Конспект занятия по фцкм в подготовительной к школе группе «идет волшебница зима. Конспект нод по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «здравствуй, зимушка – зима» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная гру

Ольга Майорова
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Идет волшебница зима»

Цель : Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.

Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, людей.

Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Приобщать детей к русской национальной культуре.

Познакомить детей со свойствами снега.

Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы.

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Коррекционные задачи : побуждать Севу Г, Дашу В., Анну С участвовать в беседе. Учить Илью М., Илью К слушать ответы детей.

Материал : Иллюстрации с изображением русской природы зимой. Картинки как звери зимуют. Магнитофон, флешка.

Цветок с 12-ю лепестками.

Оборудование к опытам (смотри занятие ) .

Ход занятия :

1. Оргмомент прослушивание песни из к/ф «Чародеи» Три белых коня.

2. Беседа о зимних месяцах

Когда это бывает?

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

(Зима )

На дворе зима . Сколько месяцев зимой? (ответы детей) Их три : декабрь, январь, февраль. Давайте приклеим к нашему цветку - годовику еще три лепестка. Какого они должны быть цвета? (ответы детей) Выберите.

Первый месяц зимы - декабрь. В старину называли этот месяц так : лютень, студень, стужайло.

О чем говорят нам эти названия? (ответы детей) Люди говорили : "Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет".

В какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз? (ответы детей)

С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи.

22 декабря - самый короткий день в году. Послушайте пословицу "В декабре зима стелет белые холсты , а мороз через реки наводит мосты". Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

Второй месяц зимы январь. (прикрепить лепесток к календарю) В народе называют январь - просинец. Как вы думаете, почему? (ответы детей) В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. А греет ли январское солнце? Народные поговорки гласят. "Январь на пороге - прибыло дня на куриный шаг". И еще : "В декабрь день было совсем помер, да в январе опять воскрес". Что бы это значило? (ответы детей) После 22 Декабря день начинает понемногу прибавляться. Январь считается самым холодным месяцем года.

Как вы думаете, почему говорят. "Мороз не велик, да стоять не велит", "В зимний холод всякий молод"(ответы детей)

В какой сказке мужик мороза не испугался? "Два Мороза". Почему он даже разделся в сильный мороз? (ответы детей)

А мы с вами боимся мороза? Нет!

3. Физминутка «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

4. Продолжение беседы

Последний месяц зимы - февраль. (прикрепить лепесток к календарю)

Какая погода будет в феврале? Поживем - увидим. Одно можно сказать - в феврале зима с весной встретится . Что это значит? (ответы детей)

В старину февраль называли ветродуй, вьюговец и бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? (ответы детей) В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит : "В феврале два друга - мороз да вьюга".

Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный - готовься к, поздним заморозками и метелям. Вот такая примета. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим : вьюга, метель, пурга. А что это такое? (ответы детей)

Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Что это? (ответы детей) Ветер со снегом назвали метелью.

Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра (грамзапись «Метель» ) Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.

А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег по низу, по самой земле. Как может называться такая метель? (ответы детей) Поземка.

А сейчас отгадайте загадку :

Одеяло бело,

всю землю одело.

Что это? (ответы детей) (снег)

Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

5. Опыт (если позволяет погода или провести вечером)

(Если на улице снег можно на занятии провести опыт . Перед занятием принесите в группу два небольших , достаточно рыхлых снежка. Один положите на блюдце и поставьте на стол. Другой положите в стакан и заверните в шерстяной шарф. Как вы думаете, какой снежок растает быстрее? Пока идет занятие , снежки таят. И,наконец, наступает момент; когда можно развернуть шарф. И что же мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажжем свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо! Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку или заслонить ее чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом. Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его. Почему не растаял завернутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.)

6. беседа о снеге и как звери зимуют, и о зимней одежде людей.

Как люди одеваются зимой? В зимние куртки, теплые сапоги, меховые шапки, варежки. Зачем человек зимой надевает шубу? (ответы детей)

- Мы говорим : "Шуба греет". Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? (ответы детей) Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.

Бывают шубы из камня, дерева, стекла. Что это за шубы? (ответы детей) Это каменные и деревянные дома термос.

