Гласная после гласной. Гласные после шипящих. Йотированные гласные (Е, Ё, Ю, Я) в начале слова Что значит йотированные гласные
Занятие 19
Йотированные гласные буквы. «Двойная» роль йотированных букв.
Развитие послогового навыка чтения.
Цель:
Познакомить с йотированными буквами. Показать их двойную роль в языке.
Совершенствование навыков звукового анализа.
Развивать знаково-символическую коммуникацию у детей.
Развитие фонематического восприятия.
Воспитывать эмоциональность, выразительность речи.
Оборудование : РЛ, карточки букв (1 набор на парту),
Ход урока:
Организационный момент.
Скороговорки.
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Введение в тему занятия.
У. - Ребята, послушайте пословицу «Крутится как булка в колесе». Как вы думаете, нет ли здесь ошибки? А какое слово должно быть вместо «булки»? Д. – Белка. У. - Давайте запишем это слово на доске. Какой первый звук? Какой буквой обозначим? Какой второй звук? Какой буквой обозначим? Ребята, если мы напишем вторую букву «э», прочитайте, какой слог у нас получится? Оказывается, чтобы показать, что звук [б] мягкий, нужно написать букву Е.
Знакомство с буквами Е, Ё. Характеристика обозначаемых ими звуков.
- Е и Ё – родные сёстры.
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
У. – Сегодня мы с вами будем изучать очень интересные буквы Е, Ё. Посмотрите на ленту букв, где они располагаются? Верно, это гласные буквы. Но ребята, запомните, они только буквы. Почему? А это мы сейчас и узнаем. Давайте сначала потренируемся писать эти буквы. Из каких элементов они состоят?
У. – Чуть ниже впишите в клеточки букву Е и прочитайте слоги. (Аналогично с букой Ё).
У. – Ребята, что вы заметили, когда читали слоги, как произносятся согласные звуки в слогах?
У. – Эта первая роль букв Е, Ё – смягчать согласные. Но кроме этого, эти буквы играют в языке и вторую роль. Давайте отгадаем загадку: «Зимой и летом одним цветом». Запишем это слово. (Учитель записывает самостоятельно без звуковой характеристики). А теперь произнесите первый звук, второй. Что мы видим? Д. – Буква Е дала два звука [й] и [о]. Оказывается, буквы Е и Ё могут обозначать как один, так и два звука. Два звука они обозначают не всегда, только в определенных случаях, которые мы рассмотрим в 1 классе. Вот такие важные буквы есть в русском алфавите. Ребята, открою вам еще один секрет: на букву Ё всегда падает ударение.
У. – Ребята, а теперь почитаем слова с буквами Е и Ё. Найдите задание, где играют дети. Поставьте в пустые квадратики в словах букву Е. А теперь прочитаем слова. Давайте посмотрим. Один или два звука будет обозначать буква Е в этих словах.
У. – Сейчас я буду называть имя ребенка и то, чем он занят (по этой же картинке). Вам нужно найти это имя-слово и соединить его с изображением ребенка.
У. – А теперь более сложное задание. Нужно вставить слоги, куда указывают стрелочки. Пишите аккуратно, чтобы было понятно затем читать. Прочитайте предложения.
Составление слов из слогов.
У. – Это задание нам знакомо. Нужно составить слова из слогов и соединить с картинками. Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, а затем проверим.
У. – А теперь выполним последнее задание в правом нижнем углу. Посмотрите, кукла принесла слоги. Прочитайте их. Эти слоги нужно поставить в пустые клеточки так, чтобы получились слова.
Итог. Рефлексия.
Что нового вы узнали на занятии? Какие звуки могут обозначать буквы Е и Ё?
Чему научились?
В русском языке из тридцати трех букв алфавита десять букв - гласные. Гласными они называются потому, что звук, который они обозначают, производится говорящим только при помощи голоса (голос - глас).
Это буквы: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
Йотированные гласные буквы
Четыре из этих букв - йотированные, то есть состоят из двух звуков: [й] (поэтому они и называются йотированные) и гласного звука ([а], [э], [о] или [у]). Соответственно, это буквы: Е, Ё, Ю, Я. Они обозначают по два звука: "е" = [йэ], "ё" = [йо], "ю" = [йу], "я" = [йа].
- Енот, ежиха, ежевика, ель, Елена, егоза, еда, Екатерина, Елизавета, егерь, епанча, ежедневник.
- Елена-егоза под елью нашла ежиху с ежатами.
