенхаузена возможности для перехвата. Однако затем соединение пошло практически прямо на него.
Около 16-00 лодка ушла под воду. Затем в перископ стало видно, как на одном из линкоров поднялись сигнальные флажки - "К повороту приготовиться". Как раз во время поворота соединения лодка смогла проскользнуть внутрь ордера - расстояние между эсминцами во время поворота с сохранением ордера увеличилось до 500 метров, что позволило лодке войти в ордер. Как ни странно, на одном из двух эсминцев, между которыми прошла U-331, была установлена тогда еще экспериментальная модель активного гидролокатора - ASDIC (аналогичные, полученные Союзом по ленд-лизу, именовались «Дракон-129»), который обнаружил лодку, однако капитан его счет, что это то ли косяк рыбы, то ли помехи, вызванные другим эсминцем, также входящим в поворот на большой скорости.
Когда Тизенхаузен снова поднял перископ и довернул лодку в позицию атаки, U-331 находилась точно на траверзе головного корабль колонны, который был определен как линкор класса «Queen Elizabeth». Тизенхаузен произвел залп всеми четырьмя носовыми торпедными аппаратами.
Обычно во время залпа инженер лодки принимал меры к тому, чтобы удержать лодку под водой - когда нос лодки становится легче на 6 тонн, он пытается резко выпрыгнуть из воды. На советских подлодках того времени были предусмотрены торпедозаместительные цистерны, которые в момент выстрела автоматически заполнялись водой, немцы же полагались исключительно на опыт и умение инженера. Опыта инженеру не хватило - рубка лодки, а затем и её нос, выскочили из воды. В перископ было видно, как один из линкоров меняет курс, пытаясь протаранить лодку, а второй ведет по ней огонь вспомогательным калибром.
Спасаясь от таранного удара, штурман задраил люк, ведущий в боевую рубку, командир скомандовал: "Все в нос!", свободные от срочных обязанностей матросы побежали в носовой отсек. Инженер в это время пытался максимально быстро затопить носовые балластные цистерны, однако сильный дифферент на корму мешал ему сделать это (в цистерне образовался "пузырь", который не мог выйти через кингстон, в то время как стравливать воздух в лодку было небезопасно по той же причине). Лодка оставалась на поверхности 45 секунд.
Примерно тогда же, когда верх рубки снова скрылся под водой, в лодке услышали три взрыва, а чуть позже еще один.
Лодку спасло то, что «Valiant» в момент атаки начинал левый поворот, чтобы остаться в ордере после поворота, и не мог быстро переложить руль направо, чтобы протаранить лодку (все-таки, тридцать тысяч тонн водоизмещения - масса весьма инертная), а «Queen Elizabeth» был слишком близко, и стволы вспомогательного калибра не могли опуститься достаточно низко, чтобы попасть в рубку - даже на минимальном угле возвышения они стабильно давали перелёт. Наконец, лодка начала погружаться. Глубиномер Папенберга зашкалил за 20 метров. Барометрический глубиномер дошел до показателя в 80 метров, и остановился. Лодка продолжала погружаться, было слышно потрескивание корпуса, однако глубиномер по-прежнему показывал 80 метров.
Наконец, Тизенхаузен стряхнул оцепенение, приказал инженеру остановить погружение и послал матроса в носовой отсек к резервному глубиномеру. Матрос вернулся бледный - стрелка глубиномера лежала на ограничителе, что означало, что глубина превышала 260 метров - при том, что записанная в документах предельная глубина у подлодки проекта VII-B составляла 100 метров, а реально её опускали максимум на 150. К счастью, во время экстренного погружения лодка сумела практически ускользнуть из ордера, а сильный взрыв на борту «Barham» заглушил шумы погружения лодки полным ходом.
Как выяснилось, один из матросов в спешке перекрыл не тот вентиль, и отключил глубиномер центрального поста от соответствующего кингстона. Когда вентиль был открыт, стрелка глубиномера также легла на ограничитель. Лодку срочно подняли на приличную глубину, и направили прочь от ищущих её эсминцев. Уйти от них было неожиданно легко. В 2100 лодка всплыла на поверхность. Уже позже командиру сообщили, что потопленный им корабль - HMS «Bahram», что он попал тремя торпедами из четырех, причем одна вызвала возгорание, а затем и взрыв в артиллерийском погребе. Barham перевернулся и затонул.
Британцы были настолько потрясены потерей, что официально признали её только через 2 месяца после потопления.

Награждение командира немецкой подводной лодки U-331 капитан-лейтенанта Ганса-Дитриха фон Тизенгаузена (Freiherr Hans-Diedrich von Tiesenhausen, 1913—2000) Рыцарским крестом за потопление британского линкора «Бархэм» (HMS Barham).

Первый слева от фон Тизенгаузена — командир 23-й флотилии подводных лодок кригсмарине капитан-лейтенант Фриц Фрауэнхайм (Fritz Frauenheim, 1912—1969).
Потоплена U-331 17 ноября 1942 года в Средиземноморье к северу от Алжира в районе с координатами 37°05′ с. ш. 02°27′ в. д. После получения тяжёлых повреждений в результате атаки самолёта типа «Hudson» лодка сигнализировала о сдаче, однако была потоплена атаковавшим британским самолётом типа «Albacore» с авианосца «Formidable». 32 человека погибли, 17 членов экипажа, включая командира, были выловлены приводнившимися британскими самолётами и попали в плен.

"Альбакор" атакует.

Линкор «Бархем» оказался единственным английским линкором, потопленным в открытом море подводной лодкой. Вообще, что интересно, английский флот как бы «коллекционировал» причины гибели линейных кораблей. Каждый из них погибал «по-своему». Ну, или оптимисты могут сказать, что RoyalNavy дважды на одни грабли не наступал?
1. Линкор «Одэйшес», погиб, подорвавшись на мине. 27 октября 1914 года «Одейшес», следуя для проведения учебной артиллерийской стрельбы, в 08:05 наскочил на мину, установленную германским вспомогательнымминным заградителем «Берлин». Капитан попытался подвести тонущий корабль к берегу и выбросить на мель, но в 10:50 машинное отделение было затоплено и «Одейшес» потерял ход.
Лайнер «Олимпик» при помощи эсминца «Фьюри» взял аварийный корабль на буксир, однако сильно осевший в воду и неуправляемый «Одейшес» оборвал тросы. Затем крейсер «Ливерпуль» пытался буксировать линкор и также потерпел неудачу.
В 19:15 корма скрылась по водой, остававшиеся на линкоре члены экипажа были эвакуированы.
В 21:00 «Одейшес» перевернулся, взорвался и затонул. Осколком был убит старшина на крейсере «Ливерпуль», находившемся на расстоянии более 700 метров от места взрыва. Это единственная человеческая жертва при гибели «Одейшес».
2. Линкор «Вэнгард», погиб от внутреннего взрыва. 9 июля 1917 года произошёл взрыв пороховых погребов линкора «Вэнгард», стоявшего на якоре в гавани. Линкор вместе с 843 моряками затонул практически мгновенно. Причина взрыва не была установлена точно; наиболее вероятная версия — незамеченное самовозгорание угольной пыли в бункерах, перекинувшееся на соседние отсеки
3. Линкор «Ройал Оук», потоплен подлодкой, находясь в базе. 14 октября 1939 года, с началом прилива, немецкая подлодка «U-47» (командир капитан-лейтенант Гюнтер Прин) благополучно проскользнула на рейд якорной стоянки Скапа-Флоу. В одном из кораблей противника Прин узнал английский линкор «Royal Oak», другим было вспомогательное судно «Pegasus».
«Royal Oak» ввиду своего пожилого возраста использовался как плавучая зенитная батарея, а его мощные орудия должны были прикрывать близлежащую акваторию. В это время на «Royal Oak» было 1200 человек экипажа, 200 из которых находились на вахте. На корабле была введена светомаскировка.
В 1:04 14 октября прозвучал взрыв. Большинство из экипажа корабля решило, что это следствие атаки самолёта. Общая тревога не была поднята. Через несколько минут (в 1:16) раздались ещё несколько взрывов. Корабль начал быстро крениться на правый борт. Один из взрывов повредил систему освещения и громкую связь. Последний взрыв вызвал детонацию одного из погребов. Вспышки и пламя ввели в заблуждение тех, кто уже был на палубе. Создалась иллюзия атаки с воздуха. В 1:29 минут корабль перевернулся и затонул на глубине 30 метров. Погибло 833 моряка.
4. Линкор «Бархем», 25.11.1941 г. потоплен немецкой подводной лодкой в Средиземном море.
5. Линкор «Принц Уэльский», потоплен японской авиацией. Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками-торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок«Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса.
Таким образом, из пяти потерянных Англией линейных кораблей-дредноутов, НИ ОДИН не погиб от артиллерийского огня крупных кораблей противника!
Линейным крейсерам Британии в этом плане «повезло» больше - «Индефатигейбл», «Куин Мэри» и «Инвинсибл» погибли во время Ютландского сражения, «Худ» - потоплен артиллерией «Бисмарка» и только «Рипалс» был утоплен японской авиацией, вместе с линкором «Принц Уэльский».