- Так почему говорят : "Одеяло бело, всю землю одело"? (ответы детей)

Почему под снегом теплее? (ответы детей)

Почему зимой медведь в снежной берлоге не замерзает? (ответы детей)

Слой снега не пропустит холод в берлогу к медведю, защитит и растения, которые оказались под ним. В какой сказке травка под снегом отдыхала? "Рукодельница и ленивица".

Показать картинку как звери зимуют.

Кто спит зимой? (ответы детей)

Как зимуют белки, зайцы, лисы, волки? (ответы детей)

Как зимуют птицы? (ответы детей)

Молодцы. Сейчас поиграем в д/игру «Зима » Я начну, а вы продолжайте.

Зимой солнце… (светит, но не греет)

Зимой на небе… (снеговые тучи, из них идет снег )

Зимой деревья… (стоят голые, а ветки деревьев покрыты снегом, чтобы не замерзли корни деревьев, надо «окучивать» деревья снегом)

Зимой на земле… (лежит снег, земля замерзает от мороза и холода)

Птицы зимой… (улетают в теплые края, их называют перелетные, а тех, которые остаются зимовать, зовут – зимующие)

Звери зимой… (голодают, мерзнут, прячутся в норах, некоторые спят и просыпаются только весной)

Люди зимой… (одеваются тепло, чтобы не замерзнуть; люди рады зиме – ведь только зимой можно кататься на санках и лыжах и встречать Новый год).

Молодцы. Вы все правильно сказали. Теперь все дети будут знать, что бывает зимой.

Рефлексия.

Назовите по порядку зимние месяца. (ответы детей)

Как в старину их называли? (ответы детей)

Почему под снегом тепло? (ответы детей)

Как меняется природа зимой? (ответы детей)

Ребята, кто любит зиму? (ответы детей) Почему вы ее любите? (ответы детей)

Программное содержание:

закреплять представление детей о зимних явлениях природы, о свойствах воды: твёрдая, жидкая, парообразная. С помощью элементарной поисковой деятельности устанавливать закономерности и взаимосвязи в природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность «К нам зима пришла»

в подготовительной группе

Курилова Т.М., воспитатель высшей квалификационной категории

Программное содержание:

закреплять представление детей о зимних явлениях природы, о свойствах воды: твёрдая, жидкая, парообразная. С помощью элементарной поисковой деятельности устанавливать закономерности и взаимосвязи в природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал:

письмо, рисунки хвостов животных и их жилищ, снежинка из целлофана, каждому кусочек целлофана и ножницы, карточки, с изображением разного состояния воды, каждому рисунок снежинок.

Индивидуальная работа:

с Серёжей Холодовьим, Кристиной Куценко, Юлей Фоминой упражняться в установлении взаимосвязи времени года

и состояния воды.

Предварительная работа:

наблюдения на прогулках, беседы, игры «Времена года», «Где живёт вода», «Зимовье зверей».

Ход НОД:

Приглашаю детей пройти на свои места. Нахожу на окне письмо:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может это воробьишка,

Пролетал, обронил?

Может, кот письмо

Как мышку, на окошко заманил?

(Достаю из письма открытку с зимним пейзажем и предлагаю определить, кто прислал письмо).

Зима . «Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Вы заметили, как изменилась природа с моим приходом? Я хочу, чтобы вы представили эти изменения в ходе отгадывания загадок».

  • Что сегодня мы видим в природе? (Снег, снежные тучи, сосульки, лёд, зимующих птиц, следы на снегу).
  • А что можно услышать? (Чириканье воробьёв, карканье ворон, хруст снега под ногами, вой ветра)

Отгадайте загадки:

Одеяло белое

Не руками сделано

Не ткалось и не кроилось

С неба на землю свалилось

(снег)

Летит орлица

По синему небу

Крылья рас пластала

Солнышко застала

(туча)

Без рук рисует

Без зубов кусает

(мороз)

Гуляю, где хочу,

По лесу лечу,

По лугу кручу,

На всех ворчу,

Снегом засыпаю,

Следы заметаю

(метель)

Без досок и топора

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(лёд)

Белая звёздочка с неба упала

Мне на ладошку

И пропала.

(снежинка)

Белая морковка зимой растёт (сосулька)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт

А в иголках круглый год

(сосна, ель)

Грудь красна, как маки летом

Огоньком мелькает, но

Угадайте, мне за что

Имя снежное дано?