- Ёжик, ёлка, лёд, мёд.
- Ёжик под ёлкой прятал иголки.
- Юла, Юлия, Юстиниан, юстиция, юность, юмор, юг, Юрий, юркий.
- Юрина юла юрко по полу плыла.
- Яблоко, ящик, яма, якорь, ярость, Яна, Япония, ягода, ясли, ясность.
- В Японии Яна нашла ягоды в яме.
Прочитайте вслух данные примеры, и вы ясно услышите два звука на месте букв "е", "ё", "ю", "я".
Остальные буквы считаются не йотированными.
Не йотированные гласные буквы
Не йотированные гласные буквы - это гласные буквы, которые состоят ТОЛЬКО из одного гласного звука. Это следующие буквы:
Все эти буквы обозначают один звук. Буква "а" обозначает звук [а], буква "и" обозначает звук [и], буква "о" обозначает звук [о], буква "у" обозначает звук [у], буква "ы" обозначает звук [ы], буква "э" обозначает звук [э].
Приведем примеры слов и предложений, в которых ярко видны эти буквы.
- Апельсин, азбука, аист, ассистент, Александр, Алексей, айсберг, айфон, Афон, агрегат, аппарат, аптека, аспирин, анальгин, арбуз, атташе.
- Аптекарь в аптеке продал Александру анальгин и аспирин.
- Игорь, Ирина, Иртыш, изба, изморозь, изморось, икра, истерика, инспектор, инструктор, икарус, ирис, истина, искра.
- Ирина в избе закатила истерику.
- Ольга, Олег, озеро, область, острый, опыт, округ, около.
- Ольга любила гулять около озера.
- Улитка, Ульяна, уха, уши, уксус, укус, ужас.
- Ульяна испытала ужас от укуса комара.
- Лыжи, дышишь, дыня, дым, рыло, рытвина, рыба, рыжий, рынок, рысь, сытый, сырость, сыр.
- Света на рынке купила рыжую дыню, свежую рыбу и сыр.
- Экватор, Эдуард, Эдита, Эльвира, эскалатор, экскаватор, Эмма, эпитет, эпиграф, эскиз, эхо.
- Эдуард сел в экскаватор и поехал на экватор.
Аналогично, прочитайте вслух данные примеры, и вы ясно услышите один звук на месте букв "а", "и", "о", "у", "ы", "э".
Гласные в русском языке немногочисленны, однако орфографических правил, касающихся их, достаточно много. Эти буквы встречаются в различных частях слова и в сочетании с различными согласными. Особые затруднение вызывают гласные после шипящих. Правил здесь достаточно много, постараемся их систематизировать и привести конкретные примеры. Также много споров вызывает йотированная гласная. После гласной такого рода, как правило, пишется разделительный Обычно орфограммой считается та буква, которая стоит в слабой позиции (т.е. под ударением), однако в сочетании с шипящими и сильная позиция может вызвать много вопросов. Поэтому разбирать правила будем для гласных как в сильной, так и в слабой позиции.
Йотированные гласные
Для начала разберем, что такое йотированная гласная. После гласной, в начале слова или перед твердым либо мягким знаком подобные буквы произносятся со звуком [й] в начале: [йо]ж (еж), вран’[йо] (вранье), пле[йа]да (плеяда).
Это е, ё, ю, я , а также и . Последняя гласная после гласной имеет йотированное оформление, а также в начале слова, а вот или после мягкого и твердого знаков - нет. Например, Зина[йи]да (Зинаида), но [и]горь.
Е после гласной дает также йотированный звук: по[йэ]хал, во[йэ]нный.
Буквы а, у после шипящих
Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц .
Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, [ж], [ш]) либо из исконно твердых стали мягкими ([ч]).
Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а или у (употребление я или ю считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.
Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.
Правописание и, ы после шипящих
Следует помнить, что после всех шипящих, кроме ц , пишется только буква и . После гласной может идти любой согласный или другой
Например: жирный, животное, жизнь, широкий, фашист, малыши, щит, плащи, лещи, чистка, мечи, читать.
Есть в правиле и исключения, они касаются имен собственных, в них может писаться ы . Например, вьетнамское имя Чыонг.
И или ы в сочетании с ц
Разберем, какие следует писать гласные после ц . Буква ы пишется в следующих случаях:
- Если она стоит в окончании существительного либо прилагательного. Например: три столицы, молодцы-удальцы, куцый мех, узколицый человек, соленые огурцы.