Линейные корабли -Линкоры.

.

Линкор «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare) - корабль был заложен 24 июня 1910 года, спущен на воду 15 октября 1911 года и вошёл в строй 14 мая 1914 года. Это был самый мощный на то время корабль, толщина брони 25см, башни главного калибра 28см.

В 1915 входил в состав 1-й дивизии линейных кораблей контр-адмирала Корси. Как раз в это время началась Первая мировая война. Италия вошедшая в нее со своим, на то время очень мощным флотом, на столько бережно относилась к своим кораблям, что за все время войны «Джулио Чезаре» ни разу не вступал в бой с противником, да и остальные линкоры то же не могли похвастаться победами и успехами. В период второй мировой войны «Джулио Чезаре» так же берегли от соприкосновений с противником, по этому место имел всего лишь один инцидент с кораблями противника в 1940г., в котором он получил не значительные поломки.

После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счёт репараций. Советскому Союзу достался «Giulio Cesare» -Новороссийск, « Duca d" Aosta» -КРЛ Мурманск, «Emanuele Filiberto Duca D"Aosta» - Керчь .

3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, 6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года присвоили название .

За время несения службы на линкоре восемь раз производился заводской ремонт, так как корабль был передан в ужасном состоянии. На то время «Новороссийск» являлся самым сильным по артиллерийскому вооружению в советском флоте, по этому в него вкладывалось много сил и средств.

В 29 октября 1955 года после очередных учений линкор вернулся в Севастополь и уже ночью на линкоре произошел взрыв. В результате линкор затонул, и погибло 607 советских моряков.

Далее было расследования взрыва, но до сих пор истинная причина не известна. Высказывались версии о подрыве итальянскими диверсами, о торпедировании корабля и версия которая в итоге стала официальной - что подорвался на мине оставшейся с времен ВОВ.

Технические характеристики линкора «Новороссийск»:

Линкор «Императрийца Мария».


Линейный Корабль Императрица Мария - заложен на заводе «Руссуд» в Николаеве 11 июня 1911 года. Линкор было решено назвать в честь императрицы Марии Фёдоровны. Корабль спущен на воду 6 октября 191 года и к началу 1915 года был почти достроен. Прибыл в Севастополь 30 июня 1915 года.

Участвовала в первой мировой войне. Совместно с крейсером "Кагул" образовала 1-ую тактическую маневренную группу. С 13 по 15 октября 1915 года прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей в Угольном районе. С 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей во время обстрела Варны и Евсинограда. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской наступательной операции.

Летом 1916 года по решению Верховного главнокомандующего Российской армии императора Николая II Черноморский флот принял вице-адмирал Александр Колчак. Адмирал сделал «Императрицу Марию» флагманским кораблем и систематически выходил на нём в море.

20 октября 1916 года на корабле произошёл взрыв порохового погреба, корабль затонул. В результате погибло 225 человека и многие были ранены. Колчак лично руководил операцией по спасению моряков на линкоре. Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва.

Технические характеристики линкора «Императрица Мария »:

Длина - 168 м;

Ширина - 27,43 м;

Осадка - 9 м;

Водоизмещение - 23413 тонн

Паровая мощностью 33200 л. с.;

Скорость - 21,5 узлов;

К утру 13 ноября американская эскадра, потеряв половину кораблей и обоих адмиралов, покинула район Гуадалканала. Японская эскадра отошла к северу и готовилась к выполнению главной задачи - обстрелу аэродрома Хендерсон-Филд. Однако флагман адмирала Абэ линкор «Хиэй» оказался серьёзно повреждён в бою с американскими кораблями и теперь медленно отходил на север.

На рассвете 13 ноября линкор «Хиэй» с адмиралом Абэ на борту находился севернее острова Саво. С ним оставался только лёгкий крейсер «Нагара». Остальные японские корабли во главе с линкором «Кирисима» успели отойти ещё севернее.

Лёгкий крейсер «Нагара».
tokkoro.com

Ночная стрельба велась на предельно малых дистанциях в 15–20 каб, и в «Хиэй» попало более 130 американских снарядов калибром от 127 мм - в том числе три десятка 203-мм с тяжёлых крейсеров. Ни один из снарядов не сумел пробить броневую цитадель линкора, и лишь один 203-мм снаряд проник за 76-мм пояс в корме. Но это попадание оказалось исключительно удачным, вызвав затопление румпельного отделения и выведя из строя электромоторы рулевого управления. В итоге управление рулями удалось восстановить лишь с помощью ручного привода.

Некоторые источники утверждают, что руль линкора заклинило в положении на правый борт, а управлять кораблём удавалось с трудом и исключительно машинами. Это опровергается японской схемой маневрирования линкора, описывавшего большие дуги то вправо, то влево. В любом случае корабль плохо держался на курсе и сильно снизил скорость. Причины снижения скорости не вполне ясны, так как нет никаких свидетельств повреждения силовой установки в ночном бою; возможно, это произошло из-за общего нарушения работы систем управления кораблём, а также ранения большинства высших офицеров.


Линкор «Хиэй» в 1940 году.
S. Breyer. Schlachtschiffe und Schlahtkreuzer 1905-1970. Munchen, 1993

Град снарядов малого и среднего калибров нанёс огромные повреждения надстройкам и системам управления стрельбой. Из-за повреждения электрооборудования на некоторое время оказались обездвижены башни главного калибра. Директоры главного калибра были разбиты, корабельная радиостанция вышла из строя, а носовую башенноподобную надстройку линкора охватило пламя, так что командир корабля капитан 1-го ранга Нисида был вынужден перенести свой пункт управления в третью башню.