(Снегирь)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крохи собирает?

(Воробей).

Носят серенький жилет

Но у крыльев - черный цвет

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: кар, кар, кар.

(Благодарю детей за смекалку и достаю из письма рисунки). Предлагаю поиграть в игру «Кто, где спрятался?» - по хвосту определить животное и подобрать на картинке ему жильё (белка - дупло, птица - гнездо, медведь - берлога, заяц - заросли, лиса - нора, волк - логово).

(Хвалю детей за участие в игре. Достаю из конверта снежинку, рассматриваем её).

У снежинки 8 лучей, снежинки бывают маленькие и большие, они прозрачные, но когда их много, мы видим белый снег. почему? Можно это понять через опыт.

Опыт:

Рассмотреть большой лист прозрачной плёнки на просвет - он прозрачен, разрезать его на части - они прозрачны, порезать на мелкие кусочки, насьшать горкой - кучка становится белого цвета.

Вывод: тоже происходит в природе со снегом и льдом. Вы знаете, что снежинки - это замёрзший пар, который получился при испарении воды. В каком состоянии бывает вода? (Жидком, твёрдом, парообразном)

  • Сейчас мы поиграем в игру «Где снежинка».

По кругу разложены карточки с изображением разного состояния воды: река, водопад, лужа, лёд, снегопад, туча, пар, дождь, капля, снежинка и т.д. Дети берутся за руки, двигаются по кругу, говоря слова:

Вот и лето наступило

Солнце ярче засветило

Стало жарче припекать

Где снежинку нам искать? (Выбирают карточки: река, водопад, лужа, туча, пар, дождь и т.д.)

Наконец пришла зима

Стужа, вьюга, холода

Выходите погулять

Где снежинку нам искать?

(Дети выбирают карточки: снежинка, снегопад, лёд, сосулька).

Итог:

В тёплое время года вода бывает в жидком и парообразном состоянии, зимой - в твёрдом.

(Благодарю детей за игру и предлагаю сесть за столы. Достаю из конверта рисунки, это подарки детям. Подарки с заданиями - найти одинаковые снежинки и закрасить их. Дети выполняют задание).


Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет: "Зимушка - зима"

Здравствуй, зимушка - зима, ты к нам в гости птичек привела

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург

Описание: Данный конспект будет интересен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования и родителям. Предназначен, для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.
Задачи:
- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;
- развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова -прилагательные; развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, воспитывать умение работать в парах;
- развитие у детей эмоционального восприятия, создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в играх, радоваться зиме, зимним играм;
- упражнять в составлении предложений, рассказов по картине.
Предварительная работа: беседа о приметах зимы; рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок на зимнюю тематику; изготовление кормушек для птиц.
Подготовка к занятию: листы белого картона с распечатанными шаблонами птиц, клей, крупы(пшено, рис, греча), кисточки, салфетки.


Воспитатель: Ребята, вы наверное обратили внимание, что у нас в раздевалке что – то изменилось? Вы заметили эти изменения, расскажите мне о них?
Ответы детей: Появилось очень много красивых картин, и у каждого ребенка на шкафчике маленькая, но очень красивая картинка.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, чем эти картины взаимосвязаны?
Ответы: На всех картинках нарисована зима.


Воспитатель: Правильно. Но я не зря украсила ваши шкафчики такими красивыми картинками. Вы в течение недели внимательно рассматриваете свою картинку, изучаете ее, а затем подробно мне ее опишите,(а точнее расскажете, что вы на ней увидели). Можно в выходные попросить родителей помочь вам написать маленький рассказик о своей картине, или самим написать(ведь большинство деток уже сами пишут), дополнить ее своим рисунком. Это будет вашим домашним заданием.
Наша группа тоже украшена картинами по теме - зима. Я вам предлагаю описать это замечательное время.
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все большие молодцы, столько замечательных слов сказали об этом замечательном времени, хочу предложить вам отгадать загадки.
- Их четыре братца,
В каждом из них по три месяца.
Что это за братья?(времена года)
- Укрывает все белоснежным одеялом.
Какое время года?(зима)
- Этот месяц зиму встречает,
Праздник Новый год к нам приглашает.(декабрь)
- Он является хозяином леса,
Любит мед, а зимой спит.(медведь)
- Шустрый очень он всегда,
Есть у него борода.
В валенки к нам залезает,
И носы у нас подмерзают.
Он и щеки наши щиплет,
Кто же это…(мороз)
- С неба падает красиво,
И танцует на лету.
На ладони к нам садится,
Тут же в воду превратится.(снег)
- Маленький зверек,
Любит морковку, скачет ловко.
Меняет окраску, а зовут его…(зайчик)
- Радуется народ,
Когда к нам …(зима) идет.
- Внучка, которая ходит всегда с Дедом?(Снегурочка)
Воспитатель: А зимние забавы знаете? Какие?