- В именах собственных и нарицательных, имеющих суффикс -ын либо -цын-: Царицыно, Голицын, лисицын хвост, куницын мех.
- В некоторых словах-исключениях: цыган (и все его производные), цыпленок, цыкнуть, на цыпочках.
В фамилиях и либо ы после ц не регламентируется правилом, только правоустанавливающими документами, в которых и указано корректное написание. Допустим, в фамилиях Куницын, Старицын пишется ы , а Ельцин или Вицин необходимо писать через и .
Теперь разберем случаи, когда после ц требуется употреблять и . Это все те, которые не попадают под перечисленные выше правила.
- Корни слов (кроме исключений, перечисленных в пункте 3 предыдущего правила). Например: цифра, цирк, цигейка, специфический, цилиндр, Циолковский, вакцина.
- Суффиксы иноязычного происхождения: конституция, революция, организация, интерпретация, медицина, маршрутизация, кальцит.
- В качестве связки между частями сложного слова и в аббревиатурах также пишется и : ВЦИК, специнтервью, блицинформ.
Ударное положение о, е в сочетании с шипящим
В сильной позиции для передачи звука [э] после шипящих следует писать е . Например: жемчуг, жесть, шепчет, шелест, щель, щебень, цель, центнер, челюсть, честь.
Гласные о/е после шипящих подчиняются своим правилам.
Для начала разберем, когда следует писать о .
- Если она является частью окончания имен существительных или прилагательных (баржой, межой, плечо, ружьецо, чужой, большой), а также суффиксом наречий: горячо, свежо.
- Если является суффиксом имени существительного. Перечислим варианты таких морфем: -ок- (дружок, кружок, пирожок, прыжок); -онк- (книжонка, бумажонка, деньжонка, девчонки, мальчонки, бочонки); -онок-/-чонок- (бочонок, галчонок, зайчонок, барсучонок); -оныш (как правило, это просторечные слова: ужоныш, малышоныш); -овк- (плащовка, бойцовка, мелочовка); -об- (трущоба, чащоба); -отк- (трещотка) и последний суффикс -овщин- требует при себе окончания а : поножовщина.
- Если является -ов-: грошовый, моржовый, парчовый. Сюда же относятся существительные, произошедшие от этих слов, оканчивающиеся она -овка-/-овник-: циновник, парчовка, грошовка, грушовка, речовка. также суффикс -ов- часто встречается и в фамилиях. Здесь стоит ориентироваться на документы, данные при рождении. Так, может писаться Борщов и Борщев, Хрущов и Хрущев, Кумачов или Кумачев.
- Если является наречием или прилагательным с суффинксом -охоньк-: малехонький (малехонько), свежохонький (свежохонько). Эти слова являются просторечными.
- Если является беглым в существительных и наречиях: жор (жрать); ожог (жгу); рожон (рожна); кишки (кишок - родительный падеж).
- Если слово является заимствованным и гласные после шипящих у него в корне: джокер, шорты, анчоус, мажор, Джойс (имена собственные также подчиняются этому правилу).
Когда под ударением следует писать е?
Перечислим случаи, когда в корне после шипящей следует писать е :
О и е в безударном положении
Что касается правописания о или е в безударном положении, то необходимо запомнить, что в слабой позиции следует писать ту букву, которая слышится в сильной. Это касается как корней: жестянка - жесть; шерстянка - шерсть; желтеть - желтый; так и суффиксов: ключевой, плащевой, бичевой; и окончаний: мужем, сторожем, рыжему.
Следует запомнить иноязычные слова, в которых в безударной позиции пишется о : мажордом, шоссе, шокировать, лечо, Шопен, пончо, банджо и другие. Их написание следует сверять с орфографическим словарем.
О и е в сочетании с ц
После буквы ц стоящие в слабой позиции о и е проверяются сильной позицией: цедить - цедит, цензура - цензор, цеховой - цех. Также: перцовый, бойцовый, пыльцовый.
Слова иноязычного происхождения могут содержать безударную о после ц : меццо, скерцо, герцог.
Цокотать пишется через о (цокот).
Урок грамоты в 1 классе.
Тема: Письмо слов с йотированными гласными в начале и в середине слова.
Комментированное чтение текста по вопросам.
Цель: создание условий для формирования навыков чтения и письма слов с йотированными гласными в начале и в середине слова; а также правильного, слогового, выразительного, осознанного чтения.