Теоретически ни одно из этих повреждений не угрожало живучести линкора, сохранил он и боеспособность - вторая и третья башни имели индивидуальные 8-м дальномеры и могли управлять огнём других башен. Это подтвердил инцидент на рассвете, когда около 6 часов утра в юго-восточном секторе горизонта обнаружились американские корабли. Это был лишившийся хода эсминец «Аарон Уорд» и только что подобравший его буксир «Боболинк» (позднее он также пытался спасти «Атланту»). До противника было 140 каб, в 6:07 «Хиэй» открыл огонь кормовыми башнями и с третьего залпа добился накрытия. Возможно, эсминец был бы потоплен - но тут в небе появились американские самолёты.


Буксир «Боболинк».
ibiblio.org

Воздушные атаки

На помощь американским кораблям подоспели шесть (по другим данным - пять) пикировщиков SBD-3 «Даунтлесс» из 142-й морской разведывательно-бомбардировочной эскадрильи (VMSB-142) с аэродрома Хендерсон-Филд, до которого было всего полсотни километров. Самолёты атаковали в 6:15 и добились попадания одной 450-кг бомбы рядом с бортом линкора. Зенитчики линкора заявили, что сбили один самолёт.

Через час над «Хиэй» появились четыре торпедоносца TBF «Эвенджер» из 131-й эскадрильи (VMSB-131) с Хендерсон-Филд. Они были атакованы тремя патрулировавшими над линкором истребителями «Зеро» с авианосца «Дзуньё» - японцам удалось повредить один бомбардировщик. Американцы доложили о попадании в линкор одной торпеды (японцы это отрицают). О повреждениях, полученных линкором в это время, информации нет, но можно предполагать, что близкий разрыв повлиял на его скорость и управляемость - иначе непонятно, почему «Хиэй» не двинулся к северу, а остался возле острова Саво. Более того, согласно японской отчётной карте, как раз в это время «Хиэй» резко ушёл влево, описал почти полную циркуляцию и лёг на курс вест.


Пикирующий бомбардировщик SBD-3 «Даунтлесс».
collections.naval.aviation.museum

Сразу же после воздушного налёта к линкору подошёл эсминец «Юкикадзэ», флагман 16-го дивизиона эсминцев. За следующие два часа сюда прибыли эсминец «Тэрудзуки», а также 27-й дивизион эскадренных миноносцев - «Сигурэ», «Сирацую» и «Югурэ», не участвовавшие в ночном бою. Одновременно над линкором появились ещё шесть истребителей «Зеро», висевших над ним чуть больше часа.

Поскольку радиостанция «Хиэй» не работала, в 8:15 адмирал Абэ со штабом перешёл на эсминец «Юкикадзэ» и перенёс на него свой флаг. Одновременно он по радиостанции эсминца связался с «Кирисимой» и приказал линкору возвращаться к острову Саво, чтобы взять повреждённый «Хиэй» на буксир. Это было запоздавшее решение - помощь требовалось оказать гораздо раньше, ещё ночью.

В 9:15 начался мощный налёт: «Хиэй» атаковали девять «Даунтлессов» и три «Эвенджера» под прикрытием семи истребителей F4F-4 «Уайлдкэт» . Поскольку японские истребители уже улетели, «Уайлдкэты» проштурмовали линкор, стремясь подавить его зенитные автоматы. Тем не менее ни одного попадания американцы не добились.

Приказ адмирала Абэ

В 10:10 над «Хиэй» появились семь «Эвенджеров» с аэродрома Хендерсон-Филд, а через несколько минут - ещё девять таких же машин с авианосца «Энтерпрайз» . Одному из торпедоносцев «Энтерпрайза» удалось попасть в носовую часть линкора. Повреждения оказались незначительными, но именно в этот момент адмирал Абэ потерял присутствие духа. Видимо, на него повлияло и сообщение о том, что «Кирисима» атакован неизвестной подлодкой и получил попадание двух торпед (позже оказалось, что они не взорвались).

Абэ решил больше не испытывать судьбу и приказал «Кирисиме» вновь поворачивать на север, а командиру «Хиэй» капитану 1-го ранга Нисиде - направить линкор к Гуадалканалу и выброситься на берег у Камимбо. Нисида возразил, заявив, что повреждения линкора не смертельны, он ещё держится на воде, и его можно спасти. На этот раз адмирал Абэ уступил.


Бомбардировщики-торпедоносцы TBF «Эвенджер».
pacificeagles.net

В 11 часов линкор безрезультатно атаковали три «Эвенджера» с Хендерсон-Филд, а через 10 минут над «Хиэй» появились 14 «Летающих крепостей» B-17 из 11-й тяжёлой бомбардировочной группы с острова Эспириту-Санто. Самолёты шли на высоте свыше 4000 м - попасть оттуда в корабль было весьма затруднительно, однако бомб у «Летающих крепостей» имелось много, вдобавок линкор на малой скорости представлял собой удобную цель. Одна из 56 бомб весом по 227 кг всё-таки угодила в «Хиэй» - она не причинила больших повреждений, но вода вновь стала поступать в кормовые отсеки линкора.

В 11:20 линкор атаковали шесть «Даунтлессов» 132-й эскадрильи, их пилоты заявили о трёх попаданиях 453-кг бомбами - правда, достоверность этих докладов вызывает сомнения. Ещё через 10 минут над «Хиэй» одновременно появились два «Даунтлесса» из 132-й эскадрильи и четыре «Эвенджера» из 8-й эскадрильи торпедоносцев с авианосца «Саратога». Именно последние добились серьёзного успеха, поразив линкор двумя торпедами: одна попала в среднюю часть корабля, ещё одна - в нос с левого борта. Налёт торпедоносцев пришлось отбивать огнём орудий главного калибра - теми самыми снарядами «Тип 3», приготовленными для обстрела аэродрома Хендерсон-Филд и на самом деле предназначавшимися для стрельбы по воздушным целям.

Последний шанс

Около полудня к «Хиэй» прибыли шесть истребителей «Зеро» - они патрулировали небо над кораблём целых полтора часа. К этому времени на линкоре наконец удалось исправить рулевое управление и на какое-то время дать ход в 15 узлов. Из румпельного отделения было выкачано две трети воды.

К половине третьего кормовые отсеки удалось осушить почти полностью, а пожар в районе носовой башенноподобной надстройки стал гаснуть. Казалось, теперь корабль удастся спасти. Правда, верхняя палуба линкора была серьёзно повреждена, а три из восьми котлов вышли из строя из-за бомбардировки.


Линкор «Хиэй» перед войной.
IJN Warship Album Battleships & Battle Cruisers. Tokyo, 2005

Однако около половины третьего, сразу после ухода истребителей «Зеро», линкор вновь атаковала большая группа самолётов. Описания этой атаки крайне противоречивы. По японским данным, она состоялась уже после 14:30 - этим временем датируется запись в журнале адмирала Абэ о том, что пожар взят под контроль, управление рулём налажено, и есть шансы спасти корабль. Согласно этому журналу, линкор атаковало 12 торпедоносцев, которым удалось добиться двух попаданий. Одна торпеда попала в центральную часть корпуса с правого борта, другая угодила в корму.

По американским данным, налётов было два. В 14:00 «Хиэй» атаковали 14 самолётов с аэродрома Хендерсон-Филд (восемь «Даунтлессов» и шесть «Эвенджеров») под прикрытием сразу 14 истребителей «Уайлдкэт». Они претендовали на два точных и два предположительных торпедных попадания. В 14:35 появились ещё четыре «Эвенджера» с авианосца «Энтерпрайза» - их пилоты заявили о двух торпедных попаданиях.