Ответы детей.
Воспитатель: Я вас на коврик приглашаю,
Забаву зимнюю начинаю.
«Зимние игры»
Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),
И в снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой - по часовой стрелке, а левой - против часовой стрелки).
Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)
Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).
Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)
-бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)
Весело зимой! Не хочется домой!
Воспитатель: Мы немножко отдохнули. Ребята, скажите мне зима какая?
Ответы: снежная, холодная, веселая, метельная, вьюжная, морозная, белоснежная, суровая, серебристая, красивая, любимая и т. д.
Воспитатель: Правильно, а теперь игра – наоборот. Вы такими красивыми длинными словами описали зиму, а теперь наоборот.
Слово зимняя(длинное), а коротко – зима.
Снежная… – снег;
Вьжная…- вьга;
Метельная…- метель;
Морозная…- мороз; и т. д.
Воспитатель: Сейчас я начну предложения, а вы заканчивайте.
- Зимой ветви деревьев…покрыты снегом.
- Дома, леса тропинки…укутаны снегом.
- Медведь зимой…впадает в спячку.
- Дети любят…играть в снежки.
- Реки зимой…покрываются льдом.
- Ручки от холода…мы прячем в рукавички.
- В воздухе кружатся…белые снежинки.
- Зайчик меняет…цвет своей шубки.
- Зимой ночи длинные, …дни короткие.
- Одеваемся теплей,…чтобы не замерзнуть.
- Птицы улетают…в теплые края.
Воспитатель: ребята, а давайте вспомним наших маленьких друзей. Вспомните птичек, которые улетают в теплые страны, зачем они туда улетают и расскажите мне о птичках, которые живут с нами зимой. Чем питаются, как живут?


Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Послушайте стихотворение о птицах.
Новогодний карнавал.
А ты знаешь, что зимой
чудеса бывают?
Что в лесу под Новый год,
птиц всех собирают?

Добрый дедушка Мороз,
раздаёт подарки.
Кто-то просит зёрен горсть,
кто-то перьев ярких.

Просьбы выслушав, Мороз
рассуждает мудро:
- Надо выжить вам зимой,
корм найти под утро.

И заботливо даёт,
попрошайкам малым,
очень скромненький наряд,
нет в нём перьев алых.

Разукрасить дед Мороз,
только тех старается,
кто вдали от сёл живёт,
и в лесу питается.

И довольны, веселы Дятлы,
Рябчики, Клесты.
До чего же хороши,
в пёрышках своей мечты!

А всех краше и чудней,
невеличка Королёк.
С гордым видом самодержца,
он садится на пенёк.

Начинается потеха,
новогодний карнавал.
Сколько радости и смеха!
Жаль, что ты там не бывал.
(Батый Ирина)
Воспитатель: Красивое стихотворение, правда? Давайте мы сегодня с вами будем Дедами Морозами для наших маленьких друзей и сделаем им небольшие подарки своими руками. Это будут кормушки для друзей.
Но вначале я вам предлагаю подготовить наши ручки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе - пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. - в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять - пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. - соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)
Садитесь за свои рабочие места, перед вами лежат листочки с изображением птиц, я вам предлагаю обклеить наших птичек разными крупами. После выполнения наших работ, мы вынесем наши подарки – кормушки на улицу и угостим пернатых.
Включаю спокойную музыку, дети приступают к выполнению работ, кому требуется помощь – помогаю.
Воспитатель: Наше время подходит к концу, потихонечку заканчиваем свои работы, убираем рабочие места….
Какие замечательные получились кормушки, уверена, птицы будут очень рады. Все молодцы. А сейчас я предлагаю выйти на прогулку и прихватить с собой наши кормушки.