Задачи: закрепить умения слогозвукового анализа слов, составление звуковых схем; учить писать слова с йотированными гласными в начале и в середине слова;
развивать навык комментированного чтения текста по вопросам учителя; умение работать с текстом;
развивать устную речь; мелкую моторику кисти и рук; фонематический слух; речь; память; внимание; мышление; познавательный интерес;
воспитывать бережное отношение к природе; чувство товарищества и взаимопомощи.
Результаты: учащиеся умеют писать слова с йотированными гласными в начале и в середине слова; делают слогозвуковой анализ слов по схемам ; умеют читать текст и осознают его содержание; дают комментарии по прочитанному тексту, используя грамотную речь; логически излагают свои мысли, рассуждают, осознают важность бережного отношения к природе; умеют проявлять дружелюбие; проявляют интерес к изучаемому материалу.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Актуализация знаний.
Сегодня на урок к нам пришла гостья. Отгадайте кто она?
Я модница такая, что всем на удивление!
Люблю я бусы, блестки – любые украшения.
Но на мою, поверьте, великую беду,
Наряд мне надевают всего лишь раз в году.
(Ёлка)
Что за беда у неё случилась?
Давайте порадуем нашу ёлочку своими знаниями и хорошими ответами.
Повторение.
– Наша елочка нарядная.
Чем украшена она? (Буквами – Б, А, В, Г, У, Д, Ё, Е, И, Н, О, С, Ы. Согласные на синей бумаге, гласные на красной.)
На какие группы их можно разделить? (На гласные и согласные.)
Я показываю согласные буквы, а вы произносите их звуки.
Подумайте, на какие группы можно разделить гласные буквы? (На мягкость и твердость согласных звуков.)
Какие буквы можно выделить из этой группы? (Ё и Е)
Почему?
Сообщение темы и цели урока.
На елочке слова:
ёжик Елена снег лёд
Прочитайте слова.
Что общего в этих словах? (Буквы Ё и Е)
Кто догадался какова тема нашего урока?
Дети самостоятельно формулируют тему урока и задачи по опоре.
Я научусь …..
Я узнаю ……
Я смогу ….
Работа по теме урока.
Слогозвуковой анализ слов – Елена:
Работа в парах с пеналами; 2 ученика для проверки работают за доской. Самопроверка. Наблюдение за позицией буквы Е в слове.
- Что интересного вы заметили, когда составляли схемы. (Когда мы произносим букву в начале слова, мы слышим два звука – [Й"], [Э]; когда Е стоит после согласной – мы слышим один звук [Э])
Посчитайте по схеме количество звуков. (6)
А теперь хором считаем количество букв в слове. (5)
Сравните количество звуков и букв. Почему?
Вывод: Когда буквы –Е и Ё стоят в начале слова, обозначают два звука, поэтому в таких словах звуков больше, чем букв. Когда они стоят после согласной – обозначают 1 звук.
- Назовите слова, в которых буквы Е и Ё обозначают 2 звука. (Ёжик …)
Назовите слова, в которых буквы Е и Ё обозначают 1 звук. (Снег, лёд, …)
Физминутка – на развитие мелкой моторики руки.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни
Раз. два, три, четыре, пять
Начинаем мы писать.
Письмо – работа по прописи – стр. 6.
Гигиенические навыки при письме.
Подготовка рук к письму – рисование узора.
Письмо заглавной и строчной буквы Ее, Ёё – строка под предложением.
(Анализ написания букв – Е и Ё.)
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Почему Е и Ё называют родными сестрами?
А хотите узнать, откуда у Ё появились две точки?
Послушайте сказку об этом.
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву Ё, вот оказывается, почему у Ё две точки.
Показ учителем на доске, письмо в воздухе.
Самостоятельное письмо букв.
Самооценивание:
Подчеркните красным карандашом самую красивую букву Е и Ё, которые у вас получились.
Письмо слов с печатного текста с проговариванием – следующая строка :
ёжик Елена снег лёд
Возьмите карандаш, разделите слова на слоги, поставьте ударение.
Обратная связь: на веере показывают количество слогов в словах.
Вывод: Как определить сколько в слове слогов?
Ё – всегда ударная.
Физминутка.
Ёлочки зеленые
На ветру качаются,
На ветру качаются
Низко наклоняются.
Много ёлочек зеленых,
Много сделаем наклонов.
Словарная работа:
Чтение слов – 1 ученик, хором, с ударением.
ШЁЛ ПОДОШЁЛ
ПРИШЁЛ
Объясните значение этих слов. (Демонстрация – ученик демонстрирует действия.)
НЁС
УНЁС