Истребители F4F-4 «Уайлдкэт».
airandspace.si.edu

Так или иначе, «Хиэй» получил как минимум две торпеды. Капитан Нисида дал максимальный ход, пытаясь уклониться от атак, однако то ли от резкой перекладки руля, то ли от торпедного попадания только что исправленное рулевое управление опять вышло из строя. Вдобавок в машинное отделение начала поступать вода, линкор накренился на правый борт и заметно осел на корму. Шанс спасти корабль был утрачен.

Команда покидает линкор

За восемь часов «Хиэй» атаковали в общей сложности около 70 самолётов. Линкор ещё держался на плаву, машины работали, но корабль окончательно потерял управление, а поблизости не было никого, кто мог бы взять на буксир гиганта в 30 000 т. В 15:30 вице-адмирал Абэ вновь приказал капитану Нисиде покинуть корабль. На этот раз приказ был отдан в письменном виде и отправлен на линкор катером. Нисида подчинился и начал переводить экипаж линкора на эсминец «Юкикадзэ». Впрочем, он не торопился - видимо, надеясь на чудо и приближавшуюся ночь.


Маневрирование линкора «Хиэй» ночью и днём 13 ноября 1942 года.
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Чуда не произошло. В 17:45 над «Хиэй» вновь появились шесть «Даунтлессов» с аэродрома Хендерсон-Филд. На этот раз в линкор американцы не попали, но положили одну бомбу рядом с бортом «Юкикадзэ», принятого ими за лёгкий крейсер. Одновременно Нисида получил известие о том, что машинное отделение полностью затоплено. Только тогда он отдал окончательный приказ покинуть корабль. В 18 часов Нисида оставил свой пост управления в третьей башне и спустился на эсминец «Тэрудзуки», предварительно забрав с собой портрет императора. Остальную часть команды сняли эсминцы 27-го дивизиона. Абэ приказал эсминцу «Сигурэ» потопить опустевший линкор торпедами.

В 18:38 на «Юкикадзэ» был получен приказ адмирала Ямамото: ни в коем случае не топить «Хиэй»! Некоторые историки трактуют этот приказ как последнюю попытку спасти линкор, другие считают, что Ямамото просто хотел, чтобы оставшийся на воде корабль ещё какое-то время отвлекал внимание противника.

В 19 часов эсминцы, завершив приём и перераспределение спасённых, оставили линкор и взяли курс на восток. К этому моменту «Хиэй» имел крен в 15° на правый борт, а кормой осел в воду почти до палубы квартердека. Видимо, кингстоны открыты не были, и корабль затонул только через шесть часов - в час ночи на 14 ноября. Это случилось в пяти милях к северу от острова Саво.


Эсминец «Юкикадзэ» после вступления в строй в 1939 году. На этот корабль перенёс свой флаг адмирал Абэ.
Japanese Naval Warship Photo Album: Destroyers. Kure Maritime Museum

«Хиэй» стал первым японским линкором, потопленным во Второй мировой войне. Всего на нём погибло 188 человек, ещё 151 моряк был ранен. Долгая «Пятница, 13-е» завершилась победой американского флота. Эта победа обошлась американцам очень дорого: они потеряли два лёгких крейсера и четыре эсминца, ещё два тяжёлых крейсера были серьёзно повреждены. Было убито и утонуло примерно 1560 американских моряков (безвозвратные потери японцев составили около 600 человек).

Расследование

Получив сообщение о гибели «Хиэй», адмирал Ямамото уже 14 ноября отстранил Абэ от должности командира 11-й дивизии линкоров. Вслед за этим вице-адмирал Абэ Хираокэ и капитан 1-го ранга Нисида Масатакэ были отозваны в Японию, где предстали перед специальной комиссией, расследовавшей причины потери линкора «Хиэй». Оба были признаны невиновными, но уволены со строевых должностей: 53-летнего Абэ перевели на канцелярскую работу в Морской Генеральный штаб, а 10 марта 1943 года уволили в отставку. Нисиду сначала перевели в запас, но затем вновь призвали на службу: он командовал авиационными соединениями, но на кораблях более никогда не служил.

Бои 13 ноября завершились, однако 12 японских транспортов с частями 38-й дивизии и 8-й бригады морской пехоты всё ещё шли к Гуадалканалу. Несмотря на потерю одного из линкоров, вице-адмирал Кондо был полон решимости продолжить операцию и атаковать аэродром Хендерсон-Филд. В следующие два дня к северо-западу от Гуадалканала разгорелось новое морское сражение.

Продолжение следует

Источники и литература:

  1. Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов. М.: Воениздат, 1956
  2. Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Зеркало, 1997
  3. Э. Тулли. Гибель линкора «Хиэй»: артобстрел или воздушный налет? // ФлотоМастер, 2003, №3
  4. Корабль Японского императорского флота «Хиэй». Хроника // ФлотоМастер, 2003, №2
  5. https://www.history.navy.mil
  6. http://www.combinedfleet.com
  7. http://www.ibiblio.org

В легендах моряков всего мира непременно встречается некое «проклятое» место, где часто и загадочно гибнут корабли. Наиболее известным из них является пресловутый «бермудский треугольник». В Черном море у побережья Севастополя частным местом кораблекрушений является район Ласпи.

В Севастопольской бухте есть тихое место между Павловским мысом, где расположен флотский госпиталь, и тихим причалом Апполоновой бухты. Но именно на этом месте в XX веке с интервалом в 49 лет погибли в своей гавани вдали от боя мощнейшие линейные корабли Черноморского флота «Императрица Мария» и «Новороссийск».

«ИМПЕРАТРИЦУ МАРИЮ» УНИЧТОЖИТЬ!»

В начале XX века крупнейшие морские державы мира начали активное строительство линкоров – самых мощных боевых кораблей того времени – настоящих плавучих островов с колоссальной броней и мощнейшими орудиями. Постоянный противник России на Черном море – Турция заказала в Европе 3 линкора типа «Дредноут». Появление их в составе турецкого флота обеспечило бы противнику подавляющее превосходство над устаревшими эскадренными броненосцами Черноморского флота.

Линейный корабль "Императрица Мария"


Балтийские берега России надежно защищала бригада из 4 новейших линкоров типа «Севастополь». Столько же линейных кораблей, превосходящих по мощи балтийские, было решено построить и на Черном море. В 1911 году на верфях города Николаев был заложен первый из кораблей новой серии, получивший имя «Императрица Мария». К октябрю 1913 года линкор был спущен на воду. Достраивался он уже под залпы начавшейся мировой войны.

С первых ее дней на Черном море развернулись боевые действия. Прорвавшиеся в августе 1914 года через черноморские проливы германский линейный крейсер «Гебен» и всегда сопровождающий его легкий крейсер «Бреслау» были фиктивно куплены Турцией и переименованы в «Явуз Султан Селим» и «Мидилли», сохранив германские экипажи.

На рассвете 29 октября 1914 года серая тень «Гебена» возникла у входа в Севастопольскую бухту. Без объявления Турцией войны его десять 280-миллиметровых орудий ударили по спящему городу, кораблям на рейде. Снаряды германо-турецкого рейдера разорвались на улицах Корабельной слободки и среди построек госпиталя, где погибли несколько пациентов.

Черноморские моряки решительно вступали в бой с рейдером на своих уступающих по бронированию и калибру орудий броненосцах, но ничем не могли компенсировать недостаток скорости. Быстроходный, прекрасно бронированный и вооруженный «Гебен» легко уходил от преследования и искал легкую добычу. У севастопольских берегов он потопил минный транспорт «Прут» с грузом морских мин и старый эсминец «Лейтенант Пущин». Черноморский флот отчаянно нуждался в кораблях, которые на равных могли драться с этим детищем сумрачного тевтонского гения.