Воспитатель: Загадки угадали,
Рассказы мне сказали.
Кормушки изготовили.
И наверное немножечко устали.
Чтоб усталость вашу снять,
Предлагаю поиграть.
Выходите все сюда,
Создавайте ворота.
Через эти ворота,
В раздевалку нам пора.
Потеплее одевайтесь,
На прогулку собирайтесь.

Конспект НОД по познанию и развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Время года - зима»

Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей о зиме: уточнить признаки зимы.

Задачи:

Обогатить знания о зимующих птицах, животных.

Закрепить знания детей о зимней одежде, зимних забавах, праздниках.

Упражнять в составлении предложений.

Пополнять активный словарь детей прилагательными, глаголами.

Помочь детям запомнить народные названия зимних месяцев.

Учить отвечать на вопросы полными ответами, развивать логическое мышление и внимание.

Оборудование : иллюстрации зимний лес, зимние забавы; картинки -зимующие птицы, животные.

Ход НОД:

Ребята, сегодня необычный день, сегодня последний день зимы, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили бы об этом замечательном времени года. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, и в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. А вы знаете приметы нашей зимы? Назовите их (ответы детей)

Давайте посмотрим на картинки о зиме и скажем, что мы видим?

(Нарисована зима, зимний лес)

Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он похож на сказочный лес – чем покрыты ветви деревьев?

(Ветви деревьев покрыты снегом, инеем)

В какую погоду образуется инеи? В оттепель, ветреную, вьюжную, морозную?

Дети: (Думают и отвечают)

Подумайте, скажите, как можно назвать зиму, какая она?

(Зимушка, чародейка, царица снегов, волшебница, снежная королева)

Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?

(Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, теплая и т. п.)

Скажите, какими словами можно рассказать о нашей зиме? Какая у нас зима? (Ответы детей: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая)

Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

У каждого времени года есть 3 месяца. Назовите все зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)

Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, это хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? (ответы детей) Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

А сейчас я вам предлагаю сыграть со мной в игру. Она называется « Закончите предложение ». Зимой метель (метёт). Ночью ветер в трубах. (воет, завывает). Из снеговой тучи снежинки. (падают, летят, кружатся). В лесу зимой голодный волк. (воет, бегает). На зиму медведь в берлоге. (засыпает, укладывается). Мороз щёки и нос. (щиплет, румянит, кусает). Зимой вода в реке. (замерзает, застывает). Иней на ветках деревьев. (блестит, сверкает).Зимой снег всё вокруг. (накрывает, укрывает, прячет). На зиму насекомые. (прячутся, улетают).

Скажите, как приспосабливаются к зимним холодам люди? (ответы детей). Назовите предметы зимней одежды (ответы детей). Трудновато людям зимой. Но еще труднее приходится нашим пернатым друзьям. Как вы думаете, чем занимаются зимой птицы? Легко ли им приходится? (ответы детей) Птицам зимой выжить непросто. В течение всего дня они вынуждены искать себе пропитание. Галки, вороны, голуби, воробьи сидят на крышах домов или на деревьях и ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки еды. Зимой они не так пугливы и стараются больше летать около жилья. К тому же можно спрятаться под крышей дома от мороза и ветра.

А все это старуха – зима разозлилась: вздумала всех заморозить. Прежде всего она стала до птиц добраться – надоели они ей своими писками и криком. Что сделали птицы? Собрались, покричали, полетели за синее море, в теплые страны.

А какие птицы остались зимовать? (вороны, синицы, воробьи, щеглы, дятлы, снегири)

А как вы думаете, как живется птицам зимой?

(зимой не услышишь веселого пения птиц, им не до песен, холодно, голодно, трудно добывать пищу. Многие прилетают во двор и живут поблизости от дома – люди заботятся о них, подкармливают)

Посмотрите на картину (показ, беседа) 1. Какие птицы изображены на картине? Назовите их. 2. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? 3. Как заботятся люди о зимующих птицах? 4. Как мы можем помочь зимующим птицам? Верно, если заботиться о птицах, то никакой мороз им не будет страшен.