23 июня 1915 года на рейде Николаева взвились над мачтами «Императрицы Марии» окропленные святой водой Андреевский флаг и гюйс. Неторопливо, в сознании собственного величия и значимости момента, входил линкор на Севастопольский рейд днем 30 июня 1915 года. 12 орудий калибра 305 миллиметров и двадцать 130-миллиметровых пушек были готовы дать отпор врагу. Вскоре в состав Черноморского флота вошел однотипный корабль «Императрица Екатерина Великая». Новые линкоры положили конец господству германских рейдеров на Черном море. 4 апреля 1916 года у берегов Новороссийска комендоры «Императрицы Марии» с третьего залпа накрыли германо-турецкий крейсер «Бреслау», отступивший на полном ходу. 8 января 1916 года получивший повреждения в бою с «Императрицей Екатериной» «Гебен» бежал в Босфор.

В июле 1916 года командующим Черноморским флотом назначается отчаянно смелый и энергичный вице-адмирал Александр Колчак, поднявший свой флаг на «Марии». В июне-октябре 1916 года «Мария» и «Екатерина» совершили 24 боевых похода. Используя мощь новых линкоров, минные постановки у Босфора, Колчак уже через несколько месяцев запер Черное море от вражеских рейдеров

Но... утром 7 октября 1916 года на стоявшем в Северной бухте Севастополя линейном корабле «Императрица Мария» прогремел взрыв. Сначала матросы, находившиеся в носовой части линкора услышали шипение горящего пороха, а затем увидели дым и пламя, выбивавшиеся из амбразур башни. На корабле сыграли пожарную тревогу, матросы начали заливать водой подбашенное отделение. В 6.20 корабль потряс сильнейший взрыв. Столб пламени и дыма взметнулся на высоту 300 метров. Взрывом вырвало огромный участок палубы, снесло боевую рубку, мостик, носовую трубу и фок-мачту. В корпусе корабля позади башни образовался провал, из которого торчали куски искореженного металла, выбивались пламя и дым. Множество моряков было убито, тяжело ранено, обожжено и сброшено силой взрыва за борт. Перестали работать пожарные насосы, отключилось электроосвещение. Затем последовал еще ряд мелких взрывов.

Спустя 15 минут после начала пожара на линкор прибыл Колчак. Он отдали приказ подвести для тушения пожаров портовые суда и развернуть корабль. К 7 утра пожар стал стихать. Казалось, что «Императрица Мария» спасена. Но прогремел еще один взрыв, более мощный, чем предыдущие. Линкор стал быстро оседать носом и крениться на правый борт. Командующий флотом отдал приказ покинуть гибнущий корабль. Когда носовая часть и пушечные порты ушли под воду, линкор, потеряв остойчивость, опрокинулся и затонул. При взрывах и пожаре погибли инженер-механик, два кондуктора и 225 матросов.

Трагедия потрясла всю Россию. Выяснением причин гибели линкора занялась комиссия

Морского министерства, которую возглавил бывший командир линкора «Петропавловск» адмирал Яковлев. Членом комиссии был и великий российский кораблестроитель, член Академии наук России Крылов. Комиссия изучила три версии гибели линкора: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнем или порохом, злой умысел. Однако на корабле использовался качественный порох, случаев возгорания которого на флоте не было. Конструкция башен и пороховых погребов линкора исключала и возникновение пожара по неосторожности. Оставалось одно – теракт, тем более что накануне взрыва на «Императрице Марии» работали сотни мастеровых.

Среди матросов ходили слухи, что «взрыв был произведен злоумышленниками с целью не только уничтожить корабль, но и убить командующего Черноморским флотом, который своими действиями за последнее время, а особенно тем, что разбросал мины у Босфора, окончательно прекратил разбойничьи набеги турецко-германских крейсеров на побережье Черного моря…»

Однако ни Севастопольское жандармское управление, ни контрразведка Черноморского флота не смогли найти подтверждение этой версии.

В 1933 году уже советская контрразведка арестовала в Николаеве некоего Вермана – главу германской разведгруппы на судостроительных заводах. В ОГПУ Верман дал показания, что готовил диверсии на строящихся военных кораблях. Он также признался, что руководил разведсетью еще в период 1-й мировой войны. Агенты Вермана работали на ремонтирующихся судах в Севастополе. Накануне гибели линкора Верман был депортирован из России, а спустя 4 года награжден в Германии Железным крестом. Интересно, что приказ вывести из строя или уничтожить «Императрицу Марию» получал от немецкой разведки и агент «Шарль», на самом деле являвшийся сотрудником русской контрразведки. И все же прямых доказательств причастности германской агентуры к гибели линкора нет.

После гибели «Императрицы Марии» академик Крылов предложил простой и оригинальный способ подъема линкора. Он предусматривал подъем корабля вверх килем путем постепенного вытеснения воды из отсеков сжатым воздухом, ввод в таком положении в док и заделку всех разрушений борта и палубы. Затем целиком загерметизированный корабль предлагалось вывести на глубокое место и перевернуть, заполнив водой отсеки противоположного борта.

За исполнение проекта взялся старший судостроитель Севастопольского порта корабельный инженер Сиденснер. В январе-апреле 1918 года поднятый по методике Крылова корпус линкора отбуксировали ближе к берегу и выгрузили оставшийся боезапас. Летом 1918 года 3 буксира отвели все так же перевернутый корпус «Императрицы Марии» в док. С линкора сняли 130-мм артиллерию и другое оборудование. И тут грянула революция, Гражданская война. Четыре года перевернутый линкор немым укором громоздился в доке. После позорного Брестского мира, подписанного большевиками, германо-турецкие корабли беспрепятственно вошли в Севастополь. Несколько раз подрывавшийся на минах «Гебен» воспользовался севастопольским доком, а затем распластал свою серую тушу неподалеку от корпуса погибшего русского линкора, который как былинный богатырь был повержен врагами на в бою, а «в спину». В 1926 году остов «Императрицы Марии» вновь был введен в док в том же положении и к 1927 году окончательно разобран.

Сорвавшиеся при опрокидывании линкора многотонные башни 305-мм орудий в 40-х годах были подняты эпроновцами и к 1939 году установлены на 30-й береговой батарее. Судьба распорядилась так, что орудия, бившие по германским кораблям в 1-ю мировую войну, вновь обрушили снаряды на германских солдат, рвущихся в Севастополь в 1942 году. 30-я батарея героически защищала Севастополь с начала штурма до июня 1942 года, когда расстрелявшие все, даже холостые снаряды, башни были подбиты сверхмощными орудиями врага.

КЛЯТВА КНЯЗЯ БОРГЕЗЕ

Одновременно с «Императрицей Марией» на верфях Италии родились 3 линейных корабля « Джулио Чезаре» (Юлий Цезарь), « Конте ди Кавур» и « Леонардо да Винчи». Являясь основной силой итальянского флота в двух мировых войнах, они не принесли ему славы, не нанеся противнику, а им в разное время были австрийцы, немцы, турки, французы, англичане, греки, американцы и русские - ни малейшего урона. «Кавур» и «Да Винчи» погибли не в бою, а в своих базах.

А «Юлию Цезарю» было суждено стать единственным линкором, который страна-победительница не сдала на слом, не использовала для экспериментов, а ввела в строй действующего флота, да еще в качестве флагманского корабля, несмотря на то, что он явно технически и морально устарел.