Пальчиковая гимнастика.

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело, мы расскажем: Две синицы, воробей, 6 щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках – всем хватило зернышек.

На нашей полянке спрятались лесные жители. Вам надо их найти.

(На доске перевёрнутые картинки с животными леса. Дети называют животных по их очертанию и переворачивают картинки.)

- Ребята! А вы знаете, где живут эти животные?

Ответы детей:

- Медведь живёт в берлоге.

- Волк живёт в логове.

- Белка живёт в дупле.

- Ёж живёт в норе.

- Лиса живёт в норе.

- Барсук живёт в норе.

- Заяц живёт под кустом.

- Лось живёт в лесу.

Как они готовятся к зиме?

(Дети рассказывают, что они знают о подготовке животных к зиме. Воспитатель дополняет ответы детей новыми фактами из жизни животных.)

БЕЛКА - запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё она

меняет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ей легче прятаться среди деревьев.

ЗАЯЦ - тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается

в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище не готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее - ведь зимой придётся питаться только корой и ветками деревьев.

МЕДВЕДЬ - осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место для берлоги, где будет спать всю зиму. Медведь - хищник, один из самых опасных зверей наших лесов.

ЁЖ - с наступлением холода тоже подыскивает укромное место. Он ищет

нору под корнями дерева, чтобы проспать до наступления весны.

ЛИСА - устраивает своё жилище в старых норах других животных. Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так. Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень проворно. Этим лисы приносят большую пользу.

БАРСУК - осенью делает запасы на зиму и накапливает жир, зимой

впадает в спячку. Барсуки - прекрасные строители: из года в год

расширяют свои норы. В доме у барсука всегда очень чисто.

ВОЛК - сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и

прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки

много часов, несколько дней может обходиться без еды.

ЛОСЬ - мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкими

ветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря на

свои размеры, двигается он легко и бесшумно.

Скажите, а вы любите зиму? Почему? (ответы детей) Зима и правда очень веселое время года и вы много знаете игр и забав. Давайте сейчас немного поиграем.

Физкультминутка «Зимние забавы»

Дети выполняют движения по тексту:

Мы зимой в снежки играем, по сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим, на коньках по льду летим.

Вы назвали много зимних игр и забав. Посмотрите на картины. (показ иллюстраций «Зимние забавы») Придумайте к ним предложения. (ответы детей) Зимние игры очень веселые. Но не только играми радует нас зима, она приносит нам много интересных праздников.

Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, День защитника Отечества, Святки, Масленица) Расскажите, какой из праздников вам нравится больше всего, почему? (ответы детей).

Сейчас я предлагаю еще поиграть. Игра называется « Третий лишний ». Послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение.

1. Январь, февраль, апрель. (апрель – лишнее слово, это не зимний месяц) 2. Снежки, санки, коньки (лишнее слово – снежки, на них нельзя кататься). 3. Метель, лыжи, вьюга (лишнее слово – лыжи, это не явление природы). 4. Снежок, снеговик, снегирь (лишнее слово - снегирь, он не сделан из снега). 5. Шуба, пальто, валенки. (валенки - это обувь, это лишнее слово) 6. Грачи, воробей, ласточка (лишнее слово – воробей, он не перелетная птица).

Все вы назвали правильно.

Подведение итогов. Теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня беседовали? Что вам больше всего понравилось? Сегодня я рассказала вам о том, как назывались зимние месяцы в старину. Кто запомнил их название? Давайте еще раз повторим их.

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Встреча зимы»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цель: Расширять представление детей о зиме, её признаках. Помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы.

Задачи:

Знакомить с зимними приметами (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, зимними видами спорта;

Обогащать речь существительными, обозначающими предметы быта, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;

Вызвать положительный отклик на игровые действия.

Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Методические приемы:

Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала).

Словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Целевые ориентиры: знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; выбирают и группируют предметы в соответствии с познавательной задачей, знают некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).

Оборудование: картины зимних пейзажей русских художников (И.И.Шишкин “Зима”, Н.Рерих “Гималаи”, И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”); компьютерная презентация, картинки зимних видов спорта, картинки времен года, картинки зимующих птиц, картинки зимних развлечений, картинки «приметы».