Линейный корабль "Новороссийск" (бывш. "Джулио Чезаре")


Впрочем к концу 2-й мировую войны советский флот имел только 2 линкора – ровесники века «Севастополь» на Черном море и «Октябрьскую революцию» на Балтике.

На Тегеранской конференции было решено разделить итальянский флот между СССР, США, Великобританией и странами, пострадавшими от фашистской агрессии. По жребию англичане получили новейшие итальянские линкоры типа «Литторио», превосходившие по мощи пресловутый «Бисмарк» (правда к 1950 году получившие из назад итальянцы тут же пустили на металлолом). СССР же, на долю которого выпал «Юлий Цезарь» смог перевести его в Севастополь только в 1948 году.

Линкор находился в крайне запущенном состоянии – 5 лет он стоял на консервации в порту Таранто. Отсутствовала документация, а многие корабельные механизмы нуждались в замене. Специалисты отмечали недостатки линкора – допотопный уровень внутрикорабельной связи, просто убогие системы живучести, сырые кубрики с трехъярусными койками, крохотный неисправный камбуз. В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док и уже через несколько месяцев корабль, получивший имя «Новороссийск», первый раз вышел в море в составе Черноморского флота. Последующие годы линкор постоянно ремонтировался и дооборудовался. По мнению специалистов, линкор находился в строю, не отвечая по многим показателям технического состояния требованиям, предъявляемым к боевому кораблю.

28 октября 1955 года «Новороссийск» вернулся из последнего похода и занял место на «линкорной бочке» в районе Морского Госпиталя, там, где 49 лет назад последний раз стояла «Императрица Мария».

Перед ужином на корабль прибыло пополнение – солдаты-пехотинцы, переведенные на флот. На ночь их разместили в носовых кубриках. Для большинства из них это был первый и последний день военно-морской службы.

29 октября в 01.31 под корпусом носовой части корабля раздался мощный взрыв. На корабле была объявлена аварийная боевая тревога, На стоявших рядом кораблях также была объявлена тревога. Аварийные и медицинские группы стали прибывать на «Новороссийск».

После взрыва носовая часть корабля погрузилась в воду, а отданный якорь крепко держали линкор, не позволяя отбуксировать его на отмель. Несмотря на все принимаемые меры, вода продолжала поступать в корпус корабля. Видя что поступление воды остановить не удается, исполняющий обязанности командира Хоршудов обратился к командующему флотом вице-адмиралу Пархоменко с предложением эвакуировать часть команды, но получил отказ. Команда на эвакуацию была отдана слишком поздно. Более 1000 моряков скопились на корме. К линкору стали подходить шлюпки, но на них успела сойти лишь небольшая часть экипажа. В 4.14 корпус корабля вдруг дернулся и начал крениться на левый борт и через мгновение перевернулся вверх килем. По одной из версий, адмирал Пархоменко, не представляя размеров пробоины, дал команду буксировать в док, и этим погубил корабль.

«Новороссийск» перевернулся также стремительно, как и почти пол-века до него «Императрица Мария». Сотни моряков оказались в воде. Многие, особенно бывшие пехотинцы, под тяжестью промокшей одежды и сапог быстро ушли под воду. Часть команды сумела взобраться на днище корабля, других подобрали на шлюпки, некоторые сумели доплыть до берега. Стресс от пережитого был такой, что у некоторых моряков доплывших до берега, не выдерживало сердце, и они тут же падали замертво. Многие слышали внутри корпуса перевернувшегося корабля частый стук - это подавали сигналы моряки, не успевшие выбраться из отсеков.

Один из водолазов вспоминал: «Мне по ночам потом долго снились лица людей, которых я видел под водой в иллюминаторах, которые они силились открыть. Жестами я давал понять, что будем спасать. Люди кивали, мол, поняли... Погрузился глубже, слышу, стучат морзянкой, - стук в поде хорошо слышен: «Спасайте быстрее, задыхаемся...» Я им тоже отстукал: «Крепитесь, все будут спасены». И тут началось такое! Во всех отсеках начали стучать, чтобы наверху знали, что люди, оказавшиеся под водой, живы! Передвинулся ближе к носу корабля и не поверил своим ушам - поют «Варяга»!»

Через прорезанное в кормовой части днища отверстие удалось вытащить 7 человек. Еще двух спасли водолазы. Но из вырезанного отверстия с нарастающей силой начал выходить воздух, и перевернутый корабль стал медленно погружаться. В последние минуты перед гибелью линкора было слышно, как моряки, замурованные в отсеках, пели «Варяг». Всего при взрыве и затоплении линкора погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.

Летом 1956 года экспедиция особого назначения ЭОН-35 приступила к подъему «Новороссийска». Операцию с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем. Весть о предстоящем всплытии линкора разнеслась по всему Севастополю, и, несмотря на сильный дождь, все берега бухты и близлежащие холмы были усеяны людьми. Корабль всплыл кверху килем, и его отвели в Казачью бухту, где его перевернули и спешно разобрали на металлолом.

Как тогда говорилось в приказе по флоту, причиной взрыва линкора была немецкая магнитная мина, якобы пролежавшая на дне со времен войны более 10 лет, которая по каким-то причинам неожиданно пришла в действие. Многие моряки были удивлены, ведь на этом месте бухты сразу после войны было проведено тщательное траление и, наконец, механическое уничтожение мин в наиболее ответственных местах. На самой бочке корабли становились на якорь сотни раз...

После подъема линкора комиссия тщательно осмотрела пробоину. Она была чудовищных размеров: более 160 квадратных метров. Сила взрыва была столь неимоверной, что ее хватило, чтобы пробить восемь палуб - в том числе три бронированные! Даже верхняя палуба была искорежена от правого до левого борта... Нетрудно подсчитать, что для этого понадобилось бы несколько более тонны тротила. Даже самые крупные немецкие мины не имели такой мощи.

Гибель «Новоросийска» породила много легенд. Наиболее популярная из них – диверсия итальянских морских диверсантов. Эту версию поддерживал и опытный флотоводец адмирал Кузнецов.

В годы 2-й мировой войны подводные диверсанты Италии под руководством князя Валерия Боргезе уничтожили больше английских боевых кораблей, чем весь итальянский флот. К месту диверсии пловцов доставляла подводная лодка. Одев новейшие тогда аппараты для подводного плавания, боевые плавцы буквально верхом на управляемой торпеде подходили под днище вражеского линкора или крейсера, устанавливали заряд на днище и уходили к берегу. Говорят, что после капитуляции Италии князь Боргезе поклялся, что линкор с дорогим для итальянцев именем «Юлий Цезарь» никогда не будет ходить под вражеским флагом.

В годы 2-й мировой войны итальянские подводники стояли в захваченном Севастополе, так что некоторые соратники Боргезе были знакомы в Севастопольской бухтой. Однако как проникновение итальянской субмарины ко входу в главную базу флота спустя 10 лет после окончания войны могло остаться незамеченным? Сколько рейсов от подлодки к линкору должны были сделать диверсанты, чтобы разместить на нем несколько тысяч тонн тротила? Может быть заряд был небольшим и послужил лишь детонатором для огромной мины, которую итальянцы поместили в секретный отсек у днища линкора? Такой наглухо заверенный отсек обнаружил в 1949 году капитан 2 ранга Лепехов, но реакции командования на его доклад не последовало.

Некоторые историки утверждают, что члены комиссии при поддержке Хрущева передернул и исказил многие факты трагедии, после чего понесли наказание только временно исполняющий обязанности командующего Черноморским флотом вице-адмирал В.А. Пархоменко и адмирал флота Н.Г. Кузнецов, отстраненный от руководства военно-морскими силами страны и понижен на две ступени. Есть версия, что Хрущев таким образом отомстил адмиралу за резкий комментарий по поводу передачи Крыма Украинской ССР.

Приказом по флоту семьям погибшим были выданы единовременные пособия - по 10 тысяч рублей за погибших матросов и по 30 тысяч - за офицеров. После чего о «Новороссийске» постарались забыть...

Вскоре после гибели «Новороссийска» на слом был отправлен последний черноморский линкор «Севастополь». А еще спустя несколько лет турки разрезали на металл ржавеющий у причала «Гебен», отказавшись продать его для создания музея Германии и Франции.

Только в мае 1988 года газета «Правда» опубликовала впервые небольшую статью, посвященную гибели линкора «Новороссийск» с воспоминаниями очевидцев трагедии, где описывалось героическое поведение матросов и офицеров, оказавшихся внутри перевернувшегося корабля.

Долгое время на памятнике морякам «Новороссийска» не было ни имен моряков, ни таблички, рассказывающей об их подвиге. Памятника морякам «Императрицы Марии» в Севастополе нет и по сей день.

Игорь РУДЕНКО-МИНИХ,
Член Союза журналистов Украины

Линкор «Новороссийск» в севастопольской Северной бухте. Фото 1950-х годов

58 лет назад, 29 октября 1955 года, в Севастополе при таинственных обстоятельствах погиб флагман Черноморского флота линкор «Новороссийск». По злой воле рока он взорвался практически на том же месте, где 20 октября 1916 года взорвался другой флагман Черноморского флота линкор «Императрица Мария». Замечу, что до сих пор руководство нашего ВМФ не дало однозначного ответа о причинах обеих октябрьских катастроф.

В отличие от «Императрицы Марии», построенной в Николаеве, «Новороссийск» под именем «Юлий Цезарь» был заложен 24 июня 1910 года в Генуе и 14 мая 1914 года вошел в состав итальянского флота. Первоначально его нормальное водоизмещение составляло 23,6 тыс. тонн.

В 1933-1937 годах линкор прошел модернизацию. Толщина брони пояса линкора составляла 247 мм в цитадели и 127 мм на оконечностях. Толщина брони башен главного калибра: бок – 220 мм, крыша – 240 мм. Теперь полное водоизмещение корабля достигло 29 тыс. тонн, а скорость хода составляла 27,8 узла.

ВОЕННЫЙ ТРОФЕЙ СОЮЗНИКОВ

3 сентября 1943 года линкор «Джулио Чезаре» пришел на Мальту, где был интернирован союзниками. После войны он прошел капитальный ремонт. 6 февраля 1949 года в албанском порту Валона (в настоящее время Влёра) линкор был передан СССР, и на нем подняли советский военно-морской флаг. 26 февраля наш экипаж повел линкор в Севастополь. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили имя «Новороссийск».

Вскоре линкор «Новороссийск» стал флагманским кораблем эскадры Черноморского флота. В 1953 году корабль поставили в Николаеве на капитальный ремонт, в ходе которого итальянские зенитные автоматы заменили советскими, поставили РЛС «Залп-М». По требованию политуправления флота были демонтированы винопроводы, проведенные в каюты офицеров и старшин (рядом с водопроводным краном имелся краник, из которого можно было налить стаканчик сухого вина).

Слух о предполагаемой замене 320-мм итальянских пушек на 305-мм отечественные – полнейшая липа. Наоборот, планировалась замена итальянских стволов новыми советскими 320-мм стволами. В 1951 году заводу «Баррикады» было дано задание изготовить 320-мм ствол для башен «Новороссийска».

В мае 1955 года «Новороссийск» вновь вступил в строй. В течение лета и осени линкор несколько раз выходил в море. 28 октября «Новороссийск» вернулся в Севастополь и занял место в районе Морского госпиталя, встав на две бочки. В 1 час 31 минуту 29 октября 1955 года под носовой частью линкора между первой и второй башнями и их погребами по правому борту произошел взрыв, разрушивший все горизонтальные перекрытия от днища до палубы полубака. В подводной части корпуса с правого борта образовалась пробоина площадью более 150 кв. м, а с левого вдоль киля – вмятина со стрелой прогиба 2–3 м. Общая площадь повреждений подводной части корпуса составила 340 кв. м на участке длиной 22 м. Сразу же несколько носовых отсеков заполнились водой, и корабль получил большой дифферент на нос. Несмотря на энергичные действия экипажа и немедленно прибывших с других кораблей аварийных партий, остановить распространение воды не удалось, линкор продолжал погружаться носом и терять остойчивость.

Сразу же была предпринята попытка отбуксировать «Новороссийск» кормой на прибрежную отмель, но отдали только швартов с кормовой бочки, что позволило лишь развернуть корабль и приблизить корму к Госпитальной стенке до 130 м (глубина там была около 16 м). Преодолеть держащую силу левого якоря и носовой бочки (с нее швартов перерезали только в 3 часа 30 минут, когда нос уже вошел в грунт на 2–3 м) буксиры не смогли.

Можно было приблизиться к берегу, дав задний ход машинами, которые после похода еще не успели остыть, и время подготовки их не превысило бы получаса. Но сделано это не было. Вскоре крен на левый борт достиг 18–20 градусов, и линкор повалился набок, а в 4 часа 15 минут, то есть через 2 часа 45 минут после взрыва, опрокинулся вверх килем и затонул.

Причиной опрокидывания стала потеря поперечной остойчивости из-за нарастания дифферента на нос и появления больших свободных поверхностей воды в высокорасположенных отсеках.

В ходе катастрофы погибли 607 человек, из которых приблизительно 50–100 погибли непосредственно из-за взрыва и затопления носовых отсеков, остальные – при опрокидывании корабля и после него. Своевременной эвакуации экипажа организовано не было. Большинство участников борьбы за непотопляемость корабля и почти весь личный состав электромеханической боевой части остались внутри корабля. Многие из них, оказавшись в воздушных подушках отсеков, были живы почти трое суток. Но спастись удалось только девятерым морякам. Семь из них вышли сами через пять часов после опрокидывания через прорезанную в кормовой части днища горловину, еще двоих человек спустя 50 часов вытащили водолазы.

РАССЛЕДОВАНИЕ ТРАГЕДИИ

Расследованием катастрофы занималась правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Вячеславом Малышевым.

Согласно докладу этой комиссии от 17 октября 1955 года, «можно утверждать, что взрыв 29 октября 1955 года являлся взрывом заряда, расположенного на дне Севастопольской бухты, в месте якорной стоянки линкора. В целом из сопоставлений записей геофизических станций можно сделать вывод, что заряд при взрыве был, во всяком случае, не меньше заряда отечественной мины АМД-1000 (1000 кг тротила). Размеры воронки при опыте практически совпали с размерами воронки в месте стоянки линкора «Новороссийск», что свидетельствует о близости величин зарядов при этих взрывах…

На основании произведенных расчетов и соответствующих испытаний экспертной комиссией признается возможным нахождение под линкором донной мины, сохранившей потенциальную боеспособность и невытраленной при неконтактном тралении вследствие того, что часовой механизм прибора срочности не отработал установленного на нем срока (часы стояли).