Ход занятия

Орг. момент: - Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

Давайте представим, ребята, что мы в лесу. Закройте глаза и прослушайте музыкальное произведение Вивальди «Зима». Уже через 2 дня наступит зима. И в связи с этим я получила волшебное письмо от 12 месяцев. Вот какую загадку они прислали: (Слайд 1)

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица,

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром!

Основная часть

Воспитатель: О каких трёх скакунах говорится в этой загадке?

Ответы детей : О зимних месяцах.

Воспитатель: Какие это месяцы? Назовите, пожалуйста?

Ответы детей: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Как вы думаете, что за царица сидит в санях?

Ответы детей: Зима.

Воспитатель: Давайте подумаем, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима какая?

Ответы детей: Снежная, холодная, морозная, студёная.

Воспитатель: Молодцы. Как можно зиму назвать ласково?

Ответы детей: Зимушка.

Воспитатель: Вы описали зиму. Послушайте, как описывают зиму поэты:

Здравствуй, зимушка-зима! Белым снегом нас покрыло: И деревья, и дома. Свищет ветер легкокрылый - Здравствуй, зимушка-зима! Вьется след замысловатый От полянки до холма. Это заяц напечатал - Здравствуй, зимушка-зима! Георгий Ладонщиков

Воспитатель: Ребята, какое время года описал поэт в своём стихотворении?

Ответы детей : Зиму.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки. (Слайд 2,3,4) Какое время года здесь изображено? Почему вы решили, что на картинах зима? Ответы детей.

Воспитатель: А сколько времен года вы знаете? Какие? Ответы детей.

Воспитатель : Скажите, какие изменения происходят с природой зимой? С с птицами? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, зимой некоторые птицы остаются зимовать, но под снегом им тяжело отыскать себе пищу. Как вы думаете, как им можно помочь?

Ответы детей: Люди делают кормушки.

Воспитатель: А как называют птиц, которые зимой не улетают в тёплые края, а остаются зимовать?

Ответы детей : Зимующие.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц (вывешиваются картинки, дети называют птиц)

Воспитатель : А сейчас поиграем в игру «Кому что нужно? » (после того, как дети называют правильный ответ, вывешиваются картинки)

Клюшка нужна… (хоккеисту)

Коньки нужны… (конькобежцу)

Санки нужны … (саночнику)

Лыжи нужны (лыжнику)

Шайба нужна (хоккеисту)

Воспитатель: В какое время года можно заниматься этими видами спорта?

Ответы детей : Зимой.

Воспитатель . Значит, к каким видам спорта они относятся?

Ответы детей: К зимним.

Воспитатель. Правильно, люди зимой тоже занимаются спортом. И для этого им необходимо спортивное снаряжение: коньки, санки, клюшка, шайба. Скажите, а что вы любите делать зимой?

Ответы детей: Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.

Воспитатель . Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физ. минутка. (дети встают в круг)

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.

Воспитатель: Сейчас давайте поиграем в игру “Времена года”. Для этого нам нужно разделиться на 4 команды. (Детям дается набор карточек с изображением природных явлений, объектов всех времен года. Дети делятся на четыре команды, которые будут представлять четыре времена года. Каждая команда должна собрать как можно больше карточек, соответствующих каждому времени года)

Воспитатель: А теперь разминка для ума:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки-

Серебристые… (снежинки)

На посёлки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Вот веселье для ребят,

Всё сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть… (в снежки)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… (снег)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка … (снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в белый пуховик,

Нарядился… (снеговик)

Воспитатель: Так без чего не бывает зимы?

Ответы детей: Без снега.

Итог. Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?

Ответы детей. О зиме.

Воспитатель. Что вам больше всего нравится делать в это время года?

Ответы детей. Играть в снежки, лепить снеговика, кататься на лыжах, с горки.

Рефлексия. А теперь ребята, кому не понравилось сегодняшнее занятие, положите снеговика в синее ведерко, кому понравилось – в красное.

В продолжение темы:
Прокачка

по соннику МиллераВидеть во сне одежду – сон-предсказание. Успех ваших дел зависит от того, какова была одежда во сне: целая и чистая, или испачканная и рваная. Видеть...

Новые статьи
/
Популярные