Такая мина под влиянием внешнего механического воздействия (толчка) может перейти в опасное состояние и взорваться после доработки часов. Механическим воздействием на механизм мины могло быть следующее. При постановке линкора на бочки в 18 часов 28 октября 1955 года в процессе буксировки корабля и подтягивания его к бочкам якорь-цепь, протаскиваясь по грунту, мог задеть за лежащую на грунте мину. В результате поворачивания или толчка мины мог произойти запуск ранее остановившегося часового механизма взрывателя. Возможность протраливания якорь-цепью дна бухты в районе нахождения мины, следовательно, механического воздействия цепи на мину, считается установленной.

В результате подробного рассмотрения всех обстоятельств и последствий взрыва установлено следующее:

– повреждения линкора «Новороссийск» были вызваны взрывом заряда, находившегося на грунте под носовой частью корабля;

– вес заряда в тротиловом эквиваленте определяется величиной 1000–1100 кг;

– наиболее вероятно, что 29 октября 1955 года под кораблем имел место взрыв немецкой мины типа RMH или LMB с взрывателем М-1, поставленной в период Великой Отечественной войны».

Но в том же докладе говорится: «Комиссия установила, что охрана крепости Севастополь от прорыва подводных лодок велась неудовлетворительно. Вход в базу должен был прикрываться бонами и противоторпедными сетями, поставленными при входе в Севастопольскую бухту. В ночь на 29 октября с.г., несмотря на то что дежурный буксир находился, как обычно, у боновых ворот, последние также не были закрыты, и только после подрыва линкора «Новороссийск» по приказанию начальника оперативного управления штаба флота их закрыли в 2 часа 35 минут 29 октября, то есть через 1 час 4 минуты после взрыва.

С целью обнаружения подводных лодок, пытающихся проникнуть в базу, у входа в бухту предусмотрено также непрерывное несение дозора большим охотником за подводным лодками. Фактически по вине командования 24-й дивизии ОВРа и с ведома штаба флота корабли несли дозор с перерывами ввиду частого их отвлечения для выполнения других, не свойственных дозору задач. Такое грубое нарушение было допущено и в ночь на 29 октября с.г., когда дозорный большой охотник 28 октября в 5 часов 50 минут был снят с дозора оперативным дежурным 24-й дивизии ОВРа без замены его другим кораблем, послан к мысу Лукулл обеспечивать полеты авиации и вернулся для выполнения дозорной службы только в 1 час 17 минут 29 октября, то есть за 14 минут до взрыва.

Наблюдение за подводными лодками осуществлялось шумопеленгаторной станцией «Сатурн-12», установленной у мыса Херсонес. Это станция устаревшего типа и малошумные подводные лодки на малом ходу обнаруживать не может. 28 октября с.г. станция находилась в плановом ремонте и не работала с 8 часов 40 минут до 19 часов 00 минут».

Таким образом: «В результате систематических, грубых и преступных нарушений приказов и инструкций по водной охране крепости командиром 24-й дивизии ОВРа контр-адмиралом Галицким и его подчиненными Севастопольская крепость часто оставалась без охраны от проникновения подводных лодок и торпед. Так было и накануне взрыва 28 октября, и в ночь на 29 октября с.г.».

Выводы комиссии Вячеслава Малышева оспариваются уже почти 50 лет десятками морских специалистов. Версия с взрывом магнитной мины выглядит весьма неубедительно. Для сравнения приведу подрыв крейсера проекта 26 «Киров» (полное водоизмещение 9436 тонн) на германской мине 17 октября 1945 года в Финском заливе. Как и в случае с «Новороссийском», взрыв произошел в районе носовой башни. Вес заряда взрывчатого вещества был эквивалентен 910 кг тротила, то есть приблизительно столько же, что и при взрыве «Новороссийска». «Киров» принял 2000 тонн воды, потерял ход на 50 минут, но благополучно был отбуксирован в Кронштадт. Замечу, что водоизмещение у «Кирова» было в три раза меньше, чем у «Новороссийска». Характер повреждений линкора «Новороссийск» и крейсера «Киров» совершенно различны. Крейсер «Киров» от взрыва магнитной донной неконтактной мины получил контузию корпуса корабля, на днище разошлись швы. А линкор «Новороссийск» получил сквозную пробоину.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИВЕРСАНТ

МОЛЧАЛ 58 ЛЕТ

Многие специалисты исключают возможность срабатывания германской мины через 12 лет. Германские фирмы давали гарантийный срок годности электрических батарей на мине в воде – шесть месяцев. Все поднятые в Севастополе германские мины в начале 1950-х годов были небоеспособны. Поэтому можно считать наиболее вероятным источником взрыва диверсию. Первоначально многие специалисты полагали, что взрыв «Новороссийска» – дело рук итальянских подводных диверсантов из 10-й флотилии МАС. Эти диверсанты, которыми командовал князь Валерио Боргезе, прославились подрывом двух британских линкоров «Куин Элизабет» и «Вэлиант» 18 декабря 1941 года в египетском порту Александрия. После двух взрывов оба линкора легли на грунт. Через несколько месяцев их подняли, а в 1943 году отремонтировали.

И вот в августе 2013 года ветеран итальянского секретного подразделения боевых пловцов Уго д’Эспозито признался, что взрыв «Новороссийска» – это дело рук его подразделения. Он сам якобы участвовал в операции, но отказался говорить о подробностях. Любопытно, что взрыв «Новороссийска» произошел в годовщину похода чернорубашечников на Рим, в результате которого 30 октября 1922 года король назначил Бенито Муссолини премьер-министром Италии. Этот день стал праздником итальянских фашистов.

Мотивов операции могло быть два. Первый – обида итальянцев на то, что их корабль ходит под советским флагом. Второй – обеспокоенность США и НАТО возможностью включения в боекомплект «Новороссийска» 320-мм снарядов с ядерным зарядом. Замечу, что такие снаряды разрабатывались в СССР, но после гибели «Новороссийска» на вооружение для линкоровских пушек поступили 305-мм снаряды со «спецзарядом». Хотя «Новороссийск» был сравнительно старым, чтобы выдержать бой с новейшим американским линкором, вооруженным девятью 406-мм орудиями. Перефразирую американскую пословицу «Бог сделал людей сильными и слабыми, но полковник Кольт всех уравнял», отмечу, что спецбоеприпасы уравнивают возможность всех линкоров. Адмиралы НАТО особенно боялись спецбоеприпасов «Новороссийска» в случае операций по захвату Черноморских проливов.

Судя по всему, итальянские пловцы действовали под прикрытием флотов США и Англии. Акция против «Новороссийска» совпала с натовскими маневрами «Босфор-55», в ходе которых линкор «Нью-Джерси» и пять американских эсминцев пришли в Стамбул в нарушение конвенций по проливам.

В заключение стоит напомнить о проверке «итальянского следа», проведенной в августе 1970 года командованием Черноморского флота. Подводная лодка 14-й дивизии подводных лодок скрытно подошла к Севастополю. Ночью группа боевых пловцов покинула лодку на глубине 20 м. Диверсанты с помощью подводных буксировщиков проникли в Севастопольскую бухту, успешно преодолев закрытые боновые заграждения. К двум часам ночи они добрались к борту противолодочного крейсера «Москва», стоявшего на том же месте, что и «Новороссийск». Экипаж крейсера не заметил постановки мин. Правда, на сей раз они были учебными.

В продолжение темы:
Советы

Сыр – это продукт, который стал привычной частью нашей жизни: мы едим его в бутербродах, добавляем в салат и суп, используем его для приготовления пиццы. Столько пищевых...